г. Самара |
|
22 июня 2020 г. |
А65-29524/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, АНО "Центр гигиенического обучения населения",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2020 года по делу N А65-29524/2019 (судья Хафизов И.А.),
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", г.Казань
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ:
- АНО "Центр гигиенического обучения населения", г.Казань,
- Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
о признании недействительными решения по делу N 05-13/2019 от 02.07.2019 г. N СП-05/9733 и предписания по делу N 05-13/2019 от 02.07.2019 г. N СП-05/9734,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", г.Казань, (далее - заявитель, ФБУЗ) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании недействительными решения по делу N 05-13/2019 от 02.07.2019 г. N СП-05/9733 и предписания по делу N 05-13/2019 от 02.07.2019 г. N СП-05/9734.
Определением от 05.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено - АНО "Центр гигиенического обучения населения", г. Казань (третье лицо).
Определением от 17.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 05-13/2019 от 02.07.2019 г.
В апелляционных жалобах антимонопольный орган и третье лицо по делу, АНО "Центр гигиенического обучения населения", просят суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2020 года по делу N А65-29524/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В материалы дела поступил отзыв заявителя по делу на апелляционные жалобы антимонопольного органа и третьего лица, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2020 года по делу N А65-29524/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Также, в материалы дела поступило ходатайство АНО "Центр гигиенического обучения населения" об отложении судебного разбирательства на более поздний срок в связи с введением в России ограничительных мер.
Рассмотрев указанное ходатайство в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд отказывает в его удовлетворении.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, исходя из норм статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, является правом, а не обязанностью суда.
Третьим лицом по делу в суд направлена мотивированная апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции с подробным изложением доводов третьего лица, при этом, указаний на то, что представитель третьего лица, при личной явке в судебное заседание суда апелляционной инстанции, представит суду дополнительные доказательства либо приведет доводы, ранее не раскрытые в рамках рассмотрения дела, из ходатайства об отложении либо иных пояснений третьего лица не следует. Кроме того, рассмотрение настоящего дела в суде апелляционной инстанции продолжается с 17.03.2020, и отложение судебного разбирательства в рассматриваемом случае приведет к затягиванию рассмотрения судебного спора и нарушению установленных сроков.
В силу изложенного, заявленное ходатайство об отложении судебного разбирательства удовлетворению не подлежит.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 05-13/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан вынесено решение от 02 июля 2019 г., в соответствии с которым ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" признано нарушившим пункт 3 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N135-ФЗ), в части навязывания экономически или технологически необоснованных завышенных цен на оказываемые услуги АНО "Центр гигиенического обучения населения".
На основании указанного решения УФАС было вынесено предписание по делу N 05-13/2019 от 02 июля 2019 г. о прекращении нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, а именно установить экономически обоснованные цены на оказание услуг по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.) с учетом требований, изложенных в решении по делу N 05-13/2019.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен общий запрет на совершение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
На основании пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением признается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При этом в силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 30), оценивая действия хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Ненадлежащее исполнение занимающим доминирующее положение лицом, договорных обязательств, ущемление им имущественных прав контрагента по договору само по себе не является достаточным основанием для квалификации данных действий по части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, допущенное нарушение должно быть обусловлено именно его доминирующим положением и иметь антиконкурентную направленность.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ N 30 антимонопольный орган, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности. Однако, прекращая указанное нарушение, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов и защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения лица.
В то же время антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 1812/06).
Следовательно, полномочия антимонопольного органа в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства состоят в пресечении монополистической деятельности - выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского и иного законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке.
Основанием для вынесения оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа, послужили следующие обстоятельства.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение АНО "Центр Гигиенического обучения населения" (вх.N 17764/ж от 12.11.2018 г.) по вопросу законности действий ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" относительно увеличения цен за оказываемые услуги в рамках договора с АНО "Центр Гигиенического обучения населения" от 31.01.2013 г. N 112 и расторжением в связи с этим его в одностороннем порядке.
В целях объективного и всестороннего рассмотрения вышеуказанного обращения, а также установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства Татарстанским УФАС России был направлен запрос в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан".
Как установлено УФАС по РТ, поводом для обращения АНО "Центр гигиенического обучения населения" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан послужило расторжение со стороны ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в одностороннем порядке договора N 112 от 31.01.2013 г. за оказываемые услуги в связи с повышением цен, что явилось препятствием для исполнения контракта, выигранного АНО "Центр гигиенического обучения населения" по результатам проведения электронного аукциона N 0711200061818000128.
По результатам изучения представленных документов и анализа имеющихся сведений, со ссылкой на отсутствие объективных причин, обуславливающих повышение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" цен за оказываемые услуги для АНО "Центр гигиенического обучения населения", 13 декабря 2018 года в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было выдано предупреждение (исх.N СП-05/19994 от 13.12.2018 г) о необходимости прекращения нарушения и заключения договора с АНО "Центр гигиенического обучения населения" на экономически обоснованных и технологически целесообразных ценах.
