17 июня 2020 г. |
Дело N А83-19611/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 июня 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от Прокуратуры Республики Крым Корчагиной А.В. (удос. ТО N 226675);
Челпанова Н.В. (удос. ТО N 265794)
от истца:
Министерства ЖКХ РК не явились, извещено надлежаще,
от ответчика:
НО "РФКРМД РК" не явились, извещено надлежаще,
ООО "Трансэнерго" не явились, извещено надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 февраля 2020 года по делу N А83-19611/2019,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Крым в интересах Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" (далее - НО "РФКРМД РК"), обществу с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" (далее - ООО "Трансэнерго") о признании недействительным п.1 дополнительного соглашения от 30.01.2019 N 1 к договору от 19.10.2018 N РТС291Г180014(Д) на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества (по замене лифтов в многоквартирных домах) и выполнение работ по капитальному ремонту (выполнение работ по замене лифтов в многоквартирных домах) Республики Крым по адресам: ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Горького, д. 2, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Горького, д. 4, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Риекская, д.2/1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Субхи, д. 5 бл. 1,2,3, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.3, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д. 5, г. Бахчисарай, ул. Советская, д.12, г. Джанкой, ул. Восточная, д. 24А, г. Армянск, мкрн. Генерала Корявко, д. 17, Ленинский р-н, г. Щелкино, д.10., заключенного между НО "РФКРМД РК" и ООО "Трансэнерго".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Признан недействительным п.1 дополнительного соглашения от 30.01.2019 N 1 к договору от 19.10.2018 N РТС291Г180014(Д) на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества (по замене лифтов в многоквартирных домах) и выполнение работ по капитальному ремонту (выполнение работ по замене лифтов в многоквартирных домах) Республики Крым по адресам: ГО Ялта, пгт Гаспра, ул. Горького, д. 2, ГО Ялта, пгт Гаспра, ул. Горького, д. 4, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Риекская, д.2/1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Субхи, д. 5 бл. 1,2,3, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.3, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д. 5, г. Бахчисарай, ул. Советская, д.12, г. Джанкой, ул. Восточная, д. 24А, г. Армянск, мкрн. Генерала Корявко, д. 17, Ленинский р-н, г. Щелкино, д.10., заключенный между НО "РФКРМД РК" и ООО "Трансэнерго".
Взыскано с НО "РФКРМД РК" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000,00 руб.
Взыскано с ООО "Трансэнерго" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда ООО "Трансэнерго" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на отсутствие у прокурора полномочий по обращению в суд с данным иском. Недоказанность нарушения прав Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, поскольку указанное министерство не является стороной заключенного контракт, заключение дополнительного соглашения не влечет снижения объема финансирования реализации Программы. Кроме того, указывает, что оспариваемое прокурором соглашение заключено во избежание порока сделки, стороны Договора не имеют претензий друг к другу по результатам работ.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от НО "РФКРМД РК" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От ООО "Трансэнерго" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании прокуроры возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Иные лица, участвующее в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание, не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство ООО "Трансэнерго" об отложении судебного разбирательства, отказал в его удовлетворении на основании следующего.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство об отложении судебного разбирательства, отказал в его удовлетворении на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
По смыслу приведенных норм, такое процессуальное действие суда как отложение судебного разбирательства является его правом, предоставленным для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела, а также реализации прав сторон, установленных ст. 41 АПК РФ.
Кроме того, в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 указано, что вопрос о необходимости отложения разбирательства дела, приостановлении производства по делу, продлении срока рассмотрения дела должен решаться судом, арбитражным судом, в производстве которого находится дело, самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ, статья 6.1 АПК РФ, статья 10 КАС РФ, статья 6.1 УПК РФ).
Также в ходатайстве не содержится ссылок на обстоятельства, доводы и доказательства, препятствующие рассмотрению дела в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, а также ссылок на обстоятельства, наличие которых требует личного присутствия представителей ООО "Трансэнерго" в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, коллегия посчитала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся сторон, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 19.10.2018 между НО "РФКРМД РК" (Заказчик) и ООО "Трансэнерго" (Генподрядчик) заключен договор N РТС291Г180014(Д) на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества (по замене лифтов в многоквартирных домах) и выполнение работ по капитальному ремонту (выполнение работ по замене лифтов в многоквартирных домах) Республики Крым по адресам: ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Горького, д. 2, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Горького, д. 4, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Риекская, д.2/1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Субхи, д. 5 бл. 1,2,3, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.3, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д. 5, г. Бахчисарай, ул. Советская, д.12, г. Джанкой, ул. Восточная, д. 24А, г. Армянск, мкрн. Генерала Корявко, д. 17, Ленинский р-н, г. Щелкино, д.10. (далее - Договор).
