г. Москва |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А41-91903/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Товарищества собственников жилья "Новая жизнь" - Королев Д.А., по доверенности от 27.05.2020,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А., по доверенности от 17.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Новая жизнь" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2020 по делу N А41-91903/19, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению Товарищества собственников жилья "Новая жизнь" к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Новая жизнь" (далее - заявитель, ТСЖ "Новая жизнь", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, Госжилинспекция МО) с требованием признать незаконным и отменить предписание от 09.08.2019 N 08ОГ/22-2266-20-22-2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество собственников жилья "Новая жизнь" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Товарищества собственников жилья "Новая жизнь" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Московской области" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 09.08.2019 специалистом Госжилинспекции МО на основании распоряжения от 24.07.2019 N 08ОГ/22-2266-20-22-2019 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ТСЖ "Новая жизнь" лицензионных требований и требований, установленных жилищным законодательством, при предоставлении жилищно-коммунальных услуг в жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Урицкого, д. 5.
По результатам проверки Инспекцией установлено, что ТСЖ "Новая жизнь" производит начисление за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (ГВС) по двухкомпонентному тарифу, исходя из фактических показаний ОДПУ горячего водоснабжения, то есть без учета утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев, который определяется расчетным методом, исходя из расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение и объема холодного водоснабжения для приготовления горячей воды, утвержденных решением Совета депутатов Люберецкого муниципального района от 26.12.2007 N 272/30 "О нормативах потребления гражданами коммунальных услуг в муниципальном образовании городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области" (далее - решение N 272/30).
Результаты проверки подробно зафиксированы в акте проверки от 09.08.2019.
В связи с установлением в ходе проверки нарушения заявителем требований п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Инспекцией в адрес Общества выдано предписание от 09.08.2019 N 08ОГ/22-2266-20-22-2019, которым предписано в срок до 15.11.2019: "Произвести всем жителям вышеназванного дома перерасчет за коммунальную услугу по ГВС за период с марта 2016 года по июль 2019 года в соответствии с требованиями п. 42 Правил N 354 (п. 26 приложения N 2, формула 23) с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев (0,1942 Гкал/чел. (пп. 3.1 п. 3 Приложения 1 к решению N 272/30) / 3,5 куб. м/чел. (пп. 1.1.1.1 п. 1 Приложения 1 к решению N 272/30) = 0,055 Гкал/куб. м) и с августа 2019 года производить начисление в соответствии с Правилами N 354".
Не согласившись с требованием указанного предписания, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства (Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354).
Апелляционный суд поддерживает данный вывод суда первой инстанции и полагает необходимым указать следующее.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно абз. 6 п. 38 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Формула 23 пункта 26 Правил N 354 предусматривает, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за услугу горячего водоснабжения определяется как сумма двух слагаемых:
1. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), определенного по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета горячей воды (куб. м) или, при их отсутствии, исходя из нормативов потребления горячей воды (куб. м) и количества проживающих в жилых помещениях граждан, и утвержденного тарифа (компонента на холодную воду).
2. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и утвержденного тарифа (компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения).
Pi = Viп x Tхв + Qiп x Tт/э, где:
Viп - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
Tхв - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение Viп и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Tт/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Таким образом, при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в МКД, удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в помещении, оборудованном индивидуальным или общим прибором учета определяется в соответствии с формулой 23 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Принимая во внимание положения ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 88 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, нашедшей свое отражение в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
В силу ст. 157 ЖК РФ (в ред. от 31.12.2005) и Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг до 13.08.2010 года утверждались органами местного самоуправления.
Порядок определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов введен с 28.02.2015 постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (далее - Постановление N 129).
Пунктом 2 Постановления N 129 Министерству предписано утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Таким образом, порядок расчета платы за ГВС при утвержденном двухкомпонентном тарифе и порядок установления двухкомпонентных тарифов начали действовать ранее срока, когда Министерство обязано утвердить (01.01.2018) нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Распоряжением Министерства от 19.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" (далее -Распоряжение N 162-РВ) определено, что с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
Доводы заявителя о не применимости положений решения Совета депутатов Люберецкого муниципального района от 26.12.2007 N 272/30 "О нормативах потребления гражданами коммунальных услуг в муниципальном образовании городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области" опровергаются представленным в материалы дела письмом от 29.04.2019 N 12ТГ-10144 с разъяснениями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 19.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотвсдсния, электроснабжения и отопления" на территории городского округа Люберцы Московской области действует норматив, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области от 26.12.2007 N 272/30 "О нормативах потребления гражданами коммунальных услуг в муниципальном образовании городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области" (далее -Решение N 272/30).
Действительно, пунктом 2 решения Совета депутатов муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области от 04.12.2014 N 21/5 "О признании утратившими силу некоторых решений Совета депутатов муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области" с 1 января 2015 года отменен норматив в размере 0,055 Гкал, утвержденный пунктом 4 приложения 1 Решения N 272/30.
Вместе с тем, расход тепловой энергии на горячее водоснабжение (Гкал/чел.) утвержден пунктом 3 приложения 1 Решения N 272/30. Также объем холодного водоснабжения для приготовления горячей воды (куб. м/чел.) утвержден пунктом 1 приложения 1 Решения N 272/30.
Таким образом, до установления Министерством нормативов, на территории городского округа Люберцы необходимо применять норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный решением Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 26.12.2007 N 272/30 "О нормативах потребления гражданами коммунальных услуг" в размере 0,1942 Гкал/м.
Например, для домов с централизованным горячим водоснабжением, оборудованных ваннами, норматив будет составлять:
0,1942 Гкал/чел. (пп. 3.1. п. 3 приложения 1 Решения N 272/30) / / 3,5 куб. м/чел. (пп. 1.1.1.1. п. 1 приложения 1 Решения N 272/30) = 0,055 Гкал/куб. м.
При определении норматива для других категорий многоквартирных и жилых домов, указанных в приложении 1 Решения N 272/30, применяется аналогичный порядок.
В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, в соответствии с требованиями Правил N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Следует отметить, что норматив на подогрев воды позволяет ограничить платежи граждан и оплачивать потребителям каждый месяц фиксированную стоимость 1 куб. м горячей воды.
Кроме того, норматив на подогрев воды позволяет платить за горячую воду в соответствии с санитарными нормами и правилами (температура в точке водоразбора (кране) у потребителя должны быть не выше 75°С, СанПиН 2.1.4.2496-09) за нагрев воды, а не искусственные потери.
Таким образом, при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из показателей расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям приборов учета (показатель "тепловая энергия"), рост платы граждан увеличивается до 1,5 раз за данную услугу, что приводит к превышению установленного для Московской области индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, что противоречит ст. 157.1. ЖК РФ, которая не допускает повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства (Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354).
Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 07.08.2018 N 305-ЭС18-10822 по делу N А41-32587/2017, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 31.07.2019 по делу N А41-68375/2018,
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2020 по делу N А41-91903/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91903/2019
Истец: ТСЖ "НОВАЯ ЖИЗНЬ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Кузнецов Феликс Николаевич, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"