Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2020 г. N Ф10-3803/20 настоящее постановление оставлено без изменения
15 июня 2019 г. |
Дело N А83-9979/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2020.
В полном объёме постановление изготовлено 15.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Сикорской Н.И.,
Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Молчановой В.С.,
при участии:
представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Шельтик Е.В., доверенность от 30.12.2019 N 961-Д;
представителя Индивидуального предпринимателя - Главы К(Ф)Х Жураковского Константина Васильевича - Губская И.А., доверенность от 08.06.2020 N 82АА1975564;
иные лица - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя - Главы К(Ф)Х Жураковского Константина Васильевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.03.2020 по делу N А83-9979/2019 (судья Чумаченко С.А.)
по первоначальному исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
к Индивидуальному предпринимателю - Главе К(Ф)Х Жураковскому Константину Васильевичу,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Раздольненского района Республики Крым
о взыскании,
по встречному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя - Главы К(Ф)Х Жураковского Константина Васильевича
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю - Главе К(Ф)Х Жураковскому Константину Васильевичу (далее - ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску, ИП - Глава К(Ф)Х Жураковский К.В., Глава К(Ф)Х, Предприниматель), согласно которому Министерство просит взыскать с Предпринимателя задолженность по арендной плате в бюджет Республики Крым за период с 01.07.2017 по 23.08.2018 в размере 194440,97 руб.
Первоначальные исковые требования мотивированы ненадлежащим выполнением Главой К(Ф)Х своих обязательств по внесению арендных платежей за использование земельного участка согласно договору аренды земельного участка.
20.01.2020 от Главы К(Ф)Х поступило встречное исковое заявление, согласно которого истец по встречному иску просит взыскать с Министерства в пользу Предпринимателя денежные средства, являющиеся неосновательным обогащением, в размере 57266,62 руб.
Встречное исковое заявление мотивировано получением Министерством излишних денежных средств, которые подлежат возврату Главе К(Ф)Х
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.03.2020 по делу N А83-9979/2019 первоначальные исковые требования удовлетворены, во встречном исковом заявлении отказано.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.07.2017 по 23.08.2018 в размере 194440,97 руб. подтверждаются материалами дела, в связи с чем они подлежат удовлетворению. Кроме того, суд первой инстанции считает, что поскольку расчет Министерства задолженности по арендной плате произведен в соответствии с действующим законодательством с применением единоразового коэффициента 1,756, следовательно, переплата не имела места, а требования ИП - Главы К(Ф)Х Жураковского Константина Васильевича удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП - Глава К(Ф)Х Жураковский К.В. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении первоначальных исковых требований отказать, встречные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Апеллянт не согласен с решением суда первой инстанции, считает его необоснованным и незаконным, подлежащим отмене исходя из следующего. Так, суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальные исковые требования, допустил неполное выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам по делу. Апеллянт указывает на отсутствие у Министерства на дату подачи искового заявления права требования в отношении взыскания арендной платы, поскольку по состоянию на август 2018 года Республика Крым в лице Министерства утратила право собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:10:081201:109. Кроме того, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела необоснованно не было принято во внимание решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.01.2019 по делу N А83-5554/2019, в том числе выводы и обстоятельства, которые в соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК), дополнительному доказыванию не подлежат.
Определением от 22.04.2020 апелляционная жалоба ИП - Главы К(Ф)Х Жураковского К.В. принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное разбирательство на 09.06.2020.
В судебное заседание 09.06.2020 явились представители истца и ответчика. Администрация Раздольненского района Республики Крым явку своего представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, и их неявка не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ считает возможным рассматривать дело при имеющейся явке.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 30.07.2010 между Раздольненской районной государственной администрацией (Арендодатель) и гражданином Жураковским К.В. (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 041001400006 (далее - Договор), согласно которому Арендодатель на основании распоряжения Раздольненской районной государственной администрации N 428 от 20.05.2010 предоставляет, а Арендатор принимает во временное платное пользование земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, который находится за пределами населенных пунктов на территории Ручьёвского сельского совета Раздольненского района Автономной Республики Крым (пункт 1 Договора, т.1 л.д.26-29, 31-37). В силу пункта 8 данный договор заключен сроком на 49 лет.
Настоящий Договор вступает в силу после государственной регистрации (пункт 43 Договора).
Договор зарегистрирован в Раздольненском районном отделе Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра", о чем в государственном реестре земель сделана запись от 20.08.2010 за N 041001400006.
