г. Саратов |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А06-6019/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Савенковой Н.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экотектор"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 октября 2023 года по делу N А06-6019/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экотектор" (ОГРН 1087746854887, ИНН 7733663530)
к службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (ОГРН 1053000081903, ИНН 3015071874)
об изменении условий договора,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Экотектор" - Малютиной Е.В., действующей на основании доверенности от 24.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экотектор" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области об изменении условий контракта N 3/875-ОК от 16.03.2022.
03 октября 2023 года Арбитражным судом Астраханской области в иске отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Экотектор" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что возможность увеличения как объема работ, так и цены контракта в установленных пределах, не противоречит специальному законодательству, на которое ссылается суд, а именно - Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", считает, что суд первой инстанции, установив, что дополнительные объемы работ и увеличение оплаты не превышают 10% от первоначальной цены контракта, имел все законные основания удовлетворить три требования иска на основании ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области поступил в суд отзыв на апелляционную жалобу.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (заказчик) и ООО "Экотектор" (подрядчик) 16.03.2022 был заключен Государственный контракт N 3/875-ОК по выполнению работ на разработку проектной документации по объекту: "Строительство регулирующего гидротехнического сооружения на ерике Ножовский (Шантимир) в Икрянинском районе Астраханской области, (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 подрядчик обязуется выполнить разработку проектной документации "Строительство регулирующего гидротехнического сооружения на ерике Ножовский (Шантимир) в Икрянинском районе Астраханской области, в том числе ПИР" в соответствии с техническим заданием (приложение N 1).
В соответствии с пунктом 2.1 контракта, цена контракта является твердой и составляет 15 000 000 руб.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что работы по контракту, должны быть завершены подрядчиком в срок не позднее 01.09.2022, с правом досрочного выполнения.
Согласно доводам истца, после начала выполнения работ и проведения первичных инженерных изысканий, подрядчик установил, что при поставленных условиях в техническом задании достижение положительного результата работ невозможно: при продолжении проектирования на изначально предполагаемых земельных участках возведение гидротехнического сооружения представляется практически невозможным с учетом условий строительства (стоимость строительства, его сроки, надежность и т.д.).
Истец 27.06.2022 направил в адрес ответчика письмо, в котором просил заключить дополнительное соглашение к государственному контракту в части внесения изменений в п.4 Технического задания, указав новое местоположение объекта проектирования и увеличить стоимость контракта на 10% в связи с необходимостью проведения повторных инженерных изысканий.
Подрядчик также обратился к заказчику, направив полученные результаты, и предложил рассмотреть вопрос целесообразности продолжения работ по Государственному контракту, и, в случае утраты заказчиком интереса к дальнейшему проведению работ по контракту (в связи с недостижимостью результата), расторгнуть контракт по соглашению сторон с выплатой подрядчику стоимости уже выполненных работ. Также, подрядчик предложил заказчику рассмотреть вариант внесения изменений в техническое задание, в результате которого требуемые результаты могли бы быть получены.
В частности, было предложено возведение гидротехнического сооружения на ином земельном участке, находящемся рядом с изначально предложенными заказчиком. Был отправлен запрос на согласование иной схемы расположения земельных участков по объекту "Строительство регулирующего гидротехнического сооружения на ерике Ножовский (Шантимир) в Икрянинском районе Астраханской области, для чего необходимо было частично отредактировать техническое задание (исх. 549 от 30.05.2022, исх. 728 от 27.06.2022 с новым ситуационным планом земельного участка под проектируемый объект, исх. 766 от 01.07.2022 повторно).
Письмом исх. 1564 от 09.12.2022 работы были приостановлены ООО "Экотектор" в связи с отсутствием согласования земельного участка под проектируемый ГТС (письмо исх. N 2802 от 11.07.2022).
Для объективного изучения информации, подрядчиком заказчику были переданы результаты выполненных до приостановки изыскательских работ (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, и инженерно-гидрометеорологические изыскания (исх. 1304 от 21.10.2022) для изучения и формирования изменений в Техническое задание для выполнения работ.
