Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2020 г. N Ф08-7736/20 настоящее постановление изменено
г. Ессентуки |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А15-6173/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 17.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Абакарова Ахмеда Мирзаевича и Мисриева Руслана Тажудиновича, Прокуратуры Республики Дагестан и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.01.2020 по делу N А15-6173/2018, принятое по заявлению Абакарова Ахмеда Мирзаевича и Мисриева Руслана Тажудиновича о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 11.10.2018 по делу N04-20/2018, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Абакаров Ахмед Мирзаевич и Мисриев Руслан Тажутдинович (далее - заявители, Абакаров А.М., Мисриев Р.Т.) обратились в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление, антимонопольный орган) от 11.10.2018 по делу N 04-20/2018 о признании МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации МР "Дербентский район" (далее - учреждение) нарушившим части 1 и 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и о выдаче учреждению предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и недействительным предписания управления от 11.10.2018 по делу N 04-20/2018, адресованного учреждению, о прекращении нарушения частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ограничении доступа к участию и в создании преимущественных условий в аукционе о продаже муниципального имущества по лотам N 1 и N 2 (извещение N 281217/1154713/01) (в уточненной редакции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МР "Дербентский район" (далее - администрация), Управление ФСБ России по Республике Дагестан (далее - управление ФСБ по РД).
Прокуратура Республики Дагестан (далее - прокуратура) в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступила к участию в дело.
Решением суда первой инстанции от 09.01.2020 заявленные требования удовлетворены в части. Признан недействительным пункт 3 решения антимонопольного органа от 11.10.2018 по делу N 04-20/2018 в части выдачи МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации МР "Дербентский район" предписания о принятии следующих мер: по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по лоту N 2, указанного в извещение N 281217/1154713/01; по расторжению договора купли - продажи объекта недвижимости N 15 от 05.02.2018, заключенного с Мисриевым Русланом Тажудиновичем, по результатам проведенного МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации "Дербентский район" аукциона (извещение N 281217/115413/01), и возврату муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1 и 1.3 договора N 15 от 05.02.2018 в муниципальную казну. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях учреждения нарушения порядка организации и проведения торгов, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в ограничении доступа к участию в аукционе и создании преимущественных условий в аукционе по продаже муниципального объекта по лоту N 1 и лоту N 2. Между тем, в связи с тем, что договор купли-продажи объекта недвижимости от 05.02.2018 N 15 между учреждением и признанным победителем аукциона по лоту N 2 Мисриевым Р.Т. на дату принятия управлением решения и выдачи предписания от 11.10.2018 по делу N 04-20/2017 уже заключен, предписание выданное антимонопольным органом, в части принятия мер по отмене открытого аукциона по продаже муниципального имущества по лоту N 1 и N 2, указанных в извещении N 281217/1154713/01, расторжению договора N 15 от 05.02.2018, заключенного с Мисриевым Р.Т. по результатам проведенного аукциона, и возврату муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1 и 1.3 договора от 05.02.2010 N 15, в муниципальную казну - является неисполнимым, а, следовательно, пункт 3 решения антимонопольного органа от 11.10.2018 по делу N 04-20/2018 подлежит отмене в указанной части.
Не согласившись с принятым судебным актом, Абакаров Ахмед Мирзаевич, Мисриев Руслан Тажудинович, прокуратура и антимонопольный орган обжаловали его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе прокуратура и антимонопольный орган просят решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 3 решения УФАС России по Республике Дагестан от 11.10.2018 - отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителей отказать в полном объеме.
Абакаров А.М. и Мисриев Р.Т. в апелляционной жалобе просят обжалуемый судебный акт в неудовлетворенной части отменить и вынести в указанной части новое решение об удовлетворении заявления.
Отзывы на апелляционные жалобы в суд не поступили.
Изучив материалы дела, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрации МО "Дербентский район" на праве собственности принадлежали нежилые помещения площадью 1682 кв.м (литер "А", "А1", "А2") с кадастровым (условным) номером N 05-05-01/055/2006-347, расположенные по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. С.Стальского. 26 "а", что подтверждается свидетельством государственной регистрации права серии 05-АА N 085473 от 28.06.2007, выданным Управлением Росреестра по Республике Дагестан.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.04.2014 серии 05АА N 833058, выданному Управлением Росреестра по РД, за администрацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 3445 кв.м (земли населенных пунктов) для содержания и обслуживания вышеуказанных нежилых помещений по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. С.Стальского, дом 26 "а".
