г. Владимир |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А43-48455/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Долговой Ж.А., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2020 по делу N А43-48455/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" (ОГРН 1187746427241) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) о взыскании пени в размере 694 364 руб. 20 коп.,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" (далее - ООО "Нефтехимическая транспортная компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 694 364 руб. 20 коп. неустойки за просрочку доставки грузов и порожних вагонов.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.11.2019 исковое заявление принято к производству и назначено рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на исковое заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 17.03.2020 Арбитражного суда Нижегородской области с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Нефтехимическая транспортная компания" взыскано 555 491 руб. 36 коп. неустойки, 16 887 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "РЖД" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве основания для изменения судебного акта заявитель указал, что обществом "Нефтехимическая транспортная компания" при расчете неустойки не учтен факт увеличения сроков доставки грузов по накладным N ЭР398300 (вагон N 51435261), N ЭР398497 (вагон N 51161123), NЭР440855 (вагон N 58176272), N ЭР497906 (вагон N 75050229) и N ЭР497909 (вагон N 54240239) в связи с прохождением вагонов через станции Санкт-Петербургского и Московского железнодорожных узлов.
Кроме того, заявитель указывает, что общество "Нефтехимическая транспортная компания" при расчете пени не учитывает увеличение срока доставки груза в связи с задержкой вагонов в пути следования, связанной с устранением технических неисправностей, допущенных грузоотправителем по накладным N ЭМ552623 (вагон N 53933370), N ЭП843074 (вагон N50517036), N ЭП923761 (вагон N 50869932), N ЭП976748 (вагон N58208075) и N ЭР483141 (вагон N 58263609). В соответствии с пунктом 6.2 Правил N 245, сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 47 постановления Пленума от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания по имеющимся в материалах дела документам.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2020 проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации истцу в августе и сентябре 2019 года открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" оказаны услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
В результате перевозки грузы доставлены на станцию назначения с нарушением сроков доставки, что подтверждается соответствующими отметками в представленных железнодорожных накладных N N ЭМ892338, ЭО536379, ЭО928439, ЭО928456, ЭП334225, ЭП334243, ЭП455612, ЭП455649, ЭП658909, ЭП725049, ЭП725053, ЭП725055, ЭП835708, ЭП843074, ЭП877474, ЭП877686, ЭП896734, ЭП923761, ЭП959815, ЭП959823, ЭП959839, ЭП973826, ЭП976658, ЭП976668, ЭП976735, ЭП976748, ЭП976756, ЭР016302, ЭР016328, ЭР016331, ЭР016336, ЭР107290, ЭР107337, ЭР127905, ЭР165824, ЭР165862, ЭР175174, ЭР175184, ЭР179400, ЭР186948, ЭР186982, ЭР246560, ЭР246891, ЭР247010, ЭР247052, ЭР278229, ЭР278251, ЭР305875, ЭР392322, ЭР392338, ЭР395827, ЭР395836, ЭР395862, ЭР398300, ЭР398497, ЭР411081, ЭР411092, ЭР440855, ЭР454091, ЭР483141, ЭР497906, ЭР497909, ЭР531443, ЭР531447, ЭР559073, ЭР563197, ЭР661441, ЭР661471, ЭР712912 и ЭР784715.
В связи с нарушением перевозчиком сроков доставки грузов, истец направил в адрес открытого акционерного общества "Российские железные дороги" претензию N 1736/ГО/НХТК от 08.10.2019 с требованием об уплате пени в сумме 694 364 руб. 20 коп.
Поскольку указанная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки перевозки установлены Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N245 (далее - Правила N 245).
Согласно пункту 14 Правил N 245 грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей (абзац первый).
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и Кодексами, а также соглашением сторон договора перевозки.
На основании пункта 15 Правил N 245, перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя". Из представленных в материалы дела документов усматривается и ответчиком не отрицается, что по спорным перевозкам стороны не достигли соглашения об иных, чем в Правилах N 245, сроках доставки, следовательно, перевозчик обязан соблюдать срок, определяемый данными Правилами.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003, предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно материалам дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" исполнило свои обязательства ненадлежащим образом, допустив просрочку доставки грузов.
