Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2020 г. N Ф09-6269/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А76-36447/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Каслинского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2020 по делу N А76-36447/2019.
В судебном заседании приняли участие представители индивидуального предпринимателя Зяблицевой Галины Ивановны - Ратнер Б.А. (паспорт, доверенность от 11.01.2019, диплом), Якимова М.Е. (паспорт, доверенность от 11.01.2019, диплом);
Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области - Беляева Е.Н. (удостоверение доверенность N 8 от 31.01.2020).
Индивидуальный предприниматель Зяблицева Галина Ивановна (далее - заявитель, ИП Зяблицева Г.И., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительным протокола публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш, опубликованного в Официальном вестнике Каслинского муниципального района N 67 24 июля 2019 года; о признании недействительным Заключения публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш, опубликованного в Официальном вестнике Каслинского муниципального района N 67 24 июля 2019 года.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области" (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области), Администрация Багарякского сельского поселения (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2020 (резолютивная часть объявлена 11.03.2020) требования заявителя удовлетворены: признано недействительными Протокол публичных слушаний и Заключение публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш, опубликованные в Официальном вестнике Каслинского муниципального района N 67 от 24 июля 2019 года.
В качестве восстановительной меры нарушенного права заявителя суд первой инстанции обязал Администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области утвердить проект межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш.
Также решением суда первой инстанции взыскано с администрации в пользу предпринимателя 300 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав предпринимателю в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что порядок утверждения проекта межевания территории предусматривает проведение публичных слушаний, то признавая протокол публичных слушаний и заключение по его итогам, суд первой инстанции обязал утвердить проект без учета мнения жителей территории, участвующих в обсуждении проекта и без проведения публичных слушаний, что, по мнению апеллянта, является нарушением публичных интересов.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции предпринимателем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица не явились. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Зяблицева Галина Ивановна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 3046677033400038.
ИП Зяблицевой Г.И. на праве собственности принадлежат земельные участки, находящиеся в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, расположенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области по запросу суда представлен Перечень земельных участков принадлежащих ИП Зяблицевой Г.И. находящихся в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, расположенных в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш (л.д. 3-77 т. 2, 94 т. 2) Указанные земельные участки расположены на землях населенных пунктов (категория), имеют вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
12.02.2019 ИП Зяблицева Г.И. обратилась в Администрацию Каслинского района Челябинской области с заявлением о вынесении решения о подготовке документации по "Разработке проекта планировки и межевания земельных участков, расположенных в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш, Челябинской области, Каслинского района, общей пл. 408,4 га" с приложением необходимых документов (л.д. 11-12 т. 1).
Постановлением Администрации Каслинского муниципального района от 08.04.2019 N 278 принято решение о подготовке проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш (л.д. 19-20 т. 1).
Пунктом 3 указанного постановления заявителю необходимо обеспечить подготовку проекта межевания территории и представить в администрацию Каслинского муниципального района.
25.04.2019 ИП Зяблицева Г.И. обратилась в Администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области с заявлением о принятии и осуществлении проверки Проекта планировки и межевания земельных участков, расположенных в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш, Челябинской области, Каслинского района, общей пл. 408,4 га" согласно постановлению от 08.04.2019 N 278. (л.д 8 т. 1) Постановлением Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области от 03.06.2019 N 434 назначены публичные слушания по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, распложенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш на 28 июня 2019 года в 14:30 часов в здании администрации Каслинского муниципального района (Челябинская область, Каслинский район. г. Касли ул. Ленина, 55) (л.д 20-21 т. 1).
Указанное Постановление опубликовано в "Официальном вестнике Каслинского муниципального района" N 60 от 05.06.2019, а также на официальном сайте Администрации Каслинского муниципального района.
Публичные слушания состоялись 28.06.2019, на публичных слушаниях приняли участие 7 человек, результаты отражены в Протоколе публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, распложенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш.
Согласно Протоколу публичных слушаний публичные слушания признаны состоявшимися, участники публичных слушаний решили отказать в утверждении представленного проекта межевания территории в связи с несоответствием документов схеме функционального зонирования территории освоения проекта плана генерального плана Багарякского сельского поселения. Рекомендовано обратиться с данным проектом межевания и планировки территории после внесения изменений в генеральный план Багарякского сельского поселения.
Указанный Протокол опубликован в "Официальном вестнике Каслинского муниципального района" N 67 от 24.07.2019, а также на официальном сайте Администрации Каслинского муниципального района (л.д. 22-24 т. 1, л.д. 80 т. 2).
По итогам проведения публичных слушаний Администрацией Каслинского муниципального района составлено Заключение публичных слушаний по документации по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, распложенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш (л.д. 22-24 т. 1, л.д. 79 т. 2).
