г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А21-14159/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6790/2020) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.01.2020 по делу N А21-14159/2019, принятое
по заявлению ООО "Честная управляющая компания-Запад"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-е лицо: Администрация муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Честная управляющая компания - Запад" (ОГРН 1143926031435; адрес: 238520, Калининградская область, г. Балтийск, пр-т Ленина, д. 6) (далее - заявитель, Общество, ООО "ЧУК-Запад") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН 1163926082253; адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1) (далее - Министерство) N ЖК-2/2298/ЖСА/19-7162/9 от 24.09.2019 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация МО "Балтийский городской округ" Калининградской области (адрес: 238520, Калининградская обл., г.Балтийск, пр.Ленина, д.6) (далее - Администрация, третье лицо).
Решением от 22.01.2020 суд первой инстанции заявленное Обществом требование удовлетворил, признал недействительным предписание Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области N ЖК-2/2298/ЖСА/19-7162/9 от 24.09.2019. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Министерства не имелось оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку выставленная Обществом за июль 2019 года плата за содержание жилья, ремонт, текущий ремонт и дополнительные услуги соответствовала постановлениям Администрации Балтийского городского округа от 20.05.2019 N 316 "Об установлении на территории Балтийского городского округа размер платы за содержание, ремонт и текущий ремонт общего имущества для собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания" и от 27.05.2019 N 23 "Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома".
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, распоряжения главы Администрации городского поселения город Балтийск от 29.01.2018 N 32, а так же постановления Администрации Балтийского городского округа от 20.05.2019 N 316 т от 27.05.2019 N 23 не могут являться правовым основанием для управления спорными многоквартирными домами (МКД) и для начисления платы жителям указанных домов при отсутствии принятых по МКД муниципальных решений в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) и Правил N 1616, при отсутствии приказов органа государственного жилищного надзора о включении МКД в реестр лицензий Общества.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства от 26.08.2019 N ЖК-2-4668/пр в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки правомерности начисления платы за содержание жилья Обществом, правомерности увеличения платы за содержание жилья с июля 2019 года, правомерности платы за дополнительные услуги, выставляемые Обществом с июля 2019 года.
По результатам проверки Министерством составлен акт от 24.09.2019 N ЖК-1/4668/ЖСА/19-7162/9 и вынесено предписание от 24.09.2019 N ЖК-1/4668/ЖСА/19-7162/9, которым на Общество возложена обязанность в срок до 29.11.2019 произвести перерасчет (снятие) платы за содержание жилья, ремонт, текущий ремонт и дополнительные услуги с июля 2019 года за весь период незаконных начислений до момента исполнения предписания собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов N 3, 5 по ул. Чайковского, N 5 по ул. Кронштадтская, N 18 по ул. Зеленая, N 7 по ул. Московская, N 15 по ул. Киркенесская, N 2 по ул. Пирогова, N 14 по ул. Катерная в г. Балтийске. Предписание получено заявителем 16.10.2019 (л.д.5-8).
Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ранее спорные МКД находились в управлении МУП "Жилремстрой", которое решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2018 по делу N А21-9714/2016 признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство.
Собственники помещений указанных МКД иной способ управления и иную управляющую компанию не выбрали.
Порядок определения управляющей компании в указанных обстоятельствах в указанный период времени законодательством определен не был. В связи с этим распоряжением главы Администрации городского поселения город Балтийск от 29.01.2018 N 32 ООО "Управляющая компания Наш дом" (прежнее наименование ООО "Честная управляющая компания - Запад") было поручено организовать бесперебойное обеспечение коммунальными услугами и выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Балтийска, ранее находившихся в управлении МУП "Жилремстрой" (л.д.56-59).
Как обоснованно указал суд первой инстанции, указанное распоряжение в судебном порядке не обжаловалось, незаконным не признано. Названные выше действия администрации соответствовали письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.04.2015 N 12258-ач/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
12.01.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N1616).
Постановлением администрации Балтийского городского округа от 17.05.2019 N 314 общество включено в Перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания, ведение которого поручено Комитету жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры администрации Балтийского городского округа (л.д.70-71).
Судом первой инстанции так же правомерно установлено, что выставленная обществом за июль 2019 года плата за содержание жилья, ремонт, текущий ремонт и дополнительные услуги соответствовала постановлениям Администрации Балтийского городского округа от 20.05.2019 N 316 "Об установлении на территории Балтийского городского округа размер платы за содержание, ремонт и текущий ремонт общего имущества для собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания" (л.д.72-74) и от 27.05.2019 N 23 "Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома", которые также не отменялись и незаконным в судебном порядке признаны не были.
С 12.01.2019 вступило в законную силу Постановление Правительства РФ N 1616.и С указанной даты у органов самоуправления возникли полномочия по определению управляющей организации для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений не избран или не реализован способ управления указанным домом и не избрана управляющая организация.
Таким образом, у органов местного самоуправления только с 12.01.2020 года возникли полномочия по определению управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в связи с чем указанные выше распоряжения "Об организации содержания жилищного фонда" в указанной части стали соответствовать требованиям действующего законодательства.
На основании Правил N 1616 постановлением администрации Балтийского городского округа от 13.05.2019 года N 299 был утвержден "Порядок ведения администрацией Балтийского городского округа перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания" (далее - Перечень).
При этом у администрации Балтийского городского округа, вопреки доводу Министерства, не возникло обязанности определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом, расположенным в городе Балтийске по адресу: ул. Русская набережная, 13, поскольку Распоряжение N 32, на основании которого Общество управляло домом не утратило силу, в судебном порядке оспорено не было, не возникли обстоятельства, которые могли бы послужить поводом для отстранения Общества от управления спорным МКД.
