г. Хабаровск |
|
22 июня 2020 г. |
А73-22755/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центральному району г. Хабаровска УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю: не явились;
от Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Хабаровск "Гимназия N 3": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Хабаровск "Гимназия N 3"
на решение от 22.01.2020
по делу N А73-22755/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Хабаровск "Гимназия N 3"
к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Центральному району г. Хабаровска УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска "Гимназия N 3 имени М.Ф. Панькова" (далее - МАОУ г. Хабаровска "Гимназия N 3", учреждение, Гимназия N 3) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району г. Хабаровска УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю (надзорный орган, отдел, административный орган) о признании недействительным предписания от 28.08.2019 N 172/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда от 22.01.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального и процессуального права, Гимназия N 3 обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
Надзорный орган в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в период с 01.08.2019 по 28.08.2019 на основании распоряжения отдела надзорной деятельности от 25.07.2019 N 172 в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Хабаровска "Гимназия N 3" проведена плановая выездная проверка на предмет исполнения последней обязательных требований пожарной безопасности эксплуатируемых Гимназией N 3 объектов, расположенных по адресам: г. Хабаровск, ул. Московская, 10, ул. Шабадина, 12.
В ходе проверочных мероприятий были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
по адресу г. Хабаровск ул. Московская, 10:
1. в здании Гимназии N 3 используется горючий и немаркированный кабель провода СОУЭ марки КСПВ, сертификаты на данный кабель отсутствуют;
2. в здании Гимназии N 3 используется горючий и немаркированный кабель провода АУПС марки КСПВ, сертификаты на данный кабель отсутствуют;
3. в коридорах и на лестничных клетках служащих для эвакуации более 50 человек, отсутствует эвакуационное освещение.
4. помещение библиотеки с книгохранилищем расположенной на первом этаже здания (помещение N 26 N 27, согласно техническому паспорту от 05.03.2009) отделено от коридора школы (помещение N 20, согласно техническому паспорту от 05.03.2009) железобетонной стеной, соответствующей перегородке первого типа. Заполнение дверного проема в противопожарной преграде выполнено путем установки пластиковой двери с остеклением. Знаков соответствия не зафиксировано. Сертификат соответствия не предъявлен (п. 1,2,3 ст. 88 ФЗ N 123, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013);
5. помещение библиотеки с книгохранилищем расположенной на первом этаже здания (помещение N 26 N 27, согласно техническому паспорту от 05.03.2009) отделено от коридора школы (помещение N 25, согласно технического паспорта от 05.03.2009) железобетонной стеной, соответствующей перегородке первого типа. Заполнение дверного проема в противопожарной преграде выполнено путем установки металлической двери. Знаков соответствия не зафиксировано. Сертификат соответствия не предъявлен (п. 1,2,3 ст. 88 ФЗ N 123, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013);
6.выход на чердак из лестничной клетки (N 12 второго этажа согласно технического паспорта от 05.03.2009), осуществляется через деревянную дверь, обшитую металлом (п. 8.4 СНиП 21-01-97*);
7.выходы на кровлю из лестничных клеток третьего этажа осуществляется через деревянный люк, обшитый металлом. Знаков соответствия не зафиксировано. Сертификат соответствия не предъявлен;
8. помещение пищеблока, расположенного в цокольном этаже школы, отделено от иных помещений металлическими рольставнями. Сертификат соответствия не предъявлен (ФЗ N 123, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013);
9. в здании на третьем этаже для отделки пола в коридоре (помещение N 5 согласно техническому паспорту от 05.03.2009) используется линолеум. Сертификат соответствия данного напольного покрытия не представлен (ст. 134 п.6 ФЗ N 123);
10. в коридоре третьего этажа (помещение N 40, согласно техническому паспорту от 05.03.2009), ручной пожарный извещатель (ИПР) установлен на высоте 1,88 м. от уровня пола (ст. 54 ФЗ N 123, п. 13.13.1 СП 5.13130.2009);
11. в помещениях школы, (частично) дымовые пожарные извещатели установлены на расстоянии менее 0,5 метров от электросветильников;
