город Воронеж |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А35-7884/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Павлов О.А., представитель по доверенности N 453 от 19.11.2019 сроком на один год, диплом о высшем юридическом образовании рег. номер С-274 от 02.07.2011;
от общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГРУПП": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" на решение Арбитражного суда Курской области от 07.02.2020 по делу N А35-7884/2019 по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям к обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГРУПП" (ОГРН 1154632000731, ИНН 4632199211) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - заявитель, административный орган, Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГРУПП" (далее - ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП", лицо, привлекаемое к ответственности, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.02.2020 по делу N А35-7884/2019 заявленные требования удовлетворены, ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" ссылается на то, что 21.03.2019 при проведении внеплановой выездной проверки на предприятии были отобраны пробы мясной продукции, по результату исследования которых в фарше курином была обнаружена Listeria monocytogenes, после чего ООО "Инвест-Групп" самостоятельно направило контрольный образец для повторного исследования, по результатам которого Listeria monocytogenes выявлена не была. Также Общество ссылается на то, что фарш куриный "Натуральный", выработанный 20.03.2019, исследовался три раза, два из которых в ОБУ "Курская областная ветеринарная лаборатория", Listeria monocytogenes не выявила, что подтверждается протоколами испытаний N 1620-УК от29.03.2019, N 1761 -УК от 08.04.2019. Кроме того, в актах отбора проб от 21.03.2019 N176339, N 175750 указано неправильное время отбора проб. Общество указывает, что им выполняются требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства, имеются все требуемые сертификаты соответствия продукции. Кроме того, по мнению Общества судом необходимо было применить ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям обосновывает законность принятого судом решения и указывает на то, что доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению поводов, ранее изложенных Обществом в отзыве на заявление о привлечении к административной ответственности, которым судом первой инстанции уже дана надлежащая правовая оценка в решении суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП", извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явилось.
От ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с нахождением представителя на больничном.
В силу части 3 статьи 158 АПК РФ, в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
По смыслу приведенной нормы, такое процессуальное действие суда как отложение судебного разбирательства является его правом, предоставленным для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если признает причины для отложения судебного разбирательства не уважительными.
Согласно положениям статей 59 и 61 АПК РФ Общество, являясь юридическим лицом, вправе иметь несколько представителей для участия в арбитражном процессе.
Таким образом, невозможность явки представителя не может служить основанием для отложения судебного разбирательства, поскольку общество, заблаговременно извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, могло обеспечить явку в судебное заседание арбитражного суда другого полномочного представителя. Доказательств невозможности привлечения и явки в судебное заседание иных представителей, не представлено.
Разрешая вопрос об отложении судебного заседания, судебная коллегия, руководствуясь ст. 158, 184, 266 АПК РФ, не находит оснований для признания указанной причины неявки в судебное заседание уважительной, в связи с чем в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП", апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, 14.03.2019 Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям издано распоряжение N 217-РК о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП", осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу: 305025, Российская Федерация, Курская область, г. Курск, ул. 1-я Строительная, д. 8.
Копия распоряжения получена 15.03.2019 генеральным директором ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" Симуниным М.В. под роспись (т. 1 л.д. 14).
Указанная проверка проводилась с целью исполнения Протокола заседания Постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1; Приказа Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С.А. Данкверта N 1449 от 14.12.2018 "О проведении проверок", Приказа Руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Черного Е.С. N770 от 25.12.2018 "О проведении проверок".
