г. Москва |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А40-105406/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.
судей Александровой Г.С., Бондарева А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Международный аэропорт "Уфа" на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2019 года по делу N А40-105406/18, принятое судьей Смысловой Л.А. (125-529)
по иску АО "Международный аэропорт "Уфа" (ОГРН 1060274000192)
к ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ИНН 7714276906) об изменении порядка определения размера арендной платы по договорам аренды,
при участии в судебном заседании представителей: от истца: не явился, извещен, от ответчика: Кириллов О.С. по доверенности от 21.09.2019 г.; диплом номер ВСБ 0028281 от 21.04.2003,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Международный аэропорт "Уфа" (далее - истец, общество, арендатор) 15.05.2018 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - ответчик, предприятие, арендодатель) с требованиями об обязании ответчика применять с 05.01.2018 по договору аренды федерального недвижимого имущества от 16.02.2016 N 347/1 и договору аренды федерального движимого имущества аэропорта от 16.02.2016 N 347/2 порядок расчета арендной платы, установленный Положением "О существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666; о признании не подлежащими применению с 05.01.2018 размер и порядок определения арендной платы, предусмотренные пунктами 4.1, 4.2, 4.4, 4.7, 4.11 договора аренды федерального недвижимого имущества от 16.02.2016 N 347/1, пунктами 4.1, 4.2, 4.4, 4.7, 4.9 договора аренды федерального движимого имущества аэропорта Уфа от 16.02.2016 N 347/2.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2019 г. вышеназванные акты суда первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение.
При этом, суд кассационной инстанции не согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, и в случае неисполнения обязанности по оплате арендной платы в размере с учетом указанных актов Правительства, истец имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании арендной платы с учетом применения указанных норм. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, а также проверить довод истца о том, что у арендатора появляется право применять новый порядок расчета арендной платы только после исполнения предусмотренной договорами обязанности арендодателя известить арендатора о новом порядке расчета арендной платы (пункт 4.12 договора аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Уфа от 16.02.2016 N 347/1 и пункт 4.11 договора аренды федерального движимого имущества аэропорта Уфа от 16.02.2016 N 347), а одностороннее принятие арендатором иного порядка расчета арендной платы, будет являться, по существу, односторонним изменением обязательств.
В ходе повторного рассмотрения дела суд первой инстанции отказал в принятии уточнений исковых требований в части обязания ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" исполнить пункт 4.12 договора аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Уфа от 16.02.2016 N 347/1 и пункт 4.11 договора аренды федерального движимого имущества аэропорта Уфа от 16.02.2016 г. N 347/2, посчитав указанное требование дополнительным, ранее не заявленное в иске.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2019 г. исковые требования истца вновь оставлены без удовлетворения.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения", вступившее в силу 05.01.2018 г. и положенное в основание заявленного требования, не содержит требования о приведении в соответствии с ним ранее заключенного и действующего договора аренды. Таким образом, положенный в основу иска нормативный акт не может быть основанием для понуждения ответчика применять с 05 января 2018 г. порядок расчета арендной платы по договору аренды с учетом Положения "О существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666,а также для признания не подлежащими применению с 05 января 2018 года размер и порядок определения арендной платы, предусмотренные пунктами 4.1, 4.2, 4.4, 4.7, 4.11 договора аренды федерального недвижимого имущества N 347/1 от 16.02.2016, пунктами 4.1, 4.2., 4.4., 4.7., 4.9., договора аренды федерального движимого имущества аэропорта Уфа N 347/2 от 16.02.2016 г.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО "Международный аэропорт "Уфа" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, а также без надлежащего исполнения указаний кассационной инстанции, обязательных для суда, повторно рассматривающего дело, неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение от 03.12.2019 г. законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, апелляционный суд считает, что решение следует отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований истца в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, между истцом АО "Международный аэропорт "Уфа" и ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (Аэродромов) были заключены долгосрочные договоры аренды федерального недвижимого имущества N 347/1 от 16.02.2016 и договору аренды федерального движимого имущества аэропорта Уфа N 347/2 от 16.02.2016 в соответствии с которым АО "Международный аэропорт "Уфа" приняло от ответчика в аренду движимое и недвижимое имущество аэропорта города Уфы.
Состав переданных в аренду недвижимого имущества - здания, сооружения и движимого имущества - оборудование, указан в соответствующих приложениях N 1 к договорам и согласно статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации в целом составляют аэродром города Уфы.
Собственниками указанного имущества является Российская Федерация и принадлежит ответчику на праве хозяйственного ведения.
В соответствии со ст. 4 договоров аренды размер арендной платы определяется на основании отчетов оценки и составляет для договора аренды недвижимого имущества 40 880 498 руб. 20 коп. в год, для договора аренды движимого имущества 9 472 496 руб. 72 коп. в год.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то обстоятельство, что в период подписания вышеуказанных договоров аренды в законодательство Российской Федерации, регулирующие вопросы заключения договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, были внесены изменения.
