г. Владивосток |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А51-19556/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ДВУ Госморнадзор),
апелляционное производство N 05АП-1200/2020,
на решение от 26.12.2019
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-19556/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Нефтеперевалочное предприятие "Владпортбункер" (ИНН 2540016136, ОГРН 1022502266280)
к Дальневосточному управлению государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2540130230, ОГРН 1072536003440)
о признании незаконным предписания от 03.07.2019 N 23/19-БМ,
при участии:
от Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ДВУ Госморнадзор): Лысак Е.Д. по доверенности от 23.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, диплом АВС N 0551738; Королёв С.Г. по доверенности от 14.01.2020 сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение,
от общества с ограниченной ответственностью Нефтеперевалочное предприятие "Владпортбункер": Мандругин А.В. по доверенности N 5 от 14.01.2020 сроком действия до 31.12.2020, паспорт, диплом ВСГ N 4484078,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Нефтеперевалочное предприятие "Владпортбункер" (далее - заявитель, общество, ООО НПП "Владпортбункер") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, ДВУ Госморнадзор) от 03.07.2019 N 23/19-БМ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано незаконным, как не соответствующее Федеральному Закону от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". С административного органа в пользу заявителя взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 9 000 рублей возвращена заявителю.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ДВУ Госморнадзор обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней ДВУ Госморнадзор указывает, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм Федерального Закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Считает, что ООО НПП "Владпортбункер" осуществляет деятельность не только в пределах гидротехнического сооружения, находящегося во внутренних морских водах, поскольку при выдаче груза на судно, грузовой шланг проходит над морской акваторией и по палубе судна до приемного фланца танкера.
Поскольку нефтебаза, а не судовладелец несет ответственность за обеспечение нефтеналивного причала грузовыми шлангами и стендерами, отвечающими правилам безопасности и обеспечивающими грузовые (бункеровочные) операции, заявитель обязан иметь утвержденный план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аварийно-спасательное формирование для ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на морской акватории при осуществлении деятельности по перевалки нефти и нефтепродуктов на морские суда.
В материалы дела от ООО НПП "Владпортбункер" через канцелярию суда поступили отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные пояснения, которые в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, общество в отзыве ссылается на то, что не является оператором морского терминала, осуществляемая им деятельность не относится к деятельности во внутренних морских водах, поскольку факт осуществления деятельности в пределах гидротехнических сооружений (причалов, указанных в лицензии) не свидетельствует об осуществлении деятельности в акватории моря. Таким образом, административным органом не доказано, что заявитель обязан заключить договор с аварийно-спасательными формированиями для предупреждения и ликвидации разливов нефти именно в морской среде, а равно как необходимость иметь в наличии план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах.
В судебном заседании представители ДВУ Госморнадзор поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Ходатайствовали о приобщении к материалам дела документов в опровержение доводов общества, изложенных в письменном отзыве, а именно: извещение о соответствии оценки охраны и плана охраны портового средства N -0403/пс от 11.03.2012, письмо капитана морского порта Владивосток от 02.06.2020 N25-1/2723, выдержка из плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на море 2010 года, письмо ФГУП "Росморпорт" от 11.03.2019 NАА-31/2038-27, договор субаренды N ARD0005D19 от 11.03.2019, представленных через канцелярию суда с дополнениями к апелляционной жалобе.
Представитель ООО НПП "Владпортбункер" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, а также по заявленному ходатайству о приобщении дополнительных доказательств.
На основании статей 159, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом удовлетворено ходатайство ДВУ Госморнадзор о приобщении к материалам дела документов, приложенных к дополнительным пояснениям на апелляционную жалобу, поскольку представленные документы связаны с обстоятельствами спора и устраняют неполноту материалов дела.
Из представленных материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период с 02.07.2019 по 03.07.2019 административным органом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО НПП "Владпортбункер" на основании распоряжения руководителя ДВУ Госкомнадзора от 10.06.2019 N 209-Н/129у.
В ходе данной проверки выявлены нарушения положений Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о внутренних морских водах, Закон N 155-ФЗ) и Правил организации по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1189.
Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки от 03.07.2019 N 61/19-ВП (БМ).