В ходе проверки административным органом выявлены следующие нарушения:
- согласно срочному отчету о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, N 401-19/1 от 07.02.2019 в фарше куриный "Натуральный" замороженный, отобранного 29.01.2019 в магазине "Продукты" индивидуального предпринимателя Емельяновой Ирины Николаевны по адресу: Курская область, Рыльский район г. Рыльск, Р. Люксембург, д. 81, стр. г (акт отбора N 1119584 от 29.01.2019), выработанного 16.01.2019 обществом с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГРУПП" (ОГРН-1154632000731; ИНН-4632199211), обнаружена Listeria monocytogenes, значение нормативное - не допускается в 25,0 г., установленное значение обнаружена в 25,0 г;
- согласно срочному отчету о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, N 1638-19 ОВ/1 от 25.03.2019 в тушке цыпленка-бройлера 1 категории замороженной отобранной 21.03.2019 в магазине "Никита-1" индивидуального предпринимателя Ужеговой Ольги Михайловны по адресу: Курская область, Пристенский район, рп. Пристень, ул. Кирова, д. 34, стр. А (акт отбора N176339 от 21.03.2019), выработанной 25.02.2019 обществом с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГРУПП" (ОГРН-1154632000731; ИНН 4632199211), превышен уровень КМАФАнМ, значение нормативное - не более не более 5,0 x l05, установленное значение 5,6 x 106;
- согласно срочному отчету о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, N 1632-19 ОВ/1 от 25.03.2019, срочному отчету о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, N 1633-19 ОВ/1 от 25.03.2019 в фарше курином натуральном замороженном, отобранном 21.03.2019 в магазине индивидуального предпринимателя Воробьева Сергея Викторовича по адресу: Курская область, Пристенский район, пгт. Кировский ул. Дзержинского, д. 42 (акты отбора от 21.03.2019 N 175750 и N 1175740), выработанном 25.02.2019 обществом с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГРУПП", превышен уровень КМАФАнМ, значение нормативное - не более 5,0x105, установленное значение 7,5x106, 9,6 х106 соответственно.
По результатам проверки Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям составлен акт проверки от 15.04.2019 N 217 (т. 1 л.д. 37-42).
Генеральный директор ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" Симунин М.В. 15.04.2019 ознакомлен с указанным актом, получил его копию со всеми приложениями, о чем свидетельствует подпись на акте (т. 1 л.д. 41).
Уведомлением от 29.07.2019 (т. 1 л.д. 132) ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" было извещено о времени и месте (г. Курск, ул. Радищева, д. 7, каб. 607, 06.08.2019 в 11 час. 00 мин.) составления протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление получено лично генеральным директором ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" Симуниным М.В. 29.07.2019 под роспись.
06.08.2019 государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Смирновым М.А. в присутствии генерального директора ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" Симунина М.В. составлен протокол об административном правонарушении N 217, в соответствии с которым ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" нарушены требования п. 1, п. 2, п. 5 ст. 7 Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) (утвержден Решением Комиссии Таможенного Союза N 880 от 8 декабря 2011 года), а также пункт 47 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, что влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Как следует из письменных объяснений генерального директора ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" Симунина М.В., изложенных в протоколе: "с нарушениями, указанными в протоколе, согласен, претензий к проверке не имею. По факту обнаружения в фарше куриный натуральный замороженный Listeria monocytogenes проведен усиленный лабораторный контроль в ОБУ "Курская областная ветеринарная лаборатория", результат отрицательный. По фактам превышения уровня КМАФАнМ в тушке цыпленка бройлера I категории замороженной, в фарше курином натуральном замороженном на предприятии усилен контроль, результаты исследования отобранных проб на КМАФАнМ отрицательные".
На основании указанного протокола, учитывая, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, рассматриваются арбитражными судами, Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям обратилось в арбитражный суд с рассмотренным заявлением и материалами административного производства.
Суд области, придя к выводу о наличие в действиях ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, привлек общество к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в том числе продавец соответствующей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной (умыслом либо неосторожностью).
В силу ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В соответствии с п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 20 указанного Закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Согласно ст. 11 Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека пищевых продуктов при производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
09.12.2011 Решением комиссии Таможенного союза N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), который устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту (пункт 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011).
В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных (пункт 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011).
Гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, установлены в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (далее - ЕСТ) (пункт 1.1 статьи 1 указанных требований).
Согласно пункту 47 раздела 1 главы II ЕСТ, в пищевых продуктах не допускается наличие патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, их токсинов, вызывающих инфекционные и паразитарные болезни или представляющих опасность для здоровья человека согласно данным Единым требованиям.
В соответствии с пунктом 51 ЕСТ, гигиенические нормативы по микробиологическим показателям безопасности пищевых продуктов включают, в том числе, следующие группы микроорганизмов:
- санитарно-показательные, к которым относятся: количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ), бактерии группы кишечных палочек - БГКП (колиформы), бактерии семейства Enterobacteriaceae, энтерококки;
- патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы и Listeria monocytogenes.
