г. Челябинск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А47-400/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., рассмотрел без вызова сторона в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Соленые озера" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.03.2020 по делу N А47-400/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Соленые озера" (далее - заявитель, общество, ООО "Соленые озера") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Самарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, Самарская таможня) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10412000-2216/2019 от 24.12.2019, прекращении производства по делу.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 26.03.2020 (резолютивная часть решения принята путем подписания 17.03.2020) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Соленые озера" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на недоказанность таможенным органом несвоевременности предоставления статистической формы отчетности. Апеллянт полагает, что из постановления о назначении административного наказания, а также из протокола об административном правонарушении нельзя установить дату отгрузки по договору с ТОО "Швейник", которая в свою очередь, определяет несвоевременность предоставления статистической формы по пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 и само событие правонарушения по статье 19.7.13 КоАП РФ. Кроме того, ООО "Соленые озера" полагает, что протокол об административном правонарушении не содержит сведения о счетах-фактурах, товарно-транспортных накладных и документации, что является нарушением требований, установленных письмом ФТС России от 01.02.2017 N 18-19/04746 "О направлении методических рекомендаций".
От таможенного органа в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Самарская таможня не согласилась с доводами апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.11.2019 на Южный таможенный пост Самарской таможни ООО "Соленые озера" представлена статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером 3100191127-12053805, зарегистрирована таможенным органом 28.11.2019, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции Южного таможенного поста Самарской таможни за регистрационным номером 10412180/281119/СЗ50927.
Указанная статистическая форма содержит сведения о полученных ООО "Соленые озера" товарах в декабре 2018 года на основании договора N 379-18/с (Т2) от 12.10.2018, была заполнена 27.11.2019, о чем свидетельствует дата заполнения статистической формы, отраженная в системном номере статистической формы, фактически передана на Южный таможенный пост Самарской таможни 28.11.2019.
В этой связи, 10.12.2019 Самарская таможня составила в отношении общества протокол об административном правонарушении N 10412000-2216/2019.
Постановлением от 24.12.2019 по делу N 10412000-2216/2019 общество привлечено его к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Соленые озера" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В статье 26.1 КоАП РФ указано, что выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС в силу пункта 3 части 1 статьи 12, части 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которым на основании части 3 статьи 104 Закона N 311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами-членами ЕАЭС, статистическая форма и Правила ее заполнения, а также в статье 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) (вступил в силу с 04.09.2018).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1329 ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись). В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
Пунктом 6 Правил N 1329 установлено, что статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем.
Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пунктом 7 Правил N 1329 установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети "Интернет", а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
В пункте 10 Правил N 1329 определено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество в нарушение Правил 1329 представило статистическую форму за товары с нарушением срока. Так, статистическая форма за товары, полученные от ТОО "Швейник" в декабре 2018 года (накладная от 04.12.2018, л.д. 71), ООО "Соленые озера" должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада, то есть до 18.01.2019 включительно, тогда как фактически указанные документы представлены обществом в таможенный орган лишь в ноябре 2019 г. (28.11.2019), то есть с нарушением установленного законом срока.
Данный факт подтверждается: договором N 12 (379-18/с) от 12.10.2018, накладной N 0000000028 от 04.12.2018, счет - фактурой N 00000000028 от 04.12.2018, статистической формой учета перемещения товаров 3100191127-12053805 в котором указано "за отчетный период - декабрь 2018".
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Соленые озера" в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом.
Из обстоятельств совершения правонарушения усматривается, что заявитель не обеспечил выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством о таможенном регулировании и организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
ООО "Соленые озера" имело возможность для соблюдения требований законодательства, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства объективной невозможности исполнения требований действующего таможенного законодательства не представлены.
Суд апелляционной инстанции полагает, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается вина ООО "Соленые озера" в совершении вменяемого правонарушения, доказательств обратного не имеется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в противоправном, виновном бездействии ООО "Соленые озера" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, существенных процедурных нарушений, исключающих производство по административному делу, не установлено.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением, рассмотрены и отклонены апелляционной коллегией.
Согласно части 1 статьи 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Вместе с тем нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не относится к существенным недостаткам протокола, поскольку этот срок не является пресекательным. Нарушение данного срока не относится к существенным недостаткам протокола и не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, законный представитель общества надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела, что подтверждается извещением от 28.11.2019 N 21-25/0587 (л.д. 62-63), протоколом об административном правонарушении (л.д. 59-61), почтовым уведомлением (л.д. 64).
Кроме того, обществом от 02.12.2019 исх.N 358 дан ответ на извещение таможенного органа.
Из письма ФТС России от 01.02.2017 N 18-19/04746 "О направлении методических рекомендаций" следует, что при описании в протоколе об административном правонарушении события, выявленного административного правонарушения, необходимо указывать сведения о лицах, заключивших договор (контракт) в отношении товаров, ввозимых в Российской Федерации с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, реквизитах данного договора (контракта), декларации на товары, согласно которой осуществлен выпуск товара на таможенной территории ЕАЭС (в случае такого выпуска товаров), товаросопроводительных документах, подтверждающих факт перемещения товаров, в отношении которых установлены особенности регулирования ввоза и обращения на таможенной территории ЕАЭС (включая транспортные, коммерческие, иные документы, содержащие сведения о ввозе (вывозе) товара на (с) территории РФ), реквизитах счета на оплату и поставку (отгрузку) товаров (например, счет-фактуры (инвойса), счет-проформы (проформы-инвойса), установленный законодательством и фактический сроки представления статформы в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится лицо (заявитель), нарушенные требования порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС (со ссылкой на соответствующую норму нормативного правового акта), иные имеющие значения для разрешения дела об административном правонарушении сведения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в протоколе об административном правонарушении от 10.12.2019 N 10412000-2216/2019 содержится информация: сведения о лицах, заключивших договор N 379-18/с(12) от 12.10.2018 (ООО "Соленые озера" и ТОО "Швейник"); сведения о реквизитах данного договора; сведения о счет-фактуре от 04.12.2018 N 00000000028; фактический срок предоставления статформы в таможенный орган - 28.11.2019.
Довод подателя жалобы о невозможности установить даты отгрузки товара из представленных документов отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как следует из условия договора, отгрузка товара осуществляется на условиях самовывоза со склада продавца (п. 4.2. договора N 12 от 12.10.2018). В материалы дела представлена счет-фактура от 04.12.2018, накладная на отпуск запасов на сторону от 04.12.2019, которая содержит сведения о получении товара заявителем по договору (товар получен Турмагамбетовым И.А. по доверенности N 27 от 04.12.2018).
Таким образом, дата отгрузки (декабрь 2018) верно установлена административным органом, так же ка и обязанность заявителя предоставить статистическую форму не позднее 18.01.2019.
Исходя из изложенного, требования, установленные Методическими рекомендациями при составлении протокола, а также порядок привлечения ООО "Соленые озера" к административной ответственности административным органом соблюдены.
Размер штрафа в сумме 20 000 руб., является обоснованным, соразмерным совершенному обществом правонарушению и соответствует минимальному размеру штрафа для юридических лиц по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.03.2020 по делу N А47-400/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Соленые озера" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-400/2020
Истец: ООО "СОЛЕНЫЕ ОЗЕРА"
Ответчик: Самарская таможня