Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 ноября 2020 г. N Ф10-4002/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А62-2226/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии заявителя - индивидуального предпринимателя Рощина Сергея Маевича (г. Смоленск, ОГРНИП 318673300047852, ИНН 673100570473) и его представителя - Веревкина С.В. (доверенность от 02.08.2017) и заинтересованного лица - администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) - Иванцовой О.С. (доверенность от 17.01.2020 N 026), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рощина Сергея Маевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2020 по делу N А62-2226/2019 (судья Печорина В.А.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рощин Сергей Маевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация) о признании незаконным отказа в заключении без аукциона договоров на размещение нестационарных торговых объектов, выраженного в письме от 21.01.2019 N 16/0051-исх, и обязании подготовить проекты договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своих доводов ссылается на наличие у него права на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов без аукциона.
От администрации в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предпринимателем на основании договора купли-продажи от 28.08.2007 приобретено в собственность помещение для мелкорозничной торговли площадью 11,65 кв. м, находящееся по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции (возле ЦУМа).
Между главным земельным управлением Смоленской области (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) 09.10.2008 сроком на 11 месяцев заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020708:0020 площадью 11,65 кв. м по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, 15, для целей, не связанных со строительством, - для размещения сооружения временного типа - торгового павильона.
Также между главным земельным управлением Смоленской области (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) 08.11.2000 заключен аналогичный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020708:0021 площадью 11,44 кв. м.
По окончании срока действия договоров аренды их действие в порядке статьи 621 ГК РФ продлено на неопределенный срок.
Постановлением администрации от 25.12.2012 N 2317-адм утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (далее - Схема), в которую не включены вышеуказанные объекты торговли.
В связи с невключением в Схему объектов торговли, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 67:27:0020708:0020 и 67:27:0020708:0021, предприниматель обратился в администрацию с заявлением о включении этих торговых объектов в Схему, в ответ на что администрация 27.03.2013 отказала в удовлетворении заявления предпринимателя.
Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в порядке части 2 статьи 610 ГК РФ 04.02.2013 и 05.02.2013 направил предпринимателю уведомление об отказе от упомянутых выше договоров аренды земельных участков. Данные договоры прекращены соответственно 11.05.2013 и 12.05.2013.
Приказами департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 28.05.2013 N 789 и от 30.05.2013 N 832 право аренды земельного участка площадью 11,44 кв. м, с кадастровым номером 67:27:002 07 08:0021, и земельного участка площадью 11,65 кв. м, с кадастровым номером 67:27:002 07 08:0020 прекращено.
Не согласившись с действиями администрации по отказу во включении его объектов торговли в Схему, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением, ссылаясь на то, что на момент утверждения постановлением от 25.12.2012 N 2317-адм Схемы спорные договоры аренды на земельные участки под торговыми объектами предпринимателя были действующими.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2015 по делу N А62-6759/2014 действия администрации по невключению в схему размещения торговых объектов на территории города Смоленска принадлежащих предпринимателю объектов торговли, выраженные в письме от 27.03.2013 N 16/02-386, признаны незаконными. На администрацию возложена обязанность по включению в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска принадлежащих предпринимателю объектов торговли, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 67:27:0020708:0020 и 67:27:0020708:0021.
В целях исполнения указанного постановления администрацией постановлением от 29.10.2018 года N 2845-адм объекты предпринимателя включены в Схему.
В Схеме, утвержденной постановлением администрации от 05.12.2014 N 2122-адм, данные объекты торговли указаны под номерами 110 и 111. Также указано, что срок, до которого планируется предоставление земельного участка, части здания, строения, сооружения для размещения нестационарного торгового объекта - до 01.07.2020.
Полагая, что принятое решение суда является основанием для безусловного заключения с ним договора на право размещения торговых объектов без проведения аукциона, предприниматель 27.12.2018 обратился в администрацию с заявлением о заключении договоров размещения двух нестационарных торговых объектов без аукциона на основании пункта 1.4 постановления администрации от 08.09.2017 N 2448-адм "О требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска"..
