г. Москва |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А41-37961/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России": Останина С.Н., по доверенности от 14.02.2020 N 819, диплом о высшем юридическом образовании;
от ИП Сучковой Н.И.: лично (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2019 года по делу N А41-37961/19 по иску ИП Сучковой Н.И. к ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" о признании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сучкова Наталья Ивановна обратилась в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании незаконным изменения размера ежемесячной арендной платы по договору аренды федерального недвижимого имущества от 01.09.2017 N 141/3/7/АИ-44 в части увеличения размера ежемесячной арендной платы на сумму НДС по ставке 18% и 4% инфляции, изложенное уведомлениях от 23.05.208 N Исх. 18-0428; от 20.07.2018 N 18-0706.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2019 года по делу N А41-37961/19 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, между ИП Сучковой Н.И. (арендатор) и ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" (арендодатель) по итогам аукциона на право аренды федерального имущества (протокол от 17.08.2017 N 18/2/1) заключен договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления N 141/3/7/АИ-44.
Согласно п. 1.1 договора, арендодатель обязался предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендатор обязался принять федеральное недвижимое имущество нежилое помещение N 5 (на поэтажном плане комнаты NN 1-12, кадастровый номер 50:55:0000000:70007), общей площадью 185,2 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу Московская область г. Подольск ул. Генерала Варенникова д. 4, для дальнейшего использования в качестве нежилого.
Срок договора установлен с 01.09.2017 по 31.08.2022 (п. 2.1).
Согласно пункту 5.1 договора: "в соответствии с протоколом об итогах аукциона на право заключение договора, сумма ежемесячной арендной платы без учета НДС, коммунальных услуг и эксплуатационных расходов, составляет 136 338,09 рублей (НДС не облагается на основании п. 4.1 ст. 146 НК РФ)".
Пунктом 5.6 договора установлено, что в течение первого календарного года аренды оплата производится по ставке определенной в п. 5.1 договора.
Начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор, арендатор ежегодно обязан самостоятельно рассчитывать размер арендной платы путем увеличения суммы указанной в п. 5.1 договора, на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, и своевременно перечислять ее арендодателю в увеличенном размере, начиная с месяца, следующего за месяцем заключения договора (п. 5.6.1).
Арендодатель вправе 1 раз в 3 года в одностороннем порядке увеличить размер арендной платы на основании отчета об оценке рыночной стоимости величины арендной платы (абз. 2 п. 5.6.1).
23.05.2018 ответчик направил истцу уведомление о необходимости заключить дополнительное соглашение к договору аренды, в целях изменения размера ежемесячной арендной платы с включением в нее налога на добавленную стоимость 18%.
Уведомлением от 20.07.2018 N Исх/18-0706 арендодатель сообщил арендатору о доплате по договору арендной платы:
- за период с 12.04.2018 по 30.04.2018 в размере 137 065,23 руб. и НДС 18% 24 671,74 руб.;
- за май 2018 в размере 141 791,61 руб. и НДС 18% 25 522,49 руб.;
- за июнь 2018 в размере 141 791,61 руб. и НДС 18% 25 522,49 руб.;
- за июль 2018 в размере 141 791,61 руб. и НДС 18% 25 522,49 руб.
Полагая указанные изменения размера арендных платежей незаконными, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции посчитал, что между сторонами достигнуто соглашение о том, что арендные платежи НДС не облагаются.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ).
Пунктом 8 ст. 448 ГК РФ предусмотрено, что условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами по основаниям, установленным законом.
Как следует из договора, он заключен по результатам торгов, проведенных в форме аукциона на право заключения договора аренды федерального недвижимого имущества от 17.08.2017.
Из аукционной документации усматривается, что общая начальная (минимальная) цена за договор по лоту N 1 (предмет спорного договора) составляет 8 180 285 руб. (без учета НДС), начальный размер годовой арендной платы за объект аренды составляет 1 636 057 руб., ежемесячный (минимальный) платеж (цена лота) составляет 136 338,09 руб.
Таким образом, в аукционной документации начальная цена была определена без учета НДС, условий об освобождении арендных платежей от налогообложения НДС документация не содержит.