12. в помещении библиотеки, расположенной на первом этаже здания (помещение N 26, согласно техническому паспорту от 05.03.2009) отсутствует световой оповещатель "Выход";
13. световой оповещатель "Выход", расположенный над эвакуационным выходом их помещений библиотеки (помещение N 27, на первом этаже здания) находится в неисправном состоянии, а именно при сработке системы автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей отсутствует подсветка табло;
14. аппаратура системы пожарной сигнализации формирует команду на управление автоматической установкой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре при срабатывании одного дымового пожарного извещателя вместо требуемых двух;
15. источники резервного питания расположенные на первом этаже здания не обеспечивают работу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в течение необходимого времени (при переключении с основного питания 220 Вольт на резервное от аккумуляторных батарей, системы перестают работать);
16. в здании настенные речевые оповещатели на 3-м, 2-м, 1-м этажах, установлены на расстоянии менее 150 мм. от потолка (вплотную к потолку);
17. в помещении библиотеки, расположенной на первом этаже здания школы отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре (динамики речевого оповещения не обнаружены);
18. на объекте защиты отсутствует проектная документация на здание, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы, содержащая пожарно-технические характеристики, в том числе информацию принятых объемно-планировочных решениях и конструктивном исполнении эвакуационных путей, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей при пожаре. Не определено допустимое (предельное) количество людей, которые могут находиться одновременно на объекте, учитывая условие того, что безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Фактическое допустимое (предельное) количество людей находящихся на объекте определено исходя из количества предусмотренных посадочных мест (мест для пребывания людей) и рабочих мест (постоянный контингент - работники);
19. над эвакуационными выходами, ведущими с коридора первого этажа (помещение N 5, согласно техническому паспорту от 05.03.2009) непосредственно наружу, отсутствует световое табло "Выход";
20. из актового зала, расположенного на втором этаже здания (помещение N 14 согласно техническому паспорту от 05.03.2009), отсутствует световое табло "Выход". Актовый зал рассчитан на 131 посадочное место;
21. помещение конференц-зала, расположенное на втором этаже школы (помещение N 15, согласно техническому паспорту от 05.03.2009) не оборудовано автоматическими установками пожарной сигнализации;
22. с подвального этажа школы, предусмотрен эвакуационный выход через общую лестничную клетку, не отделенный от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
по адресу г. Хабаровск ул. Шабадина, 12:
23. помещение пищеблока, расположенное на первом и в цокольном этаже школы, не отделено от иных помещений школы. Проемы не заполнены;
24. помещение столовой, расположенной на первом этаже здания (помещение N 31 согласно техническому паспорту от 03.02.2016) рассчитано на 80 посадочных мест. В данной столовой отсутствует световой оповещатель "Выход";
25. в коридорах и на лестничных клетках служащих для эвакуации более 50 человек, отсутствует эвакуационное освещение;
26. на объекте защиты отсутствует проектная документация на здание, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы, содержащая пожарно-технические характеристики, в том числе информацию принятых объемно-планировочных решениях и конструктивном исполнении эвакуационных путей, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей при пожаре. Не определено допустимое (предельное) количество людей, которые могут находиться одновременно на объекте, учитывая условие того, что безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Фактическое допустимое (предельное) количество людей находящихся на объекте определено исходя из количества предусмотренных посадочных мест (мест для пребывания людей) и рабочих мест (постоянный контингент - работники).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.08.2019 N 172.
По итогам проверки отдел выдал предписание от 28.08.2019 N 172/1/1, которым обязал учреждение устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности.
Полагая, что предписание уполномоченного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Следовательно, отдел выдал учреждению предписание в пределах своих полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
В силу статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (статья 20 Федерального закона N 69-ФЗ).