На основании постановления от 12.09.2017 N 314 администрацией принято решение о проведении аукциона на право заключения договора купли - продажи земельного участка, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. С.Стальского, дом 26 "а", кадастровый номер 05:42:000036:412, площадь -3445 кв.м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для содержания и обслуживания нежилых помещений, кадастровая стоимость - 6061959,80 рублей; и расположенных на нем нежилых помещений с литером "а", "А1", "А2" по указанному адресу, назначение - нежилое, общая площадь нежилых помещений - 1682 кв.м, кадастровый (или условный) номер 05-05-01/055/2006-347, рыночная стоимость - 6257781 рубль.
На основании постановления от 17.10.2017 N 382 администрацией принято решение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, переулок Чапаева, 50, кадастровый номер 05:42:000035:573, площадь - 14358 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование- обслуживание транспорта, кадастровая стоимость - 4628444, 88 рублей, и расположенных на нем нежилых помещений с литером "А", "Б", назначение - нежилое, общая площадь -1998, 9 кв.м, кадастровый (или условный) номер - 05-05-01/055/2006-345, оценочная стоимость - 4423716 рублей.
По результатам проведенного 11.12.2017 аукциона по продаже муниципального имущества на земельный участок с кадастровым N 05:42:000035:573 площадью 14358 кв.м, расположенного по адресу: г.Дербент, пер.Чапаева, 50, и нежилые помещения площадью 1998,9 кв.м. по указанному адресу аукционная комиссия администрации составила протокол N 80 о признании аукциона несостоявшимся по причине того, что не было подано ни одной заявки на участие в аукционе (протокол подписан членом комиссии Алимардановым А.А.).
25.12.2017 администрация приняла постановление N 486 "О продаже имущественных объектов посредством публичного предложения" и утвердила данным постановлением документацию по проведению продажи имущественных объектов, находящихся в собственности муниципального района "Дербентский район" посредством публичного предложения (приложение N 1 к данному постановлению).
Вышеназванным постановлением администрация указала МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" организовать продажу имущественных объектов, находящихся в собственности муниципального района "Дербентский район" посредством публичного предложения и заключить договор купли-продажи.
В газете "Дербентские известия" от 28.12.2017 МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" разместило информационное сообщение N 251 от 25.12.2017 по проведению продажи имущественных объектов посредством публичного предложения: лот N 1 - земельный участок и расположенные на нем нежилые помещения по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, пер.Чапаева. 50, кадастровый номер 05:42:000035:573 площадью 14358 кв.м, кадастровая стоимость - 4628464 рубля 88 копеек; здание по указанному адресу, кадастровый номер 05-05-01/055/2006-345, оценочная стоимость - 4423716 рублей; лот N 2 - земельный участок и расположенные на нем нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, ул.С.Стальского, 26 "а", кадастровый номер земельного участка 05:42:000036:412,площадь участка- 3445 кв.м, кадастровая стоимость - 6061959 рублей 80 копеек; здание (литер "А", "А1", "А2"), общая площадь нежилых помещений -1682 кв.м., оценочная стоимость - 6257781 рублей.
28.12.2017 на основании постановления администрации от 25.12.2017 N 486 на официальном сайте http://torgi.gov.ru учреждением размещено извещение о проведении вышеназванного аукциона посредством публичного предложения (извещение N 281217/1154713/01) по лот N 1 и лот N 2.
Согласно извещению дата публикации - 28.12.2017, дата начала подачи заявок - 28.12.2017 14:00, дата и время окончания подачи заявок - 23.01.2018 18:00, дата и время проведения аукциона - 30.10.2018 10:00.
По результатам проведенных торгов 30.01.2018 аукционная комиссия учреждения составила протокол N 8 (подписан одним членом комиссии Алимардановым А.А.), из которого следует, что аукционная комиссия приняла решение о признании победителем муниципального имущества по лоту N 1 Ахмедова Ахмеда Мирзаевича (по паспорту Абакаров Ахмед Мирзаевич), а по лоту N 2 - Мисриева Руслана Тажудиновича и заключить с ними договора купли-продажи.