Так согласно статьи 3.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" которая была введена в действие Федеральным законом от 26.04.2016 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации,, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а так же о порядке, об условиях и сроках ее внесения".
Пунктом 4 Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а так же о порядке, об условиях и о сроках ее внесения устанавливается формула расчета годовой арендной платы. Согласно расчету истца размер арендной платы в 2018 году за все арендованное имущество аэродрома г. Уфа (движимое и недвижимое) должен составлять 27 393591 руб. 16 коп. в год.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения", вступившее в силу 05.01.2018 г. и положенное в основание заявленного требования, не содержит требования о приведении в соответствии с ним ранее заключенного и действующего договора аренды.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.
Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Как верно установлено судом первой инстанции, в период действия Договора в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы заключения договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, были внесены изменения.
Пунктами 4.11 и 4.12 Договоров аренды предусмотрено, что если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению без оформления дополнительного соглашения.
Согласно статьи 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", которая была введена в действие Федеральным законом от 26.04.2016 N 111-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и сроках ее внесения".
Вышеуказанное Постановление Правительства вступило в законную силу 05.01.2018.
Пунктом 4 Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения устанавливается формула расчета годовой арендной платы.
В соответствии с п.п. 4.11 и 4.12 Договоров аренды в случае если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению без оформления дополнительного соглашения к Договору.
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона N 10-ФЗ существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку объектом аренды по Договорам аренды является находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество, предназначенное для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, стороны при определении годового размера арендной платы должны руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666 и не вправе применять другую арендную плату.
Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, то есть с 05.01.2018.
В случаях, когда согласно условиям договора размер арендной платы может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в результате принятия уполномоченными органами нормативных актов, изменение размера арендной платы вследствие принятия соответствующими органами таких актов не является изменением условия договора о размере арендной платы применительно к п. 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что с 05.11.2018 у арендатора возникло право на внесение арендной платы в объеме, определенном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666.
Выводы суда первой инстанции о том, что о том, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666 не распространяется на правоотношениям сторон, возникшие из договоров аренды от 16.02.2016 N N 347/1 и 347/2 поскольку они были заключены ранее вступления в силу данного постановления Правительства Российской Федерации и в нем не содержится требования о приведении в соответствие ранее заключенного договора аренды, признается ошибочным.
В силу пункта 1 Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666, оно устанавливает существенные условия договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы по таким договорам, а также порядок, условия и сроки ее внесения.
В соответствии с п.п.4.11 и 4.12 договоров от 16.02.2016 г. в случае, если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению без оформления дополнительного соглашения к договору.
Таким образом, исходя из условий вышеприведенных пунктов договоров, стороны установили императивный порядок действий в случае принятия нормативного правового акта об изменении порядка расчета или размера арендной платы. В связи с этим указанное Положение распространяет свое действие на сложившиеся между истцом и ответчиком правоотношения в рамках спорных договоров аренды.
Учитывая вышеизложенное и исходя из указаний кассационной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения от 03.12.2019 г. и принятии нового судебного акта об удовлетворении исковых требований истца о применении с 05 января 2018 года порядка расчета арендной платы по спорным договорам аренды, установленный Положением "О существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 г. N 1666, а также о неприменении с 05 января 2018 года размера и порядка определения арендной платы по договорам аренды, поскольку заявленный истцом способ защиты своих нарушенных прав является надлежащим и приведет к их восстановлению.
Расходы по госпошлине относятся на ответчика согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 2 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2019 года по делу N А40-105406/18 отменить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" применять с 05 января 2018 года порядок расчета арендной платы по договору аренды федерального недвижимого имущества N 347/1 от 16.02.2016 г. и договору аренды федерального движимого имущества аэропорта Уфа N 347/2 от 16.02.2016 г., установленный Положением "О существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 г. N 1666.
Признать не подлежащими применению с 05 января 2018 года размер и порядок определения арендной платы, предусмотренные пунктами 4.1, 4.2., 4.4.,4.7., 4.11. договора аренды федерального недвижимого имущества N 347/1 от 16.02.2016 г., пунктами 4.1.,4.2., 4.4., 4.7., 4.9. договора аренды федерального движимого имущества аэропорта Уфа N 347/2 от 16.02.2016 г.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ОГРН 1027714007089, ИНН 7714276906) в пользу Акционерного общества "Международный аэропорт "Уфа" (ОГРН 1060274000192, ИНН 0274108180) 9 000 (Девять тысяч) рублей в порядке возмещения расходов по государственной пошлине за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105406/2018
Истец: АО МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ УФА
Ответчик: ФГУП "Администрация гражданских аэропортов аэродромов"
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5592/19
09.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80746/19
27.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-105406/18
22.05.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5592/19
12.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69071/18
06.11.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-105406/18