Вышеуказанное предупреждение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" не исполнено.
В соответствии с ч.8 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
С указанием на то, что в действиях ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, Татарстанским УФАС России был издан Приказ N 01/38-к от 01.02.2019 г о возбуждении дела N 05-13/2019 по признакам нарушения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывании экономически или технологически необоснованных завышенных цен на оказываемые услуги АНО "Центр гигиенического обучения населения".
По результатам изучения представленных документов, сведений и объяснений Татарстанским УФАС России было установлено, что на официальном сайте etp.zakazrf.ru было размещено Извещение N 0711200061818000128 от 07.08.2018 г. о проведении электронного аукциона в открытой форме, предметом которого являлось оказание услуг по проведению профессиональной гигиенической подготовки (санитарный минимум) по установленным дифференцированным программам и аттестации с последующим внесением результатов аттестации в личную медицинскую книжку (ЛМК) в 2018 году.
Заказчиком настоящего аукциона является ГАУЗ "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер".
Реестровый номер аукциона на официальном сайте Единой информационной системе на официальном сайте государственных закупок - 0711200016818000128.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 750 000 рублей.
Согласно техническому заданию настоящего аукциона одним из обязательных условий для возможности участия и заключения контракта по результатам аукциона являлось проведение аттестации по результатам профессиональной гигиенической подготовки специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по РТ" в форме собеседования или тестового контроля и внесение результатов гигиенической аттестации в ЛМК.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, были допущены как соответствующие требованиям аукционной документации следующие заявки участников: АНО "Центр гигиенического обучения населения, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ", ООО "САВАНД".
По результатам рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов открытого аукциона согласно протоколу N 0711200016818000128/2 от 22.08.2018 г. победителем аукциона был объявлен участник под номером 1068028 - АНО "Центр гигиенического обучения населения" с наименьшим ценовым предложением (525 000 руб.), с которым, соответственно, было принято решение заключить контракт на оказание услуг, предусмотренных предметом аукциона.
03.09.2018 г. между ГАУЗ "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" (Заказчик) и АНО "Центр гигиенического обучения населения" (Исполнитель) был заключен государственный контракт на оказание услуг N 465244, по условиям которого (в т.ч. и технического задания по настоящему аукциону) установлена необходимость наличия договорных отношений исполнителя с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" а именно в части проведения аттестации по результатам профессиональной гигиенической подготовки специалистами вышеназванной организации.
Антимонопольным органом, на основании представленных заявителем документов, установлено наличие договорных отношений между ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" и АНО "Центр гигиенического обучения населения" еще с 2013 года.
Так, на основании договора N 112 от 31.01.2013 г. на проведение возмездных работ (услуг) и дополнительного соглашения N 1 от 20.12.2014 г. между ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" и АНО "Центр гигиенического обучения населения" производилось осуществление в рамках предмета договора, в т.ч. услуг по:
* проведению среди лиц, прошедших у Заказчика профессиональную гигиеническую подготовку (обучение) (далее - декретированный контингент), аттестации по профессиональной гигиенической подготовке и заполнению соответствующей графы личной медицинской книжки;
* оформлению ЛМК декретированному контингенту.
В соответствии с приложением N 1 к договору N 112 от 1.01.2013 г. стоимость цен на выполнение работ (оказание услуг) определялась в следующем размере:
* проведение среди лиц, прошедших у Заказчика профессиональную гигиеническую подготовку (обучение) (далее - декретированный контингент), аттестации по профессиональной гигиенической подготовке и заполнению соответствующей графы личной медицинской книжки - 30 рублей 00 копеек за каждого аттестованного человека;
* оформление личных медицинских книжек декретированному контингенту -150 рублей 00 копеек за каждую личную медицинскую книжку.
На протяжении 5 лет стоимость услуг изменениям не подвергалась.
Позднее, 03.09.2018 г. (в день заключения государственного контракта по результатам аукциона N 0711200016818000128) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в адрес АНО "Центр гигиенического обучения населения" было направлено письмо, уведомляющее об увеличении цен на оказываемые услуги в связи приведением цен в соответствие с действующим прейскурантом на основании приказа N05-01/361п от 03.08.2018 г., устанавливающего цены на оказываемые услуги по следующей стоимости:
* гигиеническая аттестация работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.) - 250 рублей 00 копеек;
* оформление, выдача и учет медицинской книжки (1 шт.) - 300 рублей 00 копеек.
Письмом от 27.09.2018 г. (исх.N 17 от 27.09.2018 г.) АНО "Центр гигиенического обучения населения" обратилось к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" с просьбой о необходимости не создавать препятствия для исполнения контракта и дальнейших обязательств по договору и сохранения сотрудничества на условиях договора N 112, заключенного между организациями 31.01.2013 г.
В ответ на письмо АНО "Центр гигиенического обучения населения" ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" было направлено уведомление о расторжении договора на проведение возмездных работ (оказание услуг) N 112 от 31.01.2013 г. в одностороннем порядке с 19.11.2018 г.
