Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2020 г. N Ф08-7260/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А25- 2598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 22.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721840, ИНН 0901023652) - Кипкеевой М.М. (доверенность 28.01.019 N 79-12-15/18-215), в отсутствие заявителя - Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900709245, ИНН 0901024381) и третьих лиц Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1080917004860, ИНН 0917012790), Федерального казначейства (ОГРН 1047797019830, ИНН 7710568760), ОАО Республиканское агропромышленное предприятие "Кавказ-Мясо" (ОГРН 1020900515668, ИНН 0901033971), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.01.2020 по делу N А25- 2598/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - заявитель, министерство) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными действий управления по принятию и исполнению исполнительного документа, противоречащего по содержанию решению Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2018 по делу N А25-1167/2018 (уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования - л.д. 30-31 том 2).
Решение суда от 15.01.2020 требования министерства удовлетворены. Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что действия управления по принятию и исполнению исполнительного документа, выданного на основании решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2018 N А25-1167/2018 нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку влекут незаконный способ исполнения решения суда.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Жалоба мотивирована тем, что из существа спора следует, что денежные средства взысканы не в порядке ст. 1069, ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо ст. 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, либо в порядке присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств соответствующего бюджета (Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"), следовательно, порядок исполнения решения статьей 242.2 БК РФ не предусмотрен; учитывая, что обязательство министерства возникло из нарушения им условий соглашения о предоставлении субсидий с ОАО "Кавказ-Мясо", управление правомерно приняло исполнительный лист к лицевому счету министерства, открытого в управлении, для организации его исполнения в соответствии с порядком статьи 242.4 БК РФ. Из решения суда очевидно, что факт нарушения управлением прав и законных интересов министерства, равно как и факт несоответствия действий управления по исполнению исполнительного листа нормам действующего законодательства не доказан. Приняв уточненные требования министерства и рассмотрев их по существу, арбитражный суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, поскольку одновременное изменение предмета и основания иска АПК РФ не допускает.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Федеральное казначейство, ОАО Республиканское агропромышленное предприятие "Кавказ-Мясо", привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора, отзывов на апелляционную жалобу и своих представителей в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие министерства и третьих лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в рамках арбитражного дела N А25-1167/2018 Федеральное казначейство в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о взыскании денежных средств в сумме 72 673 310 рублей. Требования заявлены со ссылкой на пункт 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ и мотивированы отказом в добровольном исполнении предписания от 06.02.2017 N 18-03-02/5.
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" обратились в Арбитражный суд города Москва с заявлением о признании недействительным предписания от 06.02.2017 N 18-03-02/5 и представления от 06.02.2017.N 18-3-02/5.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по делу N А40-54410/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2018, в удовлетворении заявления отказано.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2018 по делу N А25-1167/2018 оставленным в силе постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.08.2019, исковые требования Федерального казначейства удовлетворены, с Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 72 673 310 рублей.
Указанным решением установлено, что министерством, без согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, был изменен объем финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме того, при осуществлении бюджетных полномочий, принимаемых в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения при распределении средств субсидии из федерального бюджета, полученных в рамках соглашения от 26.10.2011 N 911/17, и направленных ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" в рамках соглашения от 16.12.2011, министерством не осуществлен надлежащий контроль за целевым использованием средств субсидии. Указанные действия (бездействие) министерства повлекли причинение ущерба федеральному бюджету.
27.08.2019 Федеральное казначейство обратилось в Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике с заявлением о взыскании с Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики денежных средств по делу N А25-1167/2018 (л.д.15-16).
28.08.2019 Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике направило в адрес Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики уведомление о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Посчитав, что действия управления по принятию и исполнению исполнительного документа нарушают права и законные интересы министерства и противоречат требованиям бюджетного законодательства, заявитель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, обязан в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации, направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде, а также представить информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" следует, что Положения главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1167/2018 с Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 72 673 310 рублей.
