г. Чита |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А78-1183/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Детокс" на мотивированное решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 мая 2020 года по делу N А78-1183/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Детокс" (ОГРН 1097536003290, ИНН 7536101571) к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536001280, ИНН 7536057690) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2 от 30.01.2020
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Детокс" (ООО "Детокс"), обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2 от 30 января 2020 года.
Решением суда первой инстанции от 06.05.2020 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда являются ошибочными, сделанными без учета фактических обстоятельств дела и неправильном толковании законодательства.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.05.2020.
Согласно пункту 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Согласно части 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главами 29, 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 2 от 30.01.2020 общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 21 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Диспозиция ч. 21 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Субъектом ответственности являются лица, в адрес которых выданы предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения регулирующие здравоохранение.
Объективная сторона вменяемому обществу правонарушения состоит в неисполнении им законного предписания N 58 от 12.07.2019, что установлено актом проверки от 27.01.2020.
Так, предписанием обществу вменялось, в том числе, следующее.
1). Общество осуществляло медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии) по адресу: 672014, Забайкальский край, г. Чита, ул. Комсомольская, 42, строение 1, с 01.01.2013 по 04.07.2019 года.
При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
анестезиологии и реаниматологии;
- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по:
анестезиологии и реаниматологии.
При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
- при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по:
анестезиологии и реаниматологии.
При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: сестринскому делу
2). Специалист Долгов Р.В. работает в ООО "Детокс" в должности токсиколога с 1 августа 2015 года, но необходимое образование по токсикологии Долгов Р.В. имеет с 26 июня 2019 года.
Врач анестезиолог-реаниматолог Зырянов СВ. оказывает медицинскую помощь по профилю "токсикология" при отсутствии сертификата специалиста по специальности "токсикология".
3). ООО "Детокс" не имеет принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
не соблюдается стандарт оснащения кабинета врача психиатра-нарколога, отсутствует прибор для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе - 1 шт.;
не соблюдается стандарт оснащения наркологического отделения, отсутствует прибор для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе - 1 шт.;
не соблюдается стандарта оснащения терапевтического кабинета, отсутствует измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлоуметр) со сменными мундштуками - 1 шт.
4). Не соблюдаются порядки оказания медицинской помощи:
- ООО "Детокс" организовало оказание медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" пациентам вне медицинской организации (на дому), где врачипсихиатры-наркологи проводят обследование пациента, устанавливают диагноз, назначаются и выполняются лечебные мероприятия (внутривенное введение лекарственных препаратов), в то время как вне медицинской организации по профилю "психиатрия-наркология" медицинская помощь оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н;
- кабинет врача-психиатра-нарколога создается для оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в амбулаторных условиях, тем самым оказание медицинской помощи вне медицинской организации не относится к компетенции врача психиатра-нарколога данного кабинета;
- обследование, лечение и медицинская реабилитация лиц с наркологическими расстройствами осуществляется на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в представленных медицинских картах (N 431Д, N 435Д, N 501Д, N 503Д, N 504Д) установлено несоблюдение стандарта первичной медико-санитарной помощи при абстинентном синдроме, вызванном употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.09.2012 N 124н, так как не выполнены медицинские услуги с кратностью предоставления 1 для диагностики заболевания, состояния - проведение реакции Вассермана (RW), общий (клинический) анализ крови, анализ крови биохимический общетерапевтический, анализ мочи общий, регистрация электрокардиограммы и расшифровка, описание и интерпретация электрокардиографических данных;
- обследование, лечение и медицинская реабилитация лиц с наркологическими расстройствами осуществляется на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в представленных медицинских картах (N 657, N 670, N 684, N 686, N 688) установлено несоблюдение стандарта первичной медико-санитарной помощи при абстинентном синдроме, вызванном употреблением психоактивных веществ,
5). Не соблюдается установленный порядок предоставления платных медицинских услуг:
- исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых не соответствует условиям договора, при этом в договоре отсутствуют условия в отношении ограничении требований к качеству представляемых медицинских услуг, таким образом, к качеству представляемых услугам предъявляются требования соответствующего вида;
- информированное добровольное согласие потребителя (законного представителя потребителя) оформлено с нарушение требований установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (часть 7 статьи 20 Закона N 323-ФЗ) - в информированном добровольном согласии отсутствует подпись медицинского работника, который проводил информирование.
