г. Ессентуки |
|
25 января 2024 г. |
Дело N А20-3064/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объёме 25.01.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Мишина А.А., судей Демченко С.Н. и Счетчикова А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бирюковым И.О., при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики представителей от муниципального унитарного предприятия "Нальчикская теплоснабжающая компания" городского округа Нальчик" - Хачетлова И.Х. (доверенность от 09.01.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Нальчикские тепловые сети" - Гульянова Э.Н. (доверенность от 22.11.2023), в отсутствии представителей третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нальчикские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2023 по делу N А20-3064/2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Нальчикская теплоснабжающая компания" городского округа Нальчик" (далее - МУП "НТСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новые тепловые сети" (далее - ООО "НТС", ответчик) о взыскании задолженности в размере 20 000 000 руб., собранную и начисленную за уже поставленный тепловой ресурс (отопление) в отопительном сезоне 2021-2022 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "Единый информационно-расчетный центр", ООО "Экологистика".
Определением от 22.04.2023 ООО "Нальчикские тепловые сети" признано процессуальным правопреемником ООО "Новые тепловые сети" в связи с реорганизацией в форме присоединения. Произведена замена выбывшей стороны - ООО "Новые тепловые сети" его процессуальным правопреемником - ООО "Нальчикские тепловые сети" (далее - ООО "НТС").
02.05.2023 через систему "Мой арбитр" от МУП "НТСК" поступило дополнение к иску с уточнением суммы, в котором просит взыскать с ответчика сумму в размере 24 850 624 руб., собранную и начисленную за уже поставленный тепловой ресурс (отопление) в отопительном сезоне 2021 - 2022 годы. (том 1, л.д. 79-81).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2023 по делу N А20-3064/2022 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 24 850 624 руб. неосновательного обогащения, взыскал с ответчика в доход федерального бюджета 147 253 руб. государственной пошлины по иску. Суд пришел к выводу, что на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение, в связи с чем, требования истца в части взыскания неосновательного обогащения подлежали удовлетворению.
Не согласившись с принятым решением, ООО "НТС" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Заявитель указывает, что сумма задолженности в размере 21 962 856, 35 руб. взыскана необоснованно, поскольку не была подтверждена надлежащими доказательствами.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением от 22.11.2023 судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 11.01.2024.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, одновременно дали пояснения по обстоятельствам спора.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2023 по делу N А20-3064/2022 в соответствии с требованиями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.10.2018 по делу N А20-2542/2018 в отношении МУП "НТСК" введена процедура банкротства - наблюдение.
Решением от Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики 06.05.2019 по делу N А20-2542/2018 признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Сафронова Елена Викторовна.
С 16.10.2016 МУП "НТСК" являлось поставщиком и производителем тепловой энергии. В соответствии с Постановлением Местной Администрации г.о. Нальчик N 2112 от 06.10.2016, МУП "НТСК" присвоен статус Единой теплоснабжающей организации на территории г. Нальчик.
Постановлением Местной Администрации г.о. Нальчик N 781 от 25.04.2022, МУП "НТСК" лишено статуса гарантирующей организации по теплоснабжению и горячему водоснабжении на территории г.о. Нальчик.
В своей деятельности МУП "НТСК" руководствуется способом оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, что следует из Приказа N 7 от 15.06.2016 Государственного Комитета по Тарифам Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Положением о Государственном комитете Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 ноября 2014 года N 269-ПП, с 1 июля 2016 года применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Постановлением N 988 местной Администрации г.о. Нальчик, от 26 мая 2022 года, ООО "Новые тепловые сети" присвоен статус единой теплоснабжающей компании, МУП "НТСК" продолжает принимать оплаты за уже поставленный тепловой ресурс (тепло) в отопительном сезоне 2021-2022 годы.
В июне и июле 2022 года, ООО "Новые тепловые сети" были произведены начисления за отопление и горячее водоснабжение, а также разнесены квитанции жителям многоквартирных домов г.о. Нальчик.