В соответствии с протоколом N 8 от 30.01.2018 МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" МР "Дербентский район" 05.02.2018 заключило с Мисриевым Русланом Тажутдиновичем договор купли - продажи объекта недвижимости N 15 на земельный участок площадью 3445 кв.м и расположенные на нем нежилые помещения (литер "А", литер "А1", "А2") (здание), площадь нежилых помещений - 1682 кв.м, кадастровый (условный) номер 05-05-01/055/2006-347, расположенные по адресу: РД, г.Дербент, ул.С.Стальского, 26 "а".
Согласно акту приема-передачи от 05.02.2018 на основании указанного договора учреждение передало покупателю Мисриеву Р.Т. здание и земельный участок. Договор купли-продажи объекта недвижимости от 05.02.2018 N 15 зарегистрирован в Дербентском межмуниципальном отделе Управления Росреестра по РД 30.03.2018 за N 05:42:000036:412-01/005/2018 и N 05:42:000032:856-01/005/2018.
29.05.2018 Управлением ФАС России по РД зарегистрировано обращение УФСБ России по РД от 25.05.2018 N 27/п/8-24/1 (вх.N 137) по проведению проверки соблюдения требований законодательства по проведенным аукционам по продаже имущественных объектов, расположенных по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. С.Стальского, дом 26 "а", кадастровый номер 05:42:000036:412 и ул.Чапаева,50 г., кадастровый номер 05:42:000035:573.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения Управление провело проверку и приказом от 20.06.2018 N 129 возбудило дело N 04-20/2018 по признакам нарушения администрацией частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По итогам рассмотрения антимонопольного дела N 04-20/2018 в присутствии представителей администрации - Расулова А.Б., учреждения - Мирзоева Э.А. было принято решение от 11.10.2018 следующего содержания:
1. дело в отношении администрации МР "Дербентский район" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства;
2. признать МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации МР "Дербентский район" нарушившим части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении доступа к участию и в создании преимущественных условий в аукционе по продаже муниципального имущества по лотам N 1 и N 2 (извещение N 281217/1154713/01);
3. выдать МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации МР "Дербентский район" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства следующего содержания: МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации МР "Дербентский район" в двухмесячный срок с даты получения настоящего предписания осуществить следующие действия: в рамках действующего законодательства принять меры по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по лот N 1 и по лот N 2, указанного в извещение N 281217/1154713/01; в рамках действующего законодательства принять меры по расторжению договора купли-продажи объекта недвижимости N 15 от 05.02.2018, заключенного с Мисриевым Русланом Тажутдиновичем, по результатам проведенного МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации МР "Дербентский район" аукциона (извещение N 281217/1154713/01) и возврата муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1 и 1.3 договора N 15 от 05.02.2018, в муниципальную казну;
4. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса виновных лиц к административной ответственности.
На основании указанного решения управление выдало предписание от 11.10.2018 по делу N 04- 20/2017 (видимо, допущена опечатка в указании года) которым указано МБУ "Управление земельных и имущественных отношении" администрации МР "Дербентский район" в двухмесячный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении доступа к участию и создании преимущественных условий в аукционе по продаже муниципального имущества по лотам N 1 и N 2 (извещение N 281217/1154713/01), а именно: в рамках действующего законодательства принять меры по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по лот N 1 и лот N 2, указанного в извещении N 281217/1154713/01; в рамках действующего законодательства принять меры по расторжению договора купли-продажи объекта недвижимости N 15 от 05.02.2018, заключенного с Мисриевым Р.Т. по результатам проведенного МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации МР "Дербентский район" (N 281217/1154713/01), и возврата муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1 и 1.3 договора N 15 от 05.02.2018, в муниципальную казну; об исполнении предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Не согласившись с пунктами 2 и 3 решения от 11.10.2018 по делу N 04-20/2018 о признании учреждения нарушившим части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции и выдаче предписания и предписанием управления от 11.10.2018 по делу N 04-04/2017, Абакаров А.М. и Мисриев Р.Т. обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации). В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о приватизации приватизация муниципального имущества, то есть возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом.
Согласно статье 13 Закона о приватизации одним из способов реализации государственного и муниципального имущества является его продажа на аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организатором торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции на антимонопольный орган возложены функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, по принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения.
Статья 15 Закона о приватизации требует, чтобы информационное сообщение об аукционе содержало, в том числе, сведения о наименовании имущества, подлежащего продаже на аукционе, а также иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества).
