г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А26-8669/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.В. Изотовой,
судей М.А. Ракчеевой, Н.Е. Целищевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.И. Янбиковой,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Предпринимателя представитель не явился,
от Министерства представитель не явился,
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мосягина Артура Олеговича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2023 по делу N А26-8669/2023 (судья Е.И. Левичева) по заявлению:
индивидуального предпринимателя Мосягина Артура Олеговича (Республика Карелия)
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13; ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110)
о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мосягин Артур Олегович (далее - Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) от 23.06.2023 N 3845-М/20р "Об отмене распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 06.05.2022 N 2652-М/20р о предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Решением от 12.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что распоряжением о предварительном согласовании предоставления земельного участка указано на необходимость уточнения границ испрашиваемого участка, срок действия указанного распоряжения - до 06.05.2024, в связи с чем кадастровым инженером выполняются работы по уточнению границ, отмена распоряжения препятствует завершению этих работ; обстоятельства, на которые сослались Министерство и суд, не подтверждены соответствующими доказательствами, спорный земельный участок снят с кадастрового учета 30.06.2023, на дату рассмотрения настоящего спора сведения, содержащиеся в представленной Министерстве выписке из Единого государственного реестра недвижимости имели статус "архивные".
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, указывает со ссылкой на аналитическое заключение от 29.01.2023, что границы испрашиваемого заявителем земельного участка пересекают зону Кондопожского лесничества, расположенного на землях лесного фонда Республики Карелия, названный земельный участок расположен на расстоянии менее 20 метров от границы водоохранной зоны, в связи с чем Министерством принято решение об отмене ранее изданного распоряжения, 13.11.2023 Предприниматель обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 12 613 кв. м в кадастровом квартале 10:03:0072601.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предприниматель 16.02.2022 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении без проведении торгов в собственность за плату земельного участка площадью 19 862 кв. м с кадастровым номером 10:03:0072601:1013, находящегося по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Распоряжением от 06.05.2022 N 2652-м/20р Министерство предварительно согласовало предоставление в собственность земельного участка площадью 19 862 кв. м с кадастровым номером 10:03:0072601:1013 с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район.
В силу пункта 2 названного распоряжения предоставление земельного участка в собственность Предпринимателю возможно после уточнения границ испрашиваемого земельного участка.
Впоследствии 23.06.2023 Министерство распоряжением N 3845-м/20р отменило распоряжение от 06.05.2022 N 2652-м/20р.
Полагая, что принятие указанного распоряжения является преждевременным, поскольку не истек срок действия распоряжения от 06.05.2022 N 2652-м/20р, препятствует выполнению (завершению) кадастровых работ по уточнению границ испрашиваемого участка, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, указал, что имели место обстоятельства, исключающие предоставление спорного участка в собственность.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом на основании статьи 65 АПК РФ бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Действующее законодательство не ограничивает право органа государственной власти, предоставляющего государственные услуги, на отмену ранее принятого им правового акта в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется передача в собственность земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для указанных целей.
Так, согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
В силу пункта 3 статьей 39.18 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 ЗК РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 5 статьи 39.18 ЗК РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает следующее решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Таким образом, предусмотренный статьей 39.18 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков предполагает выявление иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка и проведение аукциона в случае наличия заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, сама же процедура предоставления участков регламентирована статьями 39.14, 39.15 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком.
Таким образом, первой стадией предоставления земельного участка без поведения торгов является подготовка схемы его расположения в случае, если участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в числе прочего должна быть приложена схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ самостоятельным основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является невозможность утверждения приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Материалами дела подтверждается, что к заявлению Предпринимателя от 16.02.2022 не была приложена схема расположения земельного участка, в связи с чем решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято с нарушением установленного ЗК РФ порядка предоставления земельного участка без торгов в отсутствие схемы расположения земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным распоряжения Министерства об отмене распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке самоконтроля.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2023 по делу N А26-8669/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8669/2023
Истец: ИП Мосягин Артур Олегович
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия