город Омск |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А81-10408/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2986/2020) страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2020 по делу N А81-10408/2019 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (ИНН 7705042179, ОГРН 1027739362474) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 28.08.2019 N 089/06/69- 403/2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" - Матков Сергей Викторович (по доверенности N 7406703/20 от 07.02.2020 сроком действия по 15.01.2021);
УСТАНОВИЛ:
страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах" (далее - СПАО "Ингосстрах, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ЯмалоНенецкое УФАС) об оспаривании решения от 28.08.2019 N 089/06/69-403/2019.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2020 по делу N А81-10408/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование требований заявитель указал, что Ямало-Ненецкое УФАС России при рассмотрении жалобы участника размещения заказа СПАО "Ингосстрах" на действия заказчика при осуществлении закупки "Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (извещение N 0890100000119000047) необоснованно не приняло доводы относительно не отклонения заявок других участников аукциона допустивших понижение цены контракта в нарушение действующего законодательства. Коэффициенты, применяемые при расчете страховой премии, находятся в открытом доступе и установлены законодательством, следовательно, цена страховой премии по контракту ОСАГО регулируется нормативно. Предложенная на торгах СПАО "Ингосстрах" цена является минимально возможной в соответствии с установленным законодательством. Согласно доводам жалобы аукционная комиссия, исходя из указанных выше обстоятельств, должна была провести проверку заявок, в том числе в части предложенной цены контракта, что не было осуществлено третьим лицом.
В письменных отзывах на жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, АО "Согаз", Федеральное казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу" просят оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, дело рассмотреть в их отсутствие.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменные отзывы на нее, заслушав представителя подателя жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
31.07.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке способом электронного аукциона извещение N 0890100000119000047 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) для нужд ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу" (заказчик). Закупка произведена в форме электронного аукциона в порядке, определенном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Начальная (максимальная) цена контракта была установлена в размере 2225175,33 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.08.2019 N N 0890100000119000047-2 победителем было признано АО "СОГАЗ", участник, предложивший наиболее низкую цену контракта - 983 359,56 рублей.
Второе место было присвоено заявке САО "ВСК", с ценой контракта - 1 000 071,69 руб., третье - СПАО "РЕСО-Гарантия", предложившее цену 1 057 533,76 руб., четвертое - ООО "СК "Согласие", с ценой контракта 1 062 517,90 руб., пятое - АО "АльфаСтрахование", с ценой контракта-1 104 818,23 руб.
Заявке СПАО "Ингосстрах", присвоено шестое место, цена контракта предложена в размере 1 556 974,30 руб.
СПАО "Ингосстрах" полагая, что комиссия Заказчика, признав победителем АО "СОГАЗ", и не отклонив заявки САО "ВСК", СПАО "РЕСО-Гарантия", ООО "СК "Согласие", АО "АльфаСтрахование" нарушила требования Федерального закона N 44- ФЗ, обратилось с жалобой в Ямало-Ненецкое УФАС на действия заказчика.
Из жалобы заявителя следовало, что коэффициенты, применяемые при расчете страховой премии, установлены законодательством, следовательно, цена страховой премии по контракту ОСАГО регулируется нормативно. Предложенная на торгах СПАО "Ингосстрах" цена является минимально возможной в соответствии с установленным законодательством, тогда как цена услуги иных участников заведомо установлена ниже минимально возможной цены и не соответствует действующему правовому регулированию.
Согласно доводам жалобы аукционная комиссия, исходя из указанных выше обстоятельств, должна была провести проверку заявок, в том числе в части предложенной цены контракта, что не было осуществлено третьим лицом.
По результатам рассмотрения жалобы и в результате осуществления внеплановой проверки Ямало-Ненецким УФАС принято решение от 28.08.2019 N 089/06/69-403/2019, которым жалоба СПАО "Ингосстрах" на действия аукционной комиссии, при осуществлении закупки "Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (извещение N 0890100000119000047), признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Заявление общества оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что явилось основанием обращения заявителя в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 4 Федерального закона N 135-ФЗ предусматривается, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недобросовестной конкуренцией в силу статьи 4 Федерального закона N 135- ФЗ понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Положениями Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки.