Из указанного акта следует, что в ходе проведения проверки установлено, что ООО НПП "Владпортбункер" предоставило план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке нефтебазы, который утвержден генеральным директором компании, но не согласован с начальником Главного управления МЧС России по Приморскому краю, с начальником Сибирского регионального центра МЧС России, с председателем КЧС и ОПБ Администрации Приморского края, с заместителем руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора и МЧС России.
Между тем ООО НПП "Владпортбункер" в своем составе имеет нефтеналивной пирс, состоящий из технологических площадок N 1 и N 2, расположенных на причале N 12 ВМТП и технологическую площадку N 3, расположенную на пирсе. Данные площадки предназначены для проведения операций слива-налива нефтепродуктов на танкера и с танкеров, для бункеровки судов. Перечисленные объекты отсутствуют в предоставленном договоре от 01.01.2019 N 280-ГО, заключенном ООО НПП "Владпортбункер" с муниципальным казенным учреждением "Владивостокская городская поисково-спасательная служба" (далее - МКУ "ВГПСС") на обслуживание опасных производственных объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием со сроком действия до 31.12.2019. По данному договору МКУ "ВГПСС" берет на себя обязательства по поддержанию в постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные на площадке нефтебазы по хранению нефти и нефтепродуктов (три резервуара общим объемом 15 000 куб. м) и котельной. Объекты расположены в тылу причала N 11 Владивостокского торгового порта (ВМТП).
По итогам проверки ДВУ Госкомнадзора выдало обществу предписание от 03.07.2019 N 23/19-БМ, в соответствии с которым обществу необходимо было в срок до 03.10.2019 обеспечить:
- соблюдение требований федерального законодательства в части необходимости наличия утвержденного плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности во исполнение требований пункта 1, пункта 2.1 статьи 16.1 Закона о внутренних морских водах (пункт 1);
- обеспечить соблюдение требований федерального законодательства в части необходимости наличия аварийно-спасательного формирования для ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на морской акватории при осуществлении деятельности при перевалке нефти и нефтепродуктов с нефтебазы на морские суда во исполнение требований подпункта 4 пункта 6 статьи 16.1 Закона о внутренних морских водах (пункт 2).
Не согласившись с указанным предписанием, посчитав, что оно не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нормами действующего законодательства на общество не возложена обязанность по наличию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и собственного аттестованного аварийно-спасательного формирования исходя из вида и места осуществляемой заявителем хозяйственной деятельности.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и в отзывах на нее, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", в частности статьей 16.1, установлены особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, особенности осуществления деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море.
Так, частью 1 статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ предусмотрено, что эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).
В силу части 2 статьи 16.1 данного Закона план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующая организация), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, за исключением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и организаций, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.1 статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с частью 4 статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ установлены Постановлением Правительства от 14.11.2014 N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").
На основании пункта 4 части 6 статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.
Анализ указанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что эксплуатация и использование сооружений, а также деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии утвержденного в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
При этом, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море поименована как отдельный вид деятельности, вне зависимости от эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов.
Таким образом, субъектами деятельности, предусмотренной статьей 16.1 Закона N 155-ФЗ, являются организации, как осуществляющие эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, так и осуществляющие деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов.
В связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочную деятельность, деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту, не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 16.1 Закона N 155-ФЗ, признается судом апелляционной инстанции ошибочным.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является "хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки", код наименования ОКВЭД - 52.10.21.
Данную деятельность ООО НПП "Владпортбункер" осуществляет на основании лицензии от 26.06.2012 серия МР-4 N 000255, выданной на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
Указанной лицензией предусмотрено выполнение работ (услуг) в составе лицензируемого вида деятельности, а именно - перегрузка опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) через нефтебазу.
Согласно приложению N 4 к лицензии, указанная деятельность осуществляется на территории морского порта Владивостока на части причала N 10 (лит. П7), правая сторона, секции N 7, N 8, площадью 221 кв. м; на части причала N 11 (лит. П8), правая сторона, площадью 283 кв. м; на площадке нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (в т.ч. резервуарный парк, продуктовая насосная станция).
Указанные объекты (часть причала N 10 и часть причала N 11) переданы ООО "НПП "Владпортбункер" на основании договора субаренды N АRD0005D19 от 11.03.2019, заключенного с ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ПАО "ВМТП") с согласия собственника федерального имущества - ФГУП "Росморпорт" от 11.03.2019 N АА-31/2038-27.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что ООО НПП "Владпортбункер" в своем составе имеет нефтеналивной пирс, состоящий из технологических площадок N 1 и N 2, расположенных на причале N 12 ВМТП, и технологическую площадку N 3, расположенную на пирсе. Данные площадки предназначены для проведения операций слива-налива нефтепродуктов на танкера и с танкеров, для бункеровки судов.
Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также основы государственного регулирования деятельности в морских портах регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ, Закон о морских портах).
В силу статьи 4 Закона N 261-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг;
4) портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;
5) причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;
6) владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;
7) морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;
8) оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;
9) перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Таким образом, заявитель является владельцем объектов инфраструктуры морского порта Владивосток, а используемые им причальные сооружения и нефтеналивной пирс соответствуют понятию сооружения, данному в части 2 статьи 4.1 Закона N 155-ФЗ, под которым понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины), поскольку расположены на территории морского порта, взаимодействуют с водной средой и предназначены для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
Согласно пунктам 1 и 9 части 1 статьи 8 Закона N 261-ФЗ государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан и предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов.
Операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны выполнять требования безопасности мореплавания, транспортной безопасности морских терминалов, акваторий морских портов; а также обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами (часть 2 статьи 15 Закона о морских портах).
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что объекты, на которых обществом осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность, не соответствуют понятиям искусственных островов, установок и сооружений во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, приведенным в пункте 2 статьи 4.1 Закона N 155- ФЗ, признается коллегией апелляционной инстанции основанными на ошибочном толковании норм права и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Отклоняя доводы общества о том, что оно не осуществляет деятельность во внутренних морских водах России, поскольку объекты, эксплуатируемые ООО "НПП "Владпортбункер", расположены на берегу, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 155-ФЗ внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
Воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов, относятся к внутренним морским водам (часть 2 статьи 1 Закона N 155-ФЗ).
Из извещения о соответствии оценки охраны и плана охраны портового средства -0403/пс от 11.03.2012 следует, что бункеровочный комплекс ООО НПП "Владпортбункер", включающий в себя в том числе причал 11 и причал 12, две технологические площадки с системой трубопроводов и нефтебазу, расположен в координатах: широта 43°05,77N, долгота 131°52,38E.
Согласно ответу капитана морского порта Владивосток от 02.06.2020 25-1/2723 точка с координатами 43°05,77 с.ш. 131°52,38 в.д. входит в границы морского порта Владивосток, установленные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2010 1462-р "Об установлении границ морского порта Владивосток (Приморский край)".
Требованиями статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление водного объекта (акватории) для строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений.
Анализ положений Закона N 155-ФЗ и Закона N 261-ФЗ свидетельствует о том, что акватория Владивостокского торгового морского порта и бухты Золотой Рог, на побережье которой находится нефтебаза общества, относится к внутренним морским водам России.
Совокупность изложенного позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что причалы, пирсы и другие гидротехнические сооружения ВМПТ расположены на акватории морского порта, которая, как уже было установлено, относится к внутренним морским водам России.
При этом, согласно лицензии серии МР-4 N 000255 от 26.06.2012 перегрузка опасных грузов в морских портах осуществляется с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) через нефтебазу, то есть грузовой шланг проходит от нефтебазы над морской акваторией и по палубе судна до приемного фланца танкера.
Таким образом, общество, являясь оператором морского терминала, осуществляет деятельность по перевалке нефтепродуктов во внутренних морских водах России и использует при этом портовые гидротехнические сооружения, расположенные на территории морского порта и взаимодействующие с водной средой, и, соответственно, подпадает под положения статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ.
В нарушение части 2 и пункта 4 части 6 статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ общество не имеет утвержденного в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на море, а также собственные или привлеченные на договорной основе аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на море.