В последующем, на обращение (N 25 от 19.11.2018 г.) АНО "Центр гигиенического обучения населения" в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" с просьбой оформления медицинских книжек по заявкам, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" письмом от 21.11.2018 г. (исх.03-06/17944 от 21.11.2018 г.) уведомило АНО "Центр гигиенического обучения населения" о невозможности оформления медицинских книжек в связи с расторжением договора N 112 от 31.01.2013 г. в одностороннем порядке с 19.11.2018 года.
Как указано в решении, в ответ на запрос информации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" (исх. N ИП-05/18790 от 26.11.2018 г. в том числе запроса относительно оснований повышения цен на оказываемые услуги для АНО "Центр Гигиенического обучения населения", подробной калькуляции цен (тарифов) на услуги (пункт 1, 3, 4 запроса), сведений и документов, обосновывающих экономическую и технологическую целесообразность завышения цен в таком диапазоне, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" предоставлено не было.
Как указывает антимонопольный орган, последующие препятствия в связи с указанными событиями у АНО "Центр гигиенического обучения населения" начали возникать и при исполнении контрактов, выигранных по результатам участия в других закупках.
Так, в адрес АНО "Центр гигиенического обучения населения" поступило письмо от Заказчика МБДОУ "Детский сад N 11 "Ручеек" (Республика Чувашия) (исх.N 138 от 17.04.2019 г.), которым АНО "Центр гигиенического обучения населения" уведомлялось о просьбе расторжения договора N 6 от 12.03.2019 г., заключенного по результатам выигранного аукциона, по причине, в том числе расторгнутого договора АНО "Центр гигиенического обучения населения" N 112 от 31.01.2013 г. с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ".
В вою очередь, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что изменение цен на оказываемые услуги со стороны ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" было инициировано гораздо раньше.
Так, в ходе заседания Комиссии, представителями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" были даны пояснения о том, что повышение цен на оказываемые услуги осуществлено еще введением в действие Приказа ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" N 05-01/189п от 14.04.2015 г. "о введении перечня и стоимости работ и услуг, оказываемых по договорам, заявкам граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с введением в действие Приказа ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" N 05-01/189п от 14.04.2015 г. стоимость рассматриваемых в рамках дела услуг устанавливалась в следующем размере:
* оформление, выдача и учет медицинской книжки (1 шт.) - 300 рублей 00 копеек;
* гигиеническая аттестация работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.) - 250 рублей 00 копеек.
Исходя из содержания вышеуказанного Приказа, новые цены устанавливались и применялись в отношении всех обращающихся в ФБУЗ заказчиков, исключений данным Приказом никаких не вводилось и не предусматривалось.
При этом, исходя из устных и письменных пояснений ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ", установлено, что новый прейскурант, введенный в действие еще с 2015 года, не применялся в отношении АНО "Центр гигиенического обучения населения" вплоть до 2018 года - то есть, до момента проведения спорного аукциона N 0711200016818000128.
По мнению антимонопольного органа, указанное недобросовестное поведение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" вызвано, в том числе и конкуренцией, возникшей между участниками в ходе проведения аукциона, что послужило поводом необходимости увеличения цен только в 2018 году, во время проведения торгов, а не ранее, тем самым способствуя воспрепятствованию надлежащего исполнения контракта признанным победителем АНО "Центр гигиенического обучения населения".
Гигиеническое воспитание и обучение граждан определены как одна из главных составляющих комплекса организуемых и проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществление которых регламентировано Федеральном Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г N 52-ФЗ. Законом установлен обязательный характер гигиенического воспитания и обучения граждан с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний и распространения знаний о здоровом образе жизни.
Необходимость прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации определяется в соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации установлен Приказом Минздрава РФ N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций".
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" аттестация категории должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - центры Госсанэпиднадзора) в форме собеседования или тестового контроля.
Аттестация проводится после прохождения профессиональной гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. N 23-р "О создании федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору" в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, созданы федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору.
Пунктом 1 Порядка осуществления территориальными органами федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 октября 2006 г. N 332 (зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2006 г. N 8390), установлено, что территориальные органы Роспотребнадзора осуществляют координацию и контроль деятельности центров гигиены и эпидемиологии за полнотой и качеством профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (подпункт 1.5.6).
Приказом Роспотребнадзора от 23 октября 2005 г. N 751 (зарегистрирован в Минюсте России 30 ноября 2005 г. N 7219) утвержден Временный регламент взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей.
На основании пункта 1.1 приведенного регламента территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации разрабатывает и в срок до 15 декабря предшествующего планируемому периоду года утверждает план работы на очередной год по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, который включает перечень и объем санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых федеральным государственным учреждением здравоохранения -центром гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации, в том числе по аттестации работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения,
Таким образом, деятельность по проведению аттестации работников, а также деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения входит исключительно в компетенцию федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору, а именно ФБУЗ.