Передача земельного участка осуществляется в месячный срок после государственной регистрации настоящего Договора по акту приема-передачи (пункт 20 Договора).
Согласно Акта о приемке и передачи земельного участка в натуре от 20.08.2010 (далее - Акт) Раздольненская районная государственная администрация передает, а гражданин Жураковский К.В. принимает во временное платное пользование земельный участок, общей площадью 87,0177 га, в том числе по угодьям: пашня - 87,0177 га, мелиорировавшие земли - отсутствуют (т.1 л.д.30, 38).
Согласно пункту 2 Договора в аренду передается земельный участок, общей площадью 87,0177 га, в том числе по угодьям: пашня - 87,0177 га, мелиорировавшие земли - отсутствуют.
На земельных участках нет объектов недвижимого имущества, передаются в аренду без строений и сооружений (пункты 3,4 Договора).
Пунктом 7 Договора установлено, что земельный участок должен использоваться по целевому назначению.
Согласно пункту 9 Договора арендная плата вносится Арендатором в размере 21316,08 грн. В год, что составляет 1,5% от нормативной денежной оценки земельного участка.
Расчет размера арендной платы за земельный участок государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством, по утвержденным Кабинетом Министров Украины формам, которые заполняются при заключении или изменении условий Договора или его продления (пункт 10 Договора).
Арендная плата вносится Арендатором в денежной форме в размере 1-2 части ежегодной аренды на расчетный счет Арендодателя ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (пункт 11 Договора).
Согласно пункту 15 Договора земельный участок передается для ведения сельского (фермерского) хозяйства.
Целевое назначение земельного участка - код по УКЦИЗ 2.5 "Для ведения сельского (фермерского) хозяйства" (пункт 16 Договора).
В соответствии с пунктом 41 Договора за невыполнение или ненадлежащее выполнение Договора стороны несут ответственность согласно закону и настоящему Договору.
В связи с возникшей у Предпринимателя задолженностью по Договору, а также в целях досудебного урегулирования возникшего спора, Министерством в адрес ответчика по первоначальному иску была направлена претензия от 03.12.2018 N 01-11/10163 об образовании задолженности, согласно которой Министерство уведомило Главу К(Ф)Х о необходимости погашения задолженности и направлении копии платежных документов или ответа в письменном виде (т.1 л.д.40-42). Данная претензия была направлена в адрес ответчика по первоначальному иску согласно списку внутренних почтовых отправлений от 05.12.2018 (т.1 л.д.43-44).
Как следует из материалов дела, данная претензия была оставлена без ответа, что послужило основанием обращения Министерства в суд с первоначальным иском о взыскании образовавшейся задолженности согласно Договора.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, участвующих в деле, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности
Спорный договор по своей правовой природе является договором аренды, отношения по которому регулируются как законодательством Украины, так и главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ввиду того, что правоотношения по указанному договору аренды земли являются длящимися: такие правоотношения возникли до ратификации договора "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" от 18.03.2014 и вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" от 21.03.2014 N 6- ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (Закон N 38-ЗРК).
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 38-ЗРК закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Пунктом 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденной Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Согласно пункта 2.2, 2.3, 2.9, 4.6 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157 (с изменениями) задачами Министерства является осуществление от имени Республики Крым в установленном порядке управления и распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности Республики Крым, обеспечение управления, распоряжения и рационального использования имущества, земельных участков и земель, находящихся в собственности Республики Крым, администрирование в установленном законодательством порядке неналоговых доходов, в том числе от использования имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 1155-р "О передаче функций по администрированию арендной платы за землю", Налоговой службе Республики Крым поручено осуществить передачу функций по администрированию арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым не позднее 31 декабря 2014 года.
Таким образом, с 01.01.2015 функции по администрированию арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым, возложены на Министерство, в связи с чем последний является надлежащим истцом по делу.
Как было установлено выше Договор был заключен с физическим лицом - Жураковским Константином Васильевичем для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно выписки из Единого государственного реестра Индивидуальных предпринимателей Жураковский К.В. 14.11.2014 зарегистрирован в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ОГРНИП: 314910231800201).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ИП - Глава К(Ф)Х Жураковский К.В. использовал спорный земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Статьей 606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с положениями статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, за исключением ограниченных в обороте, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьями 65, 70 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с требованиями, установленными статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, в соответствии с условиями Договора ИП - Глава К(Ф)Х Жураковский К.В. обязан своевременно производить плату за пользование земельным участком.
