г. Пермь |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А60-7572/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд"
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 23 апреля 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-7572/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (ИНН 6674121179, ОГРН 1036605217252)
к ДЕПАРТАМЕНТУ ЭКОНОМИКИ ЯНАО (ИНН 8901017406, ОГРН 1058900023093)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - заявитель, общество, ООО "Элемент-Трейд") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании постановления Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2020 г. N 491К/2019 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2020 (резолютивная часть решения объявлена 13.06.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы об отсутствии вины юридического лица в совершенном административном правонарушении, ООО "Элемент-Трейд" были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, при этом продажа алкогольной продукции, была допущена именно по вине продавцов-универсалов и директоров магазинов.
Заявитель жалобы указывает, что в рассматриваемом случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере оборота алкогольной продукции, а назначенный административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей не отвечает критериям справедливости и соразмерности содеянному, и полагает, что имеются основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.
Кроме того, как следует из содержания апелляционной жалобы, учитывая характер вмененного правонарушения, незначительный объем реализованной алкогольной продукции, отсутствия наступлений вредных последствий и отягчающих обстоятельств, наличие совокупности смягчающих обстоятельств, ООО "Элемент-Трейд" считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа менее минимального размера в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В сроки, предусмотренные определением о принятии апелляционной жалобы к производству, заинтересованное лицо представило отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, на основании задания от 08.11.2019 года N 48-К, подготовленного в соответствии с приказом департамента N 139-0 от 04.03.2019 года, проведено мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие департамента с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) в отношение ООО "Элемент-Трейд".
В ходе осуществления мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлено, что ООО "Элемент-Трейд" осуществило розничную продажу алкогольной продукции 04 ноября 2019 года в день проведения массовых мероприятий на территории муниципального образования г. Надым, посвященных празднованию "4 ноября - Дня народного единства".
Согласно сведений, содержащихся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), полученных из раздела: "Отчеты", "ЕГАИС", "Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период времени", критерии запроса: "ИНН организации "6674121179", "КПП организации "890345006", "Начало периода:" 01.11.2019", "Время начала: 00:00", "Окончание периода:" 10.11.2019", "Время окончания: "00:00" (АИС "Паспорт" внесена в Реестр федеральных государственных информационных систем 28.03.2012 года за N 0216), полученных в соответствующем разделе личного кабинета департамента на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (https://service.fsrar.ru/cabiNet/home) по результатам направления запроса от 12.11.2019 года N 1375348 (лист дела 11) установлено, что в обособленном подразделении ООО "Элемент-Трейд", расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, 4А, 04 ноября 2019 года в 10 часов 31 минуту была осуществлена розничная продажа 1 бутылки алкогольной продукции.
Также, согласно сведений, содержащихся в ЕГАИС, полученных из раздела: "Отчеты", "ЕГАИС", "Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период времени", критерии запроса: "ИНН организации "6674121179", "КПП организации "890345005", "Начало периода:" 01.11.2019", "Время начала: 00:00", "Окончание периода:" 10.11.2019", "Время окончания: "00:00" (АИС "Паспорт" внесена в Реестр федеральных государственных информационных систем 28.03.2012 года за N 0216), полученных в соответствующем разделе личного кабинета департамента на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (https://service.fsrar.ru/cabiNet/home) по результатам направления запроса от 12.11.2019 года N 1375347 (лист дела 9), установлено, что в обособленном подразделении ООО "Элемент-Трейд", расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, 11-й мкрн, район СОШ N 6 04 ноября 2019 года в 15 часов 37 минут была осуществлена розничная продажа 1 бутылки алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении ООО "Элемент-Трейд" розничной продажи 2 бутылок алкогольной продукции (водка "РУССКАЯ ВАЛЮТА", 38,0%, объемом 0,25 л, по цене 108 рублей 90 копеек) 4 ноября 2019 года в 10 часов 31 минуту, в торговом объекте, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, 4А и водку "Беленькая", 40,0%, объемом 0,25 литра, по цене 149 рублей 90 копеек в 15 часов 37 минут, в торговом объекте, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, 11-й мкрн, район СОШ N 6, чем нарушило требования статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, в части не соблюдения требований статьи 2 Закона автономного округа N 66-ЗАО, и совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
19.12.2019 по данному факту Департаментом экономики Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении ООО "Элемент-Трейд" составлен протокол об административном правонарушении N 491К/2019 по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
23.01.2020 г. заинтересованным лицом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 491К/2019, которым общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для освобождения заявителя от административной ответственности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Порядок производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха; оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлены Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2016 N 66-ЗАО "О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон N 66-ЗАО).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона 66-ЗАО не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования в дни проведения массовых мероприятий, определяемые правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования в Ямало-Ненецком автономном округе.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Надымский район N 486 от 16.08.2016 года, "4 ноября - День народного единства" является днем проведения массовых мероприятий на территории муниципального образования г. Надым, в который не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
С целью соблюдения действующего законодательства, устанавливающего запрет на продажу алкогольной продукции в определенные дни, Обществом должны были быть приняты меры по настройке (перепрограммированию) контрольно-кассовой техники и оборудования, обеспечивающего передачу информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС, в части установления ограничений на совершение операций в дни запрета, в том числе 04.11.2019 года в торговых объектах, расположенных в г. Надым.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем ООО "Элемент-Трейд", осуществило розничную продажу 2 бутылок алкогольной продукции (водка "РУССКАЯ ВАЛЮТА", 38,0%, объемом 0,25 л, по цене 108 рублей 90 копеек) 4 ноября 2019 года в 10 часов 31 минуту, в торговом объекте, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, 4А и водку "Беленькая", 40,0%, объемом 0,25 литра, по цене 149 рублей 90 копеек в 15 часов 37 минут, в торговом объекте, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, 11-й мкрн, район СОШ N 6, нарушило требования статьи 16 Федерального закона N171-ФЗ, в части не соблюдения требований статьи 2 Закона автономного округа N 66-ЗАО.
Факт нарушений особых требований к правилам розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, подтверждается материалам дела, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
У заявителя имелась возможность для соблюдения норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации, однако им не были приняты зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации, что послужило причиной и условием совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы доводы об отсутствии вины непосредственного Общества, как юридического лица, поскольку продажа алкогольной продукции, была допущена по вине продавцов-универсалов и директоров магазинов отклоняется судом апелляционной инстанции.
Довод заявителя жалобы о том, что вина непосредственно Общества, как юридического лица, отсутствует в связи с тем, что нарушения допущены продавцом, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой ситуации юридическое лицо отвечает за действия своего работника при исполнении им трудовых обязанностей, и сам факт продажи работником алкогольной продукции в неустановленное время свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом требований федерального от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не имеется, в связи с чем в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем, вопреки доводам заявителя жалобы, каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой и апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не установлено.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности также не установлено.
Срок давности привлечения, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Между тем, вопреки доводам заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное обществом административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
ООО "Элемент-Трейд" не представило суду доказательств, подтверждающих наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, своим имущественным положением, в связи с чем, оснований для снижения административного наказания не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда по существу спора, а сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2020 года по делу N А60-7572/2020, принятое в порядке упрощенного производства, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7572/2020
Истец: ООО "ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА