город Томск |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А03-11134/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Логачева К. Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А. С. рассмотрел апелляционную жалобу Комитета по культуре города Барнаула (N 07АП-2142/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.02.2020 по делу N А03-11134/2019 (судья Синцова В.В.) по заявлению Комитета по культуре города Барнаула (656056, г. Барнаул, пр. Ленина, 6, ОГРН:1022201759403, ИНН 2225020850) к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (656031, г.Барнаул, ул. Крупской, 97Д, ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623) о признании недействительным решений филиала N 1 Учреждения: от 02.07.2019 N39, от 02.07.2019 N 21-пдс, от 02.07.2019 N75н/с, от 02.07.2019 N 40.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Томас Мария Александровна,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по культуре города Барнаула (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решений филиала N 1 Фонда: от 02.07.2019 N39, от 02.07.2019 N 21-пдс, от 02.07.2019 N75н/с, от 02.07.2019 N 40.
Определением от 25.09.2019 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Томас Марию Александровну.
Решением от 03.02.2020 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что он не преследовал цель обеспечить незаконное назначение Томас М.А. страховых выплат; до трудоустройства в Комитет Томас М.А. имела достаточный трудовой стаж для назначения ей пособия, трудоустройство ее в комитете по культуре связано исключительно с передачей от одного комитета другому комитету соответствующих полномочий и не носило формальный характер; при приеме на работу Томас М.А. Комитет не знал и не мог знать о том, что указанный работник фактически не выйдет на работу; суд первой инстанции не дал оценку объяснениям Томас М.А., обстоятельствам, при которых возникла необходимость увольнения Томас М.А и ее трудоустройство в Комитет, факту реальности выполнения трудовых функций по прежнему месту работы Томас М.А.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Фонд в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ее доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитет по культуре города Барнаула зарегистрирован в качестве страхователя в филиале N 1 государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал) и является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решениями Барнаульской городской Думы от 11.07.2016 N 651 "О внесении изменений в решение городской Думы от 26.07.2010 N 333 "Об утверждении Положения о Комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула" (в ред. решения от 03.06.2016 N 640)" и от 11.07.2016 N 652 "О внесении изменения и дополнений в решение городской Думы от 26.12.2008 N 29 "Об утверждении Положения о Комитете по культуре города Барнаула" (в ред. решения от 24.04.2015 N 459)" Комитету по культуре города Барнаула переданы полномочия: по обеспечению сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; по осуществлению полномочий балансодержателя объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и недвижимых памятников монументального искусства, имеющих особое значение для истории и культуры города (монументы, бюсты, ансамбли, памятные знаки), входящих в состав имущества муниципальной казны и находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Барнаула.
Кроме того, на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула от 08.08.2016 N 326 Комитету по культуре города Барнаула передано имущество (объекты культурного наследия) для ведения бухгалтерского учета и выполнения функций балансодержателя муниципальной казны.
Письмом 13.09.2016 на имя руководителя аппарата Администрации города Барнаула председатель Комитета просил оказать содействие в решении вопросов о передачи 2-х ставок из МКУ "Архитектура города Барнаула" в Комитет по культуре, в целях реализации новых функций Комитета (л.д. 45, т1).
Приказом Комитета по культуре города Барнаула от 30.09.2016 N 88 в штатное расписание Комитета для осуществления полномочий по обеспечению сохранения культурного наследия введены штатные единицы: главного специалиста, главного специалиста-юрисконсульта, ведущего специалиста (л.д. 46.т.1).
Приказом МКУ "Архитектура города Барнаула" от 24.10.2016 N 11 штатное расписание в связи с уменьшением штатной численности работников, по причине передаче полномочий балансодержателя объектов культурного наследия, с 01.10.2016 утверждено в ином составе (л.д. 49, т.1).