17.05.2019 постановлением администрации Балтийского городского округа N 314 на основании поданного заявления ООО "ЧУК-Запад" было внесено в Перечень, однако, и после этого у Администрации не возникло обязанности определить управляющую организацию в отношении спорного дома, так как Распоряжение N 32 не утратило силу, в судебном порядке оспорено не было, не возникли обстоятельства, которые могли бы послужить поводом для отстранения ООО "ЧУК-Запад" от управления домом, кроме того в Перечень, кроме ООО "ЧУК-Запад" не было внесено ни одной другой управляющей организации.
Довод Министерства о том, что ООО "ЧУК-Запад" управляет многоквартирным домом незаконно, подлежит отклонению, поскольку опровергается фактом наличия действовавшего в период проведения проверки Распоряжению N 32, на основании которого осуществлялось управление. При этом предписаний администрации Балтийского городского округа о необходимости определить управляющую организацию в отношении спорного дома не выдавалась.
Кроме того, по предписанию подлежат снятию начисления, начиная с 01.07.2019, при этом в апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на вступившее в действие с 12.01.2019 Постановление N 1616, не указывая на то, что случае снятию подлежит вся плата за период с 12.01.2019.
Действительно, с 01.07.2019 изменилась плата за содержание, ремонт и текущий ремонт общего имущества для собственников помещений многоквартирных домов в отношении которых не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, на основании принятого 20 мая 2019 года Администрацией Балтийского городского округа постановления N 316 "Об установлении на территории Балтийского городского округа размер платы за содержание, ремонт и текущий ремонт общего имущества для собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания".
Постановление утратило силу 27 декабря 2019 года с момента принятия и опубликования постановления администрации Балтийского городского округа от 19 декабря 2019 года N 1114 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления".
За период с 20 мая по 26 декабря 2019 года постановление не обжаловались, протесты на него не приносились.
Таким образом, в период с 01 января 2018 года по 26 декабря 2019 года Общество организовывало бесперебойное обеспечение коммунальными услугами и выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных в городе Балтийске по адресам: ул. Зеленая, 18, ул. Катерная, 17, ул. Киркенесская, 15, ул. Кронштадтская, 5, ул. Московская, 7, ул. Пирогова, 2 и ул. Чайковского, 3 и 5, на основании Распоряжения главы администрации городского поселения город Балтийск от 29.01.2018 года N 32 "Об организации содержания жилищного фонда". Размер платы за содержание, ремонт и текущий ремонт общего имущества с 01 января 2018 года по 30 июня 2019 года взимался в соответствии с тарифами, ранее установленными для МУП "Жилремстрой", с 1 июля по 26 декабря 2019 года - в соответствии с размером платы, установленным постановлением администрации от 20.05.2019 года N 316.
В соответствии с редакцией части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Фармации, действовавшей до 17.02.2020, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс, если в течение года собственниками не выбран способ управления.
МУП "Жилремстрой", в соответствии с решением суда перестало осуществлять управление многоквартирными домами 18.01.2018, следовательно, и право, и обязанность провести открытый конкурс у органа местного самоуправления возникала только 19.01.2019.
В это время, произошла реорганизация органов местного самоуправления на территории ранее существовавшего Балтийского муниципального района, органы местного самоуправления городского поселения город Балтийск прекратили свои полномочия, при этом, в соответствии с Законом Калининградской области от 31.05.2018 года N 176 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Балтийский муниципальный район", и организации местного самоуправления на объединенной территории", принятые правовые акты администрации города Балтийска не утратили силы и продолжают действовать, до принятия решения о признании утратившими силу администрацией Балтийского городского округа.
25 декабря 2019 года распоряжением N 686-р администрации Балтийского городского округа Распоряжение главы администрации городского поселения город Балтийск от 29.01.2018 года N 32 "Об организации содержания жилищного фонда" признано утратившим силу.
С 27 декабря 2019 года управление многоквартирными домами, расположенными в городе Балтийске по адресам: ул. Зеленая, 18, ул. Катерная, 17, ул. Киркенесская, 15, ул. Кронштадтская, 5, ул. Московская, 7, ул. Пирогова, 2 и ул. Чайковского, 3 и 5, осуществляется ООО "ЧУК - Запад" в соответствии с постановлением администрации Балтийского городского округа от 19 декабря 2019 года N 1124 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления".
Постановление принято в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 года N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", постановлением администрации Балтийского городского округа от 13.05.2019 года N 314 "Об утверждении Порядка ведения администрацией Балтийского городского округа перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания".
В действующий Перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания, ведение которого поручено Комитету жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры администрации Балтийского городского округа, по-прежнему включена только одна управляющая организация - ООО "ЧУК - Запад", на основании поданного обществом заявления.
На основании вышеизложенного управление многоквартирными домами, расположенными в городе Балтийске по адресам: ул. Зеленая, 18, ул. Катерная, 17, ул. Киркенесская, 15, ул. Кронштадтская, 5, ул. Московская, 7, ул. Пирогова, 2 и ул. Чайковского, 3 и 5, осуществлялось ООО "ЧУК - Запад" с 01 июля 2019 года по 26 декабря 2019 года законно, на основании действующих нормативно-правовых актов, принятых органами местного самоуправления города Балтийск и Балтийского городского округа.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Министерства не имелось оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Принятое по делу решение соответствует нормам материального и процессуального права. Основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22 января 2020 года по делу N А21-14159/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14159/2019
Истец: ООО "Честная управляющая компания-Запад"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Третье лицо: Администрация Муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области