город Калуга |
|
2 декабря 2019 г. |
Дело N А62-1183/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Фединой В.И.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Мусатова Геннадия Владимировича (Смоленская область, ОГРНИП 308673116800092, ИНН 672902874410): Мусатова Г.В. (паспорт); Веревкина С.В. - представителя на основании заявления Мусатова Г.В. в порядке ч.4 ст. 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
от Администрации города Смоленска (Смоленская область, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, д. 1/2, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070): Кривцова А.В. - представителя по доверенности от 27.03.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мусатова Геннадия Владимировича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 мая 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2019 года по делу А62-1183/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мусатов Геннадий Владимирович (далее - ИП Мусатов Г.В., предприниматель, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным изложенного в письменном уведомлении Администрации города Смоленска (далее - администрация г.Смоленска, администрация) от 08.02.2019 N 16/108-исх. отказа в заключении с ним без проведения аукциона договора на размещение по адресу: г. Смоленск, ул. Нормандия-Неман, 21 на земельном участке площадью 36 кв.м с кадастровым номером 67:27:020506:0030 принадлежащего ему нестационарного торгового объекта (НТО); просил обязать администрацию подготовить и направить в его адрес проект договора на размещение НТО на указанном земельном участке в соответствии с постановлением администрации от 21.01.2016 N 83-адм.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019, в требованиях заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции предприниматель и его представитель поддержали доводы жалобы, представитель администрации возражал по доводам жалобы.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы поступившего на жалобу отзыва, заслушав объяснения участников процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ИП Мусатовым Г.В. эксплуатируется расположенный на земельном участке с кадастровым номером 67:27:020506:0030 по адресу: г. Смоленск, ул. Нормандия - Неман, 21 НТО - павильон, приобретенный им в 2008 году у Ромашовой Л.И.
Ромашова Л.И. права и обязанности арендатора этого земельного участка, полученные ею по заключенному в августе 2001 года договору аренды N 2471, в 2010 году передала Мусатову Г.В.
Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области уведомлением от 06.02.2013 названный предприниматель был извещен о прекращении договора аренды земельного участка N 2471 по истечении трех месяцев. Заявление ИП Мусатова Г.В. о признании недействительным данного уведомления вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.11.2013 по делу N А62-2120/2013 оставлено без удовлетворения.
В последующем состоялось решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2015 по делу N А62-1693/2013 о признании незаконными действий администрации г. Смоленска по отказу по обращению ИП Мусатова Г.В. от 22.02.2013 во включении вышеуказанного торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска, утвержденную постановлением администрации г. Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм (утратило силу в связи с изданием постановления администрации г. Смоленска от 20.01.2014 N 127-адм), и по отказу по обращению этого предпринимателя от 23.01.2014 во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска, утвержденную постановлением администрации г. Смоленска от 20.01.2014 N 127-адм (утратило силу в связи с изданием постановления администрации г.Смоленска от 02.12.2014 N 2105-адм). Во исполнение этого вступившего в законную силу судебного акта администрация г. Смоленска постановлением от 04.09.2015 N 1978-адм дополнила раздел "Ленинский район" схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Смоленска, утвержденной постановлением администрации г. Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм, пунктом 102 о размещении в течение года по адресу: улица Нормандия -Неман, у дома 21 на площади земельного участка 36 кв.м, планируемого к предоставлению под НТО до 2016 года, торгового павильона продовольственных товаров площадью 36 кв.м.
На заявление ИП Мусатова Г.В. от 11.01.2019 о заключении договора на размещение НТО по вышеуказанному адресу администрация г.Смоленска в письменном ответе от 08.02.2019 N 16/108-исх. уведомила его о том, что в соответствии с Положением о требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 08.09.2017 N 2448-адм, без проведения аукциона основания для заключения такого договора отсутствуют.
Предприниматель полагая, что в связи с включением принадлежащего ему торгового павильона по решению Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2015 в схему размещения НТО на территории г. Смоленска не могло быть отказано в заключении с ним договора на размещение НТО без проведения аукциона, оспорил вышеуказанный отказ, как нарушающий его права, обратившись в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и пришли к выводу о необходимости отказа в требованиях заявителя.