Комитет по культуре города Барнаула и МКУ "Архитектура города Барнаула" имеют одного учредителя, которым является муниципальное образование городской округ - город Барнаул Алтайского края. Полномочия и функции учредителя МКУ "Архитектура города Барнаула" осуществляет Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
Из пояснений представителя Комитета следует, что две штатные единицы МКУ "Архитектура г. Барнаула" были сокращены и их финансирование прекратилось с 01.10.2016.
На период сокращения численности работников МКУ "Архитектура города Барнаула", Томас М.А. являлась сотрудником указанного учреждения, штатную единицу которой (должность главного специалиста) было запланировано сократить и ввести в штатное расписание Комитета.
С 28.09.2016 Томас М.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. До предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком Томас М.А. отработала в МКУ "Архитектура города Барнаула" с 13.02.2014.
На период отпусков Томас М.А. по беременности и родам, по уходу за ребенком в МКУ "Архитектура города Барнаула" по срочному трудовому договору была трудоустроена Пустовит Д.С.
30.09.2016 Томас М.А. обратилась с заявлением к руководителю МКУ "Архитектура г. Барнаула" об увольнении с 30.09.2016 в порядке перевода в Комитет по культуре.
Согласно трудовому договору б/н от 03.10.2016 и приказу о приеме на работу N 108-лс от 03.10.2016, Томас М.А. была принята Комитетом для выполнения трудовых обязанностей на должность ведущего экономиста на неопределенный срок с должностным окладом 8203,00 руб. с 03.10.2016 в централизованную бухгалтерию Комитета по культуре города Барнаула.
05.04.2019 приказом Комитета N 63лс от 05.04.2019 г. Томас М.А. была уволена по собственному желанию.
Исходя из личной карточки государственного (муниципального) служащего, Томас М.А. обучалась в Красноярском государственном университете и в 2006 г. получила диплом бакалавра искусствоведения по направлению "искусствоведение", затем (позже) в Алтайском государственном университете, и в 2013 г. получила диплом магистра по направлению "история искусств".
Пунктом 2.1 трудового договора от 03.10.2016 N б/н, заключенного между заявителем и Томас М.А., для последней установлена обязанность приступить к выполнению своих трудовых обязанностей с 03.10.2016.
Между тем, в день приема на работу Томас М.А. 03.10.2016 приказом Комитета от 03.10.2016 N 109лс ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 03.10.2016 по 28.07.2019 по заявлению Томас М.А.
Согласно дополнительному соглашению от 10.10.2016 к трудовому договору от 03.10.2016 и приказу о переводе на другую должность N 112лс от 10.10.2016, Комитет переводит Томас М.А. с 10.10.2016 на старшую должность муниципальной службы г. Барнаула - ведущий специалист с должностным окладом 3 602,00 руб.
Должность ведущего специалиста введена в штатное расписание Комитета по культуре города Барнаула накануне приема на работу Томас М.А. - с 01.10.2016, согласно приказу от 30.09.2016 N 88.
К выполнению своих новых обязанностей Томас М.А. не приступила, ввиду нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно представленным Комитетом табелям учета рабочего времени, у Томас М.А. нет ни одного рабочего дня с даты приема (03.10.2016) по дату увольнения (05.04.2019).
В период со 08.04.2019 по 27.05.2019 филиалом Фонда проведена плановая выездная проверка заявителя по вопросам:
- правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016;
- правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд за период с 01.01.2016 по 31.12.2016;
- полноты и достоверности сведений, представленных в Фонд для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2017 по 31.12.2018;
- правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
При проверке правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством был выявлен факт необоснованной выплаты Томас М.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком за октябрь-декабрь 2016 года в размере 41277, 19 руб., из них за счет средств заявителя - 0 руб., за счет средств Фонда - 41277,19 руб. в связи с созданием Комитетом искусственной ситуации по трудоустройству Томас М.А., находящейся в отпуске по уходу за ребенком, с целью получения средств Фонда.
Указанное нарушение зафиксировано актом проверки N 88-р от 31.05.2019.
