Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2020 г. N Ф08-7930/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 июня 2020 г. |
дело N А32-8815/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пименова С.В.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в присутствии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис"": Лысиков С.С., представитель по доверенности от 14.01.2020;
от общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приморье": директор Тарасенко В.Н., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис""
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2020 по делу N А32-8815/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приморье" (ИНН 2365013122, ОГРН 1082365002720)
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю;
судебному приставу-исполнителю Туапсинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Болдыревой Анастасии Геннадьевне
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис"" (ИНН 2365012930, ОГРН 1082365002532)
об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приморье" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- признать недействительным постановление от 18.12.2018, вынесенное судебным приставом-исполнителем Туапсинского районного отдела судебных приставов Болдыревой Анастасией Геннадьевной об окончании исполнительного производства N 23638/18/2367-ИП, возбуждённого на основании исполнительного листа серии ФС N 01942173;
- обязать судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём возобновления исполнительного производства N 23638/18/2367-ИП по причине неисполнения в полном объёме решения Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2017 по делу N А32-19881/2017.
Решением от 31.05.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019, суд удовлетворил требования Общества в полном объёме.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 были отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением от 19.03.2020 суд удовлетворил требования Общества в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" указывает, что суд первой инстанции, неверно применил нормы материального и процессуального права, что повлекло неверное толкования всех обстоятельств дела.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" поддержал апелляционную жалобу и просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества просил отменить решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебный пристав-исполнитель Туапсинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Болдырева А.Г., извещённая надлежащим способом о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие судебного пристава-исполнителя Болдыревой А.Г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2017 по делу N А32- 19881/2017 на ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" возложена обязанность в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу предоставить, а в случае отсутствия - восстановить и передать ООО "УК "Возрождение" на основании двухстороннего акта-приема-передачи техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом N 2 по ул. Бондаренко.
На основании решения от 19.09.2017 по делу N А32-19881/2017 Арбитражным судом Краснодарского края выдан исполнительный лист серии ФС N 019421730.
31.03.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя Аракеловой Т.Э. в отношении ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" возбуждено исполнительное производство N 23638/18/23067 на основании исполнительного листа серии ФС N 019421730.
14.06.2018 ООО "УК "Возрождение" произвело смену наименования на общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приморье".
02.11.2018 ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" в Туапсинский районный отдел судебных приставов направлено заявление об окончании исполнительного производства N 23638/18/23067-ИП в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, с указанием на то, что все документы, указанные в решении суда переданы взыскателю (т.2 л.д. 55-56).
18.12.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя Болдыревой А.Г. окончено исполнительное производство N 23638/18/23067-ИП на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Общество считает постановление судебного пристава-исполнителя Болдыревой А.Г. от 18.12.2018 об окончании исполнительного производства N 23638/18/23067-ИП незаконным и необоснованным, так как требования исполнительного документа ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" не выполнены, указанная в исполнительном листе серии ФС N 019421730 документация в полном объёме в адрес Общества не передана, двухсторонний акт приема-передачи не составлялся и взыскателем не подписывался.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции не обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В качестве одного из принципов осуществления исполнительного производства статьей 4 Федерального закона N 229-ФЗ установлен принцип законности.
Статьями 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.
Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов, как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства.
В соответствии со статьёй 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом N 229-ФЗ.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога (часть 14.1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определённая в качестве одного из принципов исполнительного производства (статья 4 Федерального закона N 229-ФЗ).
