город Томск |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А03-17535/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е. В. рассмотрел апелляционную жалобу Рубцовской городской молодежной общественной организации "Федерация армрестлинга, бодибилдинга и фитнеса "Олимп" (N 07АП-2149/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2020 по делу N А03-17535/2019 (судья Синцова В.В.) по заявлению Рубцовской городской молодежной общественной организации "Федерация армрестлинга, бодибилдинга и фитнеса "Олимп" (658223, Алтайский край, г. Рубцовск, пер. Гражданский, 35, ОГРН: 1072202001178, ИНН: 2209032664) к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республики Алтай (656049, г. Барнаул, ул. Чернышевского, 57, ОГРН: 1172225000023, ИНН: 2225178149) о признании незаконным и отмене постановления N50-2019 от 07.05.2019,
УСТАНОВИЛ:
Рубцовская городская молодежная общественная организация "Федерация армрестлинга, бодибилдинга и фитнеса "Олимп" (далее - Организация, РГМОО "ФАБФ "Олимп", заявитель), обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республики Алтай (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 50-2019 от 07.05.2019.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2020 по делу N А03-17535/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Организация, не согласившись с решением суда, обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и разрешить вопрос по существу.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполучение копии обжалуемого постановления о привлечении к административной ответственности; ознакомиться и получить копию постановления по делу об административном правонарушении N 49-2019 от 07.05.2019 удалось лишь 08.10.2019 при ознакомлении с материалами исполнительного производства N 173365/19/22063-ИП от 01.10.2019; суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что РГМОО "ФАБФ "ОЛИМП" привлечено к административной ответственности по разным формам статистических отчетов, что является двумя разными административными правонарушениями.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от административного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу с возражениями против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направило; в порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 04.09.2018 N 540 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации" и Указания по ее заполнению.
Срок представления отчета за 2018 год установлен не позднее 1 апреля 2019 года, однако в установленный законодательством срок отчет в Алтайкрайстат не предоставлен.
Отчет по названной форме представлен РГМОО "ФАБФ "ОЛИМП" 30.04.2019.
07.05.2019 заместителем руководителя Алтайкрайстата вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 50-2019, которым РГМОО "ФАБФ "Олимп"" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, по факту непредставления в установленный срок статистического отчета по форме федерального статистического наблюдения N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации", утвержденной приказом Росстата от 04.09.2018 N 540, за 2018 год и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава и события вменяемого административного правонарушения в действиях Организации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.
Данное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации. Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.
Субъектом правонарушения являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Единые правовые основы для реализации государственной политики в сфере официального статистического учета установлены Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи (граждане и индивидуальные предприниматели), обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм; формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 N 420, Федеральная служба государственной статистики (далее - Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета. Росстат разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официального статистического учета.
В силу подпункта 5.5 указанного Положения полномочия, осуществляемые Федеральной службой государственной статистики, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
На основании пункта 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 названного Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 04.09.2018 N 540 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации" в соответствии с которой, юридические лица, являющиеся социально ориентированными некоммерческими организациями предоставляют Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области по месту, установленному им, указанные сведения не позднее 1 апреля после отчетного года.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Организации является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (94.99).
На деятельность Организации распространяется требование о предоставлении формы N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации".
Поскольку Организацией данная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации" представлена лишь 30.04.2019, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Организации объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Как верно отметил суд первой инстанции, Общество является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ. Имея возможность для недопущения нарушения срока предоставления сведений, им не принято необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности. Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Судом установлено, что нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов Организации при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Рассматривая довод Организации о неполучении постановления о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции установил следующее.
25.04.2019 законный представитель юридического лица - президент РГМОО "ФАБФ "Олимп" Степашкин С.Ю. лично присутствовал при возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения порядка предоставления отчета по форме федерального статистического наблюдения N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации", утвержденной приказом Росстата от 04.09.2018 N 540, за 2018 год, о чем имеется запись в протоколе о получении копии, а также объяснениями Степашкина С.Ю.
Кроме того, Степашкиным С.Ю. лично было получено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем в определении от 25.04.2019 N 13/198 имеется запись, то есть был извещен надлежащим образом.
На рассмотрение административного дела законный представитель юридического лица не явился.
08.05.2019 копия постановления направлена по почте заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации РГМОО "ФАБФ "ОЛИМП", указанному в выписке из ЕГРЮЛ: г. Рубцовск, пер. Гражданский, 35, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 08.05.2019, содержащимся в материалах дела, и получено РГМОО "ФАБФ "ОЛИМП" 15.05.2019, что также подтверждается почтовым уведомлением о вручении, находящимся в материалах дела.
03.09.2019 от РГМОО "ФАБФ "ОЛИМП" в адрес Алтайкрайстата было направлено ходатайство с просьбой направить вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении для ознакомления.
13.09.2019 Алтайкрайстатом был направлен ответ на данное ходатайство заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации РГМОО "ФАБФ "ОЛИМП": г. Рубцовск, пер. Гражданский, 35.
26.09.2019 данное почтовое отправление было возвращено в Алтайкрайстат, в связи с его неполучением по указанному адресу, что также подтверждается материалами дела.
09.10.2019 от РГМОО "ФАБФ "ОЛИМП" в адрес Алтайкрайстата было направленно заявление об ознакомлении с материалами административного дела.
17.10.2019 административным органом был направлен ответ на вышеуказанное заявление заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации Организации: г. Рубцовск, пер. Гражданский, 35.
28.10.2019 данное почтовое отправление было возвращено в Алтайкрайстат, в связи с его неполучением по указанному адресу, что также подтверждается материалами дела.
Таким образом, административным органом не допущено процессуальных нарушений при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Отклоняя довод заявителя о привлечении его к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение, суд первой инстанции верно указал, что РГМОО "ФАБФ "ОЛИМП" привлечено к административной ответственности за несвоевременное представление двух разных форм статистических отчетов, что является разными административными правонарушениями.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При названных обстоятельствах подтвержден факт совершения Организацией правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина Организации в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом установлена и полностью подтверждается материалами дела.
У заявителя имелась возможность для соблюдения указанных выше норм и правил (иного не следует из материалов дела), однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Процессуальных нарушений, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Наказание назначено в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Поскольку факт нарушения и вина Организации подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления административного органа требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал Организации в удовлетворении требований.
Кроме того, судом первой инстанции установлен пропуск десятидневного срока на обжалование постановления (часть 2 статьи 208 АПК РФ), отсутствие уважительных причин для его восстановления.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2020 по делу N А03-17535/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рубцовской городской молодежной общественной организации "Федерация армрестлинга, бодибилдинга и фитнеса "Олимп"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбит
ражный суд Алтайского края только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17535/2019
Истец: РГМОО "Федерация армрестлинга, бодибилдинга и фитнеса "Олимп"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной статистики по АК и Республике Алтай
Третье лицо: Судебный пристав-исполнитель ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Е. В. Соколова
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2149/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17535/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17535/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17535/19