По результатам данной проверки 02.07.2019 принято решение N 39 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 41277,19 руб. (далее - решение N 39), в соответствии с которым заявителю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 41277,19 руб. в бухгалтерском учете, а также доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 41277,19 руб.
При проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 установлено занижения базы для начисления страховых взносов на сумму 41277,19 руб. (акт проверки N 88-р от 31.05.2019).
В связи с этим, заявителю по акту проверки N 88-д от 31.05.2019 произведено начисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в сумме 1197,07 руб. (41277,19 руб. х 2,9%), штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы в размере 239,41 руб. (1197,07 руб. х 20%), а также пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в сумме 229,18 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки 02.07.2019 вынесено решение N 40 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение N 40), в соответствии с которым заявителю предложено перечислить в добровольном порядке: страховые взносы в сумме 1197,07 руб., пени в сумме 229,18 руб. и штраф в сумме 239,41 руб.
В ходе проверки полноты и достоверности сведений, представленных в Фонд для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2017 по 31.12.2018, установлено, что заявителем при направлении в Филиал в электронном виде реестра сведений для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком Томас М.А. за период с июля 2017 г. по январь 2018 г. предоставлены недостоверные сведения о наличии трудовых отношений между заявителем и Томас М.А., что привело к несению расходов в сумме 97069,43 руб. (акт проверки N 88-ПДС от 31.05.2019).
По результатам рассмотрения материалов данной выездной проверки 02.07.2019 вынесено решение N 21-пдс о возмещении излишне понесённых расходов (далее - решение N21- пдс), в соответствии с которым заявителю предложено перечислить в добровольном порядке расходы, излишне понесённые территориальным органом Фонда в связи с неполнотой или недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 97069,43 руб. на счёт регионального отделения.
При проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 установлено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 41277,19 руб. (выплаты страхового обеспечения, установленные актом проверки N 88-р от 31.05.2019).
В связи с этим заявителю по акту проверки N 88-н/с от 31.05.2019 произведено начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 82,53 руб. (41277,19 руб. х 0,2%), штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы в размере 16,51 руб. (82,53 руб. х 20%), а также пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в сумме 9,03 руб.
По результатам рассмотрения материалов данной выездной проверки 02.07.2019 вынесено решение N 75н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение N75н/с), в соответствии с которым заявителю предложено перечислить в добровольном порядке: страховые взносы в сумме 82,53 руб., пени в сумме 9,03 руб. и штраф в сумме 16,51 руб.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, Комитет обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из их необоснованности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ) урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N165-ФЗ) пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Нормой части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N 81-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно Перечню необходимых документов, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н, представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ), за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как следует из материалов дела, документы в подтверждение права на возмещение расходов по выплате пособия представлены заявителем в полном объеме и с точки зрения их оформления соответствуют требованиям законодательства.
Вместе с тем, исходя из вышеуказанных нормативных требований, формальное соответствие требованиям законодательства представленных Комитетом документов, не является основанием для возмещения ему спорных расходов, поскольку создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
Принимая решение, обжалуемое заявителем, суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 АПК РФ следующие доказательства и установленные в ходе камеральной проверки обстоятельства.
03.10.2016 Томас М.А. принята приказом N 108лс в порядке перевода из МКУ "Архитектура города Барнаула" в централизованную бухгалтерию Комитета на должность ведущего экономиста. В тот же день (03.10.2016) между Комитетом и Томас М.А. заключен трудовой договор (л.д. 39, т.2).
В силу п. 2.1. трудового договора работник должен приступить к выполнению трудовых обязанностей с 03.10.2016 на условиях пятидневной рабочей недели.
Разделом 5 договора установлены права и обязанности работника, заключающиеся в осуществлении бухгалтерского учета и анализа в организации.