Материалами дела подтверждается, что исполнительный документ поступил на исполнение в Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, которое приняло его к исполнению и направило заявителю оспариваемое уведомление от 28.08.2019 N УПЛ-19-91200003-4 о поступлении исполнительного документа. Уведомлением заявителю предложено в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить информацию об источниках образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также платежный документ на перечисление в установленном порядке денежных средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Суд отклоняет довод заинтересованного лица о том, что денежные средства в размере 72 673 310 рублей перечислены на лицевой счет министерства и подлежат возврату со счета того органа, которому перечислены.
Денежные средства перечислены на счет Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, как главного распорядителя бюджетных средств.
Между тем субсидии из федерального бюджета на поддержку экономически значимых региональных программ предоставлены бюджету субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 12 "Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1042 от 17.12.2010 (в редакции, действующей на дату предоставления субсидии), если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию региональных программ, не позволяет обеспечить установленный для субъекта Российской Федерации уровень софинансирования, то размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования
Из решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2018 по делу N А25-1167/2018 следует, что министерством не была направлена уточненная выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в связи, с чем не был произведен перерасчет субсидии и не внесены изменения в соответствующие нормативно-правовые акты и соглашение N 911/17 от 26.10.2011. При этом, дополнительных соглашений на уменьшение субсидии министерством не заключалось. Таким образом, в нарушение пункта 12 Правил N 1042, без согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, министерством был изменен объем финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, чем причинен материальный ущерб федеральному бюджету.
Вывод суда согласуется с резолютивной частью решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2018 по делу N А25-1167/2018 о взыскании с Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному к выводу о том, что действия управления по принятию и исполнению исполнительного документа, выданного на основании решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2018 N А25-1167/2018 нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку влекут незаконный способ исполнения решения суда.
Вопреки доводам управления суд правомерно отклонил довод заинтересованного лица об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в связи со следующим.
В приложении 11 к Закону Карачаево-Черкесской Республики "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" указаны направления распределения бюджетных ассигнований республиканского бюджета по разделам и подразделам классификации расходов республиканского бюджета в функциональной структуре расходов, в том числе, определённых Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, как главному распределителю бюджетных средств. Исполнение судебного акта за счет средств на счету Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики приведет к нарушению прав бюджетополучателей, приведет к нецелевому расходованию бюджетных ассигнований министерством и невозможности своевременного исполнения иных обязательств министерства.
Ссылка управления на то, что при сложившихся обстоятельствах казначейство имело право применить положения статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, поскольку данной статьей регламентирован порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, к которым заявитель не относиться.
Суд правомерно отклонил довод управления об изменении заявителем предмета и основания требований одновременно в связи со следующим.
По смыслу нормы части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику.
Основание иска - это фактические обстоятельства, из которых вытекают и на которых основываются требования истца. Под основанием иска понимаются юридические факты, с которыми в силу норм материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.
Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, которыми истец обосновывает требование к ответчику.
Заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта - уведомления о поступлении исполнительного документа. 12.11.2019 заявитель уточнил требования, дополнив ранее заявленные требованием о признании незаконными действий Управления по исполнению исполнительного документа. 14.01.2020 заявитель уточнил заявленные требования и просит признать незаконными действия по принятию и исполнению исполнительного документа.
Основанием требований заявителя является нарушение Управлением Федерального казначейства норм бюджетного законодательства при принятии и исполнении исполнительного документа, порядка исполнения исполнительного документа.
При этом заявитель изменял материально-правовое требование (предмет иска), но не основание иска. В связи с чем, уточненные требования заявителя правомерно приняты судом.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.01.2020 по делу N А25- 2598/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2598/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики
Ответчик: УФК по КЧР
Третье лицо: Министерство финансов КЧР, Федерально казначейство, Кипкеева Мадина Магомедовна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7260/20
22.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4686/19
15.01.2020 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-2598/19
18.11.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4686/19