г. Киров |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А82-12497/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная Речка" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2019 по делу N А82-12497/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная речка" (ИНН: 7610057882, ОГРН: 1037601602500)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (ИНН: 7610052570, ОГРН: 1047601617942)
о признании недействительными решений от 25.02.2019 N 53 и N 97,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная речка" (далее - ООО "Санаторий "Черная речка", Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 25.02.2019 N 53 и N 97.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2019 заявленные требования удовлетворены частично: решения Инспекции N 53 и N97 признаны недействительными в части доначисления земельного налога за 2015 и 2016 вследствие применения пониженной налоговой ставки 0,3% в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:14:040203:14, а также соответствующих сумм пеней и штрафа за неуплату земельного налога.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ООО "Санаторий Черная Речка" с принятым решением суда в части отказа в удовлетворении его требований не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в соответствующей части отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку:
1) суд первой инстанции не нашел оснований для применения льготной налоговой ставки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15, сделав вывод о невозможности выделения из сооружений, находящихся на территории спорных земельных участков, объектов, относящихся к инженерной инфраструктуре ЖКХ, тогда как:
- на земельном участке 76:14:040203:13 находятся электроподстанции, артезианские скважины, насосная станция, сети фекальной канализации, сети ливневой канализации, угольная котельная, склад угля, эстакада подачи угля, теплотрасса для обеспечения теплом и горячей водой, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования) и др.,
- на земельном участке 76:14:040203:15 расположены очистные сооружения. Иные объекты, кроме объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, на данном земельном участке отсутствуют;
- в решениях от 25.02.2019 N 53, от 25.02.2019 N 97 Инспекция подтвердила факт нахождения на земельных участках 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15 объектов коммунального хозяйства, которые участвуют в процессе производства и предоставления услуг коммунального характера;
- суд первой инстанции установил, что по земельному участку 76:14:040203:14 проходят сети водопровода, ливневой и фекальной канализации, тепловые сети, электрические сети, которые связаны в единый производственный цикл с объектами, расположенными на земельных участках с 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15, для обеспечения коммунальными услугами многоквартирного жилого дома N 46.
2) Суд первой инстанции согласился с позицией налогового органа о том, что объекты инженерной инфраструктуры, расположенные на земельных участках 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15, используются не только для обслуживания жилищного фонда, но и для других внутрихозяйственных целей, тогда как данная позиция основана на расширительном толковании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, без учета принципа налогового регулирования, установленного пунктом 7 статьи 3 НК РФ, о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу ООО "Санаторий "Черная речка", в котором против его доводов возражает, просит решение суда в обжалуемой им части оставить без изменения.
В свою очередь Инспекция с принятым решением суда в части удовлетворения требований налогоплательщика не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что на спорные земельные участки, используемые для деятельности ООО "Санаторий "Черная речка", не распространяется действие льготной ставки налога как на земельные участки, занятые жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. За изменением целевого назначения спорных земельных участков ООО "Санаторий "Черная речка" не обращалось.
Факт подключения к объектам инженерной инфраструктуры санатория многоквартирного дома N 46 не является доказательством того, что данные объекты инженерной инфраструктуры организации относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, являющимся объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда и используются только для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования.
ООО "Санаторий "Черная речка" в отзыве на апелляционную жалобу от 22.05.2020 указало, что суд первой инстанции полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, сделал выводы соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при принятии решения в части, обжалуемой налоговым органом.
Кроме того, в данном отзыве налогоплательщик выразил свою позицию на отзыв налогового органа на его жалобу, в котором, в частности возражает против приобщения к материалам дела запросов Инспекции от 14.01.2020 и от 23.01.2020 и ответа Администрации Покровского сельского поселения РМТ от 30.01.2020 в отношении ООО "База отдыха "Черная Речка" за период 2018 года, так как указанные документы не относятся к проверяемому периоду и к налогоплательщику, а также в силу части 2 статьи 268 АПК РФ указанные доказательства запрошены и получены налоговым органом после вынесения обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу откладывалось до 11 часов 00 минут 16.04.2020, до 11 часов 15 минут 28.05.2020 и до 11 часов 00 минут 04.06.2020.
В связи с невозможностью дальнейшего участия в рассмотрении дела 16.04.2020 по причине нахождения в отпуске судьи Щелокаевой Т.А. произведена ее замена на судью Великоредчанина О.Б, поэтому рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 04.06.2020 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
В судебном заседании апелляционного суда 28.05.2020, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, представители сторон настаивали на своих позициях по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2019 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных ООО "Санаторий "Черная Речка" уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2015 и 2016, по результатам которых составлены акты от 27.12.2018 N 3753 и N 3754 и вынесены решения от 25.02.2019:
- N 53 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
- N 97 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекцией был сделан вывод о занижении налогоплательщиком земельного налога за 2015 и за 2016 по причине неправомерного применения льготной налоговой ставки 0,3% при исчислении земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 76:14:040203:13, 76:14:040203:14, 76:14:040203:15, расположенным в Рыбинском районе Ярославской области.
ООО "Санаторий "Черная речка" с решениями Инспекции не согласилось и обжаловало их в УФНС России по Ярославской области.
Решениями вышестоящего налогового органа от 25.04.2019 N 74 и N75 решения Инспекции оставлены без изменения.
ООО "Санаторий "Черная речка" с решениями Инспекции не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 3, 11, 388, 389, 390, 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ),
Решением муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 25.11.2011 N 78 "О земельном налоге на территории Покровского сельского поселения", статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Постановлениями Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 10062/10, от 30.06.2009 N 1514/09 и от 23.11.2010 N10062/10, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N210-ФЗ), статьей 1 (Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", требования налогоплательщика удовлетворил частично.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалоб, отзывов на жалобы, выслушав в судебном заседании 28.05.2020 представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 настоящего Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Подпунктом "б" пункта 1.1 части 1 раздела II Решения муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 25.11.2011 N 78 "О земельном налоге на территории Покровского сельского поселения" установлено, что в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, установлена налоговая ставка 0,3%.
В отношении прочих земельных участков, не поименованных в пункте 1.1 части 1 раздела II Решения N 78 предусмотрена налоговая ставка 1,5%.
Для применения льготной ставки земельного налога законодателем оговорены два обязательных условия: расположенные на земельном участке объекты должны относиться к объектам жилищного фонда, а объекты коммунальной инфраструктуры должны быть направлены на обеспечение жизнедеятельности объектов жилищного фонда.
Понятие "жилищный фонд" раскрыто в части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в постановлении от 23.11.2010 N 10062/10, понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в Налоговом кодексе и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому, с учетом статьи 11 НК РФ, данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
На основании статьи 275.1 НК РФ к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Пунктами 1 и 2 статьи 98 ЗК РФ определено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, санатории, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В подпункте 3 пункта 2 статьи 98 ЗК РФ указано, что земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.
В силу пункта 5 статьи 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр.
Действующим законодательством предусмотрено, что изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости и последующим отражением в кадастре недвижимости.
По смыслу положений НК РФ и нормативно-правовых актов органов муниципальных образований ставка земельного налога применяется исходя из категории земель, фактического использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, которое должно быть отражено в кадастре недвижимости.
В силу пункта 24 статьи 1 ГрК РФ под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых бытовых отходов.
В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235) относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т. п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, то фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороной следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги и данные отношения рассматриваются как договорные.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Санаторий "Черная речка" в проверяемых периодах являлось собственником земельных участков:
- с кадастровым номером 76:14:040203:13, расположенном по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, район дер. Дегтярицы, д.101. Дата государственной регистрации права - 14.01.2009, дата государственной регистрации прекращения права - 20.02.2016, категория земель - "Земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - "Для эксплуатации санатория "Черная речка", кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2015 - 35 931 877,96 руб.,
- с кадастровым номером 76:14:040203:14, расположенном по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, район дер. Дегтярицы, д.126. Дата государственной регистрации права - 30.12.2008, дата государственной регистрации прекращения права - 20.02.2016, категория земель - "Земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - "Для эксплуатации объектов санатория "Черная речка", кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2015 - 15 781 442,71 руб.,
- с кадастровым номером 76:14:040203:15, расположенном по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, район дер. Гладышево, д.101. Дата государственной регистрации права - 30.12.2008, дата государственной регистрации прекращения права - 20.02.2016, категория земель - "Земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - "Для эксплуатации очистных сооружений санатория "Черная речка", кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2015 - 993 396,56 руб.
Данные сведения подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, представленными филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области" от 25.12.2018 N 76/108/001/2018-42780, N76/108/001/2018-42776, от 25.01.2019 N 76/108/001/2019-1763, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, представленными ФКП Росреестра по Ярославской области от 25.12.2018 N76/108/001/2018-42784, от 26.01.2019 N76/108/001/2019-1766, N76/108/001/2019-1769.
Указанные земельные участки расположены на территории Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района.
На земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:13 находятся электростанции, артезианские скважины, насосная станция, сети фекальной канализации, сети ливневой канализации, угольная котельная, склад угля, эстакада подачи угля, теплотрасса для обеспечения теплом и горячей водой, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования и др).
На земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:15 расположены очистные сооружения и отсутствуют иные объекты, кроме объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ.
По земельному участку с кадастровым номером 76:14:040203:14 проходят сети водопровода, ливневой и фекальной канализации, тепловые сети, электрические сети, которые связаны в единый производственный цикл с принадлежащими санаторию объектами, расположенными на земельных участках с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15, для обеспечения коммунальными услугами многоквартирного жилого дома N 46, расположенного по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, д.Дегтярицы.
Указанные объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:14, предназначены и фактически использовались в проверяемом периоде для обеспечения коммунальным ресурсом исключительно многоквартирного жилого дома N 46.
Иные объекты, кроме объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, на данном земельном участке отсутствуют.
В кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 76:14:040203:14 выделен жилой дом N 46 (обозначение :28).
