город Воронеж |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А64-5498/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лесниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой А.А.,
при участии:
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Курьянова Е.Н., представитель по доверенности N 20 от 07.02.2020, предъявлен диплом, паспорт,
от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исправления наказаний по Тамбовской области": Щеглова Е.А., представитель по доверенности от 04.06.2020, предъявлен диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.11.2019 по делу N А64-5498/2019 (судья Плахотников М.А.) по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исправления наказаний по Тамбовской области" (ОГРН 1026801227122, ИНН 6832038550) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) о признании незаконным и отмене решения от 18.06.2019 N 079S19190002600,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исправления наказаний по Тамбовской области" (далее - ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Тамбовской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, пенсионный фонд) о признании незаконным и отмене решения от 18.06.2019 N 079S19190002600.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.11.2019 по делу N А64-5498/2019 требования федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исправления наказаний по Тамбовской области" удовлетворены, решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области N079S19190002600 от 18.06.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении решения были допущены нарушения норм материального права. Заявитель поясняет, что при предварительной проверке файлов отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018, представленных 24.01.2019, было установлено несоответствие сведениям, представленным страхователем по форме СЗВ-М за октябрь 2018, а именно: сведения на 1 застрахованное лицо сданы страхователем по форме СЗВ-СТАЖ, но отсутствует в отчете по форме СЗВ-М. Заявитель считает, что страхователь не уточнял (не исправлял) представленные сведения, а впервые представлял сведения на 1 застрахованное лицо за октябрь 2018.
Судебное заседание проходило путем использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
В судебном заседании представитель УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Тамбовской области отменить и принять по делу новый судебный акт, пояснил, что уведомление о имеющихся расхождениях в адрес ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Тамбовской области не направлялось.
Представитель ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Тамбовской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, отзыв в суд апелляционной инстанции не направил.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения участников судебного процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Тамбовской области является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в отношении заявителя проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за октябрь 2018 года. Проверка проведена на основании исходной формы СЗВ-М от 07.11.2018, дополняющих форм СЗВ-М от 08.11.2018, 30.01.2019 за октябрь 2018 года, исходной формы СЗВ-СТАЖ от 24.01.2019 за 2018 год.
В ходе проверки установлено, что сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица представлены с нарушением сроков, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", 30.01.2019 с нарушением срока (15.11.2018) на 76 календарных дня, о чем составлен акт проверки N 079S18190002695 от 17.05.2019.
По результатам проведенной проверки УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области принято решение N 079S19190002600 от 18.06.2019 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 500 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявление ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Тамбовской области признал обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из совокупности положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статья 1 Закона Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) закрепляет, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 17 (абз. 3) Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что при проверке файлов отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год, пенсионным фондом выявлено несоответствие сведениям, представленным страхователем по форме СЗВ-М за октябрь 2018, а именно: сведения на 1 застрахованное лицо содержались в форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, но отсутствовали в отчете по форме СЗВ-М за октябрь 2018.
Пенсионным фондом по выявленному факту составлен акт от 17.05.2019 N 079S18190002695 о выявлении нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынесено решение о привлечения страхователя - ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Тамбовской области к ответственности N 079S19190002600 от 18.06.2019.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно материалам дела и как верно установлено судом первой инстанции, в направленных первоначально сведениях по форме СЗВ-М "исходная" 07.11.2018 и СЗВ-М "дополняющей" 08.11.2018, отсутствовали сведения в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается материалами дела и страхователем не отрицается.
УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области поясняет, что при предварительной проверке файлов отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018, представленных 24.01.2019, было установлено несоответствие сведениям, представленным страхователем по форме СЗВ-М за октябрь 2018, а именно: сведения на 1 застрахованное лицо сданы страхователем по форме СЗВ-СТАЖ, но отсутствовали в отчете по форме СЗВ-М.
В судебном заседании представитель УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области пояснил, что уведомление о имеющихся расхождениях в адрес ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Тамбовской области не направлялось (материалы дела также не подтверждают наличие и отправку такого уведомления именно в отношении спорного лица).
30.01.2019 страхователем были направлены в пенсионный фонд дополнительные сведения по форме СЗВ-М со статусом "дополняющая" за октябрь 2018 в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается АРМ приема ПФР и не оспаривается пенсионным фондом.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом (до направления соответствующего уведомления), заявитель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, установив, что страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений, а также то обстоятельство, что пенсионный фонд обнаружив в представленных страхователем индивидуальных сведениях несоответствие индивидуальным сведениям, имеющимися у пенсионного фонда в нарушение пункта 37 Инструкции N 776н не направил в адрес страхователя уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся несоответствий, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом, в случае представления страхователем дополняющей формы сведений о застрахованных лицах до момента выявления нарушения Пенсионным Фондом России с указанием сведений о лицах, информация о которых первоначально не предоставлялась, его действия не образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Аналогичная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Доводы пенсионного фонда, в том числе изложенные в жалобе, относительно наличия правовых оснований для привлечения учреждения к ответственности в порядке статьи 17 Закона N 27-ФЗ сводятся к несогласию уполномоченного органа с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятого по делу судебного акта, заявителем не представлено.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.11.2019 по делу N А64-5498/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5498/2019
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исправления наказаний поТамбовской области" (ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области)
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области