Частью 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2017 по делу N А32-19881/2017 на ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" была возложена обязанность в 30-дневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить, а в случае отсутствия - восстановить и передать Обществу на основании двухстороннего акта-приёма-передачи техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом N 2 по ул. Бондаренко в г.Туапсе, в том числе: оригиналы документов технического учёта жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; заверенные копии документов (актов) о приёмке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; заверенные копии актов осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учёта, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; акты допуска электроустановки в эксплуатацию и протоколы последнего замера сопротивления изоляции проводов, паспорта систем отопления и узлов присоединения, паспорта учёта водоснабжения со всеми приложениями, а так же схемы внутридомовых инженерных сетей с предоставлением актов разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведение и газоснабжения), протоколы измерения вентиляции, протоколы измерения сопротивления электросетей; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную территориальным органом Государственного земельного кадастра; заверенные копии документов о размере платежей за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и коммунальные услуги, полученных от собственников помещений и об их перечислении поставщикам энергоресурсов; актов сверок показаний приборов учёта; актов сверок начислений; сальдовых остатках за потреблённые собственниками жилищно-коммунальные услуги; актов сверок показаний индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов; справки о наличии либо отсутствии накопленных на специальном счёте денежных средств, перечисленных собственниками помещений для проведения капитального ремонта дома; оригинал технического паспорта на дом с экспликацией и поэтажными планами; заверенные копии актов ввода общедомовых приборов учёта потребленных энергоресурсов (горячей и холодной воды, тепловой и электрической энергии) в эксплуатацию и постановки их на коммерческий учёт; заверенные копия актов разграничения балансовой ответственности по каждому виду инженерных коммуникаций; акт допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии; оригинал паспорта узла учёта тепловой энергии; договор на техническое обслуживание жилого дома N 2 по ул. Бондаренко в г.Туапсе; акт допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии; оригинал паспорта узла учёта тепловой энергии; договор на техническое обслуживание жилого дома N 2 по ул. Бондаренко в г.Туапсе; оригиналы протоколов общих собраний, бюллетеней голосований, листов подсчёта голосов и иных документов общих собраний собственников; оригинал реестра собственников помещений, содержащие сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; предоставить отчёты по собранным и затраченным денежным средствам с 2013 года, содержанию и текущему ремонту дома, с подтверждающими документами права расходования денежных средств по данным статьям; списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а так же лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учётом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; энергетический паспорт многоквартирного дома N 2 по ул. Бондаренко в г.Туапсе.
10.04.2018 ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" направило начальнику Туапсинского районного отдела судебных приставов заявление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, указав, что документы, указанные в решении суда от 19.09.2017, переданы Обществу на основании акта от 07.07.2017 N 2 и по дополнительному акту от 11.09.2017 N 1.
30.04.2018 судебный пристав-исполнитель Аракелова Т.Э., указав на отсутствие передачи полного перечня технической и иной документации на многоквартирный дом N 2 по ул. Бондаренко, перечисленной в решении суда, пришла к выводу об отсутствии оснований для окончания исполнительного производства.
04.07.2018 ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о прекращении исполнительного производства от 31.03.2018 N 23638/18/23067-ИП в связи с отсутствием оставшейся документации.
15.08.2018 судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, по которому ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" частично передало Обществу техническую и иную документацию, указанную в решении суда от 19.09.2017, за исключением документов технического учёта жилого фонда.
Согласно пояснениям представителя должника к пункту 13 указанного акта, документы, подтверждающие право расходования денежных средств на содержание и текущий ремонт дома, отсутствуют.
По делу Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26103/2018 рассмотрено заявление и решением от 24.10.2018 суд отказал в прекращении исполнительного производства от 31.03.2018 N 23638/18/23067-ИП. Решение сторонами по делу не оспаривалось и вступило в законную силу.
31 октября 2018 года в Арбитражный суд Краснодарского края поступило заявление Общества о присуждении судебной неустойки за неисполнение вступившего в законную силу решения суда от 19.09.2017 по делу N А32-19881/2017 в размере 100000 рублей за каждый месяц неисполнения судебного акта и до его фактического исполнения.
Определением суда от 17.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019, требования Общества были удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа определение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019 по делу N А32-19881/2017 оставлены без изменений.
В принятых судебных актах, суды указали на отсутствие доказательств неисполнения ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" решения от 19.09.2017 по делу N А32-19881/2017.
06.11.2018 ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" обратилось с заявлением от 02.11.2018 к начальнику Туапсинского районного отдела судебных приставов об окончании исполнительного производства N 23638/18/23067-ИП в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, с приложением оригинала документов технического учёта многоквартирного дома N 2 по ул.Бондаренко, оригинала энергетического паспорта N 2/2013 здания жилого дома N 2 по ул. Бондаренко.