По результатам запросов подрядчика, после изучения полученных результатов изыскательских работ, заказчиком проведено совещание при председательстве Вице-губернатора председателя Правительства Астраханской области, по результатам которого был подписан протокол заседания (6/н от 03.02.2023), в котором были зафиксированы следующие решения:
- п.9 Решения, принятым на заседании было: "Службе подготовить нормативно-правовой акт Правительства Астраханской области о продлении срока государственного контракта от 16.03.2022 N 3/875-ОК по объекту "Строительство гидротехнического сооружения на ерике Ножовский (Шантимир) в Икрянинском районе Астраханской области". Срок - после подтверждения лимитов бюджетных ассигнований на объект, до 25.02.2023;
- п. 10 Решения, принятым на заседании было: "В рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 М 44-ФЗ службе заключить с ООО "Экотектор" Дополнительное соглашение к государственному контракту от 16.03.2022 N 3/875-ОК по объекту "(Строительство гидротехнического сооружения на ерике Ножовский (Шантимир) в Икрянинском районе Астраханской области" на увеличении стоимости суммы контракта на 10%, что составит 1 500, 00 тыс. руб. Срок - до 15.03.2023". Своевременно документы не были представлены, в связи, с чем подрядчик обратился к заказчику с письменной просьбой исполнить решения совещания и предоставить документы (исх. N2 189 от 09.03.2023).
В последующем заказчик направил подрядчику письмо, в котором подтвердил свое намерение продолжить выполнение контракта, для чего согласовал расположение новых земельных участков и гарантировал увеличение финансирования для проведения дополнительных работ, не предусмотренных первоначальными условиями контракта (N2 13/5038 от 19.04.2023 г.).
Поскольку изменения в технической части контракта в части предоставления нового земельного участка для выполнения проектирования, влекут за собой необходимость выполнения новых изысканий и подрядчику необходимо дополнительное время для выполнения этих работ. В то же время, согласно условиям контракта, общие сроки работ не включают в себя выполнение дополнительных работ.
Следовательно, при выполнении дополнительных работ, подрядчик заведомо не сможет выполнить все условия контракта в изначальный срок. Для выполнения воли заказчика в части изменения технических условий необходимо пропорционально увеличивать и сроки выполнения работ, начиная отсчет от момента согласования изменений в технические условия. Изменение технического задания (выделение нового земельного участка) и пропорциональное увеличение финансирования и сроков работ, должно быть оформлено в виде дополнительного соглашения к контракту, поскольку согласно п. 10.2 Контракта, любые изменения и дополнения к Контракту действительны, только если они составлены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.
Для выполнения этих условий Контракта, подрядчик обратился к заказчику с предложением согласовать сроки работ, а также оформить надлежащим образом, направив заказчику проект дополнительного соглашения к контракту (Исх. N 2371 от 21.04.23, N 2442 от 12.05.2023).
Заказчик направил ответы с отказом оформлять увеличение сроков работ по контракту, мотивировав тем, что увеличение срока работ является изменением существенных условий контракта (N213/5440 от 28.04.23г, N213/5933 от12.05.23г).
В связи с отказом ответчика внести изменения в государственный контракт, истец обратился в суд с требованиями, согласно которым просит: Внести в Государственный контракт N 3/875-ОК по выполнению работ на разработку проектной документации по объекту: "Строительство регулирующего гидротехнического сооружения на ерике Ножовский (Шантимир) в Икрянинском районе Астраханской области следующие изменения:
1. Пункт 2.1 Государственного контракта N 3/875-ОК от 16.03.2022 читать в следующей редакции: "2.1. Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, все расходы Подрядчика, связанные с выполнением работ, в том числе уплату налогов, сборов, других обязательных платежей, расходы по оплате стоимости сторонних организаций, третьих лиц и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет: 16 500 000,00 (шестнадцать миллионов пятьсот тысяч) рублей 00 копеек (без НДС)".
2. Пункт 3.1 Государственного контракта N 3/875-ОК от 16.03.2022 читать в следующей редакции: "3.1. Работы по Контракту, должны быть завершены Подрядчиком в срок не позднее 05.10.2023 года, с правом досрочного выполнения".
3. В п. 4 Технического задания (приложение 1) Местоположение объекта изменить на
Место строительство гидротехнического сооружения определено следующими координатами: 46
14
5.32
С, 47
53
24.49
В
.
