г. Владивосток |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А51-21399/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Приморские лесопромышленники",
апелляционное производство N 05АП-2060/2020
на решение от 12.03.2020
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-21399/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Приморские лесопромышленники" (ИНН 2536008397, ОГРН 1022501286862)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339)
о признании незаконным решения,
при участии:
от АО "Приморские лесопромышленники": Какурин С.В. по доверенности от 27.12.2019 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 4634), паспорт; Табакова Н.В. по доверенности от 28.04.2020 сроком действия 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 10214), паспорт;
от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края: Политика А.А. по доверенности от 14.01.2020 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 18088), удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Приморские лесопромышленники" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным решения от 06.09.2019, выраженного в решении комиссии по рассмотрению вопроса о заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов по истечении срока действия договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 12.10.2009 N 5/29, обязании заключить договор аренды лесного участка, расположенного в составе кварталов N 26, 40-44, 52-61, 65, 66 Сихотэ-Алиньского участкового лесничества Кавалеровского лесничества Кавалеровского района Приморского края общей площадью 15 009,0 га, для использования в целях заготовки древесины.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 12.03.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей правовой позиции общество, ссылаясь на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов, настаивает на наличии предусмотренных положениями Лесного кодекса Российской Федерации оснований для заключения договора аренды лесного участка на новый срок без торгов. Обращает внимание суда на то, что успешно созданные в порядке реализации инвестпроекта объекты лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры после принятия Минпромторгом решения о завершении реализации проекта также нуждаются в лесосырьевых ресурсах для дальнейшего обеспечения сырьем лесозаготовительных и лесоперерабатывающих мощностей по указанному инвестпроекту. По изложенному полагает, что поскольку по настоящее время инвестиционный проект включен в Перечень приоритетных проектов, имеются основания для перезаключения договора аренды лесного участка без торгов.
В судебном заседании представители АО "Приморские лесопромышленники" поддержали доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просили отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам представленного через канцелярию суда письменного отзыва, приобщенного судом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке части 1 статьи 165 АПК РФ судебная коллегия возобновляла исследование материалов дела.
Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, определил объявить перерыв в судебном заседании до 15.06.2020 до 15 часов 30 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
15.06.2020 после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей АО "Приморские лесопромышленники".
В канцелярию суда от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом на основании статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
Приказом от 15.04.2008 N 232и Управлением лесным хозяйством Приморского края утверждена заявка ОАО "Приморские лесопромышленники" на реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильных заводов в п.Светлая, Тернейского района, п.Ольга, Ольгинского района, строительство завода клееного бруса п.Чугуевка, Чугуевского района, Приморского края", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2008 N 11 указанный инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
На основании приказа Управления лесным хозяйством Приморского края от 09.10.2009 N 910 и во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1912/2009 с обществом заключен договор N5/29 от 12.10.2009 аренды лесного участка площадью 15009 га, расположенного в составе кварталов N 26, 40-44, 52-61, 65, 66 Сихотэ-Алиньского участкового лесничества Кавалеровского лесничества Кавалеровского района, для заготовки древесины сроком на 10 лет.
12.04.2016 приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации приоритетный инвестиционный проект общества завершен.
17.07.2019 в связи с окончанием срока действия договора аренды N 5/29 от 12.10.2009 общество обратилось в Департамент лесного хозяйства Приморского края с заявлением о заключении договора аренды лесного участка на новый срок - 20 лет без проведения торгов.
Решением комиссии Департамента лесного хозяйства Приморского края от 06.09.2019 обществу отказано в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов в связи с нарушением сроков уплаты арендных платежей, а также в связи с тем, что фактически инвестиционный проект не был реализован обществом.
Не согласившись с решением об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, посчитав его незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании статьи 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
В соответствии с частью 1 статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Как указано в пункте 2 статьи 74 ЛК РФ, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В силу положений статьи 73.1 ЛК РФ во взаимной связи со статьей 621 ГК РФ проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды относится к требованиям закона о соблюдении принципа публичности заключения таких договоров с целью установления баланса интересов, как государства для получения им прибыли от заключения указанных договоров на наиболее выгодных условиях, так и всех заинтересованных в получении в пользование лесных участков, в том числе для целей добычи древесины, участвующих на торгах на равных условиях.
При этом реализация прав арендатора на предоставление лесного участка без проведения торгов на основании положений статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрена через заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии условий, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Из материалов дела следует, что правоотношения по аренде спорного лесного участка возникли у общества на основании договора N 5/29 от 12.10.2009, заключенного в связи с включением инвестиционного проекта общества "Строительство лесопильных заводов в п.Светлая, Тернейского района, п.Ольга, Ольгинского района, строительства завода клееного бруса п.Чугуевка, Чугуевского района, Приморского края" в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Между тем, ссылка апеллянта на названный инвестиционный проект, как на основание перезаключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, критически оценивается коллегией суда, исходя из следующего.
Как указано ранее, в силу пункта 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в случае, если на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В пункте 2 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ закреплено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
По смыслу указанных положений следует, что на момент подачи заявления на перезаключение договора аренды лесного участка на новый срок заявитель должен реализовывать приоритетный инвестиционный проект.