Представленные заявителем в ходе проведения проверки и в материалы дела план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также договор от 01.01.2019 N 280-ГО, заключенный ООО НПП "Владпортбункер" с МКУ "ВГПСС" на обслуживание опасных производственных объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием со сроком действия до 31.12.2019, не свидетельствуют о соблюдении обществом вышеуказанных положений законодательства.
Из данного плана усматривается, что он составлен только в отношении опасного производственного объекта - площадки нефтебазы и предусматривает основные характеристики объекта организации и прогнозируемой зоны загрязнения в случае чрезвычайной ситуации, а также границы зон чрезвычайной ситуации с учетом результатов оценки риска нефти и нефтепродуктов только на нефтебазе.
В соответствии с договором от 01.01.2019 N 280-ГО МКУ "ВГПСС" берет на себя обязательства по поддержанию в постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные нефтеразливами на объектах заказчика: площадка нефтебазы по хранению и перевалки нефти и нефтепродуктов (три наземных стальных резервуара, общий объем 18 000 куб м), расположенная по адресу г. Владивосток, ул. Стрельникова 9, в тылу 11 причала) и ликвидации их последствий, и по обеспечению локализации аварийного разлива нефтепродуктов на суше в течение 6 часов с момента получения от заказчика информации о возникновении ЧС.
Между тем, ни представленный план, ни указанный договор не содержат мер предупреждения и ликвидации разлива нефтепродуктов на море.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 (далее - Положение N 193, Положение о лицензировании).
Пунктом 3 Положения о лицензировании предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы:
- работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу;
- работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
В силу подпункта "б" пунктов 4 и 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах является наличие у соискателя лицензии (лицензиата), эксплуатирующего береговые объекты, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители, плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов).
Указанное лицензионное требование, установленное Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте и в морских портах, является обязательным для всех хозяйствующих субъектов, которые вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности.
В силу пункта 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать в том числе сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов; прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов при неблагоприятных гидрометеорологических условиях с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения; первоочередные действия при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов.
Из материалов дела усматривается, что при получении лицензии от 26.06.2012 серия МР-4 N 000255 ООО НПП "Владпортбункер" был составлен и утвержден в установленном порядке в 2010 году сроком на 5 лет план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на море, который распространялся в том числе на акваторию, включающую в себя водное пространство бухты Золотой Рог, ограниченную линиями траверзов к 11 и 12 причалам в зоне ответственности администрации морского торгового порта Владивосток.
Между тем, по окончании срока его действия и при составлении и утверждении плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов в 2018 году общество не включило в него морскую акваторию и не предусмотрело меры по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на море.
В свою очередь, план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке нефтебазы, который был разработан ООО НПП "Владпортбункер" в 2018 году (ныне действующий), содержит только сведения о сборе разливов нефтепродуктов с территории объекта, не затрагивая акваторию, включающую в себя водное пространство бухты Золотой Рог, ограниченную линиями траверзов к 10 и 11 причалам.
Вышеизложенные обстоятельства в своей совокупности позволяют апелляционному суду прийти к выводу, что действующим законодательством на общество возложена обязанность иметь план предупреждения ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в том числе и на морской акватории, в границах которой оно осуществляет свою деятельность, а также располагать собственными или привлекать на договорной основе аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
При таких обстоятельствах, требования административного органа, изложенные в оспариваемом предписании, являются законными и обоснованными.
Доводы общества, положенные в основу возражений и оспаривания указанного предписания, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судебной коллегией и, соответственно, не влияют на законность принятого административным органом предписания.
Оценив доводы общества о неисполнимости оспариваемого предписания, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору), в том числе в сфере морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях) транспорта.
По правилам пунктов 5.1.2, 5.1.3 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации: о торговом мореплавании и о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.
В свою очередь реализация указанных функций осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства, утвержденным Приказом Минтранса России от 14.08.2012 N 307 (далее по тексту - Регламент N 307).
Указанный Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении возложенной государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (пункт 1).
Как следует из пункта 2 Регламента N 307 исполнение государственной функции осуществляется Ространснадзором и его территориальными управлениями.