Указанный Договор был заключен по результатам электронного аукциона (протокол N ППА_РТС291Г180014 от 08.10.2018) на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества (по замене лифтов в многоквартирных домах) и выполнение работ по капитальному ремонту (выполнение работ по замене лифтов в многоквартирных домах) в Республики Крым по адресам, поименованным в названии Договора.
Как указано в вводной части Договора, Договор заключен с соблюдением Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, а также Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Согласно пункту 1.14 Договора Графиком производства и стоимости работ на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества (по замене лифтов в многоквартирных домах) и выполнение работ по капительному ремонту (выполнение работ по замене лифтов в многоквартирных домах) является документ, являющийся приложением к Договору, подписанный уполномоченными представителями Сторон, в котором определены начальный и конечный сроки выполнения работ по объектам, стоимость выполнения работ.
Как закреплено в пункте 2.1 Договора, по Договору Заказчик поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с Техническим заданием (приложение N 9 к Договору) своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества (по замене лифтов в многоквартирных домах) Республики Крым по адресам: ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Горького, д. 2, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Горького, д. 4, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Риекская, д.2/1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Субхи, д. 5 бл. 1,2,3, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.3, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д. 5, г. Бахчисарай, ул. Советская, д.12, г. Джанкой, ул. Восточная, д. 24А, г. Армянск, мкрн. Генерала Корявко, д. 17, Ленинский р-н, г. Щелкино, д.10 (далее Работы), по адресу(ам), предусмотренным Адресным перечнем (Приложение N 2 к Договору) (далее - Объект(ы)), включая разработку проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ на каждом Объекте, поставку материалов, изделий, конструкций, своевременное устранение недостатков (дефектов), сдачу каждого Объекта(ов) по Акту приемки выполненных работ по разработке проектной документации, Акту приемки выполненных работ по Объекту, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных работ. Заказчик принимает надлежащим образом выполненные Генподрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором.
Пунктами 2.2.2 и 2.2.3 Договора закреплено, что, подписывая настоящий Договор, Генподрядчик подтверждает, что он полностью понимает и осознает характер и объемы Работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будут происходить выполнение Работ, иными обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение Работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением Работ, а также, что Генподрядчик получил и изучил все материалы Договора, включая все приложения к нему и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки выполнения, стоимость и качество Работ в полном объеме.
Стоимость Работ, в соответствии с пунктом 3.1 Договора, составила 34 603 524,68 рублей.
В соответствии с пунктом 4.2 Договора продолжительность производства Работ на Объекте(ах) определяется Графиком производства и стоимости работ (Приложение N 1 к Договору). Конечный срок выполнения Работ - последний день установленного срока выполнения Работ согласно Графика производства и стоимости работ (п. 4.2.2 Договора).
Согласно пункту 4.4 Договора изменение сроков выполнения Работ возможно по основаниям, предусмотренным действующей на момент возникновения необходимости корректировки сроков редакции постановления Правительства РФ N 615-ПП.
Пунктом 6.1.1 Договора предусмотрена обязанность Генподрядчика выполнить и сдать Работы в Объеме и в сроки, предусмотренные Договором. Согласно пункта 10.1 Договора Генподрядчик гарантирует по каждому из Объектов выполнение всех Работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями Договора.
В соответствии с пунктом 13.1 Договора, Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2018 года.
Все указанные в Договоре приложения являются его неотъемлемой частью (пункт 17.8 Договора).
30.01.2019 года между НО "РФКРМД РК" и обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" подписано дополнительное соглашение N 1 к Договору, согласно пункта 1 которого стороны пришли к соглашению о том, что в Приложении N 1 Адресный перечень, график производства работ и стоимость работ по замене лифтов к Договору N РТС291Г180014(Д) на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества (по замене лифтов в многоквартирных домах) и выполнение работ по капитальному ремонту (выполнение работ по замене лифтов в многоквартирных домах) Республики Крым по адресам: ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Горького, д. 2, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Горького, д. 4, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Риекская, д.2/1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Субхи, д. 5 бл. 1,2,3, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.1, ГО Ялта, пгт. Гаспра, ул. Тамарлы, д.3, ГО Ялта, пгт Гаспра, ул. Тамарлы, д. 5, г. Бахчисарай, ул. Советская, д.12, г. Джанкой, ул. Восточная, д. 24А, г. Армянск, мкрн. Генерала Корявко, д. 17, Ленинский р-н, г. Щелкино, д.10 столбец "Дата окончания производства работ" читать дату 15.02.2019 года.