С учетом вышеизложенного, учитывая отсутствие возможности у иных хозяйствующих субъектов оказания услуги по проведению гигиенической аттестации работников самостоятельно, действия в рамках данного вида услуг сводятся к исключительной компетенции ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по РТ", что, соответственно, свидетельствует по мнению антимонопольного органа о том, что указанный хозяйствующий субъект на соответствующем локальном рынке занимает доминирующее положение.
Суд первой инстанции признал недоказанными изложенные в оспариваемом решении выводы антимонопольного органа об установлении заявителем стоимости оказываемых услуг без учета экономической и технологической обоснованности и навязывании завышенных цен на оказываемые услуги АНО "Центр гигиенического обучения населения". Антимонопольным органом при осуществлении расчетов не были учтены все существенные обстоятельства, а также не были оценены и опровергнуты представленные заявителем в обоснование цены на спорные виды услуг доказательства и расчеты.
31.01.2013 г. между ФБУЗ и АНО "Центр гигиенического обучения населения" был заключен договор на проведение возмездных работ (оказание услуг) N 112, при этом стоимость оказываемых услуг определялась на основании действующего на момент заключения договора приказа ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" от 26.09.2011 г. N 227 "Об утверждении перечня работ и услуг, оказываемых по договорам, заявкам граждан, юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей". 20.12.2014 г. к данному договору сторонами было подписано дополнительное соглашение N 1.
Стоимость оказываемых ФБУЗ услуг рассчитывается на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.12.2010 года N 459 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении Роспотребнадзора, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания".
Приказом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" от 03.08.2018 г. N 05-01/361п "Об утверждении перечня и стоимости работ и услуг, оказываемых по договорам, заявкам граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" была утверждена новая стоимость оказываемых ФБУЗ услуг, в том числе и услуг в рамках заключенного договора на проведение возмездных работ (оказание услуг) от 31.01.2013 г. N 112 (ранее аналогичная стоимость спорных услуг была утверждена приказом N 05-01/189п от 14.04.2015 г).
В соответствии с п.2.3 договора исполнитель (ФБУЗ) оставляет за собой право изменять в одностороннем порядке цену и стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг), о чем исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты изменения уведомляет Заказчика (АНО "Центр гигиенического обучения населения") посредством почтовой связи. В случае если Заказчик не согласен с изменением цены и стоимости работ (услуг), Исполнитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, направив за 10 календарных дней до предполагаемого расторжения договора в адрес Заказчика соответствующее извещение.
В соответствии с п.1 ст.450 ГК РФ изменение или расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Более того, согласно п.2 ст.424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Следовательно, ГК РФ предоставлено право сторонам договора предусмотреть в договоре как порядок и возможности его расторжения, так и изменения цены после заключения договора, что и содержится в п.2.3 договора.
Предусмотренные п.2.3 договора требования о направлении уведомления об изменении цены и стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) были соблюдены ФБУЗ посредством направления в адрес АНО "Центр гигиенического обучения населения" письма от 03.09.2018 г. N 03-06/13301 "Об изменении цен".
Ввиду того, что письмом от 27.09.2018 г. N 17 АНО "Центр гигиенического обучения населения" выразило свое несогласие с изменением цены и стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору на проведение возмездных работ (оказание услуг) N 112 от 31.01.2013 г., ФБУЗ направило в его адрес уведомление (письмо ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" от 29.10.2018 г. N 06/16538 "О расторжении договора в одностороннем порядке"), в котором сообщалось о расторжении договора на проведение возмездных работ (оказание услуг) N 112 от 31.01.2013 г. в одностороннем порядке с 19.11.2018 г.
Таким образом, заявитель, принимая вышеуказанный приказ от 03.08.2018 г. не мог предполагать, что ГАУЗ "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" будет проводить электронный аукцион в открытой форме, предметом которого являлось оказание услуг по проведению профессиональной гигиенической подготовки по установленным дифференцированным программам и аттестации с последующим внесением результатов аттестации в личную медицинскую книжку в 2018 г., извещение о проведении которого было размещено на официальном сайте etp.zakazrf.ru лишь 07.08.2018 г.
При этом АНО "Центр гигиенического обучения населения", принимая участие в проводимом ГАУЗ "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" электронном аукционе в открытой форме, знало о содержании п.2.3 договора N 112 от 31.01.2013 г., предусматривающем право ФБУЗ изменять в одностороннем порядке цену и стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) и расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии соответствующего уведомления и несогласии АНО "Центр гигиенического обучения населения" с новыми ценами на оказываемые услуги.
Как установлено судом и не опровергнуто сторонами, на момент расторжения договора N 112 от 31.01.2013 г. с АНО "Центр гигиенического обучения населения" на территории Республики Татарстан до 22.01.2019 г. также осуществлял свою деятельность Казанский филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" (филиал иного юридического лица, являющегося также центром гигиены и эпидемиологии), который был наделен полномочиями по проведению гигиенической аттестации работников и проводил ее в соответствии приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 г. N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций".