По результатам проверки составлен акт N 159 от 12 июля 2019 года. Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи Обществу предписания N 58 от 12 июля 2019 года (т. 1, л.д. 36-38) в соответствии с которым ООО "Детокс" обязано устранить нарушения в срок до 13 января 2020 года, в части пункта 5 "Устранить немедленно".
На основании распоряжения от 14 января 2020 года N П75-7/20 (т. 2, л.д. 10-14) в период с 16 по 27 января 2020 года должностными лицами Росздравнадзора проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания N 58 от 12 июля 2019 года, в ходе которой было установлено и отражено в оспариваемом постановлении N02 от 30.01.2020 (т.1, л. 28 ), что Обществом не исполнены в частности следующие нарушения, указанные в пункте 4 и 5 предписания N58 от 12.,07.2019, а именно:
Пункт 4 предписания (частично):
- не соблюдаются порядки оказания медицинской помощи:
2. п. 2, п. 15, п. 16 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" утв. Приказом Минздрава РФ от 30.12.2015 N 1034н - ООО "Детокс" организовывает оказание медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" пациентам вне медицинской организации (на дому), где врачи-психиатры-наркологи проводят обследование пациента, устанавливают диагноз, назначается и выполняется лечебные мероприятия (внутривенное введение лекарственных препаратов), в то время как вне медицинских организаций по профилю "психиатрия-наркология" медицинская помощь оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи;
- Приложение N 4 к Порядку - кабинет врача-психиатра-нарколога создается для оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в амбулаторных условиях, тем самым оказание медицинской помощи вне медицинской организации не относится к компетенции врача психиатра-нарколога данного кабинета;
- Приложение N 7 к Порядку - обследование, лечение и медицинская реабилитация лиц с наркологическими расстройствами осуществляется на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в представленных медицинских картах (N 431Д, N 435Д, N 501Д, N 503Д, N 504Д) установлено несоблюдение стандарта первичной медико-санитарной помощи при абстинентном синдроме, вызванном употреблением психоактивных веществ.
(Нарушены положения п. 3, п. 15, п. 16 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" утвержденная приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 N 1034н, п. 7 Приложения N 4 к Порядку).
Пункт 5 предписания (частично):
- не соблюдается установленный порядок предоставления платных медицинских услуг:
исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых не соответствует условиям договора, при этом в договоре отсутствуют условия в отношении ограничения требований к качеству представляемых медицинских услуг, таким образом, к качеству представляемых услугам предъявляются требования соответствующего вида (нарушены положения подпункта в) пункта 5 Положения о лицензировании, пунктов 27 раздела V "Порядок предоставления платных медицинских услуг" Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006).
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из следующего.
По смыслу объективной стороны вменяемого обществу правонарушения, следует, что неисполнение предписания состоит в том, что обществом не устранены нарушения, выявленные и имевшие место быть на момент выдачи предписания, что должно характеризовать их длящимся характером.
Как следует из материалов дела, содержания предписания и оспариваемого постановления об административном правонарушении, обществу вменяется, что оно нарушило положения п. 3, п. 15, п. 16 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" утвержденная приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 N 1034н, Приложение N 4 и 7 к Порядку, поскольку, по мнению административного органа, общество не вправе осуществлять "лечение на дому по профилю "психиатрия-наркология", поскольку указанное допускается осуществлять только в амбулаторных условиях, в стационаре или дневном стационаре.
При этом указанные обстоятельства подтверждаются медицинскими картами N N 431Д, N 435Д, N 501Д, N 503Д, N 504Д, 657, N 670, N 684, N 686, N 688 поименованных в предписании и постановлении.
Между тем суд апелляционной инстанции усматривает, что противоправные действия совершены обществом на 12.07.2019, что отражено в акте проверки от 12.07.2019 и предписании N 58.
Таким образом, на 12.07.2019 указанные правонарушения считаются совершенными, оконченными, поскольку, как утверждает административный орган, именно в рамках лечения (по данным медицинских карт) обществом допущены указанные нарушения.
При этом, требование предписания N 58 от 12.07.2019 устранить нарушения, выявленные при амбулаторном лечении лиц по названным медицинским картам N 431Д, N 435Д, N 501Д, N 503Д, N 504Д, 657, N 670, N 684, N 686, N 688 является незаконным, поскольку указанные действия не являются длящимися нарушениями и окончены в момент завершения оказания медицинских услуг.