Другие резервные инженерные сети и коммуникации, обеспечивающие многоквартирный жилой дом коммунальным ресурсом, в проверяемый период отсутствовали.
Как пояснило Общество, многоквартирный жилой дом N 46 в дер.Дегтярицы Рыбинского района первоначально был построен на земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:14. В 2008 состоялся выдел земельного участка по периметру многоквартирного жилого дома N 46 из земельного участка с кадастровым номером 76:14:040203:14, площадь которого, соответственно, была уменьшена, что подтверждается описанием данного земельного участка.
Объекты инженерной инфраструктуры ЖКХ, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:14, изначально предназначались и фактически использовались исключительно для поставки коммунального ресурса в отношении жилого дома.
Общество вынуждено было принять на обслуживание уже существовавший на тот момент жилой дом и продолжать в дальнейшем его обслуживание даже в осенне-зимние периоды, когда санаторий не работает, неся при этом убытки. При этом для обеспечения жилого дома коммунальными ресурсами круглогодично задействована вся единая система инженерной инфраструктуры санатория.
Данные обстоятельства подтверждаются решением Рыбинского городского суда от 14.10.2016 по делу N 2-5221/2016, которым установлено, что поставка коммунального ресурса собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД N 46 осуществлялась ООО "Санаторий "Черная речка".
В решении суда от 14.10.2016 по данному делу указано, что обязанность по организации снабжения многоквартирного дома соответствующими видами коммунальных услуг возложена на Администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области.
Постановлением Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.09.2016 установлено, что ООО "Санаторий "Черная речка" осуществляет на территории Ярославской области регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Таким образом, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 N 1514/09, от 23.11.2010 N10062/10).
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что условия для применения пониженной налоговой ставки (пункт 1 статьи 394 НК РФ) относятся только к земельному участку с кадастровым номером 76:14:040203:14.
Между тем, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15 суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для применения льготной налоговой ставки.
На земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:13 находятся электростанции, артезианские скважины, насосная станция, сети фекальной канализации, сети ливневой канализации, угольная котельная, склад угля, эстакада подачи угля, теплотрасса для обеспечения теплом и горячей водой, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования и др.).
На земельном участке с кадастровым номером 76:14:040203:15 расположены очистные сооружения, принимающие стоки от санатория и от жилого дома N 46. Иные объекты, кроме объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, отсутствуют.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 76:14:040203:13 установлена категория земель - "Земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - "Для эксплуатации санатория "Черная речка", с кадастровым номером 76:14:040203:15 - "Земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - "Для эксплуатации очистных сооружений санатория "Черная речка".
Таким образом, расположенные на данных земельных участках объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса изначально предназначались и фактически использовались для функционирования санатория, земельные участки использовались по целевому назначению, не связанному с использованием для нужд потребителей ЖКХ. Выделить из сооружений, находящихся на территории спорных земельных участков, объекты, относящихся к инженерной инфраструктуре ЖКХ, не представляется возможным.
ООО "Санаторий "Черная речка" является единым недвижимым комплексом, в связи с чем принадлежащие ему отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, вынужденно используемые для оказания услуг многоквартирному дому N 46, а также территории спорных земельных участков, на которых они расположены, не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов вне связи с единым недвижимым комплексом.
Доказательства того, что объекты коммунального хозяйства ООО "Санаторий "Черная речка", расположенные на земельных участках 76:14:040203:13 и 76:14:040203:15, использовались в проверяемых периодах исключительно для оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, налогоплательщиком не представлено.
Выделение из сооружений, находящихся на территории спорных земельных участков объектов, относящихся к инженерной инфраструктуре ЖКХ, Общество не производило; самостоятельные земельные участки под этими объектами не формировало.
Рассмотрев жалобы Общества и Инспекции, апелляционный суд считает, что их доводы построены на изложении норм права и фактически имевших место обстоятельствах, трактуемых каждым из заявителей жалоб в свою сторону, но не опровергающих выводы, сделанные судом первой инстанции и не свидетельствующих о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылка ООО "Санаторий "Черная речка" на необходимость применения пункта 7 статьи 3 НК РФ его позицию по делу также не подтверждает, так как никаких сомнений, противоречий и неясностей нормы налогового законодательства, примененные судом первой инстанции, не содержат.
Ссылки Общества и Инспекции на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, так как названные ими судебные акты приняты судами по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, выводы по которым не могут быть автоматически распространены на иные споры по аналогичной категории дел.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2019 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, при непосредственном, полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалоб Инспекции и ООО "Санаторий "Черная речка" по изложенным в них доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе Общества относятся на заявителя жалобы.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе Инспекции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2019 по делу N А82-12497/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная речка" (ИНН: 7610057882, ОГРН: 1037601602500) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (ИНН: 7610052570, ОГРН: 1047601617942) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12497/2019
Истец: ООО "САНАТОРИЙ "ЧЕРНАЯ РЕЧКА", представитель истца Балакина Ольга Олеговна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области
Третье лицо: Арбитражный суд Костромской области, Арбитражный суд Ярославской области, Ярославский областной суд Ярославской области