Между тем, как следует из представленного в материалы дела приказа Минпромторг России от 12.04.2016 N 1155, приоритетный инвестпроект заявителя, включенный в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом от 03.07.2008 N 11, считается завершенным.
Указание апеллянта на пункт 25 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов"), согласно которому включение инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является основанием для заключения заинтересованным органом, а в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Положения, - соответствующими уполномоченными органами в области освоения лесов договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения, не отменяет вышеуказанных выводов апелляционного суда, поскольку нормы ЛК РФ прямо устанавливают, что для перезаключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов необходимо, чтобы инвестпроект был в стадии реализации.
В рассматриваемом случае включение инвестпроекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом от 03.07.2008 N 11 явилось основанием для заключения первоначального договора аренды N 5/29 от 12.10.2009, тогда как на момент подачи заявления 17.07.2019 о перезаключении договора аренды на новый срок инвестпроект уже был реализован и завершен.
Ссылки общества на бессрочный характер инвестпроекта отклоняются, как несостоятельные, поскольку в самом проекте указаны сроки его реализации - 2008-2013 гг.
То обстоятельство, что инвестпроект до настоящего времени перечислен в перечне приоритетных проектов также не исключает факт его завершения, поскольку в силу пункта 21 действовавшего на момент реализации проекта общества постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" после окончания реализации приоритетного инвестиционного проекта заинтересованный орган принимает решение о завершении его реализации и в течение 30 дней представляет это решение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о завершении реализации приоритетного инвестиционного проекта, что и было реализовано Минпромторг России путем издания приказа от 12.04.2016 N 115.
При этом, вопреки доводам заявителя, решение о завершении реализации проекта не возлагает обязанность на уполномоченный орган исключить его из перечня. Исключение проекта из перечня было предусмотрено пунктом 19 названного постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 только в случае выявления нарушений, являющихся оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, и их неустранения в указанный в предписании срок.
Таким образом, поскольку на момент обращения общества с заявлением о перезаключении договора аренды лесного участка на новый срок отсутствовали предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ основания, ответчик обоснованно отказал в заключении договора на новый срок без проведения торгов.
Указание в апелляционной жалобе на то, что созданные в процессе реализации инвестпроекта объекты лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры по прежнему нуждаются в лесосырьевых ресурсах для дальнейшего обеспечения сырьем лесозаготовительных и лесоперерабатывающих мощностей по указанному инвестпроекту также не может служить основанием для предоставления лесного участка в аренду без проведения торгов на основании следующего.
Из материалов дела усматривается, что лесные участки Кавалеровского лесничества, кварталы 26, 40-44, 52-59, 60, 61, 65, 66, были предоставлены обществу в аренду фактически с целью снабжения сырьем лесопильных предприятий п.Ольга.
Как следует из инвестпроекта общества, в п.Ольга строится лесопильный завод "Ольгалес" по производству пиломатериалов и брусков "Таруки".
То есть, фактически обществом осуществляется деятельность по переработке древесины (статья 46 ЛК РФ).
Между тем, договор аренды лесного участка N 5/29 был предоставлен с целью заготовки древесины (статья 29 ЛК РФ), доказательства изменения вида использования лесного участка суду не представлялись.
В случае, если федеральными законами допускается осуществление переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование. Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, исходя из правового смысла норм статей 46 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов в том случае, когда лесной участок предоставляется в аренду с назначением использования лесов "для переработки древесины и иных лесных ресурсов".
Относительно настоящего спора вышеназванные нормы в данном случае не применяются, поскольку из договора аренды следует, что лесной участок предоставлялся Обществу в аренду с видом использования "для заготовки древесины".
В последующем вид использования не изменен, тогда как в силу статьи 1 ЛК РФ одним из принципов лесного законодательства является принцип использования лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Более того, на основании положений пункта 1 статьи 615 ГК РФ (применяемых согласно статье 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
При таких условиях, общество обязано было использовать предоставленные в аренду по договору N 5/29 лесные участки в целях заготовки древесины, иное использование противоречит условиям договора и действующему лесному законодательству.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 74 ЛК РФ лица имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок без торгов только при условии, если лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее.
Как следует из заявления Общества, целью получения лесного участка является заготовка древесины.
В связи с изложенным, коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у комиссии ответчика оснований для удовлетворения заявления общества о заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения аукциона.
Как верно отмечено судом первой инстанции, спорные правоотношения сторон не подпадают под действие нормы части 3 статьи 73.1, части 1 статьи 74 ЛК РФ, допускающей заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона.
Соответствующий правовой подход к разрешению споров, возникающих в процессе приведения ранее заключенных договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ, а также продлении договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, которые могут быть заключены только по результатам проведения торгов, изложен Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 1 3269/11 по делу N А26-6247/2010 и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 - 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Подводя итого изложенному, поскольку законных оснований для заключения нового договора аренды лесного участка без проведения торгов с ООО "Приморские лесопромышленники" не имелось, суд правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.03.2020 по делу N А51-21399/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21399/2019
Истец: АО "ПРИМОРСКИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИКИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: КГКУ "Приморское лесничество", МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