г. Москва |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А40-57140/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Валюшкиной В.В., Кораблевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "МОЭСК - ИНЖИНИРИНГ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2019 по делу N А40-57140/19
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674)
к АО "МОЭСК - ИНЖИНИРИНГ" (ИНН 7708659347)
о взыскании задолженности по договору аренды и пени,
при участии в судебном заседании представителей: от истца: не явился, извещен; от ответчика: Левкина Т.А. по доверенности от 26.09.2019, диплом N 28-10 от 28.06.2010;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "МОЭСК - ИНЖИНИРИНГ" о взыскании задолженности по Договору долгосрочной аренды земельного участка N М-04-034401 (кадастровый номер 77:04:0003006:68), имеющего адресные ориентиры: город Москва, улица Южнопортовая владение 17, площадью 40 607 кв.м., в общей сумме 99 104 915 руб. 50 коп., задолженность по арендной плате за период с 1 квартала 2015 по 30.06.2018 в размере 99 090 639 руб. 79 коп., а также пени за период с 4 квартала 2017 30.06.2018 в размере 14 275 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 августа 2019 года исковые требования были удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что судом первой инстанции не учтено, что у ответчика отсутствует задолженность по арендным платежам, требования истца основаны на незаконном изменении размера арендной платы.
Представители ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме. Считают решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель истца, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явился, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, полагает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 27 августа 2019 года подлежит отмене, с принятием нового судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 19.10.2009 между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (арендодатель) и Открытым акционерным обществом "Москабельсетьмонтаж" (арендатор) заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-04-034401.
Постановлением Правительства Москвы от 08.02.2013 N 49-ПП Департамент земельных ресурсов города Москвы реорганизован путем присоединения к нему Департамента имущества города Москвы с изменением названия на Департамент городского имущества города Москвы. Таким образом, в настоящий момент арендодателем по договору является Департамент городского имущества города Москвы.
Открытое акционерное общество "Москабельсетьмонтаж" 23.05.2018 переименовано в Акционерное общество "МОЭСК-ИНЖИНИРИНГ".
Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003006:68, имеющий адресные ориентиры: город Москва, улица Южнопортовая, владение 17, площадью 40 607 кв.м., предоставленный в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации производственно-складских зданий (п. 1.1 договора).
Согласно выписке из ЕГРИ от 23.08.2018 право собственности на земельный участок не разграничено (т. 1; л.д. 36-37).
Срок действия Договора - до 25.02.2058.
Договор заключен в соответствии с распоряжением Департамента от 12.08.2009 N 641-04 ДЗР, из которого следует, что на момент его заключения на земельном участке располагались 18 нежилых зданий, находящихся в собственности ОАО "Москабельсетьмонтаж", используемых под склад (стр. 2, 4, 9, 10, 12, 13, 15, 18, 19), под производство (стр.3, 5, 7, 8, 11, 14, 16, 17), под проходную (стр.1), а также подъездной железнодорожный путь, наружные тепловые сети и теплосеть.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13.04.2009 (приложение к распоряжению от 12.08.2009 N 641-04 ДЗР), земельный участок имел разрешенное использование: для эксплуатации сооружений и зданий под производственно-складские цели, стоянки для отстоя и технического обслуживания автотранспорта, реконструкции цеха по ремонту грузового автотранспорта, что соответствовало виду разрешенного использования - участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (п. 1.2.3, п. 1.2.9).
В соответствии с п. 3.3 договора размер ежегодной арендной платы указан в Приложении N 1 к договору. Приложение N 1 является и неотъемлемой частью договора. В Приложении N 1 установлено, что ставка арендной платы устанавливается в размере 0,01 % от кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Уведомлением от 17.04.2015 арендодатель сообщил арендатору об изменении с 01.01.2015 арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка; арендная плата производилась по формуле: 763 623 162,47 руб. ("кадастровая стоимость земельного участка") х 0,01 % ("ставка арендной платы в % oi кадастровой стоимости") " 76 362,32 руб. (т. 2; л.д. 57).
Арендодателем в 2015 произведены арендные платежи на общую сумму в 76 362,32 руб. (т. 2; л.д, 24-27).