В соответствии с данным Заключением разработчиком проекта планировки и межевания территории является: ООО "УСЭО". Проект межевания территории был размещен на официальном сайте Администрации Каслинского муниципального района. В ходе проведения публичных слушаний на рассмотрение Комиссии обращений от физических и юридических лиц с 03.06.2019 по 28.06.2019 включительно, письменных предложений не поступало. На публичных слушаниях был представлен проект межевания территории в границах кадастрового квартала публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш, участники публичных слушаний заслушали доклад начальника отдела информационного обеспечения инвестиционной деятельности управления экономики и инвестиций администрации Каслинского муниципального района Безродновой Н.А. Доклад сопровождался демонстрацией графических материалов. После доклада проект межевания территории был вынесен на обсуждение участников публичных слушаний. Заслушав и обсудив доклад и выступление, участники публичных слушаний решили: публичные слушания по проекту межевания признать состоявшимися; отказать в утверждении представленного проекта межевания территории в связи с несоответствием документов схеме функционального зонирования территории освоения проекта плана генерального плана Багарякского сельского поселения; опубликовать настоящее заключение в периодическом сборнике и на сайте Администрации.
Указанное Заключение опубликовано в "Официальном вестнике Каслинского муниципального района" N 67 от 24.07.2019, а также на официальном сайте Администрации Каслинского муниципального района (л.д. 22-24 т. 1, л.д. 80 т. 2).
Письмом от 09.07.2019 N 2913 Администрация Каслинского муниципального района сообщило ИП Зяблицевой Г.И. об отказе в утверждении проекта планировки и межевания земельных участков, расположенных в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш, общей площадью 408,4 га, до приведения в соответствие документов территориального планирования Багарякского сельского поселения, поскольку выявлено несоответствие представленного ИП Зяблицевой Г.И. проекта планировки и межевания земельных участков, расположенных в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш, общей площадью 408,4 га схеме функционального зонирования территории освоения проектного плана генерального плана Багарякского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Багарякского сельского поселения от 10.12.2012 N 97, а именно, данная территория относиться к землям сельскохозяйственного назначения.
Полагая, что протокол публичных слушаний, заключение публичных слушаний по проекту межевания территории, является незаконным и нарушающим права и законные интересы, предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя, руководствовался выводом о том, что при установленных судом обстоятельствах протокол публичных слушаний и заключение публичных слушаний по проекту межевания территории являются незаконными и нарушают права и законные интересы предпринимателя.
В целях восстановления нарушенных прав предпринимателя суд первой инстанции обязал Администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области утвердить проект межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с. Шаблиш.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следуюещего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории и проекта межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частями 15 и 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основная часть проекта планировки территории состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно части 9 статьи 43 указанного Кодекса проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса (часть 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции верно указано, что из системного толкования вышеуказанных норм следует, что до вынесения проекта планировки территории на публичное обсуждение осуществляется процедура, в рамках которой орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по результатам которой указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
При этом несоответствие проекта планировки территории требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для отклонения такой документации и направления ее на доработку еще до начала процедуры публичного обсуждения проекта планировки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Зяблицевой Г.И. на праве собственности принадлежат земельные участки, находящиеся в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, расположенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш (л.д. 3-77 т. 2, 94 т. 2). Указанные земельные участки расположены на землях населенных пунктов (категория), имеют вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании заявления предпринимателя, администрацией принято решение о подготовке проекта планировки и межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш (далее также - проект планировки и межевания) (л.д. 19-20 т. 1).
По итогам подготовки проекта планировки и межевания, предприниматель обратилась в администрацию с заявлением о принятии и осуществлении проверки проекта планировки и межевания.
Осуществив проверку проекта межевания, представленного предпринимателем, администрацией принято постановлением от 03.06.2019 N 434 назначает публичные слушания по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, распложенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш на 28 июня 2019 года в 14:30 часов в здании администрации Каслинского муниципального района (Челябинская область, Каслинский район. г. Касли ул. Ленина, 55) (л.д 20-21 т. 1). Указанное Постановление опубликовано в "Официальном вестнике Каслинского муниципального района" N 60 от 05.06.2019, а также на официальном сайте Администрации Каслинского муниципального района.
Как следует из протокола публичных слушаний, публичные слушания признаны состоявшимися, участники публичных слушаний решили отказать в утверждении представленного проекта межевания территории в связи с несоответствием документов схеме функционального зонирования территории освоения проекта плана генерального плана Багарякского сельского поселения. Рекомендовано обратиться с данным проектом межевания и планировки территории после внесения изменений в генеральный план Багарякского сельского поселения.
По итогам проведения публичных слушаний Администрацией Каслинского муниципального района составлено Заключение публичных слушаний, которым отказано в утверждении проекта планировки и межевания.
Как установлено судом, основанием для отказа явилось несоответствие проекта планировки и межевания действующему Генеральному плану Багарякского сельского поселения, в связи с тем, что спорные земельные участки, на которую представлены документы по планировке и межеванию территории расположены в границах Багарякского сельского поселения и относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что указанное несоответствие явилось следствием непринятия решения органами местного самоуправления о внесении изменений в Генеральный план Багарякского сельского поселения до настоящего времени по причине отсутствия финансирования.