МУП "НТС" за исх. N 435, 01.06.2022 направило уведомление (нарочно в приемную) в ООО "Новые Тепловые сети" следующую информацию: "В случае, если кассы ООО "НТС" будут принимать текущие платежи за поставленный тепловой ресурс, то действия ООО "НТС" нарушат интересы МУП "НТСК", в частности кредиторов, потому как Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-2542/2018 от 06.05.2019 в отношении МУП "Нальчикская теплоснабжающая компания" г.о. Нальчик (ИНН 0726016530, ОГРН 1160726055984); 360000, КБР, г. Нальчик, ул. Киримова, 1 открыто конкурсное производство. В таком случае, МУП "НТСК" будет вынуждено обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении" (Вх. 15 от 02.06.2022 ООО "НТС"). Аналогичное письмо направлено в ООО "ЕИРЦ", как агенту, который собирает денежные средства по единому платежному документу.
ООО "Новые Тепловые сети", также развесило объявление в подъездах многоквартирных домов г.о. Нальчик, дезинформирующее абонентов. Помимо всего прочего, идет двойное начисление и сбор за отопление для населения, что, в свою очередь, нарушает права и интересы неограниченного круга лиц; вызывает возмущение абонентов.
В сети телеграмм опубликовано, что ООО "Новые тепловые сети" создана с нарушением действующего законодательства, что Местная Администрация, как казенное учреждение не может выступать учредителем ООО: ссылка https://t.me/pravdakbrr/4022.
Прокуратура КБР выдала Местной администрации городского округа Нальчик, представление на устранение нарушений федерального законодательства 1 июля 2022 года (том 1, л.д. 20-21).
Во исполнение Представления на устранение нарушений федерального законодательства Прокуратуры г. Нальчик от 1 июля 2022 года ООО "Новые тепловые сети" ИНН 0700002370 прекратило свою деятельность, посредством присоединения к новому юридическому лицу.
Также, в рамках дела о банкротстве МУП "НТСК" арбитражном суде КБР дело N А20-2542/2018, вынесено определение от 15 июля 2022 года о принятии обеспечительных мер в отношении ООО "Новые тепловые сети". В суде установлено, что начисление по теплу (отопление) в июне в июле месяце 22-го года, проведенное МУП "НТСК", является конкурсной массой. Выдан исполнительный лист немедленного исполнения, возбуждено исполнительное производство.
В ходе дополнительных расчетов, проводимых в рамках процедуры конкурсного производства, МУП "НТСК" установлено, что, осуществляя деятельность по поставке теплого ресурса на территории г.о. Нальчик, объем выработки (в Гкал) перед населением в период с 27 мая 2022 года по 31 июля 2022 года составил более 55 000 Гкал, что равно 115 000 000 руб.
ООО "Новые тепловые сети" ссылаются на присвоение статуса единого поставщика тепловой энергии, вместе с тем, как указал истец, ответчик не соответствует ни одному критерию единого поставщика: отсутствуют договора с ресурсоснабжающими организациями - свет, вода, газ, отсутствует опубликованный публичный договор, нет установленного тарифа в государственном комитете по тарифам и жилищному надзору Кабардино-Балкарской Республики.
Во избежание нарушения прав граждан, во избежание риска двойной оплаты населением, так как указанное является недопустимым, в настоящем случае, истцом реализовано право на судебную защиту своего нарушенного материального права, которое выразилось в утрате права получения оплаты за отпущенную тепловую энергию с конечных потребителей, ввиду перечисления ими оплаты за этот отпущенный ресурс иному получателю, который его не поставлял, что послужило основание для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства, с чем соглашается апелляционная коллегия.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования (пункт 1), по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать как сам факт пользования имуществом и период его пользования, так и стоимость такого пользования.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11524/12 указано, что обязательства из неосновательного обогащения возникают в случаях приобретения или сбережения имущества за счет другого лица, отсутствия правового основания такого сбережения (приобретения), отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основания возникновения обязательства из неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
По смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации обогащение может быть признано неосновательным, если отсутствуют предусмотренные законом правовые основания для приобретения или сбережения имущества.
Указанное правило, применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из приведенных норм следует, что неосновательное обогащение возможно тогда, когда отсутствуют установленные законом, иными правовыми актами или сделкой основания или которые отпали впоследствии.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований. При этом, наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся с соответствующими исковыми требованиями.