В 2016 арендатором произведены арендные платежи на общую сумму в 76 362.32 руб. (т. 2; л.д. 28-31).
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-II11 были утверждены кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г. Соответственно, с 01 января 2017 г. изменилась кадастровая стоимость земельного участка с 763 623 162.47 руб. до 2 105 732 428.73 руб.
Арендатор, исходя из указанных изменений произвел индексацию арендных платежей: 2 105 732 428,73 руб. ("кадастровая стоимость земельного участка") х 0,01 % ("ставка арендной платы в % от кадастровой стоимости") = 210 573.24 руб.
В 2017 арендатором произведены арендные платежи на общую сумму в 210 573,24 руб. (т. 2: л.д. 32-36).
В 2018 арендатором за 1 кв. и 2 кв. произведены арендные платежи на общую сумму в 105 286,62 руб. (т. 2; л.д. 37-38).
Арендодатель 29.03.2018 направляет Претензию о задолженности по арендной плате, указывая на наличие задолженности по арендной плате за землю за период с 1 кв. 2015 г. по 31.12.2017 в размере 159 075,45 руб. и пени за период с 06.10,2017 г. по 31.12.2017 г. в размере 5 003,92 руб. (т.2;л.д.58-59).
21.06.2018 арендодатель направил уведомление об изменении размера арендной платы (т.2; л.д. 124-126).
22.08.2018 арендодатель направил Претензию о задолженности по арендной плате, указывая на наличие задолженности по арендной плате за землю за период с I кв. 2015 г. по 30.06.2018 в размере 99 090 636,79 руб. и пени за период с 4 квартала 2017 г. по 30.06.2018 в сумме 14 275,71 руб. за просрочку платежа" (т.I; л.д.19-20).
Согласно исковому заявлению и представленному истцом расчету задолженность по арендной плате за период с 1 квартала 2015 по 30.06.2018 составила 99 090 639 руб. 79 коп., а также пени за период с 4 квартала 2017 по 30.06.2018 в размере 14 275 руб. 71 коп.
Как утверждает истец, сумма задолженности возникла на основании уведомления от 21.06.2018 ввиду перерасчета арендной платы в связи с актом проверки Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 17.11.2014 N 9044135 и распоряжением Департамента от 06.02.2015 N 1405 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003006:68". Ответчиком доказательств погашения долга не представлено, претензия от 22.08.2018 оставлена им без удовлетворения.
Возражая против требования истца, ответчик утверждает о том, что осуществлял платежи в соответствии с действующей по договору ставкой в 0,01% от кадастровой стоимости, требования о взыскании повышенной арендной платы на основании уведомления от 21.06.2018 являются незаконными.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с п.п. 3.2 арендная плата вносится Арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 5 числа первого месяца каждого квартала.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено судом первой инстанции, согласно расчёту истца, за ответчиком образовалась задолженность по арендной плате за период за период с 1 квартала 2015 по 30.06.2018 в сумме 99 090 639 руб. 79 коп.
Также, в соответствии с п. 7.2 Договора, при неуплате арендатором арендных платежей в установленные договором сроки начисляются пени в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
В связи с несвоевременным внесением арендной платы истец начислил ответчику пени за период с 4 квартала 2017 по 30.06.2018 г. в сумме 14 275 руб. 71 коп.
При рассмотрении дела, ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что в силу уведомления от 21.06.2018 арендатор должен был выплачивать арендную плату в новом размере, начиная с 1 кв. 2015 г.
Принимая во внимание истечение срока исковой давности по части заявленных требований, суд первой инстанции удовлетворил заявленный иск в части долга в размере 68 879 285, 34 руб. за период с 2 квартала 2016 по 2 квартал 2018 (включительно) и пени 5 840, 23 руб. по состоянию на 30.06.2018, а всего 68 885 125,57 руб.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку задолженность подтверждена материалами дела и доказательств ее погашения ответчиком не представлено, требование истца о взыскании задолженности и пени законно, однако, с учетом пропуска истцом срока исковой давности, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, где сумма задолженности период с 2 квартала 2016 г. по 2 квартал 2018 г составляет 68 879 285, 34 руб., пени 5 840, 23 руб. по состоянию на 30.06.2018 г.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции и полает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исходя из следующего.