Письмом от 21.01.2019 N 16/0051-исх администрация отказала предпринимателю в заключении таких договоров со ссылкой на пункт 1.4 Положения о требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановления Администрации города Смоленска от 08.09.2017 N 2448-адм (далее - Положение о требованиях), указала, что договор на право размещения торгового объекта без проведения аукциона заключен быть не может.
Полагая, что такой отказ является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного закона Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Части 1, 3 и 5 статьи Закона N 381-ФЗ предусматривают, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации от 08.09.2017 N 2448-адм утверждены Положение о требованиях и Положение о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (далее - Положение о проведении аукциона).
Положение о требованиях определяет основные требования к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска и распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Содержащиеся в этом положении требования, не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, находящихся на территориях розничных рынков, при проведении ярмарок, праздничных, общественно-политических и спортивно-массовых мероприятий, имеющих краткосрочный характер (на срок до 5 дней).
В пункте 1.2 Положения о требованиях сказано, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных Схемой, с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Из пункта 1.3 названного положения усматривается, что договоры на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случаев, указанных в пункте 1.4 настоящего положения, заключаются по итогам открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, который организуется и проводится в порядке, установленном Положением о проведении аукциона.
В соответствии с пунктом 1.4 рассматриваемого положения право на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется: в случае продления ранее заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта с одним и тем же заявителем в одном и том же месте на новый срок (абзац 1); в случае заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта с заявителем, у которого заключен договор аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, при условии добросовестного исполнения требований ранее заключенного договора в течение всего срока действия (абзац 2), а также в случае наличия у заявителя на момент обращения иного законного права на использование места размещения для размещения нестационарного торгового объекта, возникшего на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, до вступления в силу настоящего положения (абзац 3).
Как установлено судом первой инстанции, согласно судебным актам по делу N А62-6759/2014 договоры аренды под ранее предоставленными предпринимателю объектами расторгнуты.
При этом материалы дела не содержат надлежащих доказательств, свидетельствующих о заключении иных договоров аренды земельного участка под спорными торговыми павильонами.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что предпринимателем не соблюдены условия абзацев 1 и 2 пункта 1.4 Положения о требованиях.
Относительно абзаца 3 пункта 1.4 Положения о требованиях суд первой инстанции правомерно указал следующее.
Глава V.6 ЗК РФ содержит в себе особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, размещение на них нестационарных торговых объектов может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Между тем, как верно отметил суд, такое положение не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом возможность заключения иного договора.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.10.2017 N 80-АПГ17-12, федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.
Вместе с тем законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании частей 1 и 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, настоящим законом, Законом Российской Федерации от 07.07.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Положение о требованиях утверждено постановлением администрации от 08.09.2017 N 2448-адм и опубликовано 08.09.2017 в издании "Смоленские городские известия", следовательно, вступило в силу с этой даты. Данное положение является действующим и не оспорено в установленном порядке.
Закрепленная в части 1 статьи 39.36 ЗК РФ правовая норма направлена на регулирование порядка размещения нестационарных торговых объектов и является отсылочной на Закон N 381-ФЗ.
Однако этот закон не регламентирует порядок предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов конкретным лицам (субъектам предпринимательской деятельности), а определяет требования к процедуре утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов с целью обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Проанализировав положения Закона N 381-ФЗ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 29.01.2015 N 225-О, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что порядок утверждения схемы подчиняется целям достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и направлен на обеспечение населения торговыми услугами, но не регламентирует порядок предоставления конкретным хозяйствующим субъектам прав на осуществление предпринимательской деятельности в определенном месте.
Сказанное свидетельствует о том, что само по себе указание адреса в утвержденной органом местного самоуправления схеме не позволяет сделать вывод о конкретном хозяйствующем субъекте, осуществляющем предпринимательскую торговую деятельность по указанному адресу.
К тому же наличие нестационарного объекта в схеме размещения не предоставляет какого-либо преимущества лицу, нестационарный объект которого находился ранее на том же месте.