Доказательств, что на 27.01.2020 лечение по указанным медицинским картам продолжалось с нарушением установленного законодательством порядка, административный орган не установил в ходе проверки от 27.01.2020 и в суд не представил.
Как указывает административный орган, именно в рамках лечения по указанным медицинским картам общество нарушило пункты 3, 15 и 16 Порядка N 1034н, Приложение N 4, N 7 к Порядку N 1034н. Вне рамок оказания лечения нарушить указанные пункты нельзя.
Суд апелляционной инстанции понимает, что поскольку лечение (по указанным медицинским картам) было окончено на 12.07.2019, доказательств иного не установлено, то привести осуществлённое лечение в соответствии со стандартами лечениями также не представляется возможным, поскольку факт правонарушения считается уже совершившимся, а требовать устранения можно только длящегося правонарушения.
Следовательно, предписание N 58, которое требовало от общества устранить нарушения при оказании медицинских услуг (по указанным медицинским картам), при условии, что такое оказание медицинских услуг окончено на 12.07.2019, является незаконным.
Нельзя требовать от общества устранения нарушений, фак которых совершился, и на момент проверки правонарушение было окончено.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом административного органа и судом первой инстанции о том, что указанные нарушения не связаны с указанными медицинскими картами, поскольку, именно через указанные медицинские карты может подтверждаться факт ненадлежащего оказания медицинских услуг и (или) с нарушением установленного порядка.
Следовательно, в данной части предписание является неисполнимым и незаконным.
Кроме того суд апелляционной инстанции, оценив выводы административного органа и суда первой инстанции в данной части, исходит из следующего.
Статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1).
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи (ч.2).
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Общество имеет лицензию N ЛО-75-01-001615 от 09.12.2019 на осуществление Медицинской деятельности согласно приложению (ям) (т. 1, л. 49).
Как следует из лицензии общества, в рамках осуществляемой им медицинской деятельности, оно вправе оказывать при оказании первичной, в том числе при доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги), в том числе:
4) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
неврологии, неотложной медицинской помощи, психиатрии, психиатрии-наркологии, психотерапии, рефлексотерапии, токсикологии, функциональной диагностике (т. 1, л. 52, оборотная сторона).
Из указанного следует, что общество вправе оказывать услуги первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в том числе по психиатрии-наркологии, токсикологии.
Статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (ч.1).
К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь (ч.2).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (ч.3).
Формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью (ч.4).
Статьей 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ч.1).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч.5).
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (ч.6).
Из указанного следует, что законом допускается оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи.
В силу прямого указания закона такая помощь допускается в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Из указанного также следует, что первичная специализированная медико-санитарная помощь включает в себя, в том числе, диагностику и лечение заболеваний и состояний, амбулаторно.
При этом первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, к которым относится, в том числе врач психиатр-нарколог.
Из указанного следует, что первичная медико-санитарная помощь оказывается, в том числе и в амбулаторных условиях, (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника, путем оказания специализированной медицинской помощи, врачом-специалистом.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология".
Настоящий Порядок устанавливает правила организации и оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинские организации) (п.1).
Медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология" (далее - медицинская помощь) осуществляется в том числе, в виде: первичной медико-санитарной помощи (п.2).
Из указанного следует, что медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология" может осуществляется, в том числе, в виде первичной медико-санитарной помощи, в специализированной форме.
Пунктом 3 Порядка установлено, что медицинская помощь оказывается в том числе, в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Действительно, содержание п. 2 ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которая устанавливает, что медицинская помощь может отказываться амбулаторно, (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника и п. 3 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н определяющего виды условий оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" имеют расхождение в содержании, поскольку Порядок не содержит указания на то, что амбулаторное лечение включает в себя, в том числе понятие "на дому при вызове медицинского работника".
Оценив указанное, суд апелляционной инстанции руководствуется положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих следующее.
Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления (ч.1).
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (ч.2).
С учетом указанного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что медицинская помощь, оказывается амбулаторно, т.е. в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) при самостоятельном обращении пациента, по направлению врачей-специалистов или по решению судьи (п. 12 Порядка).
Врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам (п. 13 Порядка)
При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний пациент направляется в медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающую специализированную медицинскую помощь (п. 14 Порядка).
Суд считает, что с учетом имеющейся у общества лицензии, оно вправе оказывать специализированную (врачом-психиатром-наркологом) первичную медико-санитарную помощь по профилю "психиатрия-наркология" в условиях амбулаторного лечения (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Доказательств, что общество не имело возможности оказать медицинскую помощь (лицам, указанным в амбулаторных картах) в рамках специализированной первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний, и обязано было направить пациентов в медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающую специализированную медицинскую помощь, с амбулаторного лечения в стационар, в суд не представлено.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции усматривает, что выводы в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении N 2 от 30.02.2020 о том, что общество не исполнило предписание N 58 в части нарушений пунктов 3, 15 и 16 Порядка N 1034н, Приложение N 4, N 7 к Порядку N 1034н (т. 1, л. 32) являются ошибочными, как и выводы суда первой инстанции в этой части.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции не усматривает, что выше указанные действия образуют объективную сторону вменяемого обществу правонарушения, поскольку предписание N 58 в данной части неисполнимо и незаконно.
Оценивая п. 5 предписания и выводы постановления по делу об административном правонарушении, относительно исполнения данного пункта предписания, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Так, административный орган, с чем согласился суд первой инстанции, установил, что обществом не исполнен частично п. 5 Предписания, в части соблюдения требований пункта 27 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, поскольку обществом не соблюдается установленный порядок предоставления платных медынских услуг.
В частности в предписании указано, что в договоре отсутствуют условия в отношении ограничений требований к качеству представляемых медицинских услуг.
Срок исполнения "Устранить немедленно". Информацию предоставить до 13.01.2020
Как указало общество приказом N 5 от 15.07.2019, Приказом N 24 от 25.07.2019 утверждена и введена в действие новая типовая форма договора об оказании платных медицинских услуг физическим лицам (т. 1, л. 120-122).
Из постановления административного органа "указанная форма не свидетельствует об устранении нарушений по предоставлению платных медицинских услуг, качество которых должно соответствовать условиям договора", в связи с чем административный орган пришел к выводу, что нарушение не устранено.
Суд апелляционной инстанции усматривает, что поскольку обязанность устранения данного нарушения определена как "немедленно", то срок исполнения в данной части предписания истек 12.07.2019, в день вручения предписания, с 13.07.2019 начинает исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнения предписания в данной части.
То обстоятельство, что сведения об устранении нарушений общество вправе было представить в административный орган до 13.01.2020, не свидетельствует о том, что обязанность исполнения по устранению данного нарушения истекает также 13.01.2020.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за его исполнение начинает исчисляться с 13.07.2019.
Поскольку административный орган привлек общество к административной ответственности 30.01.2020, то, по мнению суда апелляционной инстанции, сделал он это за рамками двухмесячного срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисляемого со дня, когда общество должно было исполнить обязанность по устранению выявленного нарушения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает, что в данной части административный орган представил доказательства наличия в действиях общества события и объективной стороны вменяемого правонарушения, поскольку административный орган не дал правовой оценки новой редакции договора и не указал в чем выражается несоответствие новой редакции договора Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и Приказу N 1034н от 30.12.2015 Министерства здравоохранения РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений; далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Применяя указанную выше норму суд считает, что предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Таким образом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции установил, что требование оспариваемого предписания в рассматриваемой части содержит общие формулировки, лишь констатирующие, что "указанная форма не свидетельствует об устранении нарушений по предоставлению платных медицинских услуг, качество которых должно соответствовать условиям договора", при этом нет конкретизации, отсутствует определенность, пришли к верному выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям, установленным действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции усматривает, что поскольку административный орган не представил доказательств законности предписания в рассмотренной части, то, следовательно, он не представил доказательств наличия в действиях общества события и объективной стороны вменяемого ему правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
На основании статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, событие и объективную сторону вменяемого административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.
В свою очередь, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч. 2).
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в порядке ст. 270 АПК РФ, в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Требования общества подлежат удовлетворению.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268, 269, 270, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "06" мая 2020 года по делу N А78-1183/2020 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Постановление Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2 от 30 января 2020 года признать незаконным и отменить.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1183/2020
Истец: ООО "Детокс"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