Рассматриваемый договор был подписан 19.10,2009, прошел государственную регистрацию 15.12.2009.
Согласно п. 3.3 договора и Приложению N 1 к договору ставка арендной платы устанавливается в размере 0,01 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В п. 3.4 договора установлено, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом власти Российской Федерации и/или г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор.
В случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или коэффициентов к ставкам арендной платы и/или уведомления с расчетом платежей, либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов, в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий Договор.
Исковые требования заявлены в отношении задолженности по арендной плате за периоде 1 квартала 2015 по 30.06.2018.
Как указывает истец, размер арендной платы в указанный период был изменен им в одностороннем порядке с 0,01 % до 1,5% в связи с актом проверки Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 17.11.2014 N 9044135 и распоряжением Департамента от 06.02.2015 N 1405 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003006:68".
В связи с таким изменением ответчику было направлено 21.06.2018 уведомление об изменении арендной платы.
Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП был введен абзац 2 пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", согласно которому изменение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 октября 2012 г. осуществляется по ставкам арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1) в соответствии с условиями договора аренды на основании уведомления арендаторов земельных участков Департаментом городского имущества города Москвы.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период истец не направлял ответчику уведомления об изменении арендной платы, а также не публиковал нормативно-правовые акты, касающиеся изменения порядка расчета арендной платы, с 0,01 %до 1,5%.
В рассматриваемый период изменение размера арендной платы согласно п. 3.4 договора происходило на основании: Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП, уведомления от 17.04.2015 г., Постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП в части кадастровой стоимости. Процентная ставка истцом не менялась.
Таким образом, из представленных доказательств не следует, что в рассматриваемый период ставка арендной платы была установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В спорный период арендатор осуществлял исчисление и уплату арендных платежей согласно указанным актам и уведомлению по ставке 0,01 %, претензий со стороны арендодателя в спорный период не поступало.
В соответствии с абзацем 4 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.н.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Следовательно, изменения, указанные в уведомлении от 21.06.2018, не могут распространяться на размер арендной платы за спорный период с 1 квартала 2015 по 30.06.2018.
Довод истца о том, что об изменении размера арендной платы ответчик должен был знать с 06.02.2015, а именно с момента издания Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 1405 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:040:0003006:68", отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Прежде всего, данный акт является индивидуальным правовым актом. Истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих своевременное направление этого распоряжения ответчику.
Судом апелляционной инстанции неоднократно откладывалось рассмотрение апелляционной жалобы и определением суда истец обязывался судом представить в материалы дела надлежащим образом заверенные копии распоряжения об изменении процентной ставки арендной платы, а также доказательства его направления ответчику, однако определения суда от 13.01.2020 и 19.02.2020 г.г. истцом не исполнены, в судебное заседание 01.06.2020 г. истец не явился.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения договора) размер арендной платы определяется договором аренды.
Также, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения договора) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (положения пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.03.2015).
В п. I ст. 20 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы.
Порядок определения размера арендой платы за использование земельных участков в Москве, собственность на которые разграничена, регулируется Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве".
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП определено, что изменение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 октября 2012 г. осуществляется по ставкам арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1) в соответствии с условиями договора аренды на основании уведомления арендаторов земельных участков Департаментом городского имущества города Москвы, в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка.
В абз. 4 п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что к Договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органам в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Также согласно п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее.
Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения из договора аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (статья 431 ГК РФ).
Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и истребует изменения договора аренды.
Таким образом, в силу норм указанных выше, а также п. 3.4. договора арендодатель вправе изменять размер ежегодной арендной только в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом власти Российской Федерации и/или г. Москвы.
Суд первой инстанции посчитал, что уведомление от 21.06.2018 является уведомлением об изменении ставки арендной платы в соответствии с п. 3.4 договора (т. 2 л.д. 124-126).