Данные обстоятельства, по мнению суда, являются существенными, поскольку свидетельствуют о том, что заявителем предпринимались меры, направленные на урегулирование спорного вопроса в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, что исключает вывод о нарушении заявителем требований антимонопольного законодательства в части навязывания контрагенту невыгодных условий.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно п.п.1,2 ст.46 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую государственную централизованную систему.
Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя, в том числе, федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" отнесено к федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.02.2011 N 27 "Об утверждении Перечня подведомственных Роспотребнадзору федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения и науки" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", и, следовательно, входит в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно п.п.5.8, 6.6.Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, Роспотребнадзор организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а также осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Роспотребнадзора и подведомственных организаций.
В соответствии с п.6 ст.46 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" структура, полномочия, функции и порядок деятельности федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения и предприятия (применительно к Бюджетному учреждению - Роспотребнадзором).
В соответствии с п.п.14.6, 15 Устава ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)", утв. приказом Роспотребнадзора от 31.03.2011 г. N 333 (с изменениями и дополнениями), ФБУЗ вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. Порядок определения указанной платы устанавливается Роспотребнадзором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Бюджетное учреждение также вправе осуществлять за плату иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям
В настоящее время формирование цен на выполняемые работы и оказываемые услуги федеральными бюджетными учреждениями - центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, находящимися в ведении Роспотребнадзора, осуществляется на основании приказа Роспотребнадзора от 13.12.2010 года N 459 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы) у относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения" (далее - Порядок), а также письма Роспотребнадзора от 14.12.2006 года N 0100/12121-06-32 "О формировании цен на выполняемые работы и оказываемые услуги учреждениями Роспотребнадзора". Приказ Роспотребнадзора от 13.12.2010 года N 459 прошел регистрацию в Минюсте РФ и зарегистрирован 12 апреля 2011 г. под регистрационным номером N 20467.
Вышеуказанный Порядок был разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" и распространяется на государственные бюджетные учреждения, находящиеся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - учреждения), осуществляющие сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания оказание услуг (выполнение работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц на платной основе (далее - платные услуги).
Порядок разработан в целях установления единого механизма формирования цен, предельных цен на платные услуги (далее - цены).
Согласно п.п.4 - 8 Порядка платные услуги оказываются учреждением по ценам, целиком покрывающим издержки учреждения на оказание данных услуг. При этом учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д., формирует и утверждает перечень платных услуг и цены на платные услуги.
Стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов. Цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, с учетом спроса на платную услугу, требований к ее качеству, а также расчетных затрат на развитие и совершенствование деятельности учреждения в части оказания платных услуг (работ) по основным видам деятельности с учетом отраслевых особенностей.
Роспотребнадзором также, в адрес федеральных бюджетных учреждений-центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации направлялось письмо Роспотребнадзора от 14.12.2006 года N 0100/12121-06-32 "О формировании цен на выполняемые работы и оказываемые услуги учреждениями Роспотребнадзора".
При формировании себестоимости на работы и услуги, выполняемые учреждениями по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, учреждениям было рекомендовано руководствоваться разъяснениями данного письма.
Расчет цен на работы (услуги) проводится каждым учреждением самостоятельно.
Цена на выполняемые работы и оказываемые учреждениями услуги (Ц) определяется как сумма себестоимости и плановых накоплений по формуле:
Ц = Зо + Зд + Нз + Мз + Нр + Пн,
Зо + Нз + Мз + Нр = себестоимость, где
Зо - заработная плата работников, занятых непосредственно выполнением данного вида работы (услуги),
Нз - страховые взносы,
Мз - прямые материальные затраты,
Нр - общехозяйственные расходы (косвенные), т.е. расходы, не связанные непосредственно с выполнением конкретных работ (услуг). Для включения накладных расходов в себестоимость работ (услуг) рассчитывается коэффициент накладных расходов (Н%) в целом по учреждению, как правило, на планируемый год Расчет накладных расходов производится в соответствии с данными бухгалтерского учета по внебюджетной деятельности за отчетный период по формуле:
Н% = (Общая сумма расходов учреждения - Прямые расходы* / Общий фонд оплаты труда - Фонд оплаты труда административно-хозяйственного персонала) *100%.
Для расчета накладных расходов на отдельную работу (услугу) сумма основной заработной платы (Зо) непосредственно занятых выполнением данной работы (услуг) умножается на коэффициент накладных расходов (Н%),
Пн - плановые накопления.
Цены на работы и услуги, выполняемые учреждениями при осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не являются ценами естественной монополии и не подлежат государственному регулированию.
Поскольку цены на данные услуги, не подлежат государственному регулированию, заявитель вправе устанавливать их самостоятельно.
Как установлено судом, во исполнение требования Комиссии УФАС по РТ по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве примера на рассмотрение дела был представлен подробный расчет стоимости 1 личной медицинской книжки, а также проведения гигиенической аттестации работников (подробные калькуляции перечня и стоимости работ и услуг, оказываемых по договорам, заявкам граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" отделом гигиенического воспитания и обучения за 2015 и 2018 годы.