4. В п. 5 Технического задания (приложение N 1) сроки выполнения работ изменить на "не позднее 05.10.2023 года, с правом досрочного выполнения".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Спорные правоотношения сторон вытекают из правоотношений, сложившихся в рамках исполнения государственного контракта, правовое регулирование которых определено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 758 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что работы по контракту, должны быть завершены подрядчиком в срок не позднее 01.09.2022 с правом досрочного выполнения.
Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда (контракта) (статьи 432, 708, 709, 766 ГК РФ).
Исходя из положений указанной правовой нормы, условие о сроках выполнения работ для договора подряда является существенным обстоятельством.
Согласно пункту 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта, цена контракта является твердой и составляет 15 000 000 руб.
При этом, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре (пункт 5 статьи 709 ГК РФ).
Суд, при этом, должен проверить надлежащее соблюдение условий заключенного сторонами договора, предусматривающих возможность увеличения его цены при выполнении дополнительных работ подписанием дополнительного соглашения, при корректировке проектно-сметной документации и внесении изменений в техническое задание (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 по делу N 306-ЭС20-9915, А55-15811/2016). Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (пункт 6 статьи 709 ГК РФ). Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 статьи 451 ГК РФ установлено, что, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами,
В соответствии с пунктом 2.1 контракта, цена контракта является твердой и составляет 15 000 000 руб.
При этом, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре (пункт 5 статьи 709 ГК РФ).
Суд, при этом, должен проверить надлежащее соблюдение условий заключенного сторонами договора, предусматривающих возможность увеличения его цены при выполнении дополнительных работ подписанием дополнительного соглашения, при корректировке проектно-сметной документации и внесении изменений в техническое задание (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 по делу N 306-ЭС20-9915, А55-15811/2016).
Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).
Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 статьи 451 ГК РФ установлено, что, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Пункт 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также на пункт 9 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусматривают возможность изменения существенных условий государственного, муниципального контракта, в том числе в части сроков его исполнения.
В тоже время пункт 4 статьи 451 ГК РФ является общей нормой и не учитывает специфику правоотношений, складывающихся при заключении государственных (муниципальных) контрактов, которые регулируются специальным законом.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 того же Закона.
На недопустимость изменения сторонами сроков выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом, что обеспечивает равенство участников размещения заказов и свободу конкуренции указано в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения результативности закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере (часть 1 статьи 1). Тем самым данный Федеральный закон образует правовую основу участия в гражданском обороте государственного и муниципального заказчика (пункты 5 и 6 части 1 статьи 3).
Такое участие необходимо для удовлетворения публичных нужд в товарах, работах и услугах, требуемых для осуществления публичных функций, а потому надлежащее выполнение органами публичной власти обязанностей по созданию условий для реализации гражданами своих прав может зависеть и от исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного государственным или муниципальным контрактом обязательства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2022 N 1157-О).
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в каком они изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта допустимо по соглашению сторон, в том числе в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
В части 65.1. статьи 112 Федерального Закона N 44-ФЗ указано, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Пунктом 10.4 контракта также предусмотрены случаи изменения контракта по соглашению сторон, аналогичные основаниям, установленные положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, при соблюдении совокупности условий, установленных указанными нормами Закона о контрактной системе, существенные условия контракта, могут быть изменены исключительно по соглашению сторон.
Заказчик отказался внести изменения в государственный контракт, что следует из многочисленных писем.
Действующее законодательство о контрактной системе не предусматривает право подрядчика требовать понуждения заказчика к изменению условий контракта в части сроков выполнения работ, цены и технических условий. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2022 N 305-ЭС22-4781 по делу NА40-82590/2021.
Как правомерно указано судом первой инстанции, несовершение Заказчиком встречных действий по контракту не является основанием для изменения срока окончания работ. Указанные обстоятельства могут лишь могут указывать на отсутствие вины подрядчика в просрочке выполнения работ по контракту и могут быть учтены судом при рассмотрении спора о надлежащем исполнении подрядчиком работ по спорному контракту. Такие обстоятельства как необходимость выполнения дополнительных работ, невыполнение Заказчиком встречных обязательств могут служить основанием для приостановления работ подрядчиком, а не для изменения срока выполнения работ. Материалами дела подтверждается, что истец воспользовался правом приостановления работ в связи с наличием указанных обстоятельств.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 октября 2023 года по делу N А06-6019/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6019/2023
Истец: ООО "Экотектор"
Ответчик: служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области