Как следует из материалов дела, административным органом установлены нарушения гигиенических нормативов по микробиологическим показателям безопасности пищевых продуктов в выработанной ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" продукции:
- в фарше курином "Натуральный" замороженном обнаружена Listeria monocytogenes (обнаружена в 25,0 г);
- в тушке цыпленка-бройлера 1 категории замороженной превышен уровень КМАФАнМ (установленное значение 5,6x106);
- в фарше курином натуральном замороженном превышен уровень КМАФАнМ (установленное значение 7,5x106, 9,6 х106).
В полуфабрикатах из мяса птицы натуральных содержание L. monocytogenes в 25 г не допускается (пункт 1.9.2 таблицы ЕСТ "Мясо и мясопродукты; птица, яйца и продукты их переработки группа 02, из группы 04 (яйца птицы), группа 16 (готовые к употреблению продукты)").
В тушках и мясе птицы (фасованное охлажденное, подмороженное, замороженное) допустимый уровень КМАФАнМ, КОЕ/г составляет не более 5 x 105.
В полуфабрикатах из мяса птицы натуральных (мясокостные, бескостные без панировки) допустимый уровень КМАФАнМ, КОЕ/г составляет не более 1 x 105.
В рассматриваемом случае вменяемые обществу нарушения гигиенических нормативов подтверждаются срочными отчетами о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм N 401-19/1 от 07.02.2019 (т. 1 л.д. 57), N 1638-19 ОВ/1 от 25.03.2019 (т. 1 л.д. 124), N 1632-19 ОВ/1 от 25.03.2019 (т. 1 л.д. 126), N 1633-19 ОВ/1 от 25.03.2019 (т. 1 л.д. 125).
Доводы общества "ИНВЕСТ-ГРУПП", связанные с недоверием к проведенным Орловским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лабораторная" относительно содержания Listeria monocytogenes в фарше курином "Натуральный" замороженном, отобранном 29.01.2019 в магазине "Продукты" индивидуального предпринимателя Емельяновой Ирины Николаевны по адресу: Курская область, Рыльский район г. Рыльск, Р. Люксембург, д. 81, стр. г (акт отбора N 1119584 от 29.01.2019), сводятся к тому, что указанные микроорганизмы обнаруживались данной лабораторией в продукции, выработанной в марте 2019 года, при этом продукция, выработанная в марте 2019 года также исследовалась Областным бюджетным учреждением "Курская областная ветеринарная лаборатория", не обнаружившим Listeria monocytogenes.
Указанные доводы отклоняются, поскольку по результатам исследования проб продукции, отобранных 21.03.2019 на предприятии, Listeria monocytogenes не выявлялась. В материалах дела отсутствуют документы, доказывающие обратное.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено, что несмотря на то, что Listeria monocytogenes была выявлена, согласно срочному отчету о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм N 401-19/1 от 07.02.2019 (т. 1 л.д. 57), в фарше курином "Натуральный" замороженном, отобранном 29.01.2019 в магазине "Продукты" индивидуального предпринимателя Емельяновой Ирины Николаевны по адресу: Курская область, Рыльский район г. Рыльск, Р. Люксембург, д. 81, стр. г (акт отбора N 1119584 от 29.01.2019), какие-либо доказательства, связанные с отсутствием Listeria monocytogenes в продукции, выработанной обществом "ИНВЕСТ-ГРУПП" в иное время, в том числе в марте 2019 года, не могут быть признаны доказательствами, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (часть 1 статьи 67 АПК РФ), поскольку никаким образом не подтверждают и не опровергают факта обнаружения Listeria monocytogenes в фарше курином, отобранном 29.01.2019 (акт отбора N 1119584 от 29.01.2019).
Довод апелляционной жалобы о том, что в актах отбора проб от 21.03.2019 N 176339, N 175750 указано неправильное время отбора проб, рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен, исходя из следующего.
Пунктом 125 Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, установлено, что отбор проб должен документироваться путем оформления акта об отборе проб (образцов) по форме в соответствии с приложением N 1.
Указанное приложение N 1 предусматривает отметку о времени отбора проб с точностью до минуты.
Составление акта отбора проб, как это усматривается из положений раздела IX. "Отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза", служит целям подтверждения самого факта такого отбора, а также соблюдения установленной процедуры отбора.