В рассматриваемом случае по лоту N 1 и лоту N 2 отсутствовала информация о количестве этажей, подключении к инженерно-коммунальным сетям, а также о степени изношенности зданий. Вывод антимонопольного органа о том, что отсутствие в составе извещения N281217/1154713/01, размещенного учреждением на официальном сайте и в местной газете, информации о характеристиках имущества привело к ограничению круга потенциальных покупателей и могло существенно отразиться на цене реализуемого имущества, что, в свою очередь, явилось нарушением антимонопольного законодательства, является обоснованным. В связи с чем, апелляционная коллегия приходит к выводу о правомерности признания МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации нарушившим части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении доступа к участию и в создании преимущественных условий в аукционе по продаже муниципального имущества по лотам N1 и N2 (извещение N281217/1154713/01).
Материалами дела также подтверждается и судом первой инстанции установлено, что довод антимонопольного органа об отсутствии информации на сайте http://torgi.gov.ru о сделках, совершенных по итогам проведения аукциона, является обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи Закона о приватизации информация о результатах приватизации государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет в течение десяти дней со дня совершения указанных сделок.
В нарушение указанной нормы, ни учреждением, ни администрацией не представлено доказательств размещения такой информации в установленном порядке.
Более того, судом первой инстанции установлено, что в материалах дела имеется представленный администрацией протокол N 8 о проведении аукциона от 30.01.2018 на право заключения договора купли-продажи по лоту N 1 и лоту N 2, который подписан только одним членом комиссии по проведению торгов Алимардановым А.А. В то время как, названный протокол должен быть подписан всеми членами аукционной комиссии.
Учитывая, что в материалах дела доказательства размещения протокола о результатах торгов отсутствуют, а также представленный в материалы дела протокол N 8 от 30.01.2018 подписан только одним членом комиссии - Алимардановым А.А., апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях учреждения установлены нарушения требований статьи 15 Закона о приватизации.
Также правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что отчет учреждения содержит недостоверную информацию о цене объектов, выставленных на продажу.
В соответствии со статьей 12 Закона о приватизации начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.
Начальная цена продажи имущества по лоту N 2 определена организатором торгов на основании отчета N 02/17, составленного в апреле 2017 года, тогда как извещение о проведении аукциона опубликовано на сайте 28.12.2017, по прошествии более чем шести месяцев, предусмотренных Законом о приватизации, то есть, на основании неактуальных данных. Следовательно, сведения о начальной цене продажи имущества, не содержат достоверной информации.
В статье 18 Закона о приватизации закреплены специальные нормы, определяющие порядок продажи государственного и муниципального имущества на аукционе. В пункте 8 статьи 18 содержится перечень оснований для отказа претендента в участии в аукционе, который является исчерпывающим. Претендент не допускается к участию в аукционе, в том числе, если не представлены документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении, или оформление указанных документов не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно пунктам 1,2 статьи 16 Закона о приватизации одновременно с заявкой претенденты - физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или предъявляют копии всех его листов. Все листы документов, представленные одновременно с заявкой, либо отдельные тома данных документов должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем. Соблюдение претендентом указанных требований означает, что заявка и документы, представляемые одновременно с заявкой, поданы от имени претендента. Одним из оснований отказа в допуске претендентов к участию в аукционе является несоблюдение требований к оформлению документов.
Как следует из заявок участников аукциона, имеющихся в материалах дела, представленные претендентами в составе заявок, не прошиты, не пронумерованы, присутствуют не все копии страниц паспортов претендентов. Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях учреждения нарушений порядка организации и проведения торгов, установленного частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, является правомерным.
Таким образом, учитывая, что в действиях учреждения имелись нарушения порядка организации и проведения торгов, процедуры составления и подписания протокола по результатам торгов и его неразмещение на официальном сайте, несоблюдение требований к оформлению документов, прилагаемых к заявкам участников аукциона, а также размещение неполной информации о характеристиках объектов недвижимости и неактуальной информации об их стоимости, апелляционная коллегия считает обжалуемый судебный акт в указанной части обоснованным.
Наряду с вышеизложенным, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о неисполнимости предписания антимонопольного органа в отношении учреждения о прекращении нарушения положений Закона о защите конкуренции путем принятия мер по отмене аукциона по лоту N 2, расторжению договора от 05.02.2018 N 15 и возврату муниципального имущества ввиду следующего.