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее- Федеральный закон N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
В силу пунктов 1, 2 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в том числе, при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (части 2, 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 69-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила N 390), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 61 Правил N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
В силу пунктов 4.7, 4.8 СП 6.13130.2013 Электрические кабельные линии и электропроводки СПЗ должны выполняться кабелями и проводами с медными токопроводящими жилами.
Кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.
В нарушение изложенных норм права, в здании Гимназии N 3 используются горючие и немаркированные кабеля провода СОУЭ марки КСПВ, провода АУПС марки КСПВ, сертификаты на данные кабеля отсутствуют.
Согласно статье 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Согласно пункту 4.3.1 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171) в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.
В силу требований пункта 7.74 СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", (утверждены постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 N 18-78) эвакуационное освещение в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать, в том числе, в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел.
В нарушение указанных пунктов в коридорах и на лестничных клетках служащих для эвакуации более 50 человек, отсутствует эвакуационное освещение
В статье 88 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (часть 1); пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 2); пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 3).
В соответствии с пунктом 5.6.4 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" помещения производственного и складского назначения, технические помещения (лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые и т.п.), за исключением помещений категорий В4 и Д, выделяются противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа. Предусматриваемые в составе объектов Ф 4.1, Ф 4.2, Ф 4.3 пищеблоки выделяются противопожарными перекрытиями и стенами не ниже 2-го типа.
Согласно таблице 24 ворота, люки, клапаны, шторы и экраны 2-го типа заполнения проемов в противопожарных преградах, должны иметь предел огнестойкости EI 30.
Таким образом, противопожарные преграды, в частности перегородки, служат для предотвращения распространения пожара из смежного пожарного отсека независимо от наименования помещения.
В ходе проверки отделом было установлено, что помещение библиотеки отделено от коридора школы железобетонной стеной, соответствующей перегородке первого типа; заполнение дверного проема в противопожарной преграде выполнено путем установки пластиковой двери с остеклением и металлической двери. При этом знаков соответствия не зафиксировано, сертификат соответствия не предъявлен
Помещение пищеблока, расположенного в цокольном этаже школы, отделено от иных помещений металлическими рольставнями, сертификат соответствия так же не предъявлен; помещение пищеблока, расположенное на первом и в цокольном этаже школы, не отделено от иных помещений школы. Проемы не заполнены.
Согласно пункту 8.4 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (Постановление Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
В нарушение указанного пункта выход на чердак из лестничной клетки осуществляется через деревянную дверь, обшитую металлом; выходы на кровлю из лестничных клеток третьего этажа осуществляется через деревянный люк, обшитый металлом. Сертификаты соответствия не предъявлены.
Согласно пункту 6 статьи 134 Федерального закона N 123-ФЗ область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с требованиями таблицы 28 класс пожарной опасности декоративно-отделочных, облицовочных материалов, для зданий, сооружений, строений Ф 4.1 используемых в коридоре для отделки полов должен быть не более КМ2 (П, В1, Д2, Т2, РП1).
В ходе проверки было установлено, что в здании на третьем этаже для отделки пола в коридоре (помещение N 5 согласно технического паспорта от 05.03.2009) используется линолеум, при этом, сертификат соответствия данного напольного покрытия не представлен.
В силу пункта 13.13.1. СП 5.13130.2009 ручные пожарные извещатели следует устанавливать на стенах и конструкциях на высоте (1,5 +/- 0,1) м от уровня земли или пола до органа управления (рычага, кнопки и т.п.); горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м.
В нарушение указанного пункта в коридоре третьего этажа ручной пожарный извещатель (ИПР) установлен на высоте 1,88 м. от уровня пола; дымовые пожарные извещатели установлены на расстоянии менее 0,5 метров от электросветильников.
Статьей 84 Закона 123-ФЗ установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях: оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться, в том числе путем размещения и обеспечения освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени.