Между тем, уведомление от 21.06.2018 не содержит в себе данных о каком-либо случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом власти Российской Федерации и/или г. Москвы.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 5 ст. 65 ЗК РФ предусмотрено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может применяться кадастровая стоимость земельного участка. Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утвержден перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве. Таким образом, законодатель определил виды разрешенного использования, применяемые в городе Москве до их установления градостроительным регламентом. (В соответствии с указанным постановлением установлены виды разрешенного использования спорного земельного участка в редакции, на момент действия постановления).
Следовательно, размер арендной платы напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка, которая, в свою очередь, определяется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, устанавливаемого в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 и постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП.
В соответствии с п. 11 ст. 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных Законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных участков и имущественных прав.
Согласно частям 1, 2 ст. 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы.
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, указанные в ч. 1 ст. 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен порядок определения размера арендной платы за находящиеся в собственности города Москвы земли, согласно которому подлежат применению новые ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном порядке.
Согласно п. 3.3 договора и Приложению N 1 к договору ставка арендной платы устанавливается в размере 0,01 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из п. 3.4 Договора, размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате Арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной глаты и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или г. Москвы без согласования с Арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор.
При этом, в случае принятия таких актов исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании Договора и письменного уведомления Арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов, в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий Договор.
Уведомление может быть сделано Арендодателем и через средства массовой информации неопределенному кругу лиц, обязательное для арендатора. Первый арендный платеж по новым ставкам арендной платы производится Арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок арендной платы, включая, при необходимости, доплату за предыдущие периоды.
Актом обследования территории Государственной инспекции по недвижимости от 17.11.2014 N 9044135 указано, что арендатором на земельном участке произведена конструкция здания по адресу: г. Москва, ул. Южнопортовая, вл. 17, стр. 2, а именно: надстроено два этажа и пристроен навес, при этом земельный участок для целей строительства и реконструкции не предоставлялся.
На основании указанного акта Госинспекции, а также на основании сведений ИСИО было принято распоряжение от 06.02.2015 N 1405.
Согласно указанному распоряжению, установлено иное разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003006:68, а именно: обслуживание автотранспорта (4.9); склады (6.9); легкая промышленность (6.3).
Таким образом, в связи с изданием указанного выше распоряжения, Департамент городского имущества г. Москвы направил в адрес АО "МОЭСК - ИНЖИНИРИНГ" уведомление от 21.06.2018 об изменении ставки арендной платы в соответствии с п. 3.4 договора.
Между тем, судебная коллегия обращает внимание на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления Распоряжения Департамента городского имущества г. Москва от 06.02.2015 N 1405 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003006:68" в адрес ответчика.
Согласно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон, только в случае если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, буквальное толкование вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу о том, что по общему правилу арендодателю нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не предоставлено право на одностороннее изменение условий договора аренды о размере арендной платы.
Если одностороннее изменение условий обязательства совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к его совершению, то по общему правилу такое одностороннее изменение его условий не влечет юридических последствий, на которые оно было направлены. (пункт 12 Постановления пленума ВС РФ N 54).
Согласно пункту 2 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Если односторонняя сделка совершена, когда законом, иным правовым актом или соглашением сторон ее совершение не предусмотрено или не соблюдены требования к ее совершению, то по общему правилу такая сделка не влечет юридических последствий, на которые она была направлена.
Таким образом, истец не вправе был в одностороннем порядке изменять ставку арендной платы с 0,01% до 1,5% от кадастровой стоимости и применять ее при расчете арендной платы, в связи с чем, на стороне ответчика отсутствует задолженность по арендным платежам, поскольку оплата производилась по ставке установленной Договором долгосрочной аренды земельного участка N М-04-034401 от 19.10.2009.
Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Судебные расходы судебная коллегия распределяет в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2019 по делу N А40-57140/19 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674) к АО "МОЭСК - ИНЖИНИРИНГ" (ИНН 7708659347) о взыскании задолженности по договору аренды и пени - отказать.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу АО "МОЭСК - ИНЖИНИРИНГ" (ИНН 7708659347) расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57140/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "МОЭСК - ИНЖИНИРИНГ"