Отсутствие доказанности истцом хотя бы одного из перечисленных выше условий, исключает удовлетворение иска.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
По смыслу положений Закона о теплоснабжении, Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" единой теплоснабжающей организацией является теплоснабжающая организация, которой уполномоченным органом в отношении системы теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу статьи 2 Закона о теплоснабжении, положений Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения) реализация тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения. Подлежащие государственному регулированию тарифы на тепловую энергию, теплоноситель устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого вида регулируемого вида деятельности.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Тарифы на тепловую энергию действуют в течение периода времени, установленного органами регулирования.
В силу пункта 15 Основ ценообразования срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 финансового года с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом.
Согласно пункту 7 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года, за исключением ряда случаев, в частности при принятии решения органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
По смыслу вышеназванных норм права с момента присвоения лицу статуса теплоснабжающей организации с установлением в отношении этой организации тарифа на тепловую энергию, последняя приобретает право на оказание услуг по теплоснабжению и получение оплаты с потребителей по установленному тарифу.
В случае, когда через присоединенную сеть поставка тепловой энергии осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) устанавливает порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги населением.
Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42(1) Правил N 354, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в законную силу 30.06.2016 (далее - Постановление N 603).
Решение о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2 Постановления N 603).
Пунктом 3 Постановления N 603 определено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу данного постановления.
Согласно пунктам 25 (1), 25 (2) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию;
в) в случае поставки коммунального ресурса в домовладение, не оборудованное индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Письмом Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства N 603" указано следующее.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 2 (Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь, NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации) и формуле 2(1) приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Письмом Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства N 603" указано следующее.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 354 с 01.07.2016 утратили силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в соответствии с которыми размер платы за коммунальные услуги определялся равномерными платежами в течение календарного года. На территориях тех субъектов Российской Федерации, на которых по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся в период до 01.07.2016 в соответствии с указанными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, после 01.07.2016 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерными платежами в течение 2016 года не изменяется.
При этом в соответствии с пунктом 2.4 приложения N 2 к Правилам N 354 сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, Правилами N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в случаях внесения платы за коммунальные услуги равномерно в течение года в период до 01.07.2016, в том числе с применением нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных на отопительный период или действовавших по состоянию на 30.06.2012, определяется после 01.07.2016 в следующем порядке:
а) в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, а также в жилом доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии - по формуле 2.1 приложения N 2 к Правилам N 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных на отопительный период) или по формуле 2 приложения N 2 к Правилам N 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012).
Из материалов дела установлено, что в рамках дела N А20-3064/2022, выявлены начисления за отопление за спорные периоды, произведены оплаты за спорные периоды за отопление.
Анализируя выписку с расчетного счета ООО "НТС" за спорный период обнаружено, что по агентскому договору N ЕИ/30052022-НТС ООО "Экологистика" перевело более 11 000 000 руб., собранную с населения.
Из письма от 31.03.2023 N 310 следует, что в период с 27.05.2022 по 07.10.2022 производились операции по поступлению. И расходованию денежных средств ООО "НТС":
- поступления от юридических лиц в размере 12 184 917, 30 руб.;
- поступления от физических лиц в размере 58 947 239, 13 руб.
В связи с возникшей необходимостью, Управление МВД России по г.о. Нальчик обратилось в адрес ООО "Новые тепловые сети" за исх. письмом от 06.02.2023 за исх. N 613 с просьбой предоставить выписку по расчетному счету ООО "Новые тепловые сети", оборотно - сальдовую ведомость и справку о сумме поступивших денежных средствах за период с 27.05.2022 по 04.08.2022 (том 1, л.д. 65).
Рассмотрев обращение Управления МВД России по г.о. Нальчик ООО "Новые тепловые сети" предоставила Справку о сумме поступивших денежных средствах за период с 27.05.2022 по 04.08.2022 в котором отражено, что за период с 27.05.2022 по 04.08.2022 поступили денежные средства на сумму 24 850 624 рубля 32 коп., из них: поступления от гос. и юр. лиц - 3 454 278, 52, поступления от населения -21 936 345, 80 (том 1, л.д. 66).
Как установлено ранее, Постановлением N 988 местной Администрации г.о. Нальчик, от 26 мая 2022 года, ООО "Новые тепловые сети" присвоен статус единой теплоснабжающей компании, вместе с тем, МУП "НТСК" продолжает принимать оплаты за уже поставленный тепловой ресурс (тепло) в отопительном сезоне 2021-2022 годы.
