г. Владивосток |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А24-5620/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.М. Синицыной,
рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Южные электрические сети Камчатки",
апелляционное производство N 05АП-2122/2020
на решение в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ) от 17.09.2019
судьи Е.Ю. Лебедевой,
принятое в порядке упрощённого производства
по делу N А24-5620/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района - муниципального казенного учреждения (ИНН 4109001225, ОГРН 1024101221253)
к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района"
(ИНН 4109005406, ОГРН 1124177001805)
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района - муниципального казенного учреждения (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района" (далее - ответчик, ООО "Коммунэнерго Усть-Камчатского МР") о взыскании 31 508 рублей 68 копеек задолженности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 31.05.2013 N 20.
Решением Арбитражного суда Камчатского края в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) от 17.09.2019, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом и ссылаясь на разъяснения пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление N 35), в Пятый арбитражный апелляционный суд обратилось лицо, не участвующее в настоящем деле, - АО "Южные электрические сети Камчатки" с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что арендодатель не принимал мер к истребованию задолженности, возникшей до имущественного кризиса, в разумный срок, и продолжил сдавать имущество в аренду после наступления данного кризиса. Также ссылается на то, что истцом пропущен срок исковой давности относительно задолженности за период с 01.04.2013 по 30.04.2014.
Устанавливая наличие у ООО "Южные электрические сети Камчатки" права на апелляционное обжалование принятого по настоящему делу судебного акта и, как следствие, наличие оснований для рассмотрения жалобы по существу, апелляционный суд руководствуется следующим.
Частью 1 статьи 257 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных данным Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Согласно пункту 6 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 18, 46, 55 (часть 3) и 118 Конституции Российской Федерации, обязывающих Российскую Федерацию как правовое государство к созданию эффективной системы защиты конституционных прав и свобод посредством правосудия, неотъемлемым элементом нормативного содержания права на судебную защиту, имеющего универсальный характер, является право заинтересованных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, на обращение в суд за защитой своих прав, нарушенных неправосудным судебным решением.
Таким образом, если лицу в судебном разбирательстве противопоставляется судебный акт по другому разбирательству, в котором оно не участвовало, правопорядок должен обеспечивать этому лицу право на судебную защиту, в том числе путем обеспечения возможности представить свои доводы и доказательства по вопросу, решенному этим судебным актом (постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 12278/13).
Одним из способов обеспечения защиты такого лица в подобной ситуации, признаваемым правопорядком, является предоставление ему права обжалования соответствующего судебного акта: указанная возможность, в частности, предусмотрена для конкурсных кредиторов должника, полагающих, что их права и законные интересы нарушены судебным актом, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование (пункт 24 постановления N 35).
Право конкурсного кредитора обжаловать судебный акт, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование иного конкурсного кредитора, является правовым механизмом, обеспечивающим право на судебную защиту лиц, не привлеченных к участию в деле, в том числе тех, чьи права и обязанности обжалуемым судебным актом непосредственно не затрагиваются. Данный механизм обеспечивает право на справедливое судебное разбирательство в целях наиболее полной его реализации и подразумевает наличие у лица, обращающегося с соответствующей жалобой по делу, в котором оно до этого не принимало участия, права представить новые доказательства и заявить новые доводы в обоснование своей позиции по спору.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 26.09.2016 N 309-эс16-7158, в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 16.02.2017.
Из письменных пояснений ООО "Южные электрические сети Камчатки", с учетом общедоступных сведений картотеки арбитражных дел системы "Мой арбитр", апелляционной коллегией установлено следующее.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 17.01.2020 по делу N А24-7470/2019 признано обоснованным заявление ООО "Меридиан Трейд" о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Коммунэнерго Усть-Камчатского МР", в отношение него введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Савинкова Наталья Владимировна.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 17.01.2020 по делу N А24-7470/2019 принято к производству заявление ООО "Южные электрические сети Камчатки" о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 20 822 751 рубль 88 копеек (18 018 190 рублей 73 копейки - основной долг, 2 485 970 рублей 53 копейки - пени, 318 590 рублей 62 копейки - расходы по уплате государственной пошлины), установленной решениями Арбитражного суда Камчатского края.
Принимая во внимание очевидную заинтересованность ООО "Южные электрические сети Камчатки", являющегося конкурсным кредитором ответчика, в исходе настоящего арбитражного спора, апелляционный суд признает, что указанное лицо имеет право на апелляционное обжалование определения суда по настоящему делу, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению по существу.
Однако поскольку судебный акт затрагивает права и законные интересы ООО "Южные электрические сети Камчатки" не непосредственно, а косвенно, и напрямую о нем не высказывается, его обжалование происходит не по правилам статьи 42 АПК РФ, поэтому оснований для отмены суда первой инстанции по пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ и привлечения апеллянта к участию в деле не имеется.
Апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Камчатского края по настоящему делу, принятое в порядке упрощенного производства, проверена судом апелляционной инстанции без вызова сторон в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, а также с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 02.03.2016 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом от 02.03.2016 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 31.05.2013 между Управлением (арендодатель) и ООО "Коммунэнерго Усть-Камчатского МР" (арендатор) был заключен договор аренды N 20 (далее - договор N 20) находящегося в государственной собственности земельного участка, по условиям которых арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 41:09:0010115:68, общей площадью 35006 кв.м, категории земель: земли промышленности и иного специального назначения, расположенный по адресу: Камчатский край, район Усть-Камчасткий (далее - спорный земельный участок).
Согласно пункту 1.3 договора пункты 1.1-1.2 договора имеют силу передаточного акта.
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 31.05.2013 по 30.04.2014.
В силу пункта 2.2 договора он вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2013.
Разделом 3 договора установлены размер и условия внесения арендной платы.