Суд кассационной инстанции соглашается с принятыми судебными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 (главы V.6) Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, ни Законом N 381-ФЗ, ни главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации не детализированы условия, механизм и порядок включения в "схему" конкретных НТО.
В этой связи вопросы порядка предоставления мест под размещение НТО определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ, органа местного самоуправления. Аналогичный подход в толковании указанных нормативных положений приведен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 306-ЭС17-23020.
Как на момент реализации решения Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2015, так и на момент обращения предпринимателя с заявлением в администрацию в 2019 году о заключении с ним договора на размещение НТО действовала, а также и продолжает действовать и в настоящее время схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска, утвержденная постановлением администрации г. Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм (после 2015 г., начиная с постановления от 21.01.2016 N 83-адм, до 2019 гг. в названную схему неоднократно постановлениями администрации г. Смоленска вносились изменения и дополнения, разделяющие между собой на различные по продолжительности временные отрезки сроки планируемого предоставления земельных участков для размещения НТО, включенных в схему размещения НТО, влияющие на возможности реализации законных интересов лиц, претендующих на размещение НТО).
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска урегулирован в Положении о требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденном постановлением администрации г. Смоленска от 08.09.2017 N 2448-адм (далее - Положение о размещении НТО).
Из взаимосвязанных правовых установлений пунктов 1.2, 1.3 Положения о размещении НТО следует, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора на размещение НТО в местах, определенных схемой размещения НТО на территории г. Смоленска, с учетом требований законодательства Российской Федерации; право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона. Период времени предоставления места размещения нестационарного торгового объекта устанавливается в схеме размещения для каждого нестационарного торгового объекта (пункт 1.8 Положения о размещении НТО).
Согласно пункту 1.4 Положения о размещении НТО (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) право на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется: в случае продления ранее заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта с одним и тем же заявителем в одном и том же месте на новый срок; в случае заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта с заявителем, у которого заключен договор аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, при условии добросовестного исполнения требований ранее заключенного договора в течение всего срока действия; в случае наличия у заявителя на момент обращения иного законного права на использование места размещения для размещения нестационарного торгового объекта, возникшего на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, до вступления в силу данного Положения.
Поскольку перечисленные в пункте 1.4 Положения о размещении НТО обстоятельства, при наличии которых договор о размещении НТО заключается без проведения аукциона на момент обращения ИП Мусатова Г.В. с вышеуказанным заявлением в 2019 году в администрацию г.Смоленска в отношении этого предпринимателя отсутствовали: в его отношении не имелось действующих договора на размещение НТО либо договора аренды земельного участка под НТО, а также ему не предоставлялись актами публичной администрации законные права на использование соответствующего места размещения под НТО, суды первой и апелляционной инстанций правильно не усмотрели оснований для удовлетворения поданного заявления.
Приводимый при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и повторенный в кассационной жалобе довод со ссылкой на состоявшееся решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2015 по делу N А62-1693/2013 о наличии у предпринимателя права на заключение договора на размещение НТО без аукциона, не может быть признан состоятельным. Названным судебным актом разрешен вопрос о включении вышеуказанного торгового павильона, принадлежащего заявителю, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска, что не равнозначно признанию за заявителем права на использование места размещения в соответствии со схемой для размещения нестационарного торгового объекта. Само по себе вынесение такого судебного акта не свидетельствует о том, что у заявителя (как он об этом утверждал) ранее возникло законное право на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, предусмотренное пунктом 1.4 Положения о размещении НТО, позволяющее ему заключить договор на размещение НТО без проведения аукциона.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 мая 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2019 года по делу А62-1183/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 (главы V.6) Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, ни Законом N 381-ФЗ, ни главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации не детализированы условия, механизм и порядок включения в "схему" конкретных НТО.
В этой связи вопросы порядка предоставления мест под размещение НТО определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ, органа местного самоуправления. Аналогичный подход в толковании указанных нормативных положений приведен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 306-ЭС17-23020."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 декабря 2019 г. N Ф10-5618/19 по делу N А62-1183/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5618/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5618/19
25.09.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4483/19
17.05.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1183/19