Согласно расчету Министерства, за Главой К(Ф)Х числится задолженность по Договору за период с 01.07.2017-23.08.2018 сумме 194440,97 руб. (т.1 л.д.46).
Согласно части первой статьи 632 Гражданского кодекса Украины, действовавшего на момент заключения договора, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Частью первой статьи 614 ГК РФ закреплено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Ответчик до момента прекращения договора аренды должен вносить арендную плату.
Согласно части 3 статьи 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины "О плате за землю", использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке, определенном настоящим Законом.
Согласно статье 19 указанного Закона размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).
Как уже указывалось судом, согласно пункту 9 Договора, арендная плата вносится Арендатором в размере 21316,08 грн. в год, что составляет 1,5% от нормативной денежной оценки земельного участка.
Расчет размера арендной платы за земельный участок государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством, по утвержденным Кабинетом Министров Украины формам, которые заполняются при заключении или изменении условий Договора или его продления (пункт 10 Договора).
С 18 марта 2014 года на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании части 3 этой же статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, для целей расчёта размера арендной платы применяется нормативная денежная оценка, установленная нормативными правовыми актами за соответствующие периоды.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, является нормативно установленной как в Украине, так и в Российской Федерации.
Согласно постановлению Совета Министров Республики, Крым от 12 ноября 2014 года N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 21 марта 2014 года, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
Этим постановлением утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера, арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее Положение).
Положение устанавливает порядок определения размера нормативной цены земельного участка, арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 2.1 Положения нормативная цена земельного участка используется для определения размера арендной платы.
На основании пункта 3.4 Положения плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21.03.2014, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением к настоящему постановлению.
В том случае, если такой договор заключается после 31.12.2014, то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренном законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год.
В том случае, если плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка не соответствовала законодательству, действующему до 21.03.2014, то при заключении договора аренды плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения.
При пересчете нормативной цены земельного участка, установленной до 1 января 2014 года, учитываются коэффициенты инфляции, установленные приложением 4 к настоящему постановлению, а при пересчете нормативной цены земельного участка сельскохозяйственного назначения (вид угодий - "пашня"), установленной до 1 января 2012 года, кроме коэффициентов инфляции учитывается также коэффициент 1,756.
Нормативная цена, установленная по состоянию на 2014 год, начиная с 1 января 2015 года ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Представленный Министерством расчет задолженности признан судом обоснованным и арифметически верным.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что истцом по первоначальному иску правомерно произведен расчет задолженности по арендной плате за период с 01.07.2017 по 23.08.2018 в размере 194440,97 руб., в связи с чем первоначальные исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.07.2017 по 23.08.2018 в размере 194440,97 руб.
Встречные исковые требования о взыскании с Министерства в пользу Предпринимателя денежных средств, являющихся неосновательным обогащением, в размере 57266,62 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку расчет задолженности по арендной плате за период с 01.07.2017 по 23.08.2018 в размере 194440,97 руб., произведенный Министерством, признан обоснованным и арифметически верным, следовательно, отсутствовала переплата по арендной плате, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания неосновательного обогащения.
Довод апеллянта о том, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела необоснованно не было принято во внимание решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.01.2019 по делу N А83-5554/2019, в том числе выводы и обстоятельства, которые в соответствии со статьей 69 АПК дополнительному доказыванию не подлежат, отклоняется судебной коллегией.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Свойством преюдициальности обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.01.2019 по делу N А83-5554/2019 урегулированы разногласия между Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Жураковским Константином Васильевичем и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, возникшие при заключении договора аренды земельного участка N 639 п/10 от 20.10.2017 года площадью 849700 кв.м с кадастровым номером 90:10:081201:109.
По мнению судебной коллегии, решение по преддоговорному спору, в котором судом были сделаны определенные выводы в отношении размера арендной платы при заключении нового договора, не обладает свойством преюдиции по настоящему спору о взыскании арендной платы по договору, заключенному до 18.03.2014, определенной исходя из установленного таким договором размера, с учетом требований нормативных актов по ее исчислению и уплате.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 марта 2020 года по делу N А83-9979/2019 оставить без изменений, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя - Главы К(Ф)Х Жураковского Константина Васильевича, - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9979/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которго является Жураковский Константин Васильевич
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Губская Ирина Александровна