В развитие указанных требований приказом Ространснадзора от 07.04.2014 N АК-373фс утверждено Положение о Дальневосточном управлении Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Положение N АК-373фс).
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) межрегионального уровня, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации, международного законодательства в области торгового мореплавания, эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений на морском транспорте в пределах границ своей зоны ответственности.
Одной из функций управления является осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании (пункт 3.1 Положения N АК-373).
Пунктом 4.6 этого же Положения предусмотрено, что управление вправе выдавать юридическим лицам, должностным лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, ДВУ Госморнадзора имеет полномочия на проведение контрольных мероприятий в отношении общества и, как следствие, на выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Аналогичное положение предусмотрено абзацем 4 части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), в соответствии с которым должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Исполнимость предписания является важным требованием к такому виду ненормативного правового акта как предписание, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Предписание, как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Оценив в совокупности установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, подтвержденные материалами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано административным органом в рамках предоставленных ему полномочий, соответствует положениям действующего законодательства, в том числе по форме и содержанию, и не нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него законную обязанность, регламентированную действующим законодательством в сфере осуществления деятельности во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Предписание является реально исполнимым и содержат четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу с учетом отраженных в акте проверки нарушений, что соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого предписания административного органа незаконным, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судом первой инстанции необоснованно удовлетворены требования общества, отсутствовали и основания для взыскания с Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу общества судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Соответственно, обжалуемое решение на основании пункта 2 статьи 269, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в части признания незаконным оспариваемого предписания и взыскания с ДВУ Госморнадзор судебных расходов на оплате госпошлины в сумме 3 000 рублей.
При этом, из материалов дела следует, что 10.02.2020 судом первой инстанции был выдан исполнительный лист серии ФС 020284741 на взыскание с Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу общества с ограниченной ответственностью Нефтеперевалочное предприятие "Владпортбункер" судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
В связи с чем апелляционный суд на основании части 1 статьи 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешает вопрос о повороте исполнения отмененного судебного акта.
Как пояснил представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции, вышеуказанный исполнительный лист фактически к исполнению не предъявлялся.
Согласно части 2 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.
Учитывая, что судебный акт, во исполнение которого выдан указанный исполнительный лист, отменен, что также повлекло перераспределение судебных расходов по настоящему делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости произвести поворот исполнения решения арбитражного суда от 26.12.2019 по делу N А51-19556/2019, прекратив исполнение указанного решения суда на основании исполнительного листа серии ФС 020284741, выданного 10.02.2020.
Решение суда в части возврата ООО НПП "Владпортбункер" из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 9 000 рублей является законным и обоснованным, поскольку в силу пункта 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайства о приостановлении исполнения оспариваемого решения государственного органа в порядке части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что общество, обращаясь с заявлениями о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения оспариваемого предписания уплатило в федеральный бюджет по платежным поручениям от 02.10.2019 N 1284, от 04.09.2019 N 1120 и от 07.10.2019 N 1324 госпошлину в сумме 9 000 рублей, излишне уплаченная госпошлина правомерно возвращена заявителю в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем 10.02.2020 обществу была выдана соответствующая справка на возврат государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2019 по делу N А51-19556/2019 отменить в части.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Нефтеперевалочное предприятие "Владпортбункер" отказать.
Произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2019 по делу N А51-19556/2019 в части взыскания с Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу общества с ограниченной ответственностью Нефтеперевалочное предприятие "Владпортбункер" судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Прекратить взыскание с Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу общества с ограниченной ответственностью Нефтеперевалочное предприятие "Владпортбункер" судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 рублей по исполнительному листу серии ФС 020284741, выданному Арбитражным судом Приморского края 10.02.2020.
В части возврата обществу с ограниченной ответственностью Нефтеперевалочное предприятие "Владпортбункер" из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 9 000 рублей решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2019 по делу N А51-19556/2019 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19556/2019
Истец: ООО НЕФТЕПЕРЕВАЛОЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЛАДПОРТБУНКЕР"
Ответчик: ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОРСКОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3918/20
16.06.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1200/20
26.12.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-19556/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-19556/19
03.10.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-19556/19
19.09.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-19556/19