В соответствии с пунктом 6 статьи 448 ГК РФ если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
По итогам проведения торгов сторонами был подписан протокол N 18/2/1 от 17.08.2017 с аналогичными условиями о цене.
Соответственно, вышеприведенное условие пункта 5.1 договора противоречит аукционной документации.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии со статьей 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Таким образом, предусмотренную действующим законодательством налоговую обязанность нельзя отменить условиями гражданско-правового договора.
В соответствии с абзацем 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об освобождении истца от исполнения обязанностей налогоплательщика предприниматель суду не сообщил.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Согласно пункту 5.1 договора: "сумма ежемесячной арендной платы без учета НДС, коммунальных услуг, эксплуатационных расходов составляет 136 338,09 руб. (НДС не облагается на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ)".
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае обстоятельств, предусмотренных вышеприведенной нормой, не усматривается, спорные гражданско-правовые отношения сторон от налогообложения НДС не освобождены.
Соответственно, внесение в договор аренды условия о том, что арендная плата НДС не облагается, противоречит вышеприведенным нормам законодательства.
Из пояснений представителя ответчика, данных в судебных заседаниях апелляционного суда, следует, что включение в договор условия об освобождении спорных операций от налогообложения НДС является технической ошибкой.
Таким образом, обжалуемые уведомления о необходимости включения в сумму арендных платежей НДС соответствует законодательству.
В отношении уведомления об изменении размера арендной платы на уровень инфляции с 01.06.2018, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5.6 договора, в течение первого календарного года аренды оплата производится по ставке, определенной в пункте 5.1.
В соответствии с пунктом 5.6.1 договора, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор, арендатор ежегодно обязан самостоятельно рассчитывать размер арендной платы путем увеличения суммы, указанной в пункте 5.1 договора, на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, и своевременно перечислять ее арендодателю в увеличенном размере, начиная с месяца, следующего за месяцем заключения договора.
Как указывалось выше, согласно уведомлению от 23.05.2018 ответчик указывает на изменение с 01.06.2018 арендной платы на 4% - уровень инфляции.
Между тем, договор был заключен 01.09.2017, то есть увеличение арендной платы на уровень инфляции в соответствии с пунктом 5.6.1 должно производиться не ранее 01.09.2018.
Таким образом, оспариваемое уведомление в указанной части не соответствуют условиям договора.
Кроме того, в соответствии с положениям части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов":
- уровень инфляции в 2018 году не превышает 4,0 процента (редакция от 05.12.2017);
- уровень инфляции в 2018 году не превышает 2,8 процента (редакция от 03.07.2018);
- уровень инфляции в 2018 году не превышает 3,4 процента (редакция от 29.11.2018).
Исходя из изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части удовлетворения требования о признании незаконным изменения ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" размера ежемесячной арендной платы по договору аренды федерального недвижимого имущества от 01.09.2017 N 141/3/7/АИ-44 в части увеличения размера ежемесячной арендной платы на сумму НДС по ставке 18%, изложенное в уведомлениях от 23.05.2018 N Исх/18-0428, от 20.07.2018 NИсх/18-0706, а также распределения судебных расходов по оплате государственной пошлины, а указанное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2019 года по делу N А41-37961/19 отменить в части удовлетворения требования о признании незаконным изменения ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" размера ежемесячной арендной платы по договору аренды федерального недвижимого имущества от 01.09.2017 N 141/3/7/АИ-44 в части увеличения размера ежемесячной арендной платы на сумму НДС по ставке 18%, изложенное в уведомлениях от 23.05.2018 N Исх/18-0428, от 20.07.2018 NИсх/18-0706, а также распределения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении требования о признании незаконным изменения ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" размера ежемесячной арендной платы по договору аренды федерального недвижимого имущества от 01.09.2017 N 141/3/7/АИ-44 в части увеличения размера ежемесячной арендной платы на сумму НДС по ставке 18%, изложенное в уведомлениях от 23.05.2018 N Исх/18-0428, от 20.07.2018 NИсх/18-0706 отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2019 года по делу N А41-37961/19 оставить без изменения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сучковой Натальи Ивановны (ИНН 770501692892) в пользу ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" (ИНН 78102529470029) 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37961/2019
Истец: ИП Сучкова Наталья Ивановна
Ответчик: ФГУП "ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"