Ответчик принял на себя обязательства по перевозке груза и его доставке в установленные сроки, что подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
В соответствии со статьей 15 Устава плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Согласно пункту 2 Правил N 245 нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные.
В пункте 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
В спорных железнодорожных накладных указан срок доставки грузов, рассчитанный перевозчиком в соответствии с Правилами N 245.
Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления, исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Срок доставки груза исчисляется сотрудником ОАО "РЖД", который при расчете тарифа и сроков доставки осведомлен, каким маршрутом будет отправлен вагон, а также какой груз будет перевозиться.
В деле отсутствуют доказательства того, что в срок доставки грузов по накладным N ЭР398300, N ЭР398497, N ЭР440855, N ЭР497906 и NЭР497909 не включены дополнительные сутки, необходимые для прохождения станций Санкт-Петербургского и Московского узла.
Увеличение срока доставки груза по причинам, не зависящим от истца, не должно влиять на срок доставки груза, поскольку, по сути, является односторонним изменением договора.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для изменения суммы пени, начисленной истцом.
Из материалов дела следует, что вагон N 53933370, следовавший по железнодорожной накладной N ЭМ552623, отцеплен на станции Красноуфимск Гор.ж.д. по причине технической неисправности ("неравномерный прокат по кругу катания", код - 117), о чем составлены акты общей формы N 12160 от 14.07.2019 и N 03/6426 от 16.09.2019 на начало и окончание задержки.
По мнению ответчика, длительный простой вагона в ремонте произошел по вине собственника.
ОАО "Российские железные дороги" представило письма от 30.07.2019 и 13.09.2019, соласно которым, ответчик просил собственника вагона (ООО "Трансойл") предоставить недостающие запчасти для ремонта вагона, однако в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства направления указанных писем в материалах дела отсутствуют. Вагон N 50517036, следовавший по железнодорожной накладной N ЭП843074, отцеплен на станции им. Максима Горького ПРВ ж.д. по причине технической неисправности ("трещина/излом" боковины (рамы)", код - 205), о чем составлены акты общей формы N 4/63326 от 07.09.2019 и N 4/64307 от 11.09.2019. По той же причине отцеплен вагон N 50869932 (накладная N ЭП923761) на станции Агрыз Гор.ж.д. (акты общей формы N 1/25678 от 08.09.2019 и N 03/6371 от 13.09.2019), а также вагон N 58263609 (N ЭР483141) на станции Екатеринбург - Сортировочный СВР.ж.д. (акты общей формы N 5/17171 от 22.09.2019 и N 5/17255 от 24.09.2019).
Как следует из материалов дела, вагон N 58208075 (накладная NЭП976748) отцеплен на станции Агрыз Гор.ж.д. по причине технической неисправности ("несоответствие зазоров скользуна", код - 220), о чем составлены акты общей формы N 01/27143 от 23.09.2019 и N 03/6598 от 24.09.2019.
В силу пункту 6.3 Правил N 245 срок доставки грузов может быть увеличен перевозчиком для оформления и исправления обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Статьей 20 Устава предусмотрена обязанность перевозчика и грузоотправителя определять техническую и коммерческую пригодность подаваемых под погрузку вагонов.
По правилам пункта 2 указанной статьи техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286 (далее - Правила N 286), устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
В приложении N 5 к Правилам N 286 предусмотрено, что железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. На железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности - отремонтирован.
Порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов установлен "ЦВ-ЦЛ-408. Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)", утвержденной в городе Минске 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ. Указанная Инструкция среди прочего содержит требования к проверке и установлению технического состояния вагонов, в том числе ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов, их допуску к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования, их подготовке к перевозкам, а также критерии запрета подачи вагонов под погрузку и постановки их в поезда.
Классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов (КЖА 2005 04)", утвержденный Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций 23 - 24 марта 2004 года, утратил силу в связи с изданием телеграммы общества "РЖД" от 31.05.2013 N 8779.