05.12.2018 судебным приставом-исполнителем Болдыревой А.Г. в присутствии понятых составлен акт, на основании которого Обществу были переданы оригиналы документов: документов технического учёта многоквартирного дома N 2 по ул. Бондаренко, энергетический паспорт N 2/2013 здания жилого дома N 2 по ул. Бондаренко.
Доказательств возврата указанных документов ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" в материалы дела не представлено.
Энергетический паспорт N 2/2013 жилого здания дома N 2 по ул.Бондаренко в г.Туапсе принят представителем Общества без замечаний. Документы технического учёта Обществом не были приняты, по причине их несоответствия Приказу Минземстроя от 04.08.1998 N 37, а также не были переданы схемы внутридомовых инженерных сетей (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения). (т.1 л.д. 84).
07.12.2018 ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" обратилось с письменным заявлением к начальнику Туапсинского районного отдела судебных приставов об окончании исполнительного производства N 23638/18/23067-ИП, в связи с фактическим исполнением решения суда, указав, что ссылка взыскателя на несоответствие принятых документов Приказу Минземстроя от 04.08.1998 N 37, неправомерна, поскольку соответствие документов данному приказу не требовалось по решению суда.
18.12.2018 судебным приставом-исполнителем Болдыревой А.Г. исполнительное производство N 23638/18/23067-ИП было окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ, в связи с фактическим исполнением ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со статьёй 64 Федерального закона N 229-ФЗ в рамках исполнительного производства судебный пристав вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; производить розыск должника, его имущества, розыск ребёнка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества и т.д.
В силу статьи 1, части 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств.
Часть 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ предусматривает перечень мер принудительного исполнения требований исполнительного документа.
В силу положений статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днём его вынесения, направляются, в частности, взыскателю и должнику.
Названные нормы Федерального закона N 229-ФЗ носят обязывающий, императивный характер, возлагая на судебного пристава-исполнителя обязанность по направлению в адрес взыскателя копии постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления об окончании исполнительного производства в указанный срок.
Постановление от 18.12.2018 об окончании исполнительного производства N 23638/18/23067-ИП получено Обществом 21.02.2019 (т1. л.д. 41).
Общество указывает, что по состоянию на 18.12.2018 должником фактически не были переданы следующие документы: оригиналы документов технического учёта жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; схемы внутридомовых инженерных сетей; документы, подтверждающие права расходования денежных средств по содержанию и текущему ремонту дома.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации. Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 416).
Согласно пункту 20 Постановления N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила). Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана принять меры к их восстановлению. Такая организация обязана передать восстановленные документы по отдельному акту приёма-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом (пункт 21 Постановления N 416).
В материалы дела представлены доказательства о передаче судебному приставу-исполнителю оригиналов документов технического учёта на многоквартирный дом N 2 по ул.Бондаренко (т.1, л.д. 25, т.2, л.д. 44-48, т.3 л.д.19-22).
Довод Общества о том, что представленные ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" не соответствуют требованиям приказа Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, апелляционный суд находит нормативно не обоснованным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что основной задачей государственного учёта жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учёта является технический учёт, который осуществляется путём проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.
Инструкция о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации разработана во исполнение названного Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 Минземстроем России, Московским областным бюро технической инвентаризации, Московским городским бюро технической инвентаризации, Республиканским управлением технической инвентаризации и определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учёта жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, который утвердил инструкцию о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации, регламентируют вопросы технической инвентаризации и не касаются отношений, возникающих при осуществлении управления многоквартирными домами в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что переданные должником судебному приставу-исполнителю документы во исполнение требований исполнительного документа, переданы взыскателю.
Доказательства оспаривания Обществом полученных в ходе исполнительного производства N 23638/18/23067-ИП от ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"", в материалы дела не представлены.