Как видно из представленных в материалы дела копий актов N 176339 от 21.03.2019 (т. 1 л.д. 119) и N 175750 от 21.03.2019 (т. 1 л.д. 120), время отбора в них действительно указано как 00 час. 00 мин. и 08 час. 00 мин. соответственно.
Согласно письменным пояснениям административного органа, должностным лицом при оформлении данного акта отбора проб в ФГИС "Меркурий" была допущена техническая ошибка (опечатка); информация о времени отбора проб относится к сведениям, не подлежащим редактированию, в связи с чем, у должностного лица отсутствовала возможность внесения изменений в акт отбора проб в части исправления времени отбора проб.
Данный факт не подвергает сомнению достоверность результатов исследования, поскольку отбор проб осуществлялся должностным лицом Управления в режиме рабочего времени магазина в присутствии владельца проб - ИП Ужеговой О.М.
При таких обстоятельствах, учитывая, что остальные сведения, предусмотренные приложением N 1 к Положению о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, в актах отражены, общество не оспаривает сам факт отбора, однако при этом не обосновывает, каким образом именно указание неправильного времени отразилось на соблюдении процедуры проб и могло повлиять на результаты исследования (общество ссылается лишь на недоверие к исследованиям, вызванное данными ошибками, иными словами, доводы общества основаны на предположениях), суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае указание неверного времени не является существенным нарушением требований, предъявляемых к форме акта отбора проб, в связи с чем, спорные акты не могут быть лишь на этом основании быть признаны недостоверными доказательствами.
Довод общества об отсутствии события административного правонарушения в части обнаружения Listeria monocytogenes, по причине нарушения целостности упаковки изымаемого для исследования образца и температуры хранения в морозильной камере, судом отклоняется по следующим основаниям.
Приказом Росстандарта от 05.06.2013 N 148-ст введен в действие ГОСТ 31904-2012. "Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые. Методы отбора проб для микробиологических испытаний" (далее - ГОСТ 31904-2012).
Пунктом 4.4 ГОСТа 31904-2012 установлено, что перед отбором лабораторных проб визуально оценивают внешний вид упаковки выборочных единиц, попавших в выборку, и (или) продукта, содержащегося в выборочных единицах. Визуальную оценку подразделяют на три категории:
- на нормальную по внешнему виду - при осмотре не обнаружены отклонения, вызванные развитием микроорганизмов;
- подозрительную по внешнему виду - при осмотре обнаружено одно или несколько отклонений, которые могли возникнуть как вследствие микробной порчи, так и вследствие химических и биохимических реакций в продукте;
- испорченные продукты - при осмотре обнаружены явные дефекты упаковки выборочных единиц и (или) продукта: бомбаж, хлопуши, брожение, плесневение, гниение, ослизнение, прокисание и другие дефекты.
Отбор проб проводят по каждой вышеперечисленной категории отдельно.
Согласно пункту 34 Рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии "Об отборе образцов (проб) для проведения исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции при применении и исполнении требований технических регламентов Евразийского экономического союза" от 31 июля 2018 года N 13, образцы (пробы) не принимаются для проведения исследований (испытаний) и измерений в следующих случаях: доставка произведена в сроки, не соответствующие требованиям настоящих Правил, либо сроки годности образцов (проб) истекли или истекают до начала исследований (испытаний) и измерений; отсутствует акт отбора; доставленные образцы (пробы) не соответствуют сведениям, указанным в акте отбора (например, внешний вид отличается от заявленного); нарушена целостность опечатанной упаковки (сейф-пакета) образцов (проб).
При этом в акте отбора указывается информация об отказе в приеме образцов (проб).
Непринятые образцы (пробы) с товаросопроводительными документами возвращаются лицу, их доставившему.
В рассматриваемом случае отобранные пробы были приняты Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория".
Приказом Минсельхоза России от 13.08.2019 N 484 утверждены Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов листериоза.
Как указано в разделе II "Общая характеристика листериоза" данных правил, листериоз - инфекционная болезнь животных, характеризующаяся некоординированными движениями, потерей равновесия, судорогами, парезами, параличами, искривлением шеи, потерей зрения, абортами, метритами, маститами, общим угнетением, повышением температуры тела, лихорадкой, снижением или полной потерей аппетита. Возможна бессимптомная форма течения болезни.
