г. Самара |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А55-13582/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Садило Г.М.,
судей Гольдштейна Д.К., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания Туфатулиной И.В.,
с участием:
финансовый управляющий Леонтьев А.Л. лично (паспорт),
от ФНС России - представитель Калинина О.С. по доверенности от 20.03.2020 г.,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2020 года в помещении суда в зале N 1, апелляционную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Луч" Леонтьева Андрея Леонидовича, на определение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2020 года, принятое по заявлению ФНС России о включении требования в реестр требований кредиторов должника в рамках дела N А55-13582/2019 (судья Карякина М.Ю.) о несостоятельности (банкротстве) Общества с ограниченной ответственностью "Луч", ИНН 6317040148,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2019 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2019 ООО "Луч" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден Корытин М.А.
ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения принятого судом в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации о включении требования в реестр требований кредиторов должника требования в размере 1 518 834,75 руб. (задолженность перед ФСС Российской Федерации по капитализируемым платежам), 2317,53 руб. пени.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2020 удовлетворено заявление конкурсного управляющего Корытина Максима Александровича об освобождении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника. Конкурсным управляющим ООО "Луч" утвержден Леонтьев Андрей Леонидович (ИНН 633006183136, рег. номер 21).
Определением Арбитражного суда Самарской области 21 февраля 2020 года заявление Федеральной налоговой службы о включении требований в реестр требований кредиторов должника удовлетворено.
Включено требование Федеральной налоговой службы в размере 1 518 834,75 руб. основного долга (капитализируемые платежи) в реестр требований кредиторов ООО Луч" в составе требований кредиторов третьей очереди.
Включено требование Федеральной налоговой службы в размере 2317,53 руб. 73 коп. пени в реестр требований кредиторов ООО "Луч" в составе требований кредиторов третьей очереди.
Не согласившись с вынесенным судебным, конкурсный управляющий обратился с апелляционной жалобой, просит определение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2020 года о включении требований Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Луч" (в рамках дела N А55-13582/2019), изменить, включив требование ФНС России в размере 170 512,67 (Сто семьдесят тысяч пятьсот двенадцать) рублей 67 копеек основного долга (капитализируемые платежи) в реестр требований кредиторов ООО Луч" в составе требований кредиторов третьей очереди, в удовлетворении оставшейся части требований отказать. Полагает, что определение является незаконным, необоснованным и подлежащим изменению в обжалуемой части, ссылаясь на то, что Закон о банкротстве предусматривает капитализацию только повременных платежей, в состав которых дополнительные расходы не входят, к возмещение дополнительных расходов на медицинскую и социальную реабилитацию обусловлено их фактическим несением, что лишает данные платежи характера повременных платежей и исключает возможность их взыскания в будущем путем капитализации по Закону о банкротстве. Ссылается на судебную практику.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2020 г. апелляционная жалоба оставлена без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2020 г. апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2020 года с учетом Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 отложено рассмотрение апелляционной жалобы на 10 июня 2020 года.
В судебном заседании Леонтьев А.Л. апелляционную жалобу поддержал, просил определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФНС России возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила определение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не усматривает оснований для отмены определения суда от 21 февраля 2020 года.
Обращаясь с настоящим требованием в арбитражный суд, уполномоченный орган указал, что общий размер капитализируемых платежей составляет 1 518 834, 75 руб., в том числе:
- обеспечение ежемесячными страховыми выплатами в размере 170 512, 67 руб.;
- оплата расходов на приобретение лекарств в размере 122 410, 14 руб.;
- оплата расходов на протезирование в размере 428 913, 30 руб.;
- оплата санаторно-курортного лечения в размере 796 998, 57 руб.
Требование кредитора в размере 2 317, 53 руб. (в том числе пени 2 317, 53 руб.) по следующим налогам и сборам:
земельный налог с организаций, обладающих земельным участке расположенным границах городских округов с внутригородским делением - 1814, 94 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего селения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 0, 04 руб.;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) - 0, 02 руб.
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) - 0,15 руб.;
- транспортный налог с организаций - 502, 38 руб.;
В обоснование заявленных требований представлено требование N 40554 от 06.08.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) на сумму 2 317, 53 руб., в том числе пени - 2 317, 53 руб.
Поскольку должником обязанность по оплате задолженности не исполнена, руководствуясь статьей 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Закона о страховании Российской Федерации, статьями 137, 142 Закона о банкротстве, суд первой инстанции признал требование ФНС России обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно статей 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъясняется, что в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При проверке обоснованности требования кредитора арбитражный суд оценивает доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, регулирующими неисполненные должником обязательства, по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", в силу которых Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в том числе, требований по выплате капитализированных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве, определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно части 3 статьи 135 Закона о банкротстве, с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (главы II, IV Закона о социальном страховании).