Согласно пункту 5.3 СП 3.13130.2009 световые оповещатели "Выход" следует устанавливать: в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход"; настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
В силу пункта 14.1 СП 5.13130.2009 формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения, или дымоудаления, или оповещения, или инженерным оборудованием должно осуществляться при срабатывании не менее двух пожарных извещателей.
Согласно пункту 15.3 СП 5.13130.2009 при наличии одного источника электропитания (на объектах III категории надежности электроснабжения) допускается использовать в качестве резервного источника питания электроприемников, указанных в 15.1, аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме.
Световые оповещатели "Выход" следует устанавливать: в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход" (пункт 53 СП 3.13130.2009).
В нарушение указанных нормоположений в помещении библиотеки (помещение N 26) отсутствует световой извещатель "Выход"; над эвакуационными выходами, ведущими с коридора первого этажа непосредственно наружу, отсутствует световое табло "Выход"; из актового зала, расположенного на втором этаже здания, отсутствует световое табло "Выход"; световой оповещатель "Выход" (помещение N 27) находится в неисправном состоянии; аппаратура системы пожарной сигнализации формирует команду на управление автоматической установкой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре при срабатывании одного дымового пожарного извещателя вместо требуемых двух; источники резервного питания расположенные на первом этаже здания не обеспечивают работу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в течение необходимого времени (при переключении с основного питания 220 Вольт на резервное от аккумуляторных батарей, системы перестают работать); в здании настенные речевые оповещатели на 3-м, 2-м, 1-м этажах, установлены на расстоянии менее 150 мм. от потолка (вплотную к потолку); в помещении библиотеки, расположенной на первом этаже здания школы отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре (динамики речевого оповещения не обнаружены); помещение конференц-зала, расположенное на втором этаже школы (помещение N 15, согласно техническому паспорту от 05.03.2009) не оборудовано автоматическими установками пожарной сигнализации.
Пунктом 461 Правил N 390 установлен список вопросов, которые необходимо отражать в инструкции о мерах пожарной безопасности.
Вместе с тем, в нарушение указанного пункта на объекте защиты отсутствует проектная документация на здание, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы, содержащая пожарно-технические характеристики, в том числе информацию принятых объемно-планировочных решениях и конструктивном исполнении эвакуационных путей, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей при пожаре.
Не определено допустимое (предельное) количество людей, которые могут находиться одновременно на объекте, учитывая условие того, что безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Фактическое допустимое (предельное) количество людей находящихся на объекте определено исходя из количества предусмотренных посадочных мест (мест для пребывания людей) и рабочих мест (постоянный контингент - работники).
Согласно пункту 6.9 СНиП 21.01.97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. Допускается эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
Между тем, в нарушение указанного пункта норм, с подвального этажа школы, предусмотрен эвакуационный выход через общую лестничную клетку, не отделенный от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
Факт нарушения требований пожарной безопасности, перечисленных в предписании от 28.08.2019 N 172/1/1, подтверждается актом проверки.
Доводы учреждения о том, что ему неправомерно вменено нарушение положений Закона N 123-ФЗ, СП 5.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 3.13130.2009, СНиП 21.01.97 поскольку здания учреждения введены в эксплуатацию в 1989 году, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в отношении введенных в эксплуатацию зданий (сооружений) до введения в действие Закона N 123-ФЗ данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Содержащиеся в Законе N 123-ФЗ требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
При этом, в данном случае, оборудование объекта системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, приведение дверей в соответствии с требуемым пределом огнестойкости, установление противопожарных преград не относится к работам, которые влекут за собой реконструкцию или капитальный ремонт зданий, строений или сооружений, а относится к мероприятиям, связанным с эксплуатацией объекта.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое предписание отдела является законным и обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.01.2020 по делу N А73-22755/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-22755/2019
Истец: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровск "Гимназия N3"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам, Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Центральному району г. Хабаровска