Из представленного расчета следует, что в 2011 году средняя заработная плата 1 специалиста со средним профессиональным образованием отдела гигиенического обучения и воспитания населения ФБУЗ составляла в среднем 14128 рублей в месяц. Рентабельность в 2011 году в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" составляла 20%.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - "Дорожная карта") ФБУЗ должно ежемесячно выполнять целевые показатели данного Указа, а именно обеспечить повышение оплаты труда отдельных категорий работников. К отдельным категориям работников относятся: врачи и работники, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование; средний медицинский персонал; младший медицинский персонал.
Исходя из вышеизложенного, средняя заработная плата отдельных категорий работников ФБУЗ в 2018 году составила 31571 рубль в месяц, рентабельность в 2018 году ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" увеличилась до 30%.
Стоимость одного бланка личной медицинской книжки в 2011 году составляла 50 рублей без НДС, в 2018 году - 64 рубля без НДС.
Стоимость 1 голограммы круглой в 2011 году была 2 рубля без НДС, в 2018 году - 4,5 рубля без НДС.
Стоимость 1 голограммы квадратной в 2011 году была 4,5 рубля без НДС, в 2018 году -4,5 рубля без НДС.
Согласно пояснениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека цены на оказываемые заявителем услуги является экономически и технологически обоснованными, их повышение подтверждено копиями представленных в ходе рассмотрения дела документами, а также соответствующими калькуляциями, рассчитаны в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 13.12.2010 года N 459 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения" и письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.12.2006 года N 0100/12121-06-32 "О формировании цен на выполняемые работы и оказываемые услуги учреждениями Роспотребнадзора".
Вывод об установлении заявителем стоимости оказываемых услуг без учета экономической и технологической обоснованности основан на сведениях, не проверенных антимонопольным органом на предмет достоверности, экономической обоснованности, разумности и необходимости предполагаемых затрат.
Так, антимонопольный орган указал, что к калькуляции, представленной ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" и обосновывающей установление экономической либо технологической целесообразности повышения цен на оказываемые услуги по оформлению ЛМК и гигиенической аттестации, не было представлено документов, подтверждающих экономическое, технологическое или иное обоснование правомерности завышения цен в таком большом диапазоне.
Между тем, из материалов дела следует, что 26.11.2018 ответчик направил в адрес заявителя запрос о предоставлении информации, в котором просил представить письменные пояснения (с нормативно-правовым обоснованием и приложением подтверждающих документов), договор N 112 от 31.01.2013 с приложениями, информацию о порядке определения цен (тарифов) за оказываемые услуги Вашей организацией, в том числе услуг по оформлению, выдачи, учета личных медицинских книжек, проведению гигиенической аттестации работников; подробную калькуляцию цен (тарифов) на вышеуказанные услуги, оказываемые Вашей организацией, письменные пояснения об основаниях расторжения договор N 112 от 31.01.2013, всю переписку с АНО "Центр гигиенического обучения населения", копию всей документации по закупке N 0711200061818000128, иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (т.4, л.д.12-13).
В ответ на поступивший в ФБУЗ запрос Комиссии УФАС по РТ были направлены разъяснения и копии документов - письмо ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" от 29.11.2018 г. N 06/18509 "О предоставлении информации и документов" (т.4, л.д.14-83).
Так, в частности, заявителем к калькуляции были приложены и представлены на рассмотрение Комиссии УФАС по РT следующие документы, обосновывающие экономическую целесообразность повышения цены:
1. Копия договора поставки бланочной продукции N Д433/15/817 от 13.07.2015 г., подтверждающая стоимость заявленных в калькуляции на 2015 год 1 бланка личной медицинской книжки и 1 марки голографической;
2. Копия счета на оплату личный медицинских книжек и марок голографических от 2018 года, подтверждающего стоимость заявленных в калькуляции на 2018 год 1 бланка личной медицинской книжки и 1 марки голографической;
3. Копии расчета накладных расходов (НР%) ФБУЗ на 2015 год и на 2018 год, подтверждающие НР% заявленные в калькуляции;
4. Копия письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 ноября 2006 г. N0100/12121-06-32 "О формировании цен на выполняемые работы;
5. Копия приказа ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" от 20.07.2012 года N 380 "Об установлении размера рентабельности и накладных расходов".
По результатам изучения представленных документов и анализа имеющихся сведений, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было выдано предупреждение (исх.N СП-05/19994 от 13.12.2018 г) о необходимости прекращения нарушения и заключения договора с АНО "Центр гигиенического обучения населения" на экономически обоснованных и технологически целесообразных ценах.
В ответ на предупреждение УФАС по РТ заявитель направил в адрес последнего письменные пояснения с приложением калькуляции (подробной) стоимости работ в 2011 г. и в 2018 г. (т.4,л.д.92-98).
Определением от 13.02.2019 (т.4 л.д.100-110) антимонопольный орган назначил дело о нарушении антимонопольного законодательства на 14.03.2019 и истребовал у заявителя информацию и сведения, необходимую для рассмотрения дела, в том числе информацию и сведения, которые ранее истребовались путем направления запроса до возбуждения антимонопольного дела.