Вместе с тем, согласно Таблице распределения основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (пункт 12.8 (Приложение 8) Протокола Комиссии Совета от 22 - 24 августа 2006), разработанной на основе классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 04), технологическая и эксплуатационная неисправности также разграничиваются: под технологической неисправностью понимается неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО; под эксплуатационной - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" указало, что увеличение срока доставки груза по накладным N ЭМ892338, NЭП843074, N ЭП923761, N ЭП976748 и N ЭР483141 связано не с ненадлежащим исполнением или неисполнением им как перевозчиком обязательств, а с необходимостью ремонта в пути следования вагона после выявления технических неисправностей ("неравномерный прокат по кругу катания", "трещина/излом" боковины (рамы)" и "несоответствие зазоров скользуна"), возникших по независящим от него причинам, в подтверждение чего представило акты общей формы, уведомления на ремонт ВУ-23-М, ВУ-36, акты о выполненных работах, дефектные, расчетно-дефектные ведомости, акты браковки.
Участники спора согласно статьям 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание для своих требований и возражений.
Таким образом, именно на ответчика, как на перевозчика, возлагается обязанность по доказыванию как надлежащего исполнения им своих обязательств, так и нарушения сроков доставки вагона в связи с обстоятельствами, от него не зависящими. Исходя из специфики спорных правоотношений перевозчик обязан доказать, что им осуществлены все обязательные, необходимые и разумные меры по установлению технической пригодности (исправности) вагонов на момент их принятия к перевозке, что выявленные в пути следования неисправности возникли не по вине перевозчика (его виновных действий или бездействия), имели скрытый характер и не могли быть обнаружены и установлены при обычной приемке вагонов. Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что открытое акционерное общество "Российские железные дороги" не доказало факт возникновения неисправности спорных вагонов в пути следования по не зависящим от него причинам, документально не подтвердило скрытый характер выявленных неисправностей и невозможность их обнаружения при приемке вагона к перевозке и не усмотрел оснований для увеличения сроков доставки спорных вагонов в соответствии с пунктом 6.3 Правил N 245.
Представленные ответчиком доказательства относятся к дефектам вагонов, выявленным в пути следования, и не подтверждают отсутствие данных дефектов на момент принятия вагона к перевозке.
Доказательства того, что неисправности вагонов N 53933370, N50517036, N 50869932, N 58208075 и N 58263609 ("неравномерный прокат по кругу катания", "трещина/излом" боковины (рамы)" и "несоответствие зазоров скользуна") не могли быть выявлены при его приемке к перевозке, ответчик как лицо, ответственное за техническое состояние вагонов, не представил, как и доказательства соблюдения порядка приемки спорных вагонов в соответствии с действующими инструкциями и регламентами и установления их фактического состояния на момент приемки.
Вместе с тем процедура осмотра вагона при его принятии к перевозке предполагает выявление всех неисправностей, препятствующих допуску вагона под погрузку, включая наличие выявленных неисправностей.
Указанные неисправности могли быть своевременно обнаружены сотрудниками ОАО "РЖД" при надлежащей технической проверке вагонов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком предприняты все необходимые и достаточные меры, исключающие возможность включения в состав поезда вагонов, не соответствующих требованиям безопасности перевозки, в материалы дела не представлено. При этом все риски, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ОАО "РЖД" как перевозчиком своих обязанностей относятся именно на него.
Таким образом, требование общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" о взыскании с ответчика 694 364 руб. 20 коп. пени правомерно и обоснованно.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" заявило ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с несоразмерностью неустойки последствиям нарушения обязательств. В обоснование указанного ходатайства ответчик указал, что заявленная к взысканию сумма неустойки является чрезмерно высокой.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
С целью соблюдения принципа соразмерности ответственности последствиям нарушения обязательства, суд первой инстанции снизил размер неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до суммы 555 491 руб. 36 коп. (на 20 %).
Апелляционная инстанция полагает, что такой размер ответственности достаточен для обеспечения восстановления нарушенных прав истца и соответствует принципам добросовестности и разумности.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2020 по делу N А43-48455/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.А.Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-48455/2019
Истец: ООО "НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"