г. Санкт-Петербург |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А56-117108/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Веселова Т.А., на основании доверенности от 31.12.2019,
от заинтересованных лиц: 1. представитель Шувалова С.А., на основании доверенности от 29.12.2018, 2. представитель Шувалова С.А., на основании доверенности от 11.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12586/2020) Администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2020 по делу N А56-117108/2019, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" (адрес: Россия, 187110, Ленинградская область, Киришский район, город Кириши, шоссе Энтузиастов, 1, ОГРН: 1024701478735, Дата присвоения ОГРН: 05.08.2002, ИНН: 4708007089)
заинтересованные лица: 1. Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (адрес: Россия, 187110, Ленинградская область, Киришский район, город Кириши, улица Советская, 20, ОГРН: 1024701479186, Дата присвоения ОГРН: 03.09.2002, ИНН: 4708007427); 2. Администрация муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области (адрес: Россия, 187120, Ленинградская область, Киришский район, городской поселок Будогощь, улица Советская, 79, ОГРН: 1054701380150, Дата присвоения ОГРН: 28.12.2005, ИНН: 4708018034
о признании незаконным ненормативного акта муниципального органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация поселения) и Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация района) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 16.08.2019, о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.03.2007 N 0023/07, изложении пункта 3.2 раздела 3 "Срок действия договора и арендная плата" в следующей редакции: "Годовой размер арендной платы за земельный участок, арендуемый по настоящему договору, не может превышать 1,5% от величины кадастровой стоимости".
Решением от 31.03.2020 (с учетом определения от 01.06.2020) суд признал незаконным отказ Администрации поселения, изложенный в письме от 16.08.2019, в изменении арендной платы за земельный участок площадью 7,9712 га, кадастровый номер 47:27:09-01-001:0041, расположенный по адресу: Ленинградская область, Киришский район, п. Будогощь; обязал Администрацию поселения внести изменения в договор аренды земельного участка от 06.03.2007 N 0023/07, а именно изложить пункт 3.2 раздела 3 "Срок действия договора и арендная плата" в следующей редакции: "Годовой размер арендной платы за земельный участок, арендуемый по настоящему договору, не может превышать 1,5% от величины кадастровой стоимости"; взыскал с Администрации поселения в пользу Общества расходы по уплату государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Администрация поселения, считая решение необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить. Администрация поселения полагает, что поскольку спорный участок не полностью расположен в границах береговой полосы, арендатор имеет возможность его разделить и приватизировать ту часть, которая расположена вне пределов границ береговой полосы, а значит оснований для применения при расчете арендной платы положений подпункта 1 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не имеется.
В настоящем судебном заседании представитель подателя жалобы и Администрации района поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между муниципальным учреждением "Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области" (арендодатель) и Обществом (арендатор) 06.03.2007 заключен договор N 0023/07 (далее - договор) аренды земельного участка площадью 7,9712 га с кадастровым номером 47:27:09-01-001:0041, расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г.п. Будогощь.
Земельный участок используется арендатором под оздоровительный комплекс, в состав которого входят объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Общества.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 30.04.2019 земельный участок с кадастровым номером 47:27:09-01-001:0041 относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.
Общество обратилось к арендодателю с просьбой пересчитать арендную плату с 31.01.2018 по договору в связи с изменением законодательства в части арендных платежей (письмо от 31.01.2018 N 3/37-11170). Письмом от 27.02.2018 N 01-01-16/3063 арендодатель отказал Обществу в перерасчете арендной платы по данному договору. Общество излагало необходимость перерасчета арендных платежей по договору в письме от 16.07.2019 N 01-20772. На данное обращение от Администрации поступил отказ в перерасчете и изменении арендных платежей от 16.08.2019 N 05-18/1950.
Ссылаясь на незаконность принятого Администрацией поселения решения, Общество обратилось в суд с настоящим требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора осуществляется по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнены принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531) приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в соответствии с разделом VIII которых рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, и при определении арендной платы за такие земельные участки основываться на размере земельного налога.
Во исполнение требований подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ постановлением от 28.12.2015 N 520 Правительство Ленинградской области утвердило Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 603 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" введен пункт 2.10, согласно которому в случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога. Постановление Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 603 вступило в силу с 01.01.2018.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленном без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 по делу N АПЛ 18-523, указал, что положения Основных принципов (принцип N 7) определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399 по делу N А41-51086/2018 указано, что в случае, если договор аренды заключен сторонами после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов в отношении земельного участка, право собственности на который не разграничено, то, следовательно, арендная плата по этому договору является регулируемой о подлежит определению в размере земельного налога.
Указанные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ такие земли ограничиваются в обороте.
В приобретении земельного участка в собственность Общества письмом Администрации поселения от 11.04.2019 N 01.46/944 отказано.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Отказывая в перерасчете арендной платы за названный земельный участок, Администрация поселения предложила заявителю произвести раздел земельного участка с целью исключения береговой полосы из границ предоставленного по договору земельного участка.
Вместе с тем из письма Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 29.05.2019 следует, что работы по определению местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении реки Черная, Комитетом не проводились, сведения о местоположении береговой линии в государственном водном реестре отсутствуют. Кроме этого у Общества отсутствует обязанность формировать участок в иных границах.
Таким образом, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ (данная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о несоответствии решения Администрации поселения требованиям действующего законодательства.
Указанные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела; доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, неправильного применения норм материального или нарушения процессуального права не допущено. Апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2020 по делу N А56-117108/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-117108/2019
Истец: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КИРИШИНЕФТЕОРГСИНТЕЗ"
Ответчик: Администрация муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9121/20
16.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12586/20
31.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117108/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117108/19