В соответствии с положениями подпунктов "а" и "г" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Соответствующие предписания, адресованные органам местного самоуправления, должны быть направлены на реальное восстановление конкурентной среды, претерпевшей негативное воздействие со стороны указанных органов, и обладать признаком исполнимости.
Материалы дела свидетельствуют и суд первой инстанции установил, что на день принятия управлением решения и выдачи предписания от 11.10.2018 по делу N 04-20/2017 договор купли-продажи объекта недвижимости от 05.02.2018 N 15 между учреждением и признанным победителем аукциона по лоту N 2 Мисриевым Р.Т. уже заключен и прошел государственную регистрацию.
Пунктом 3 оспоренного решения управление указало о выдаче предписания учреждению о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Оспоренным предписанием управление указало последнему следующее: принять меры по отмене открытого аукциона по продаже муниципального имущества по лоту N 1 и по лоту N 2, указанного в извещении N 281217/1154713/01; принять меры по расторжению заключенного договора N 15 от 05.02.2018, заключенного с Мисриевым Р.Т. по результатам проведенного аукциона, и возврату муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1 и 1.3 договора от 05.02.2010 N 15, в муниципальную казну.
Исходя из логического толкования положений части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что торги могут быть приостановлены антимонопольным органом только в том случае, если договор с победителем еще не заключен.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу указанной статьи, при наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи о зарегистрированном праве собственности на недвижимое имущество за Мисриевым Р.Т., вопрос о расторжении договора купли-продажи отнесен к исключительной компетенции суда. Управление не лишено права обратиться с соответствующим заявлением в суд, при этом не исключается и иной способ защиты права, такой как исковое заявление о признании договора купли-продажи, заключенного между администрацией и Мисриевым Р.Т., недействительной сделкой и о применении последствий недействительной сделки в виде исключения записи о регистрации права собственности за Мисриевым Р.Т. из Единого государственного реестра недвижимости.
Учитывая, что на момент выдачи предписания антимонопольного органа в Едином государственном реестре недвижимости за Мисриевым Р.Т. зарегистрированы: право аренды на земельный участок с кадастровым номером 05:42:000036:412 (номер регистрации 05:42:000036:412-01/005/2018-24 от 30.03.2018) и право собственности на объект недвижимости - нежилые помещения (литер "А", "А1", "А2") с кадастровым (условным) номером N 05-05-01/055/2006-347 (номер регистрации 05:42:000032:856-01/005/2018-24 от 30.03.2018), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали правовые основания для выдачи предписания по принятию мер по отмене проведенного аукциона, расторжении договора и возврату муниципального имущества.
Вывод апелляционного суда согласуется с тем, что предписание антимонопольного органа, вынесенное в отношении учреждения о прекращении нарушений положений Закона о защите конкуренции путем принятия мер по отмене проведенного аукциона, расторжении договора и возврату муниципального имущества, содержит властно распорядительные указания. Однако при наличии зарегистрированного за Мисриевым Р.Т. права собственности на недвижимое имущество, данные указания выходят за рамки компетенции управления.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции о признании недействительным пункта 3 решения Управления ФАС России по Республике Дагестан от 11.10.2018 по делу N 04-20/2018 в части выдачи предписания на осуществление действий по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по лоту N 2, указанного в извещение N 281217/1154713/01; расторжению договора купли - продажи объекта недвижимости N 15 от 05.02.2018, заключенного с Мисриевым Русланом Тажудиновичем, по результатам проведенного МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" администрации "Дербентский район" аукциона (извещение N 281217/115413/01), и возврату муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1 и 1.3 договора N 15 от 05.02.2018 в муниципальную казну, как несоответствующего требованиям антимонопольного законодательства, законным и обоснованным.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2014 по делу N А15-1564/2013 и от 29.01.2010 по делу N А15-831/2019.
Доводы апелляционных жалоб о несогласии с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств, по сути, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству; нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно; судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.01.2020 по делу N А15-6173/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6173/2018
Истец: Абакаров Ахмед Мирзаевич, Мисриев Руслан Тажутдинович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан
Третье лицо: Администрация МР "Дербентский район", Марданов Ф Ф, МБУ "Управление земельных и имущественных отношений" Администрации МР "Дербентский район", Прокуратура РД, Прокуратура Рд В, Прокуратура РД в интересах РФ в лице уполномоченного органа - УФАС по РД, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, УФСБ РФ по РД
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7736/20
17.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1048/20
31.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6173/18
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6173/18
15.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6173/18