07.03.2019 заявитель в УФАС по РТ в ответ на определение от 13.02.2019 представил дополнительно истребованные документы и информацию (т.2, л.д.81-128, т.3, л.д.1-96).
Согласно определению от 14.03.2019 года (т.4 л.д.118-121), в ходе заседания комиссии представителями ответчиков были даны пояснения относительно обстоятельств дела, к материалам дела были приобщены дополнительные сведения, представленные ответчиком в ходе заседания комиссии. Указанным определением рассмотрение дела было отложено на 18.04.2019, у заявителя были дополнительно истребованы письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием (приложением соответствующих подтверждающих документов) действий ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ", выразившихся в оставлении без изменения цен за оказываемые услуги для АНО "Центр гигиенического обучения населения" (с предоставлением оснований, причин, послуживших принятию данного решения) в связи с введением в действие Приказа N 05-01/189п от 14.04.2015 г, увеличивающего стоимость оказываемых платных услуг для всех граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; Информацию по всем оказанным (в т.ч. по услугам, которые были оказаны ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту") (с указанием перечня всех хозяйствующих субъектов) услугам по проведению профессиональной гигиенической подготовки (обучение) за 2015-2019 гг. предоставлением сведений о полученной выручке, количестве оказанных услуг за указанный период времени; Информацию по всем оказанным (в т.ч. по услугам, которые были оказаны ФБУЗ "Центр гигиены и эгпадемиологии по железнодорожному транспорту") (с указанием перечня всех хозяйствующих субъектов) услугам по аттестации по профессиональной гигиенической подготовке и заполнению соответствующей графы личной медицинской книжки, оформлению ЛМК за 2015-2019 гг. с предоставлением сведений о полученной выручке, количестве оказанных услуг за указанный период времени.
Согласно определению от 18.04.2019 года (т.4 л.д.139-140), в ходе заседания комиссии представителями ответчиков были даны пояснения относительно обстоятельств дела, к материалам дела были приобщены дополнительные сведения, представленные ответчиком в ходе заседания комиссии. Указанным определением рассмотрение дела было отложено на 30.05.2019, дополнительные сведения и доказательства не истребовались.
Согласно определению от 30.05.2019 года (т.4 л.д.47-48), в ходе заседания комиссии представителями ответчиков были даны пояснения относительно обстоятельств дела, к материалам дела были приобщены письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела, представленные ответчиком в ходе заседания комиссии. Указанным определением рассмотрение дела было отложено на 27.06.2019, дополнительные сведения и доказательства не истребовались.
Таким образом, при отложении последних двух заседаний комиссии, антимонопольный орган иных запросов с требованием о предоставлении дополнительных документов, необходимых (не достающих) для рассмотрения дела, в адрес заявителя не направлял.
Следовательно, суд делает вывод о том, что антимонопольному органу для установления всех обстоятельств дела, в том числе для проверки обоснованности, представленной заявителем калькуляции стоимости оказываемых услуг, было достаточно представленных заявителем документов.
Вместе с тем, антимонопольный орган не опроверг правильность калькуляции заявителем стоимости оказываемых услуг, не представил контррасчет, в том числе не сослался на документы, опровергающие правильность приведенной заявителем калькуляции.
Между тем, делая вывод о навязывании экономически или технологически необоснованно завышенных цен на оказываемы услуги и признавая заявителя нарушившим п.3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, именно антимонопольный орган должен доказать, что приведенные заявителем цены, являются экономически и технологически необоснованными. Однако, такого анализа и расчета антимонопольным органом не приведено, применяемые заявителем цены по существу не оспорены и не опровергнуты.
Ссылку антимонопольного органа на то, что представленные заявителем цены являются экономически необоснованными в силу того, что заявителем не были представлены первичные документы, подтверждающие исходные данные, взятые при калькуляции цены услуг, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной, поскольку обязанность доказывания экономической необоснованности в данном случае лежит именно на самом на антимонопольном органе. Выбранный антимонопольным органом подход (вариант поведения с позиции слабой стороны) суд признает неверным. Ответчик, как орган контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, обладает широким кругом полномочий в целях осуществления своих функций. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие истребование у заявителя конкретных (определенных) первичных документов, необходимых для осуществления контроля и проверки представленного расчета (калькуляции) цены услуги. Запросы антимонопольного органа сформулированы таким образом, что необходимо представить "подтверждающие документы", без обозначения того, какие именно документы интересуют антимонопольный орган для проверки расчета цены. При этом, основная часть необходимых сведений, истребовалась при возбуждении дела, далее антимонопольный орган затребовал дополнительные сведения. В последующем, при отложении рассмотрения заседаний комиссии дополнительные документы не истребовались, о необходимости представления документов, не достающих для полного рассмотрения дела, не указывалось. К административной ответственности за не предоставление уполномоченному органу, необходимых для осуществления контроля документов и сведений, ФБУЗ, не привлекался. У иных источников сведения, необходимые антимонопольному органу для проверки обоснованности калькуляции цены за спорные услуги, не запрашивались.