При этом, Томас М.А. не имела соответствующего специального экономического образования для целей осуществления трудовых функций по трудовому договору на должности ведущего экономиста. По заявлению Томас М.А. от 03.10.2016 в день трудоустройства ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком.
Допрошенная в суде первой инстанции в качестве свидетеля Борисова Юлия Станиславовна, являющаяся главным специалистом Комитета по кадрам и муниципальной службы Администрации города Барнаула пояснила, что перевод Томас М.А. в специализированную бухгалтерию Комитета связан с необходимостью сохранения ей как лицу, находящемуся в декретном отпуске, соответствующего пособия. При этом Томас М.А. сама изъявила желание трудоустроиться в Комитет на должность с ранее осуществляемыми функциями и понимала, что до согласования штатного расписания ее нужно перевести на свободную должность экономиста. Все заявления, приказы и трудовые договоры Томас М.А. подписаны в даты, указанные в этих документах.
При этом, суд первой инстанции отметил, что штатное расписание Комитета с введением новых должностей муниципальной службы утверждено 30.09.2016 с 01.10.2016.
10.10.2016 Томас М.А. дополнительным соглашением к трудовому договору от 03.10.2016 переведена на старшую должность муниципальной службы - ведущим специалистом Комитета по культуре. При этом, при проведении проверки заявление Томас М.А. о переводе на указанную должность, заявление о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком на указанной должности не представлено.
Также судом первой инстанции принято во внимание, что Комитетом не представлено каких-либо доказательств соблюдения положений соответствующих норм Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" при приеме на работу Томас М.А. в Комитет в качестве муниципального служащего. Так, установлено, что Томас М.А. какие-либо конкурсные процедуры не проходила, в кадровом резерве на зачисление на указанную должность без проведения конкурсных процедур не состояла, доказательств обратного при проверке и в материалы дела не представлено, при наличии достаточного времени у заявителя для предоставления названных доказательств. До перевода в централизованную бухгалтерию Комитета Томас М.А. ее должность в МКУ "Архитектура города Барнаула" занимала Пустовит Д.С., которая 10.10.2016 и была снова трудоустроена на должность в Комитет на период временной нетрудоспособности Томас М.А.
На основании вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Комитета экономической целесообразности приема данного сотрудника на работу, а также тот факт, что трудовые отношения между Томас М.А. и Комитетом носили формальный характер.
Апелляционная коллегия, оценив в совокупности все обстоятельства, приходит о том, что страхователем создана ситуация, связанная с выплатой пособия по беременности и родам работнику, принятому непосредственно перед наступлением страхового случая.
Юридические лица вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, учитывая, что ситуация связана с возмещением расходов на выплату пособия по беременности и родам, ее разрешение не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о создании заявителем искусственной ситуации по оформлению на работу физического лица для получения средств из Фонда социального страхования, что исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Формальное соответствие представленных Комитетом документов требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом вышеуказанных обстоятельствах дела, не свидетельствуют о правомерных действиях Комитета, поскольку Томас М.А. была принята непосредственно перед наступлением страхового случая и при отсутствии для этого производственной необходимости.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии в трудоустройстве Томас М.А. реальной деловой цели, в материалах дела не имеется.
Ссылки подателя жалобы на наличие производственной необходимости трудоустройства Томас М.А; наличие многолетнего стажа работы по специальности, квалификации Томас М.А., соответствующих должности ведущего специалиста Комитета; обстоятельства, при которых возникла необходимость увольнения Томас М.А. и ее трудоустройство в Комитет, подлежат отклонению.
Фактические обстоятельства, перечисленные выше, в своей совокупности указывают на формальные признаки принятия Томас М.А. на работу при отсутствии в этом производственной необходимости и обоснованно расценены Фондом как искусственно созданная ситуация по приему на работу лица непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения средств Фонда.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.02.2020 по делу N А03-11134/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по культуре города Барнаула - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11134/2019
Истец: Комитет по культуре администрации г.Барнаула
Ответчик: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Томас Мария Александровна