г. Челябинск |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А07-1339/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюмеевым Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Строй-Планета" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.10.2023 по делу N А07-1339/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Строй-Планета" - Кашипов Рустем Рафисович (доверенность от 01.01.2024, срок действия до 13.12.2025, паспорт, диплом);
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Шайдуллин Вадим Фирдаусович (доверенность от 12.12.2023 срок действия до 31.12.2024, паспорт, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Открытое акционерное общество "Строй-Планета" (далее - заявитель, ОАО "Строй-Планета") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным приказа от 07.06.2022 N 1163 "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 площадью 511792 кв.м., расположенного в административных границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых (разработка разведки и добычи песка и песчано-гравийной смеси)", как не соответствующий положениям Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия соответствующего приказа о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 площадью 511792 кв.м. из категории "земель сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство природопользования и экологии по Республике Башкортостан, открытое акционерное общество "Зубово", Администрация муниципального образования Муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан, Администрацию сельского поселения Чесноковский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2023 (резолютивная часть от 29.09.2023) в удовлетворении требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ОАО "Строй-Планета" (далее также - податели жалоб, апеллянты) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что корректировка Генерального плана сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ на основании Решения Совета сельского поселения N 281 от 22.06.2022, в результате чего изменилась категория земель на "земли сельскохозяйственного назначения" применительно к спорному земельному участку с кадастровым номером 02:47:150201:737 вступила в силу не ранее 29.06.2022.
Следовательно, на дату принятия Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, обжалуемого Приказа N 1163 от 07.06.2022, правовые основания для отказа в удовлетворении ходатайства ОАО "Строй-Планета" о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 из одной категории земель в другую отсутствовали. Запрашиваемая заявителем в ходатайстве от 27.04.2022 категория земель, соответствовала утвержденным требованиям планирования территории как на дату обращения заявителя (вх. N ЮР-6695 от 27.04.2022), так и на дату принятия заинтересованным лицом Приказа от 07.06.2022 N 1163.
Апеллянт полагает, при вынесении судом обжалуемого решения не были применены (или неверно применены) следующие процессуальные нормы права:
Согласно части 4 статьи 113 АПК РФ "Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока". Следовательно, если судом было установлено и сторонами не оспаривается, что получение заявителем обжалуемого приказа пришлось на календарную дату 30.09.2022, то срок обращения в суд, установленный для заявителя частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с 01.10.2022, а не с 30.09.2022. При этом, поскольку срок 01.10.2022 согласно производственному календарю при пятидневной рабочей неделе попадает на выходной день (суббота), то это означает, что начало процессуального срока следует исчислять с 03.10.2022. Что касается окончания процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, то его последняя дата формально приходится на 03.01.2023, но поскольку указанная календарная дата находится в периоде новогодних праздников, то получается, что датой окончания процессуального срока должна является календарная дата 09.01.2023. Судом установлено, что ОАО "Строй-Планета" обратилось в Арбитражный суд с заявлением 19.01.2023, то есть с просрочкой в восемь рабочих дней от установленного Кодексом срока.
Апеллянт обращает внимание суда, что фактически установленный настоящим правильным расчетом, пропуск заявителем срока для обращения в арбитражный суд (восемь рабочих дней - с 10.01.2023 по 19.01.2023) мог быть признан судом первой инстанции уважительным и незначительным нарушением, с точки зрения наличия направленного заявителем ходатайства о восстановлении пропущенного срока. Кроме того, следует отметить, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, также нарушило сроки рассмотрения заявления ОАО "Строй-Планета" о переводе земель из одной категории в другую: заявление было получено 27.04.2022, а обжалуемый Приказ N 1163 принят 07.06.2022, то есть после истечения установленного законом тридцатидневного срока (пункт 4 статьи 1, пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Заявитель поставил в известность о данном факте арбитражный суд первой инстанции, но данное обстоятельство не было судом учтено при рассмотрении ходатайства заявителя о восстановлении срока для обращения в суд.
Податель жалобы также указывает, что арбитражный суд первой инстанции не раскрыл мотивы отнесения пропуска срока к числу неуважительных причин, применительно к заявлению ОАО "Строй-Планета", что могло послужить причиной для отказа в удовлетворении ходатайства.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 апелляционная жалоба ОАО "Строй-Планета" принята к производству, судебное заседание назначено на 24.01.2024.
От Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы ОАО "Строй-Планета" отложено на 21.02.2024.
От Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан во исполнение определения суда от 24.01.2024 поступило ходатайство от 20.02.2024 исх. N НП-М04-04-1/1152-Юр о приобщении к материалам дела следующих документов: генерального плана сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 06.08.2013 N 238, правил землепользования и застройки сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 28.03.2020 N 28, выписки из государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 02:47:150201:737, ответа Администрации Муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан от 26.05.2022 N 5555, ответа Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан N М13-14-01. Указанные документы приобщены к материалам дела в качестве обоснования возражений на доводы апелляционной жалобы.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы ОАО "Строй Планета" отложено на 28.03.2024.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Томилиной В.А. судьей Жернаковым А.С.