Расчет арендной платы за Участок указан в приложении к говору, которое является неотъемлемой частью Договора (приложение 2) (пункт 3.1).
Арендная плата вносится Арендатором ежеквартально равными долями на счет Управления Федерального Казначейства по Камчатскому граю не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря текущего периода. Арендатор имеет право уплатить арендную плату в размере 100% суммы, подлежащей к оплате в ближайшем отчётном периоде (пункт 3.2).
Арендная плата начисляется с момента подписания сторонами договора аренды. Исполнением обязательства по внесению арендной платы является предоставление Арендатором копии платежного поручения по оплате аренды Участка (пункт 3.3).
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Камчатского края (пункт 3.4).
Пересмотр арендной платы в одностороннем порядке по требованию Арендодателя возможен в следующих случаях:
1) изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и Камчатского края, устанавливающих порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение нормативных правовых актов Российской Федерации и Камчатского края;
2) изменения кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка (пункт 3.5).
Согласно Протоколу расчета арендной платы за период с 01.04.2013 по 31.12.2013 (Приложение N 2 к договору N 20) размер арендной платы за расчетный период составил 12 436 рублей 26 копеек.
Как указано в исковом заявлении, в связи с ненадлежащим исполнением арендатором обязанности по внесению арендной платы за арендуемый земельный участок по договору N 20 в период с 01.04.2013 по 30.04.2014, у последнего образовалась задолженность в общей сумме 31 508 рублей 68 копеек.
Претензией от 25.12.2018 N 4444 арендодатель обратился в адрес арендатора с требованиями о погашении в добровольном порядке имеющейся у него задолженности по спорному договору аренды, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
В связи с неисполнением ответчиком указанного в претензии требования по оплате задолженности истец обратился в Арбитражный суд Камчатского края с настоящим иском.
Возникшие между сторонами правоотношения были правильно квалифицированы судом первой инстанции как обязательственные отношения, возникшие из договора аренды земельного участка, которые подлежат регулированию нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также общими нормами об обязательственных отношениях и договорах ГК РФ.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Пунктом 7 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
В силу статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно разъяснениям пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (далее - постановление N 73) при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления N 73).
В связи с тем, что спорный договор аренды заключен после введения в действие ЗК РФ в отношении земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, размер арендной платы определен не по результатам торгов, следовательно, в соответствии с вышеуказанными норма и разъяснениями арендная плата по настоящему договору является регулируемой.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, расчет арендной платы, подлежащей уплате ООО "Коммунэнерго Усть-Камчатского МР производился на основании принятых уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных актов, действовавших в соответствующий расчетный период.
Так, расчет арендной платы, подлежащей уплате ответчиком по договору N 20 за период с 01.04.2013 по 31.12.2013, произведен на основании постановления Правительства Камчатского края от 27.02.2009 N 96-П (в редакции от 11.11.2013 N 494-П) "Об установлении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, а также предоставленных для целей, не связанных со строительством" (далее - постановление от 27.02.2009 N 96-П), постановления Администрации Усть-Камчатского муниципального района от 18.01.2013 N 15 "Об утверждении коэффициентов, устанавливающих зависимость арендной платы от состава вида разрешенного использования за земельные участки на территории Усть-Камчатского муниципального района на 2013 год".
На основании вышеуказанных нормативных актов арендная плата по спорному договору за указанный период составила 12 436 рублей 26 копеек, что соответствует согласованному сторонами Протоколу расчета арендной платы (Приложение N 2 к договору N 20).
Расчет арендной платы, подлежащей уплате ответчиком по договору за период с 01.01.2014 по 30.04.2014, произведен на основании постановления от 27.02.2009 N 96-П (ред. от 11.11.2013 N 494-П) и постановления Администрации Усть-Камчатского муниципального района от 17.02.2014 N 54 "Об утверждении коэффициентов, устанавливающих зависимость арендной платы от состава вида разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, а также предоставленных для целей, не связанных со строительством на территории Усть-Камчатского муниципального района на 2014 год", что составило 19 072 рубля 42 копейки.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается факт пользования спорным земельным участком по договору аренды N 20 в спорный период.
В свою очередь, в нарушение условий договора и требований закона ответчик не вносил арендные платежи в надлежащем размере. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела представлено не было.
Проверив представленный истцом расчет задолженности, с учетом установленных выше обстоятельств, апелляционный суд признает его обоснованным, арифметически верным в сумме 31 508 рублей 68 копеек.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Довод апеллянта о том, что истцом пропущен срок исковой давности в отношении заявленных требований, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Из разъяснений, изложенных в абзацах 4 и 5 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление N 43) следует, что заявление ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет.
Поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.
Вместе с тем, ООО "Южные электрические сети Камчатки" не является ни стороной, ни третьим лицом по настоящему делу. Каких-либо оснований считать, что удовлетворение рассматриваемого иска повлечет возможность предъявления ответчиком к заявителю жалобы регрессного требования или требования о возмещении убытков, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах, заявление ООО "Южные электрические сети Камчатки" о применении исковой давности в настоящем деле правового значения не имеет в силу прямого указания пункта 2 статьи 199 ГК РФ, пункта 10 постановления N 43. При этом возможность расширительного толкования данного правила не предусмотрена.
Довод апеллянта о том, что арендодатель не принимал мер к истребованию задолженности, возникшей до имущественного кризиса, в разумный срок, и продолжил сдавать имущество в аренду после наступления данного кризиса, также не имеет правового значения для данного спора, так как не отменяет обязанности ответчика по уплате арендной платы за пользование арендованным земельным участком.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ) от 17.09.2019 по делу N А24-5620/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5620/2019
Истец: Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района-муниципальное казенное учреждение
Ответчик: ООО "Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Камчатскому краю, АО "Южные электрические сети Камчатки"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2122/20