01.10.2019 года старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Прокуратуры Республики Крым Челпановым Н.В. получены объяснения Халиковой Е.В. - ведущего специалиста отдела правовой работы НО "РФРМД РК", из которых, в частности следует, что дополнительным соглашением от 30.01.2019 к Договору N РТС291Г180014(Д) от 19.10.2018 продлен срок выполнения работ по Договору с 31.12.2018 по 15.02.2019.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется в соответствии с положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).
В соответствии с положениями статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор осуществляет, помимо прочего, функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Аналогичные положения закреплены в статье 11 Закона Республики Крым от 19.12.2014 N 48-ЗРК/2014 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым" (далее - Закон N 48-ЗРК/2014).
НО "РФКРМД РК" является региональным оператором и создана на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 20.10.2014 N 1052-р "О создании некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым", на которую возложены, в том числе, технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым.
В соответствии с положениями части 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Как следует из части 1.1 статьи 182 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Аналогичное положение относительно конкурсной основы привлечения региональным оператором, в том числе в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Республики Крым закреплено и в статье 18 Закона Республики Крым N 48-ЗРК/2014.
На основании пунктов 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение, утвержденное Постановлением N 615).
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
По смыслу ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение
Согласно пункту 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Как закреплено в пункте 223 Положения, утвержденного Постановлением N 615 сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Иных оснований для продления сроков сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Факт отсутствия какого-либо из предусмотренных п. 223 Положения оснований продления указанных сроков при заключении рассматриваемого дополнительного соглашения ответчиков не оспаривается.
Как указано в вводной части Договора, Договор заключен с соблюдением Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, а также Постановления N 615.
В соответствии с п. 4.2 Договора продолжительность производства работ по Договору определяется Графиком производства и стоимости работ (Приложение N 1 к Договору).
Конечный срок выполнения работ - последний день установленного срока выполнения работ согласно Графика производства и стоимости работ (п. 4.2.2 Договора).
Согласно п. 4.4 Договора изменение сроков выполнения работ возможно по основаниям, предусмотренным действующей на момент возникновения необходимости корректировки сроков редакции постановления, N 615.
Пунктом 6.1.1 Договора предусмотрена обязанность Генподрядчика выполнить и сдать Работы в Объеме и в сроки, предусмотренные Договором.
30.01.2019 года между НО "РФКРМД РК" и обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" подписано дополнительное соглашение N 1 к Договору, согласно пункта 1 которого стороны пришли к соглашению о том, что в Приложении N 1 столбец "Дата окончания производства работ" читать дату 15.02.2019.
При этом, согласно представленным прокуратурой республики документам, а именно данных с официального сайта электронной площадки "РТС-Тендер", при проведении электронного аукциона в качестве приложений к Договору был размещен также график производства работ (Приложение N 1 к Договору), согласно которого срок исполнения работ по Договору устанавливался не позднее 31.12.2018.
Пунктом п. 13.1 Договора 31.12.2018 также предусмотрено в качестве срока действия Договора.
Согласно пунктам 172, 185, 198 Положения при заключении договора путем проведения электронного аукциона допускается изменение условий, указанных в аукционной документации только путем снижения начальной (максимальной) цены договора.
Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции подтвердил, что именно в таком виде была размещена конкурсная документация, а также не отрицался тот факт, что Общество было ознакомлено с соответствующими условиями (абз. 2 ст. 431 ГК РФ).
Кроме того, представителем НО "РФКРМД РК" представлены (не оспоренные ООО "Трансэнерго") доказательства подписания Договора Сторонами в соответствии с п. 97 Положения электронной цифровой подписью на условиях приведенных в аукционной документации, включая текст договора и приложений к нему, в том числе вышеуказанного графика производства работ.
Согласно ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ региональным оператором закупки товаров, работ, услуг в целях финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 223 Постановления N 615 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по Договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия указанных обстоятельств при их документальном подтверждении.
Коллегия судей отмечает, что перечень условий, при которых срок выполнения по договору по соглашению сторон может быть продлен, является исчерпывающим и не подлежащим расширенному толкованию (Верховный Суд Российской Федерации в постановление от 04.04.2019 N 31-АД 19-3).
