город Омск |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А70-17041/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-901/2024) общества с ограниченной ответственностью "Ясень-Агро" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2023 по делу N А70-17041/2023 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184, адрес: 625000, город Тюмень, улица Хохрякова, 47) к обществу с ограниченной ответственностью "Ясень-Агро" (ОГРН 1037200587380, ИНН 7203132238, адрес: 625062, город Тюмень, улица Червишевский тракт, дом 23, строение 8, офис 319) о взыскании 3 497 349 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Боровинская Александра Юрьевна по доверенности от 21.12.2023 N 14/7596-23 сроком действия до 31.12.2026;
УСТАНОВИЛ:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ясень-Агро" (далее - ответчик, ООО "Ясень-Агро", Общество) о взыскании 3 497 349 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2023 по делу N А70-17041/2023 исковые требования удовлетворены. Взыскано с ответчика в пользу истца 3 497 349 руб. Взыскано с ответчика в доход федерального бюджета 40 487 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, ООО "Ясень-Агро" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что поддерживало поголовье сельскохозяйственных животных, сохраняло площадь посевной площади в объемах, установленных договором, направляло отчеты, что свидетельствуют о добросовестности ответчика, субсидии использованы ответчиком на цели, предусмотренные договором. Общество заявляет о том, что с целью фактического сохранения посевных площадей и возможности сохранения поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) было принято решение о сдаче в аренду до 01.12.2022 посевных площадей. Ответчиком достигнуты показатели о сохранении в течение 5 лет со дня получения субсидий размера посевной площади сельскохозяйственных культур - 18 020 га. Возврат субсидий в полном объеме не будет отвечать целям предоставления субсидий.
Кроме того, ООО "Ясень-Агро" ссылается на то, что в ходе судебного заседания ответчиком истцу было предложено заключить мировое соглашение, предполагающее выплату задолженности шестью платежами по 582 891 руб. 50 коп. Истец отказался от заключения мирового соглашения. Ответчик произвел возврат субсидии в размере 582 891 руб. 50 коп. платежным поручением от 20.12.2023 N 4169. Возврат денежных средств Департаментом не производился.
Департаментом представлены возражения на жалобу.
28.03.2024 ООО "Ясень-Агро" представлены дополнения к жалобе, в которых ответчик ссылается на то, что в ходе судебного заседания ответчиком истцу было предложено заключить мировое соглашение. Ответчик произвел возврат субсидии в размере 2 331 566 руб. платежными поручениями от 20.12.2023 N 4169, от 18.01.2024 N 126, от 16.02.2024 N 618, от 19.03.2024 N 1064. Возврат денежных средств Департаментом не производился.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель ООО "Ясень-Агро" не обеспечил свое участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), несмотря на ранее удовлетворенное судом ходатайство.
Учитывая, что судом обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено, произведена запись онлайн-заседания, а также ввиду надлежащего извещения сторон о времени и месте проведения судебного заседания, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "Ясень-Агро" в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, дополнения, заслушав представителя Департамента, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Тюменской области от 21.02.2017 N 70-п в целях реализации государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 699-п, утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из средств областного бюджета на техническое и технологическое оснащение и перевооружение в агропромышленном комплексе Тюменской области (далее - Положение о порядке предоставления субсидий, Положение).
Согласно пункту 4.1.3 Положения (здесь и далее в редакции Положения, действующего на дату заключения договора) Департамент АПК осуществляет обязательные проверки соблюдения получателями условий, целей и порядка их предоставления в форме: а) камеральных проверок; б) выездных проверок.
Согласно пункту 4.2.1 Положения возврат субсидий осуществляется при нарушении условий предоставления субсидий, установленных настоящим Положением, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В случае если получателем не достигнуты значения показателей, установленных в пунктах 2.20.1, 2.20.3, 2.20.4, 2.20.5, подпункте 2.20.8.2 пункта 20.20.8 настоящего Положения, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме, за исключением установленных в указанных пунктах оснований (пункт 4.2.2).
На основании указанного Положения между Департаментом и ООО "Ясень-Агро" 24.12.2018 был заключен договор N 15/222-18 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на техническое и технологическое оснащение и перевооружение в агропромышленном комплексе области (далее - договор).
В соответствии с пунктом 2.1 договора сумма предоставляемой субсидии составляет 3 497 349 руб.
В соответствии с пунктом 5.1 договора в случае если получателем допущены нарушения условия предоставления субсидии, а также в иных случаях в соответствии с порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с порядком предоставления субсидии.
Согласно пункту 6.3.3 договора получатель субсидии (ответчик) обязан обеспечить достижение значений показателей, установленных в соответствии с пунктом 6.1.3 договора.
Пунктом 6.1.3.2 договора установлено, что конкретные показатели результативности указаны в приложении N 1 к договору.
Приложением N 1 к договору установлены показатели результативности, а именно:
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением лошадей и птицы) по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия, в количестве - 8 375 голов,
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии размера посевной площади сельскохозяйственных культур по отношению к размеру посевной площади сельскохозяйственных культур на начало года, в котором предоставлена субсидия в количестве 18 020 га.
Пунктом 6.1.4, 6.1.5 договора предусмотрено, что Департамент (главный распорядитель) обязан осуществлять оценку достижения ответчиком (получателем) показателей, установленных пунктом 6.1.3 договора, а также осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 6.3.4 договора Общество обязано было предоставлять в Департамент отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии.