Апелляционный суд учитывает то обстоятельство, что в обоснование соблюдения ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" требований судебного акта, возложившего обязанность представить Обществу соответствующие документы, исполнительного документа, им как должником предпринимались попытки получить такие документы путём направления запроса 30.08.2019 в ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация", 03.10.2019 Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, 03.10.2019 Управление ЖКХ и ТЭК Администрации муниципального образования Туапсинский район, 03.10.2019 Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (т.3 л.д. 128-142). Из полученных должником ответов, не следует о соблюдении поименованных в запросах документам требованиям Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, а также о том, что такие документы должны находится у управляющей компании только в оригинале.
В материалы дела представлены доказательства передачи должником схем внутридомовых инженерных сетей, что подтверждается актом приёма-передачи от 11.09.2017 (т.2, л.д. 12-13), согласно которому должником в составе документации судебному приставу-исполнителю передавались указанные документы (пункт 4 акта).
Из содержания указанного акта не следует, что Общество не приняло поименованные документы, в том числе схемы, либо заявило какие-либо возражения относительно их содержания.
Доказательства наличия оригиналов документов, по мнению Общества не переданных должником, в материалы дела не представлены.
Доказательства их отсутствия у должника и не передаче Обществу, как указал в ходе исполнительного производства N 23638/18/23067-ИП, в материалы дела не представлены.
Согласно материалам исполнительного производства N 23638/18/23067-ИП, представитель Общества знакомился с материалами производства: 24.04.2018; 28.02.2019. Замечаний по содержания производства, Обществом не подавались.
Довод Общества о том, что ему не переданы должником документы, подтверждающие права расходования денежных средств по содержанию и текущему ремонту дома, апелляционный суд находит не основанным на доказательствах.
Апелляционным судом установлено, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2017 по делу N А32-19881/2017, не содержит перечень необходимых к передаче ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" к Обществу документов, подтверждающих права расходования денежных средств по содержанию и текущему ремонту спорного дома. Доказательства наличия оригиналов таких документов у должника, в материалы дела не представлены.
Наряду с этим, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что доводы суда первой инстанции не основаны на Правилах.
Согласно пункту 24 Правил введения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учёта жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учёта и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учёта (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Пунктом 25 Правил установлено, что застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях): первый экземпляр - товариществу собственников жилья, созданному в соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме; второй экземпляр - по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения в таком доме (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче; третий экземпляр - в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 26 Правил, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме); д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Доказательства получения должником таких документов, от лиц, поименованных в пунктах 24-25 Правил, в материалы дела не представлены. Отсутствие таких доказательств подтверждается и решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2017 по делу N А32-19881/2017.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"" выполнило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2017 по делу N А32- 19881/2017 и исполнила предмет требования по исполнительному производству N 23638/18/23067, в связи с чем, постановление от 18.12.2018, вынесенное судебным приставом-исполнителем Туапсинского районного отдела судебных приставов Болдыревой Анастасией Геннадьевной об окончании исполнительного производства N 23638/18/2367-ИП, возбуждённого на основании исполнительного листа серии ФС N 01942173 не соответствует положениям Федерального закона N 229-ФЗ и не нарушает права Общества при осуществлении им деятельности по управлению многоквартирным домом N 2 по ул. Бондаренко в г.Туапсе.
На основании изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, выводы суд первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение подлежит отмене в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2020 по делу N А32-8815/2019 отменить.
Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приморье" (ИНН 2365013122, ОГРН 1082365002720).
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8815/2019
Истец: ООО УК "Приморье", ООО управляющая компания "Приморье"
Ответчик: СПИ ТУАПСИНСКИЙ РОСП УФССП РФ ПО КК БОЛДЫРЕВА А. Г., судебный пристав-исполнитель Туапсинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Болдырева Анастасия Геннадьевна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "УК "Жилкомсервис", ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис", УФССП ПО КК
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9407/2021
10.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4408/2022
04.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9407/2021
19.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10864/2021
04.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7930/20
23.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7672/20
19.03.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8815/19
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10715/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10715/19
12.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11923/19
31.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8815/19