город Омск |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А46-22279/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4070/2020) общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Сервис" на решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2020 по делу N А46-22279/2019 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Сервис" (ИНН 5501176340, ОГРН 1165543080944) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании недействительным предписания N 05-02-08/10 от 17.10.2019 в части пункта 1 "обеспечить воздухозащиту, теплозащиту и водозащиту межпанельных стыков квартир N 14, N 22, N 25, N 28, N 31, N 37, а именно: кухни",
при участии в деле в качестве заинтересованного лица, - Сысоева Игоря Игнатьевича,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Сервис" - Слободенюк Мария Михайловна по доверенности от 09.01.2020 N 06-20;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Мерзлых Татьяна Сергеевна по доверенности от 27.12.2019 N 1ю ;
от Сысоева Игоря Игнатьевича - лично по паспорту; Фомушкин Виктор Владимирович по доверенности от 13.03.2020 N 55АА2349041;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Сервис" (далее- общество, ООО "ЖКХ "Сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекцией Омской области (далее - инспекция, ГЖИ Омской области) о признании недействительным предписания от 17.10.2019 N 05-02-08/10 в части пункта 1 "обеспечить воздухозащиту, теплозащиту и водозащиту межпанельного стыков квартир N 14, N 22, N 25, N 28, N 31, N 37, а именно: кухни".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Сысоев Игорь Игнатьевич.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.02.2020 по делу N А46-22279/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что обжалуемое решение вынесено судом первой инстанции с нарушением норм материального права, без учета действующих норм, установленных постановлениями Госстроя РФ и другими компетентными органами исполнительной власти в области строительства и эксплуатации жилого фонда, с формальным подходом к рассматриваемому делу, что выразилось в следующем:
- суд первой инстанции неверно установил управляющую организацию многоквартирного дома N 3 по ул. СибНИИСХоза в г. Омске (далее - МКД), вместо ООО "ЖКХ "Сервис", указал ООО "УК ЖКХ "Сервис", а также неверно установил период, с которого указанный МКД находится в управлении ООО "ЖКХ "Сервис";
- оспариваемое предписание не отвечает требованию исполнимости, поскольку срок устранения, указанный в предписании, не позволяет выполнить работы по герметизации межпанельных швов качественно с соблюдением необходимой технологии производства работ, учитывая, что осенние погодные условия напрямую связаны с дождями и повышенной влажностью воздуха, межу тем заделки стыковых соединений панелей наружных стен жилых домов должна проводиться при отсутствии снега, дождя и при температуре наружного воздуха не ниже -20 °С.
Сысоевым И.И. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Сысоев И.И. и его представитель отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением ГЖИ Омской области от 07.10.2019 N 000003143, вынесенным в связи с обращением собственника квартиры дома 3 по улице СибНИИСхоз в г. Омске, назначена выездная проверка с целью контроля за соблюдением обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению МКД) по адресу: 644012, г. Омск, ул. СибНИИСхоз, д. 3.
В ходе проверки установлено, что обществом допущены нарушения пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.7, 4.10.2.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее- Правила N 170), подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 17.10.2019 N 05-0-08/32.
17.10.2019 обществу выдано предписание N 05-02-08/10 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
В соответствии с пунктом 1 предписания на общество возложена обязанность в срок до 18.11.2019 обеспечить воздухозащиту, теплозащиту и водозащиту межпанельных стыков квартир N 14, N 22, N 25, N 28, N 31, N 37, а именно: кухни.
Полагая, что предписание не соответствует закону, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
26.02.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, а содержащиеся в нем формулировки должны исключать возможность двоякого толкования.
Критериями исполнимости предписания являются следующие его характеристики:
- предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 N 15331/11);
- предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона. Предписание может содержать как указание на устранение выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, так и (или) на проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет управление общим имуществом МКД по адресу: по адресу: 644012, г. Омск, ул. СибНИИСхоз, д. 3, с 01.09.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 ЖК РФ договора управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
При этом в статье 155 ЖК РФ определено, что собственники обязаны вносить, а управляющая организация взыскивать плату за предоставленные работы и оказанные услуги.
Таким образом, организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания жилищного фонда.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В указанном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также обозначены параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В пункте 1.1 Правил N 170 определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Соответственно, обязанность по надлежащему содержанию МКД, лежит в настоящем случае на ООО "ЖКХ "Сервис"
В соответствии с положениями пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с положениями пункта 4.2.1.7 Правил N 170 стыки панелей должны отвечать требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30-50 %; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов. Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2-3 мм; горизонтальных 0,6-0,7 мм. В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30-50 %; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм. Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
Согласно пункту 4.10.2.8 Правил N 170 неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щели, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации.
Как установлено в ходе проведенной инспекцией проверки, на фасаде спорного МКД выявлено частичное разрушение межпанельных швов в районе кухонь квартир N 14, N 22, N 25, N 28, N 31, N 37, что не соответствует вышеприведенным требованиям Правил N 170.
Поскольку общество приняло на себя обязательства по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, оно обязано производить весь комплекс работ для поддержания имущества в исправном состоянии вне зависимости от того, имеется ли по какому-либо вопросу решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10: все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Выявленные ходе проведения проверки нарушения требований жилищного законодательства влекут неисправность общего имущества МКД, и в силу Правил N 491 и ЖК РФ подлежат устранению управляющей организацией.
Таким образом, выданное инспекцией предписание основано на требованиях жилищного законодательства, содержит сведения о конкретных нарушениях, ссылки на нормы права, требования которых нарушены, меры и срок устранения нарушений, не содержит неустранимых неясностей и противоречий, а также не возлагает на общество обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и не является для заявителя неисполнимым.
Доказательства невозможности исполнения предписания не представлено. При этом затруднительность исполнения предписания не может свидетельствовать о незаконности данного предписания и о том, что в конечном итоге оно не может быть исполнено.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок устранения, указанный в предписании, не позволяет выполнить работы по герметизации межпанельных швов качественно с соблюдением необходимой технологии производства работ, не свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания, учитывая, что возникновение объективных препятствий по исполнению законного предписания не является основанием для признания его недействительным, а лишь порождает у общества право на обращение в административный орган с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неверно установил управляющую организацию многоквартирного дома N 3 по ул. СибНИИСХоза в г. Омске, и неверно установил период, с которого указанный МКД находится в управлении ООО "ЖКХ "Сервис", судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку указание судом первой инстанции в обжалуемом решении сокращенного наименования общества и его ИНН позволяет идентифицировать юридическое лицо, в отношении которого вынесено решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2020 по делу N А46-22279/2019.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял правильное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2020 по делу N А46-22279/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22279/2019
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО "СЕРВИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Сысоев И.И.