От ООО "Строй-Планета" поступили письменные пояснения с приложениями (решение Совета сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ от 06.08.2013 N 238, карта зонирования территории с планируемыми границами функциональных зон, карта границ земельных участков для размещения объектов капитального строительства, карта современного использования территории (опорный план) с границами зон с особыми условиями использования территории и границами территории объектов культурного наследия, карта комплексной оценки территории, карта границ территории, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карта границ зон транспортной инфраструктуры, корректировка Генплана Чесноковский сельсовет 2021, сведения с сайта Роснедра РФ, протокол комиссии Минэкологии Республики Башкортостан, приказ Минэкологии Республики Башкортостан). Письменные пояснения с приложенными документами приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, ОАО "Строй-Планета" является недропользователем участка общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), в силу выданного Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан специального разрешения, - лицензии на пользование недрами УФА N 03728 ТЭ от 30.06.2020 (срок действия лицензии до 01.05.2030).
Условиями выданной лицензии и заключенного между ОАО "Строй-Планета" и Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан лицензионного соглашения от 30.06.2020 в пунктах 1.3 и 1.4 предусмотрено предоставление заявителю специального права на добычу песка и песчано-гравийной смеси на месторождении "Прибельское" в границах горного отвода, расположенного на территории: муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан, в 0,3 км севернее северной окраины с. Чесноковка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на левом берегу реки Белой (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 1.6 условий пользования недрами, основанием для предоставления Заявителю права пользования недрами явилось установление "факта открытия месторождения песка и песчано-гравийной смеси Прибельское Пользователем недр (свидетельство об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных (N УФА19ОПИ03), на основании приказа Минэкологии РБ от 30.03.2020 N 251п (приложение к лицензии)". Геологические изыскания на предмет поиска и оценки месторождения песчано-гравийной смеси на участке Прибельское осуществлялись и были завершены заявителем на основании ранее выданной лицензии на пользование недрами УФА N 03379 ТЭ от 06.08.2018 (срок действия лицензии до 01.09.2023).
Согласно требованиям, указанным в абзаце 10 пункта 5.2 условий пользования недрами, заявитель до начала проведения работ по добыче на лицензионном участке обязан обеспечить "оформление в соответствии с законодательством отвода земельного участка для целей недропользования с предоставлением копий документов в Минэкологии РБ".
Как указал заявитель, горный отвод под участок добычи ОПИ площадью 51 га, в предварительно установленных границах, выделен из земельного участка площадью 511 792 кв.м. с кадастровым номером 02:47:150201:737, который принадлежит на праве собственности открытому акционерному обществу "Зубово", что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав за N 02:47:150201:737-02/374/2022-1 от 24.01.2022. Категория земель, установленная в отношении земельного участка: "земли сельскохозяйственного назначения". Разрешенное использование данного земельного участка: "под сельскохозяйственное производство".
Заявитель обратился с заявлением в МЗИО РБ (исх. N 45-05/128 от 27.04.2022) (вход. N ЮР-6695 от 27.04.2022) о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" в целях разработки разведки и добычи песка и песчано-гравийной смеси на месторождении "Прибельское". Обоснованием к письменному обращению для заявителя послужило наличие действующей лицензии на пользование недрами УФА 03728ТЭ от 30.06.2020.
По результатам рассмотрения заявления, заинтересованным лицом был принят Приказ N 1163 от 07.06.2022 "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности...".
Заявитель ОАО "Строй-Планета" считает, что отказ МЗИО РБ о переводе земельного участка из одной категории земель в другую, является неправомерным, нарушает законные права и интересы заявителя, как недропользователя.
Отказ Министерства в принятии положительного решения по вопросу перевода земельного участка 02:47:150201:737 из одной категории в другую, обусловлен единственной причиной - в связи с установлением несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан".
По мнению заявителя, следует, что при оценке соответствия испрашиваемой цели перевода земельного участка с кадастровым номером 02:45:150201:737 действующим документам территориального планирования, заинтересованному лицу следовало руководствоваться не документами территориального планирования муниципального образования - Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, а также документами территориального планирования субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что заявитель пропустил установленный действующим законодательством срок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными ненормативных правовых актов.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 АПК РФ", срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ, часть 4 статьи 113 и часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании; уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока; в случае пропуска указанного срока без уважительной причины, суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).
В Определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Согласно части 2 статьи 2 АПК РФ одной из основополагающих задач судопроизводства в арбитражных судах является обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Восстановление процессуального срока осуществляется в соответствии со статьей 117 АПК РФ, согласно которой процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, а восстановление пропущенного срока производится судом при условии признания причин их пропуска уважительными. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный процессуальный срок.
Порядок восстановления процессуальных сроков предусмотрен статьей 117 АПК РФ, согласно части 4 которой на восстановление пропущенного процессуального срока арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
В связи с этим при наличии действительной заинтересованности обратившегося в суд лица в рассмотрении его спора по существу отказ в правосудии исключительно по мотиву пропуска установленного срока подачи заявления в суд не может соответствовать определенным статьей 2 АПК РФ задачам судопроизводства в арбитражных судах.
Кроме того суд первой инстанции не учел, что срок пропущен на 8 дней, заявитель представил достаточные обоснования уважительности причины пропуска срока. Суд также не учел, что приняв иск к производству после поступления ходатайства и рассматривая его продолжительное время (8 месяцев), он фактически восстановил срок обжалования.
Суд апелляционной инстанции, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, приходит к следующим выводам.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ).
Основания для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлены статьей 4 Закона N 172-ФЗ, в частности, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для
обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Такие земли могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (статьи 77, 78 ЗК РФ).
В соответствии с правилами статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статьей 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме.
К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, нормой 7 Закона N 172-ФЗ отнесена добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Анализ изложенных норм применительно к обстоятельствам настоящего спора позволяет сделать вывод о допустимости перевода земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка в земли иных категорий в случае добычи на земельном участке полезных ископаемых и при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.02.2015 N 21 решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо отказе в переводе принимается Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на основании заключения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Башкортостан и перевода земель или земельных участков из одной категории в другую. В свою очередь, заключение межведомственной комиссии основывается на заключениях профильных министерств Республики Башкортостан.
Обстоятельства обращения в Министерство ОАО "Строй-Планета", как правообладателя лицензии на право пользования недрами обладателя с заявлением о переводе в переводе из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737, с предоставлением проекта рекультивации нарушенных земель, не являются спорными.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ установлено, что одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В рассматриваемом случае единственным основанием для принятия Министерством оспариваемого приказа послужило несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков документам территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены генеральные планы поселений.
В силу статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения в порядке, предусмотренном названной нормой.
Как следует из материалов дела, на дату обращения ОАО "Строй-Планета" в уполномоченный орган с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" в целях разработки разведки и добычи песка и песчано-гравийной смеси на месторождении "Прибельское" (исх. N 45-05/128 от 27.04.2022, вход. N ЮР-6695 от 27.04.2022) не вступили в силу изменения в документы по территориальному планированию, изменяющие категорию испрашиваемого заявителем земельного участка.
На основании заключения администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ, утвержденным Решением Совета сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ от 06.08.2013 N 251, спорный земельный участок предусмотрен для размещения проектируемых промышленно-коммунальных территории, водоохранного и санитарно-защитных озеленений, автомобильной дороги местного значения, логистических территорий, а также испрашиваемый земельный участок расположен в зоне затопления паводком.
Заявитель обратился с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории другую исх. N 45-05/128 от 27.04.2022 (вход. N ЮР-6695 от 27.04.2022), то есть до проведения процедуры "предварительного согласования".
Изменения в Генеральный план сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ были утверждены Советом сельского поселения на основании принятого Решения N 281 от 22.06.2022. Решение Совета было размещено на официальном сайт Администрации сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район 23.06.2022 и также опубликовано в печатном издании - газете "Уфимские нивы"
Уставом сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ в редакции Решения сельского поселения N 139 от 13.11.2020 (размещен на официальном сайте Администрации сельского поселения, адрес: https://che5nokovka-sp.ru/sovel7ustav' предусмотрено в п. 2 ст. 29, что: "2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Сельское поселение, а также соглашения заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)". Аналогичным образом, порядок вступления в силу Решения N 28 от 22.06.2022 с даты его опубликования, указан в пункте 2 Решения N 281 от 22.06.2022.
Также в пункте 3 указанной статьи Устава сельского поселения указано, что: "3. Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, направляются и официальное печать средство массовой информации (в официальное сетевое издание) в течение 7 дней со дня их подписания.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в Сельском поселении".
Таким образом, корректировка Генерального плана сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ на основании Решения Совета сельского поселения N 281 от 22.06.2022, в результате чего изменилась категория земель на "земли сельскохозяйственного назначения" применительно к спорному земельному участку с кадастровым номером 02:47:150201:737 вступила в силу не ранее 29.06.2022.