Согласно статье 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе являются аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
СПАО Ингосстрах" выступило участником электронного аукциона, организованного для целей заключения контракта на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.08.2019 N N 0890100000119000047-2 победителем было признано АО "СОГАЗ", участник, предложивший наиболее низкую цену контракта - 983 359,56 рублей, тогда как заявке СПАО "Ингосстрах", присвоено шестое место, цена контракта предложена в размере 1 556 974,30 руб.
Согласно положениям статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1).
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей (часть 2 указанной статьи).
Участник электронного аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (часть 10 статьи 69 Закона).
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ, Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по ОСАГО осуществляется посредством установления Банком России актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Частью 1 статьи 9 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 40-ФЗ.
Указанием Банка России от 04.12.2018 N 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно поименованному Указанию страховщик самостоятельно принимает решение об установлении размера базового тарифа в пределах установленных Банком России значений.
Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщикам запрещено применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Перечень оснований, при наличии которых заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, является исчерпывающим и установлен пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
Наличие указанных оснований устанавливается при оценке заявок аукционной комиссией. Такими основаниями признаются непредставление документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Документацией на проведение электронного аукциона в настоящем случае установлены начальная (максимальная) цена контракта, иные требования к подаваемым участниками заявкам. Первая часть заявки участника электронного аукциона (пункт 29 документации) должна содержать согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
В случае проведения аукциона для целей закупки товара или работы, услуги, для выполнения, оказания которой требуется товар необходимо указание наименования страны происхождения товара, конкретные показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документе об электронном аукционе, указание на товарный знак.
Согласно документации (пункт 30) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование, место нахождения, почтовый адрес участника, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика при наличии у участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона, идентификационная номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона.
Вторая часть заявки участника закупки должна включать лицензии, выписку из реестра СРО, свидетельства об аккредитации и т.д. (или копии таких документов), если такое требование установлено в информационной карте; копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в случае установления требования в информационной карте документации об электронном аукционе; декларацию соответствия участника аукциона требованиям пунктов 3 - 9 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Во второй части заявки отражаются сведения об одобрении или о совершении крупной сделки, сведения (декларация) о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства (социально ориентированным некоммерческим организациям), о проценте работниковинвалидов и их законных представителей.
Следует согласиться с судом, что аукционной документацией не установлено требование к участникам закупки расчета формирования страховой премии.
Требование о предоставлении участниками закупки расчета ценового предложения в аукционной документации также не содержится.
С учетом положений Закона о контрактной системе и содержания документации о проведении электронного аукциона суд поддерживает вывод антимонопольного органа об отсутствии у аукционной комиссии обязанности по проверке расчета размера предложенной участниками закупки страховой премии (правомерности применения базовых ставок и соответствующих коэффициентов) в целях определения достоверности предложенной цены контракта.
Следовательно, при оценке заявок АО "СОГАЗ", САО "ВСК", СПАО "РЕСОГарантия", ООО "СК "Согласие", АО "АльфаСтрахование" требованиям аукционной документации у аукционной комиссии не имелось правовых оснований для отклонения таковых.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе (номер извещения - 0890100000119000047), что согласуется с правовой позицией, примененной Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 13.03.2017 по делу N А45-26813/2015, а также Верховным Судом Российской Федерации при вынесении Определения от 26.08.2019 N 307-ЭС19-14782 по делу N А13-7342/2018.
С учетом изложенного решение Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28.08.2019 N 089/06/69- 403/2019, следует признать законным и обоснованным, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушения требований процессуального законодательства не допущены. Предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания для отмены судебного акта в любом случае апелляционным судом не усматриваются.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2020 по делу N А81-10408/2019 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2020 по делу N А81-10408/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10408/2019
Истец: ПАО Страховое "Ингосстрах"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: АО "Страховое общество газовой промышленности" "СОГАЗ", Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу", ПАО Страховое "Ингосстрах"