Примененному в статье 135 Закона о банкротстве термину "повременные платежи", в этом Законе, равно как и в других федеральных законах, не дано официального толкования. Поэтому статья 135 Закона N 127-ФЗ не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о банкротстве, возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом N 125-ФЗ, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30.11.2006 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей", возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных лиц при исполнении им обязанностей по трудовому договору осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, который вправе потребовать от признанного банкротом должника капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ.
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ определен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с пунктом 2 которого утверждена Методика N 72, положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В разделе 1 Методики N 72 указано, что она базируется на применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших. Нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - это специфические для страховщика показатели, которые применяются для расчета стоимости средств в стоимостном выражении.
Доводы конкурсного управляющего о том, что Закон о банкротстве не предусматривает капитализацию дополнительных расходов (на протезирование, приобретение лекарств, оплата санаторно-курортного лечения), так как капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании пункта 1 статьи 1085, пункта 1 статьи 1093 ГК РФ в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь, судебная коллегия полагает несостоятельными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1-4 Постановления N 57, порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве, применяется в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию.
Такие требования, а также требования застрахованных лиц в части, превышающей обеспечение по страхованию, относятся к требованиям первой очереди, а размер повременных платежей, причитающихся указанным кредиторам и подлежащих капитализации, определяется в соответствии со статьей 1085 ГК РФ.
Вилу статьи 65 АПК РФ ООО "Луч" не представило доказательств того, что потерпевший не нуждается в дополнительных расходах, установленных статьей 1085 ГК РФ.
По смыслу пункта 1 статьи 135 Закона о банкротстве капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь. В этом случае Методика применению не подлежит.
Таким образом, при предъявлении требования лицом, не являющимся застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты по обязательному страхованию, повременные платежи, подлежащие капитализации, представляют возмещение утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь, и в эти платежи действительно не включаются дополнительные расходы, в том числе на санаторно - курортное лечение, проезд к месту лечения, приобретение лекарств, специальных транспортных средств, протезирование и приспособления к протезированию и другие расходы.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела предъявлено требование не в соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве, а на основании пункта 2 статьи 23 Закона о страховании.
Это требование представляет собой капитализированную сумму выплат застрахованным лицам, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации на основании пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве, а потому должно квалифицироваться как требование, относящееся к третьей очереди.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособное зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона о страховании), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести Фонду капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о страховании).
Капитализация платежей производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Законом о страховании не предусмотрено уменьшение размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права Фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения Фонда перед работниками должника.
Размер капитализированных платежей, вносимых в Фонд, определяется Методикой, согласно разделу 2 которой капитализированные платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Аналогичная судебная практика изложена в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А60-30962/2018, Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по делу NА12-59570/2016.
Согласно разъяснениям, данными в пункте 9 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемым этих делах процедурах банкротства" (утвержденного Президиумом ВС РФ 20.12.2016), допуская просрочку в исполнении обязанности налогового агента, должник совершает собственное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена НК РФ. Поэтому требование уполномоченного органа о включении в реестр соответствующих финансовых санкций (штрафов, наложенных по статье 123 НК РФ, и пеней, начисленных в соответствии со статьей 75 НК РФ) отражается в реестре требований кредиторов исходя из общих правил об очередности удовлетворения обязательных платежей: эти финансовые санкции подлежат удовлетворению в составе третьей очереди после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве).
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив расчет капитализируемых платежей, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования ФНС России подлежат включению в реестр требований кредиторов должника в заявленном размере.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены определения суда, с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционных жалобах, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При обжаловании определений, не предусмотренных в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины не предусмотрена, государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы заявителем не уплачивалась.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2020 года, по делу N А55-13582/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.М. Садило |
Судьи |
Д.К. Гольдштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13582/2019
Должник: ООО "ЛУЧ", ООО "Луч" в лице к/у Леонтьева Андрея Леонидовича
Кредитор: Общество с ограниченной ответственностьюзация "Камелот"
Третье лицо: а/у Корытин М. А., а/у Леонтьев А.Л., Бубнова Л.Н., ГУ Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Егоров А.В., ИФНС по Советскому району г. Самары, ИФНС по Советскосу району г. Самары, к/у Корытин Максим Александрович, к/у Леонтьев Андрей Леонидович, Корытин М А, ООО "Базис плюс", ООО "ИнженерМаркет", ООО "Торгово-строительная компания", ООО Ремстрой, ООО Самараторгтранс, Самарское регионгальное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 8, САМРО "АССОЦИАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Союз СРО "МЦАУ", СРО Союз "МЦАУ", Управление Федеральной Налоговой Службы по Самарской Области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, УФМС по Самарской обл. отдел адресно справочной работы, ФНС России
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19608/2022
26.09.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23898/2022
15.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11450/2022
09.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19061/2022
24.03.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2153/2022
21.03.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15259/2022
27.12.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18389/2021
10.06.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6320/2021
14.08.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63756/20
11.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4500/20
04.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2173/20
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-13582/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-13582/19
08.07.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13582/19