город Томск |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А45-39335/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЕЛАНСКОЕ" (N 07АП-1277/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.01.2020 по делу N А45-39335/2019 (судья Рубекина И.А.) по заявлению закрытого акционерного общества "ЕЛАНСКОЕ" (632163, Новосибирская область, с. Еланка Усть-Татарского района, ул. Мичурина, 6А, ИНН: 5416100082, ОГРН: 1025405018242) к Сибирскому главному управлению Центрального банка Российской Федерации (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 27) о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2019 N19-20123/3110-1.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ЕЛАНСКОЕ" (далее - общество, ЗАО "ЕЛАНСКОЕ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому главному управлению Центрального банка Российской Федерации (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2019 N 19-20123/3110-1.
Решением от 09.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на малозначительность административного правонарушения.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Определением от 23.03.2020 в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиумом Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808 судебное разбирательство по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "ЕЛАНСКОЕ" перенесено на 15.04.2020 на 11 час. 50 мин.
Определением от 15.04.2020 в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 судебное разбирательство по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "ЕЛАНСКОЕ" перенесено на 10.06.2020 на 11 час. 00 мин.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились. От Управления представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В порядке части 6 статьи 121, части 1 статьи 266, частей 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по данным Управления ЗАО "Еланское" является непубличным обществом с количеством акционеров более 50.
При наличии у ЗАО "Еланское" обязанности по раскрытию информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах Управлением проведен мониторинг страницы эмитента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляемой распространителем информации на рынке ценных бумаг (http://www.disclosure.ru/issuer/5416100082) (далее - страница в сети Интернет), на предмет раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В результате проведенной проверки по состоянию на 19.06.2019 Управлением выявлено нарушение требований пункта 71.4 Положением Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее -Положение), а именно, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ЗАО "Еланское" за 2018 год раскрыта на странице в сети Интернет без аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, за 2018 год.
На основании выявленных нарушений, в адрес заявителя направлено предписание Банка России от 21.06.2019 N Т6-15/19918 (далее - предписание) с требованием:
1.В срок не позднее 30 рабочих дней с момента получения обществом предписания опубликовать на странице в сети Интернет текст аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, за 2018 год.
2.В срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней с момента получения предписания принять меры, направленные на недопущение впредь нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, касающегося раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в деятельности общества, а именно, по полному и своевременному раскрытию информации в ленте новостей и на странице в сети Интернет, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе Положения.
3.В срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней с момента получения обществом предписания направить в Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, позволяющим установить дату передачи, письменный отчет о выполнении пунктов 1 и 2 предписания, содержащий информацию об адресе страницы в сети Интернет, на которой опубликована информация, указанная в пункте 1 предписания, а также копии документов (приложение к отчету), подтверждающих исполнение предписанных мероприятий, а именно:
- копии документов, подтверждающих принятие обществом мер, направленных на исключение и недопущение впредь нарушений требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, указанных в предписании (приказы, распоряжения, протоколы органов управления общества и т.п.);
- при необходимости обществом могут быть представлены иные документы, подтверждающие исполнение пунктов 1 и 2 предписания.
Предписание получено заявителем 28.06.2019, что подтверждается уведомлением о вручении с номером почтового идентификатора 63099235025239.
Следовательно, срок представления письменного отчета о выполнении требований предписания истек 09.08.2019 включительно.
13.08.2019 Сибирским ГУ Банка России повторно проведен мониторинг страницы в сети Интернет.
В результате проведенной проверки выявлено, что ЗАО "Еланское" не опубликовало на странице в сети Интернет текст документа, указанный в пункте 1 предписывающей части предписания, ЗАО "Еланское" также не представило письменный отчет о выполнении пунктов 1 и 2 предписания, содержащий информацию об адресе страницы в сети Интернет, на которой опубликована информация, указанная в пункте 1 предписания, а также документы (приложение к отчету), подтверждающие исполнение предписанных мероприятий, а именно, документы, подтверждающие принятие обществом мер, направленных на исключение и недопущение впредь нарушений требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, указанных в пункте 1 предписания (приказы, распоряжения, протоколы органов управления общества и т.п.), что является нарушением пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ).
Неисполнение указанного предписания, послужило основанием для составления административным органом в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 05.09.2019 N ТУ-50-ЮЛ-19-20123/1020-1, постановления от 19.09.2019 N 19-20123/3110-1 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворяя заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, вины в его совершении и соблюдении порядка привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Часть 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективной стороной правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания или отдельных пунктов законного предписания уполномоченного на контроль органа.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
Субъективная сторона может выражаться в форме умысла и неосторожности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30 Закона N 39-ФЗ под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Законом N 39-ФЗ.
В соответствии с требованием пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Согласно пункту 71.3 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
В соответствии с пунктом 71.4 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пункту 71.7 Положения текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с текстом аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей в соответствии с федеральными законами обязательному аудиту, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Как следует из материалов дела, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ЗАО "Еланское" за 2018 год раскрыта на странице в сети Интернет без аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, за 2018 год.
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, установил факт неисполнения обществом предписания банка, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для исполнения предписания банка, в материалах дела не содержится, в связи с чем является обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в бездействии общества состава вменяемого административного правонарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание факт малозначительности правонарушения, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При оценке формальных составов последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП РФ).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 указанного постановления).
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства совершенного административного правонарушения, отметил, что неисполнение законного требования Управления посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства в области финансовых рынков, в связи с чем обоснованно не усмотрел оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В обоснование позиции по делу, общество указывает, что неисполнение предписания было обусловлено кадровыми изменениями и финансовым положением Заявителя, вызванным чрезвычайной ситуацией природного характера, объявленной в регионе в 2018 году. В связи с данным обстоятельством заявитель не имел финансовой возможности оплатить услуги аудиторской компании.
Должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом характера совершенного административного правонарушения, факта его не устранения заявителем, финансового положения ЗАО "Еланское", отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность, вынесено постановление от 19.09.2019 N 19-20123/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-50-ЮЛ-19-20123 менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 19.5 КоАП РФ в размере 250 000 рублей.
Каких-либо доказательств, подтверждающих принятие обществом мер, направленных на своевременное исполнение предписания Банка России в установленный срок, материалы дела не содержат. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания обществом не заявлялось.
ЗАО "Еланское" опубликовало на странице в сети Интернет текст аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, за 2018 год, только 16.10.2019, после привлечения к административной ответственности.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергает выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение суда о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.01.2020 по делу N А45-39335/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЕЛАНСКОЕ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-39335/2019
Истец: ЗАО "ЕЛАНСКОЕ"
Ответчик: Сибирское главное Центрального банка Российской Федерации