Кроме того, как отмечалось судом ранее согласно сведений из кадастра, предоставленных суду в ходе судебного разбирательства из ФГБУ ФКП Управления Росреестра спорные земельные участки, находящиеся в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, расположенные в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км на юго-восток от с.Шаблиш (л.д. 3-77 т. 2, 94 т. 2), отнесены к категории земель населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Также согласно схеме территориального планирования Каслинского муниципального района, спорные земельные участки отнесены к землям населенных пунктов для жилой и общественной застройки, а в Правилах землепользования и застройки Багарякского сельского поселения Каслинского муниципального района (разработаны на основании постановления администрации Багарякского сельского поселения от 21.05.2013 N 10/1, утв. Решением Совета депутатов Багарякского сельского поселения от 10.12.2013 N 119), спорные земли отнесены к зоне индивидуальной и коттеджной застройки (Зона Ж-1).
Подготовка изменений и их утверждение в генеральный план отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (в том числе, представительных органов местного самоуправления) согласно положениям статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не может быть в рассматриваемом случае возложена (вменена в обязанности) предпринимателя.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что иных замечаний, кроме установленного несоответствия, в отношении проекта не заявлено, на собрании приняли участие только представители административного органа.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отказывая предпринимателю в утверждении представленного проекта по причине невнесения изменений в Генеральный план (при установлении факта противоречия генерального плану фактически зарегистрированной категории назначения спорных земельных участков и виду размешенного использования), орган местного самоуправления нарушает право и законные интересы собственника земельного участка и делает невозможным использование принадлежащих предпринимателю спорных земельных участков по их назначению (в соответствии с установленным видом разрешенного использования).
Между тем, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя о признании протокола публичных слушаний и заключения по его итогам в полном объеме, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в них, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Таким образом, при проведении публичных слушаний административным органом обеспечено право заинтересованных граждан участвовать в общественных обсуждениях (в форме слушаний), предоставлять свои комментарии, замечания и предложения.
Согласно части 18 статьи 5.1 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний.
Как установлено судом, процедура проведения публичных слушаний, состоявшихся 28.06.2019, не нарушена, публичные слушания признаны состоявшимися.
В соответствии с частью 18 статьи 5.1. ГрК РФ организатором публичных слушаний подготовлен и оформлен протокол публичных слушаний от 28.06.2019, в котором отражена решение участников слушаний, в том числе о признании публичных слушаний состоявшимися (пункт 1), об отказе в утверждении представленного предпринимателем проекта межевания (пункт 2) и публикации заключения в официальном источнике (пункт 3 протокола).
В соответствии с частью 21 статьи 5.1. ГрК РФ на основании протокола публичных слушаний организатором публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 28.06.2019. Как видно из представленного заключения, в нем отражены решения, принятые на публичных слушаниях (пункты 1-3 заключения).
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
Поскольку решение, принятое участниками на публичных слушаниях, явилось основанием отказа администрацией в утверждении проекта межевания в отношении земельных участков, принадлежащих предпринимателю на праве собственности, то именно пункты 2 протокола публичных слушаний и заключения по его итогам содержат решение, которые нарушают права и законные интересы предпринимателя и являются недействительными.
Вместе с тем, пункты 1 и 3 протокола публичных слушаний и заключения по его итогам о признании протокола публичных слушаний состоявшимися и обязательной публикации заключения в официальном источнике не нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае пункты 2 протокола публичных слушаний и заключения могут признаны недействительными как несоответствующие требованиям законодательства и нарушающие права и законные интересы заявителя. В удовлетворении пунктов 1 и 3 протокола публичных слушаний и заключения по его итогам о признании протокола публичных слушаний состоявшимися и обязательной публикации заключения в официальном источнике следует отказать.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Таким образом, суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
В рассматриваемом случае, исходя из установленных обстоятельств данного конкретного спора, с учетом того, что арбитражный суд не должен подменять орган местного самоуправления при принятии решения по представленным предпринимателем документам, суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Зяблицевой Галины Ивановны.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по апелляционной инстанции не подлежат распределению, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2020 по делу N А76-36447/2019 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Требования индивидуального предпринимателя Зяблицевой Галины Ивановны удовлетворить частично: признать недействительными пункт 2 протокола от 28.06.2019 публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км. на юго-восток от с.Шаблиш, пункт 2 заключения от 28.06.2019 публичных слушаний по проекту межевания территории в границах кадастрового квартала 74:09:0114002, площадью 408,4 га, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенной в Челябинской области, Каслинском районе, в 2,2 км. на юго-восток от с.Шаблиш, опубликованных в Официальном вестнике Каслинского муниципального района N 67 от 24 июля 2019 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Обязать Администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Зяблицевой Галины Ивановны.
Взыскать с Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области в пользу индивидуального предпринимателя Зяблицевой Галины Ивановны 300 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Зяблицевой Галине Ивановне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 700 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.07.2019 N 153."
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-36447/2019
Истец: Зяблицева Галина Ивановна
Ответчик: Администрация Каслинского муниципального района Челябинской области
Третье лицо: Администрация Багарякского сельского поселения, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра по Челябинской области"
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6269/20
16.03.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1611/2022
29.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6269/20
23.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5745/20
18.03.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-36447/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-36447/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-36447/19