Необходимо отметить, что калькуляция представленная ФБУЗ и обосновывающая установление экономической либо технологической целесообразности повышения цен на оказываемые услуги по оформлению ЛМК и гигиенической аттестации, с приложением документов, подтверждающих экономическое, технологическое или иное обоснование правомерности завышения цен, по существу не оспорена и не опровергнута антимонопольным органом.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, расчет стоимости работ и услуг, оказываемых ФБУЗ осуществляется на основании приказа Роспотребнадзора от 13.12.2010 года N 459 и письма Роспотребнадзора от 14 ноября 2006 г. N0100/12121-06-32 "О формировании цен на выполняемые работы и оказываемые услуги учреждениями Роспотребнадзора", которые определяют порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении Роспотребнадзора, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания.
Согласно п.8 приказа Роспотребнадзора от 13.12.2010 года N 459 цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги с учетом спроса на платную услугу, требований к ее качеству, а также расчетных затрат на развитие и совершенствование деятельности учреждения в части оказания платных услуг (работ) по основным видам деятельности с учетом отраслевых особенностей.
Затраты на развитие и совершенствование деятельности ФБУЗ отражены в калькуляции как рентабельность и утверждены приказом ФБУЗ от 20.07.2012 года N 380 "Об установлении размера рентабельности и накладных расходов".
Содержащиеся в приложении N 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 года N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" показатели рентабельности могут использоваться налоговыми органами лишь в целях выявления одного из оснований для проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика, уровень рентабельности, по данным бухгалтерского учета которого значительно отклоняется от показателей, приведенных в приложении N 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 года N ММ-3-06/333@. При этом само по себе такое отклонение уровня рентабельности не является нарушением. Конкретные значения показателя рентабельности отдельно взятого хозяйствующего субъекта носят индивидуальный характер и зависят от фактических условий осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 14 ноября 2006 г. N 0100/12121-06-32 цены на работы и услуги, выполняемые учреждениями при осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не являются ценами естественной монополии, государственному регулированию не подлежат.
В соответствии с Уставом ФБУЗ вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. Порядок определения указанной платы устанавливается Федеральной службой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Антимонопольным органом не опровергнуто, что представленная ФБУЗ калькуляция соответствует порядку определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 13.12.2010 года N 459 и является экономически обоснованной.
Исходя из информации, размещенной на официальных сайтах центров гигиены и эпидемиологии в других регионах, превышение стоимости по оформлению ЛМК (с учетом НДС) по ФБУЗ в сравнении с другими субъектами РФ является незначительным, а в сравнении с Приморским краем цена ниже на 33%. При этом цена на гигиеническую аттестацию по ФБУЗ гораздо ниже цен в иных субъектах РФ.
Также, сторонами дела не оспаривается, что несмотря на то, что прейскурант цен был обновлен на основании приказа N 05-01/361п от 03.08.2018 г., фактически стоимость оказываемых спорных платных услуг для всех граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, была установлена введением в действие Приказа N 05-01/189п от 14.04.2015 г. То есть, спорные цены фактически действовали уже с 2015 года и были едиными для всех обращающихся.
То обстоятельство, что для третьего лица при взаимоотношениях с заявителем применялись прежние цены, установленные еще при заключении договора в 2013 году, не свидетельствует о наличии признаков вменяемого нарушения (необоснованное завышение цен). Напротив, своими действиями заявитель исключил предоставляемые третьему лицу преференции в виде пониженной (установленной ранее при заключении договора) стоимости услуг и привел его в равное положение с другими участниками рынка, которые имеют возможность получать услуги по обновленным ценам.
Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства и нормы права, суд пришел к выводу о том, что антимонопольным органом не доказано, что действия заявителя были совершены с превышением допустимых пределов осуществления гражданских прав (пункт 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30), следовательно, ответчиком не доказан факт нарушения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа и вынесенного на его основании предписания и о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционных жалобах не имеется.
Антимонопольным органом при вынесении оспариваемого решения не были оценены и опровергнуты представленные заявителем в обоснование цены на спорные виды услуг доказательства и расчеты.
Делая вывод о навязывании заявителем экономически или технологически необоснованно завышенных цен на оказываемые услуги и признавая заявителя нарушившим п.3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что приведенные заявителем цены, являются экономически и технологически необоснованными. Между тем, такого анализа и расчета антимонопольным органом не приведено, применяемые заявителем цены по существу не оспорены и не опровергнуты.
Нарушение заявителем пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части навязывания экономически или технологически необоснованных завышенных цен на оказываемые услуги АНО "Центр гигиенического обучения населения", ответчиком не доказано, материалами дела не подтверждено.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2020 года по делу N А65-29524/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29524/2019
Истец: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: АНО "Центр гигиенического обучения населения", г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г.Москва
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65788/20
22.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3812/20
05.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29524/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29524/19