Учитывая вышеизложенное, доводы апеллянта относительно заключения оспариваемого соглашения во избежание порока сделки (поскольку срок выполнения работ по Договору не был установлен конкурсной документацией и Договором) не соответствуют действительности, ввиду того, что указанный срок выполнения работ предусмотрен был непосредственно конкурсной документацией, Договор подписан электронными подписями сторон Договора, на условиях, указанных в аукционной документации, что свидетельствует о том, что при размещении конкурсной документации, при ознакомлении с указанной документацией сторонами Договора, при заключении Договора стороны пришли к соглашению относительно всех существенных условий Договора, в т.ч. и относительно сроков его; выполнения, о чем представлены надлежащие и допустимые доказательства.
Кроем того, в связи с заключением спорного дополнительного соглашения апеллянт привлечен контролирующим органом (Крымским УФАС России) к административной ответственности по ч. 9 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Относительно доводов апеллянта об отсутствии оснований у прокурора для обращения в суд с настоящим иском и отсутствии нарушенных прав Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, коллегия судей отмечает следующее.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания оспоримой сделки недействительной.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (п. 3 ст. 166 ГК РФ).
Как установлено ч. 2 ст. 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Фонд капитального ремонта образуется, в том числе, за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).
Основным критерием, определяющим право обращения прокурора в суд с иском об оспаривании сделок с экономически противоправным содержанием, является объект посягательства - интерес публично-правовых образований, публичный интерес. В этом смысле процессуальный механизм признания прокурором юридически недействительным (ничтожным) такого юридического факта экономического оборота, как сделка, является важным инструментом защиты и охраны публичных интересов, поддержания законности и правопорядка в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, оспариваемое дополнительное соглашение заключено вопреки нормативно установленного запрета на заключение такого рода соглашения и нарушает интересы неопределенного круга лиц - плательщиков взносов на капитальный ремонт, а также публично-правового образования - Республики Крым, частично компенсировавшему соответствующие взносы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме того, НО "РФКРМД РК" (далее - Фонд) создана в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ распоряжением Совета министров Республики Крым от 20.10.2014 N 1052-р (далее - Распоряжение).
Пунктами 2.1, 2.2 Распоряжения предусмотрено, что основными целями деятельности Фонда являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете Фонда. Функции и полномочия учредителя Фонда осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Министерство).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 150, Министерство создано для реализации в Республике Крым государственной политики, в том числе в сфере капитального ремонта общего имущества МКД. Одной из основных задач Министерства является обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Условия о неустойке включаются Фондом в договоры в силу прямого указания п. 232 Положения.
Заключение соглашений, исключающих возможность применения Фондом к подрядчикам мер ответственности в виде взыскания неустойки, влечет снижение объема финансирования реализации Программы, что нарушает интересы Республики Крым в лице Министерства.
Приведенные апеллянтом положения нормативных правовых актов не содержат условий, препятствующих расходованию собранных Фондом штрафных санкций на проведение ремонтов.
Кроме того, согласно п. 3.3 Устава Фонда обеспечение текущей деятельности Фонда осуществляется за счет взносов учредителя Министерства ЖКХ РК, далее - Министерство), а также других, не запрещенных законом источников.
Финансирование расходов Фонда на осуществление уставной деятельности осуществляется за счет средств субсидий бюджета Республики Крым. В связи с этим использование полученных Фондом сумм штрафных санкций на текущую деятельность влечет снижение его потребностей в бюджетном финансировании, предоставляемом Министерством жилищно-коммунального хозяйство Республики Крым.
Таким образом, вне зависимости от имеющихся вариантов расходования Фондом полученных сумм неустоек (реализация программы капитального ремонта либо текущая деятельность) недополучение им данных средств приводит к нарушению интересов Республики Крым.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
Согласно п. 6 ст. 178 ЖК РФ субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, по смыслу абз. 4 ч. 1 ст. 52 АПК РФ Фонд является юридическим лицом, в уставном капитале (фонде) которого есть доля участия Республики Крым.
Учитывая изложенное, доводы апеллянта об отсутствии у органов прокуратуры полномочий на подачу искового заявления в интересах Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, а также об отсутствии нарушений прав указанного Министерства, являются необоснованными.
Доводы об отсутствии у сторон Договора претензий друг к другу относительно его выполнения не может являться основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку предъявляя указанное исковое заявление прокурор, в первую очередь указывает на нарушение публично-правовых интересов, в том числе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, а не отдельного юридического лица, являвшегося стороной Договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 февраля 2020 года по делу N А83-19611/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19611/2019
Истец: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", ООО "ТРАНСЭНЕРГО"