Следовательно, уже после того, как заявитель обратился в Министерство с соответствующим ходатайством по вопросу перевода земельного участка 02:47:150201:737 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в другую категорию "земли промышленности...", на уровне сельского поселения Чесноковский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан было принято Решение Совета сельского поселения от 22.06.2022 N 281 "Об утверждении проекта "Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан", которое прошло процедуру предварительного согласования в Правительстве Республики Башкортостан, что подтверждается Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 492-р от 13.05.2022.
Так, в Генеральном плане сельского поселения Чесноковский сельсовет, в приведенном и размещенном официально на сайте Совета местного самоуправления материале по обоснованию Генерального плана в текстовой форме (Шифр 4344-МО-ОПЗ. Том 2 книга 3. "Общая пояснительная записка", пункт 2.8 "Полезные ископаемые", стр. 26-27) содержатся сведения по состоянию на 01.06.2021 о расположенных на территории сельского поселения месторождениях и лицензионных участках ОПИ,- к числу которых отнесено также (цитата): "Прибельское (ПГС), лицензия УФА03728ТЭ, ОАО "Строй-Планета".
Кроме того, Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 04.07.2018 N 666п "Об утверждении Перечня N 42 участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование в 2018 году на территории Республики Башкортостан", по согласованию с территориальным органом управления государственным фондом недр (Башнедра), утвержден перечень участков недр местного значения на территории Республики Башкортостан, которым участок ОПИ "Прибельский" отнесен к участкам недр местного значения Республики Башкортостан.
Пунктом 1.2.1 приказа Минрегиона России от 19.04.2013 N 169 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что подготовка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации осуществляется на основании стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, на основе решений органов государственной власти и иных главных распорядителей средств бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения (с учетом других программ, реализуемых за счет бюджетных средств). Подготовка указанных документов территориального планирования осуществляется также на основании стратегий и программ развития отдельных отраслей экономики, инвестиционных программ субъектов естественных монополий. При подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации должны использоваться сведения, имеющиеся во ФГИС ТП (Федеральной государственной информационной системе территориального планирования). Рост объема средств, поступающих в консолидированный бюджет Республики Башкортостан от предоставления права пользования недрами и налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, относится к ожидаемому результату реализации подпрограммы "Обеспечение неистощительного природопользования в Республике Башкортостан" государственной программы Республики Башкортостан "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан", утв. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.02.2014 N 61 "Об утверждении государственной программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан".
Соответственно, поскольку участки недр местного значения относятся к существующим объектам регионального значения, они подлежат отображению в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Указанные документы подтверждают, что в отношении спорного земельного участка установлена производственная зона для дальнейшего перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях разработки разведки и добычи песка и песчано-гравийной смеси на месторождении "Прибельское".
При этом заявитель, являясь правообладателем лицензии на право пользования недрами, вправе требовать перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами.
Действия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих те или иные полномочия, должны быть согласованными и непротиворечивыми, позволяющими осуществлять субъектам предпринимательской деятельности реализацию прав, которые им принадлежат в связи с получением лицензий. Соответственно общество, получившее лицензию на право пользования недрами, вправе рассчитывать на согласованность действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, выдавшего лицензию на право пользования недрами и вместе с тем, отозвавшего ранее согласованный проект внесения изменений в исследуемый генеральный план, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, уполномоченного на рассмотрение обращений о переводе земельных участков из одной категории в другую, их взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального района Уфимский район по спорному вопросу.
Таким образом, оспариваемый заявителем приказ Министерства от 07.06.2022 N 1163 не соответствует закону.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя (определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 309-КГ16-4912, от 28.12.2017 N 310-КГ17-19983).
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
В рассматриваемом случае апелляционный суд полагает необходимым в качестве восстановительной меры возложить на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия сиротствующего решения о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 площадью 511 792 кв.м из категории "земель сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В связи с неправильным применением норм материального права и несоответствиям выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием судебного акта об удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 07.06.2022 N 1163.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы, по уплате государственной пошлины понесенные заявителем за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции (платежные поручения N 2291 от 21.11.2023), распределяются в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ и подлежат возмещению за счет Министерства.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой уплата государственной пошлины ее подателем произведена в размере 3 000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета основании подпункта 3, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.10.2023 по делу N А07-1339/2023 отменить.
Заявленные требования открытого акционерного общества "Строй-Планета" удовлетворить.
Признать недействительным приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 07.06.2022 N 1163 об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 площадью 511 792 кв.м, расположенного в административных границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых (разработка разведки и добычи песка и песчано-гравийной смеси).
Обязать Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:737 площадью 511 792 кв.м из категории "земель сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу акционерного общества "Строй-Планета" 4 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить акционерному обществу "Строй-Планета" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 2291 от 21.11.2023 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1339/2023
Истец: ОАО "СТРОЙ-ПЛАНЕТА"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношении РБ
Третье лицо: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, ОАО ЗУБОВО