Как верно отметил суд, действующее нормативное правовое регулирование и сложившаяся судебная практика позволяют выделить две правовых ситуации при рассмотрении заявлений о включении в схему нестационарных торговых объектов:
- наличие у заявителя законного права на размещение нестационарного торгового объекта на конкретном земельном участке на момент утверждения схемы, вследствие чего у органа местного самоуправления возникает обязанность включить объект в схему размещения нестационарных торговых объектов и не препятствовать реализации прав хозяйствующего субъекта в продолжении законной эксплуатации ранее размещенного по соответствующему адресу торгового объекта (при наличии действующего договора аренды либо безвозмездного пользования земельным участком, при наличии ранее выданного разрешения заключенного договора на размещение объекта с не истекшим сроком действия);
- обращение любого иного заинтересованного лица вне зависимости от наличия у него прав на земельный участок, что при отсутствии объективных препятствии для размещения нестационарного торгового объекта в предложенном месте также влечет необходимость внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Причем в последнем случае включение в схему места размещения объекта не идентично предоставлению права на размещение в указанном месте нестационарного торгового объекта конкретного субъекта без соблюдения публичных процедур.
В связи с этим суд первой инстанции справедливо указал на то, что в рассматриваемом случае размещение нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска осуществляется в соответствии со Схемой, утвержденной постановлением администрации от 05.12.2014 N 2122-адм, которая содержит в себе описание местоположения земельного участка (адрес), площадь земельного участка (кв. м), кадастровый номер земельного участка (при наличии), срок, до которого планируется предоставление земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, тип нестационарного торгового объекта, допустимого для размещения, допустимую товарную специализацию нестационарного торгового объекта, площадь нестационарного торгового объекта (кв. м) и период времени размещения нестационарного торгового объекта.
При этом рассматриваемая схема не содержит указания на принадлежность торгового объекта конкретному лицу, а само по себе включение места размещения нестационарного торгового объекта в утверждаемую схему, с учетом отсутствия на указанную дату законных оснований для пользования предпринимателем спорными земельными участками, не повлекло бы автоматического предоставления ему права на размещение своих объектов по указанным адресам.
В случае отсутствия у субъекта предпринимательской деятельности прав на земельный участок предоставление ему права на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности, должно быть осуществлено с учетом недопустимого нарушения установленного пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрета на предоставление государственных или муниципальных преференций в нарушение требований, установленных главой 5 указанного закона.
На основании абзаца 3 пункта 1.4 Положения о требованиях без аукциона договор может быть заключен в случае наличия у заявителя на момент обращения иного законного права на использование места размещения для размещения нестационарного торгового объекта, возникшего на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, до вступления в силу настоящего положения.
Как справедливо указал суд первой инстанции, постановление Арбитражного суда Центрального округа по делу N А62-6759/2014 таким актом не является, поскольку разрешенный в данном судебном акте вопрос касался внесения в Схему ранее установленного торгового павильона, а само постановление вынесено до утверждения в 2017 году Положения о требованиях.
В связи с тем, что предпринимателем не соблюдены условия пункта 1.4 Положения о требованиях, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований претендовать на заключение договора на размещение нестационарного торгового павильона без проведения аукциона, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2015 по делу N А62-6759/2014 о наличии у предпринимателя права на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов без аукциона, не может быть признан состоятельным, поскольку названным судебным актом разрешен вопрос о включении спорных торговых павильонов, принадлежащих предпринимателю, в Схему, что не равнозначно признанию за предпринимателем права на использование места размещения в соответствии со схемой для размещения нестационарных торговых объектов.
Само по себе вынесение такого судебного акта не свидетельствует о том, что у предпринимателя возникло законное право на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, предусмотренное пунктом 1.4 Положения о требованиях, позволяющее ему заключить договор на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2020 N 310-ЭС20-495 и постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 02.12.2019 по делу N А62-1183/2019.
Иные доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2020 по делу N А62-2226/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2226/2019
Истец: Рощин Сергей Маевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4002/20
22.06.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2984/20
23.03.2020 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2226/19
05.06.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3007/19
02.04.2019 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2226/19