Департаментом проведена проверка достижения значений показателей результативности использования ответчиком субсидии на основании представленного ответчиком отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидий от 23.06.2022.
Фактическое значение показателя результативности "Сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии размера посевной площади сельскохозяйственных культур по отношению к размеру посевной площади сельскохозяйственных культур на начало года" использования субсидии за 2022 год в отчете от 23.06.2022 указано в значении 0 га.
В соответствии с пунктом 5.1 договора в случае, если получателем допущены нарушения условия предоставления субсидии, а также в иных случаях в соответствии с порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с порядком предоставления субсидии.
28.06.2023 Департамент направил в адрес Общества уведомление N 13/3776-26 о возврате субсидий в размере 3 497 349 руб. в срок не позднее 30 календарных дней со дня направления уведомления.
Общество требования Департамента оставило без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с исковым заявлением в суд.
05.12.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Как было выше сказано, постановлением Правительства Тюменской области от 21.02.2017 N 70-п утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из средств областного бюджета на техническое и технологическое оснащение и перевооружение в агропромышленном комплексе Тюменской области (Положение о порядке предоставления субсидий, Положение).
Пунктом 4.2.2 Положения предусмотрено, что в случае если получателем не достигнуты значения показателей, установленных в пунктах 2.20.1, 2.20.3, 2.20.4, 2.20.5, подпункте 2.20.8.2 пункта 20.20.8 настоящего Положения, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме, за исключением установленных в указанных пунктах оснований.
Аналогичные положения отражены в пункте 5.1 договора N 15/222-18 о предоставлении субсидии, согласно которому в случае если получателем допущены нарушения условия предоставления субсидии, а также в иных случаях в соответствии с порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с порядком предоставления субсидии.
В соответствии с заключённым между Департаментом и ООО "Ясень-Агро" договором получатель субсидии (ответчик) обязан обеспечить достижение значений показателей, установленных в соответствии с пунктом 6.1.3 договора (пункт 6.3.3).
Пунктом 6.1.3.2 договора установлено, что конкретные показатели результативности указаны в приложении N 1 к договору.
Приложением N 1 к договору установлены показатели результативности, а именно:
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением лошадей и птицы) по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия, в количестве - 8 375 голов,
- сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии размера посевной площади сельскохозяйственных культур по отношению к размеру посевной площади сельскохозяйственных культур на начало года, в котором предоставлена субсидия в количестве 18 020 га.
Из представленного Обществом отчета от 23.06.2022 следует, что значение показателя результативности "сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии поголовья сельскохозяйственных животных" достигнуто в размере 100 процентов, а значение показателя результативности "Сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии размера посевной площади сельскохозяйственных культур по отношению к размеру посевной площади сельскохозяйственных культур на начало года" указано в значении 0 га.
На основании результатов проверки и отчета от 23.06.2022 Общества Департамент пришел к выводу о недостижении показателей результативности получателем субсидии, что послужило основанием для требований о её возврате.
В апелляционной жалобе Общество утверждает о том, что отражение в отчете значения 0 га не свидетельствует о недостижении показателей результативности, ссылаясь на то, что с целью фактического сохранения посевных площадей и возможности сохранения поголовья КРС земли были сданы в аренду до 01.12.2022 иному лицу.
Между тем, каких-либо доказательств, подтверждающих факт сдачи посевных площадей в аренду иному лицу, а также обстоятельств того, что арендатором обрабатывалась и сохранялась посевная площадь сельскохозяйственных культур в материалы дела не представлено.
На вопрос суда апелляционной инстанции представитель Департамента в судебном заседании подтвердил, что земли действительно обрабатывались иными лицами, однако пояснил, что данными лицами уже была самостоятельно получена субсидия как сельскохозяйственными производителями.
Суд апелляционной инстанции полагает, что двумя лицами не могут быть получены денежные средства в виде субсидий в отношении одних и тех же посевных площадей.
Поскольку ООО "Ясень-Агро", являясь получателем субсидий, не представило доказательств достижения предусмотренных показателей результативности, в том числе по сохранению в течение пяти лет со дня получения субсидии размера посевной площади сельскохозяйственных культур по отношению к размеру посевной площади сельскохозяйственных культур на начало года, в котором предоставлена субсидия в количестве 18 020 га, то требования истца заявлены правомерно.
Ссылки ООО "Ясень-Агро", приведенные в жалобе и дополнениях к ней, о том, что в ходе судебного заседания ответчиком истцу было предложено заключить мировое соглашение, от которого истец отказался, но которое исполняется ответчиком, судом не принимаются, так как Департамент не подписывал предложенное мировое соглашение.
Обстоятельства того, что ООО "Ясень-Агро" перечислило Департаменту денежные средства в размере 2 331 566 руб. платежными поручениями от 20.12.2023 N 4169, от 18.01.2024 N 126, от 16.02.2024 N 618, от 19.03.2024 N 1064, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда, а фактически являются действиями ответчика по его добровольному частичному исполнению после его вынесения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ясень-Агро" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2023 по делу N А70-17041/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17041/2023
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: ООО "ЯСЕНЬ-АГРО"