К листериозу восприимчивы парнокопытные и непарнокопытные животные, лисицы, норки, шиншиллы, еноты, песцы, кролики, собаки, кошки, обезьяны, грызуны, а также птицы (далее - восприимчивые животные).
Возбудителем листериоза являются бактерии рода Listeria: Listeria monocytogenes и Listeria ivanovii (далее - возбудитель).
Возбудитель устойчив во внешней среде. Остается жизнеспособным в сене, мясокостной муке до 134 дней, в навозе до 115 дней, в животноводческих помещениях - до 48 дней. Малоустойчив к действию дезинфицирующих средств.
Инкубационный период при листериозе составляет от 7 до 30 дней.
Основными источниками возбудителя являются больные, переболевшие восприимчивые животные и животные-листерионосители (животные, не имеющие клинических признаков и выделяющие возбудитель во внешнюю среду). Резервуарами возбудителя являются дикие и синантропные грызуны.
Передача возбудителя осуществляется фекально-оральным, контактным, алиментарным, аспирационным и трансплацентарным путями.
Факторами передачи возбудителя являются продукция животного происхождения, вода, корма, почва и иные объекты окружающей среды, контаминированные возбудителем листериоза.
Учитывая изложенное, принимая во внимание специфику процесса заражения листериозом (им заражаются непосредственно животные, а не продукция), факт нарушения целостности упаковки в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку возможность заражения указанными бактериями в помещении магазина индивидуального предпринимателя исключается.
Кроме того, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральная научно-методическая ветеринарная лабораторная" (Орловский филиал), подготовившее срочные отчеты, является аккредитованной лабораторией, что подтверждается сведения с Интернет-сайта https://fsa.gov.ru/, в связи с чем, у суда отсутствуют основания полагать срочные отчеты недостоверными доказательствами (часть 3 статьи 71 АПК РФ).
Доказательства того, что проведенные данным учреждением лабораторные исследования продукции ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП", проведены с нарушением требований норм действующего законодательства, не представлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что обществом выполняются требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства, имеются все требуемые сертификаты соответствия продукции отклоняется, поскольку не опровергает факта производства продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов.
ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" осуществляет деятельность по производству продукции из мяса птицы, в силу чего должно соблюдать приведенные требования законодательства, в том числе требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Таким образом, ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, ответственным за соблюдение правил и норм технических регламентов.
Факт административного правонарушения, совершенного ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП", подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно, протоколом об административном правонарушении от 06.08.2019 N 217, актом проверки от 15.04.2019 N 217, срочными отчетами о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" осуществляло деятельность по производству продукции из мяса птицы с нарушением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), что выразилось в производстве продукции с нарушением гигиенических нормативов по микробиологическим показателям безопасности пищевых продуктов.
При таких обстоятельствах, суд делает вывод о наличии в действиях ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 ГК РФ характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил.
Доказательств принятия ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" всех зависящих от него необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение требований законодательства, регулирующего качество и безопасность пищевых продуктов, технических регламентов в материалах дела не имеется.
Доказательств невозможности соблюдения ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" требований закона, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Оценив все представленные доказательства во взаимосвязи с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Вменяемое правонарушение посягает на установленный законодательными и нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства и реализации продукции, соответствующей требованиям технических регламентов.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
При таких условиях основания для признания названного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении юридическому лицу административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, материалами дела подтверждается, что совершенное административное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, которые приобрели спорную продукцию, произведенную с нарушением требований технического регламента.
В связи с этим правовые основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в настоящем деле отсутствуют.
В рассматриваемом случае правовых оснований для назначения штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ, не имеется, поскольку исключительные обстоятельства судом не установлены.
Административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.4, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
В связи с изложенным, у суда области имелись основания для привлечения ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ и назначении ему наказания 100 000 руб., то есть в минимальном размере санкции вменяемой статьи.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 07.02.2020 по делу N А35-7884/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7884/2019
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям
Ответчик: ООО "ИНВЕСТ-ГРУПП"
Третье лицо: ОБУ "Курская областная ветеринарная лаборатория"