Вместе с тем, судом установлено, что оплаты производились на счет ООО "НТС".
Оплаты были, в том числе, в периоды действия обеспечительных мер (Определение о принятии обеспечительных мер от 15 июля 2022 года по делу N А20-2542/2018). Выявлено, что 1031 МКД не имеют технической возможности по поставке ГВС, соответственно, не имеют начислений. 315 МКД имеют техническую возможность по поставке ГВС, однако 24% отказалась от данной услуги, в связи с установкой колонки или систем обогрева воды, порядка 5-7 % не имеют начислений в связи с тем, что на приборах учета нет изменений, вероятно, не проживают.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды, исходя из доказанности факта оказания истцом в рассматриваемый период услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя, правильности произведенного истцом расчета стоимости оказанных услуг, исходя из общей площади и норматива потребления, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения первоначальных требований о взыскании задолженности в заявленном размере.
Применение истцом в расчете суммы иска перечисленных и исследованных составляющих расчета, признается правомерным, так как такие составляющие доказаны с соблюдением положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, норм действующего законодательства, на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение, в связи с чем, требования истца в части взыскания неосновательного обогащения подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца, признал его арифметически верным.
Обязанностью суда является проверка представленного в подтверждение размера исковых требований расчета истца и ответчика на соответствие нормам материального права и условиям договора (статьи 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Довод ответчика о том, что сумма задолженности в размере 21 962 856, 35 руб. взыскана необоснованно, поскольку не была подтверждена надлежащими доказательствами, отклоняется на основании выше представленных доказательств.
Более того в свою очередь, ответчиком контррасчет исковых требований не представлен, не заявлялись требования о проведении сверки, а также о наличии арифметических ошибок.
Арифметические составляющие расчета судом апелляционной инстанции проверены, и основания для критической оценки не установлены.
Довод ответчика о том, что большая часть из предъявленной задолженности ко взысканию это ГВС, отклоняется. Так, судом исследованы образцы лицевых счетов, приобщенные истцом, где и вовсе отсутствует начисление за ГВС.
Таким образом, во избежание нарушения прав граждан, во избежание риска двойной оплаты населением, так как указанное является недопустимым, в настоящем случае, истцом реализовано право на судебную защиту своего нарушенного материального права, которое выразилось в утрате права получения оплаты за отпущенную тепловую энергию с конечных потребителей, ввиду перечисления ими оплаты за этот отпущенный ресурс иному получателю, который его не поставлял.
Ответчиком не опровергнуто, платежным агентом подтверждено, что исковые требования о взыскании неосновательного обогащения предъявлены истцом к непосредственному получателю, который осуществляет начисление соответствующих платежей, и, как следствие, сбор денежных средств, в том числе, в отопительном сезоне 2021-2022 годы.
Спорные правоотношения, по существу не затрагивают вопросы оплаты населением спорного периода, но только вопросы расчетов между двумя коммерческими организациями, в которых при прочих равных условиях, недополученная истцом оплата за тепловую энергию начислена и выставлена к получению не истцу, а ответчику, в силу чего последний получает оплату за не отпущенный им ресурс, при этом используя одинаковые порядок расчета и показатели такого расчета, а в части, тариф большего значения, но на такое увеличение тариф истец правопритязаний не заявляет, так как оно к нему не применимо.
Таким образом, апеллянтом не приведено ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного акта суда первой инстанции, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, вывод суда первой инстанции не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу верного судебного акта.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта применительно к доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2023 по делу N А20-3064/2022 соответствующим нормам материального и процессуального права. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судом первой инстанции правомерно взыскана государственная пошлина по иску с ответчика в доход федерального бюджета в размере 147 253 руб., поскольку истцу при подаче иска предоставлялась отсрочка по ее оплате.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат взысканию, поскольку ответчик при обращении в суд с апелляционной жалобой произвел оплату по ней.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2023 по делу N А20-3064/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Мишин |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3064/2022
Истец: МУП "Нальчикская теплоснабжающая компания"
Ответчик: ООО "Нальчикские тепловые сети", ООО "НТС"
Третье лицо: ООО "Единый информационно-расчетный центр", ООО "Экологистика", Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд