город Ростов-на-Дону |
|
25 июня 2020 г. |
дело N А32-51284/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии:
от ФГУП "Росморпорт": Королева И.А. по доверенности от 16.03.2020 N 100-20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.03.2020 по делу N А32-51284/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой"
к федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Анкор"
о признании незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гидрострой" (далее - ООО "Гидрострой", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала (далее - предприятие, Росморпорт) о признании незаконными требований об уплате портовых сборов общества за выход земснаряда - "Иманта" с территории порта Кавказ для отвала грунта на морскую свалку и обратный вход в порт при выполнении дноуглубительных работ по договору подряда от 20.09.2019 N К-541/19 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Анкор".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Гидрострой" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что Росморпорт является органом, осуществляющим публичные полномочия в отношении заявителя как судовладельца земснаряда "Иманта", производящего дноуглубительные работы в порту Кавказ. Росморпорт наделен полномочиями взыскивать портовые сборы с судов, входящих и выходящих из акватории порта. При этом Приказом ФАС России от 10 марта 2016 года N 223/16 ставки портовых сборов устанавливаются для российских судов только в загранплавании и в каботажном плавании. Выход судна "Иманта" из порта Кавказ для отвала грунта на морскую свалку и возвращение в порт при производстве дноуглубительных работ не является ни загранплаванием, ни каботажным плаванием. Заявителя во взаимоотношениях с Росморпортом в порту Кавказ представляет его агент - ООО "Анкор". Поэтому счета на оплату канального сбора, первоначально оплаченные агентом, в конечном счете оплачивает судовладелец - ООО "Гидрострой", чем причиняется материальный ущерб его интересам. Оплата указанных счетов обязательна для судовладельца/агента, так как их неоплата влечет запрет на вход и выход из порта.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель предприятия просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 01.09.2019 по 08.09.2019 земснаряд "Иманта", судовладельцем которого является общество, осуществлял переходы под проводкой лоцмана между участком N 4 порта Кавказ и причалами, расположенными в участке N 1 порта Кавказ. Указанные переходы осуществлялись в рамках выполнения работ по договору подряда от 20.09.2019 N К-541/19 на производство ремонтных дноуглубительных на объекте "Акватория порта Кавказ", заключенного обществом и предприятием, в связи с тем, что отвал выбираемого донного грунта согласно договору (пункт 2.1, пункт 10 Приложения N 1) должен производиться на морскую свалку, расположенную за пределами порта.
Обществу начислены портовые сборы (канальный сбор) на общую сумму 28 090 рублей 44 копейки.
Агентом по оплате указанных портовых сборов является ООО "Анкор".
Между предприятием и ООО "Анкор" заключен договор от 14.12.2018 N АГ-785/19 оказания услуг по обеспечению судоходства в морских портах, по условиям которого предприятие обязано оказать услуги по обеспечению судоходства на подходах и непосредственно на акваториях портов Темрюк, Кавказ и Тамань, включая вход судна в порт и выход судна из портов, маневрирование и стоянку судна в портах на условиях, согласно данному договору, а ООО "Анкор" - оплатить портовые сборы в соответствии с условиями договора.
В ходе исполнения договора от 14.12.2018 N АГ-785/19 предприятие оказывало услуги судам, агентируемым ООО "Анкор", в том числе и судну общества, а ООО "Анкор" оплачивало портовые сборы, начисленные этим судам.
Полагая, что начисление канального сбора за вход и выход судна заявителя из порта Кавказ произведено незаконно, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также - морские порты), устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах. Под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Частью 1 статьи 17 Закона о морских портах установлено, что в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами и иных услуг.
В соответствии со статьей 19 Закона о морских портах оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: 1) корабельный; 2) канальный; 3) ледокольный; 4) лоцманский; 5) маячный; 6) навигационный; 7) причальный; 8) экологический; 9) транспортной безопасности акватории морского порта; 10) инвестиционный.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения, включающие порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, взимаемых в отношении судов, используемых на морской линии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 31.10.2012 N 387 "Об утверждении Перечня портовых сборов в морских потах Российской Федерации", установлено, что ФГУП "Росморпорт" взимаются канальный, навигационный, маячный, ледокольный, транспортной безопасности акватории морского порта (кроме канального, навигационного, маячного сборов в морских портах Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта и Севастополь, а также кроме канального, навигационного, маячного и ледокольного сборов в морских портах Сабетта, Дудинка и Певек) сборы.
Согласно Перечню портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2012 N 387, в порту Кавказ взимаются корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, транспортной безопасности акватории морского порта сборы.
Таким образом, в порту Кавказ взимается ФГУП "Росморпорт", в том числе канальный сбор.
Согласно Обязательным постановлениям в морском порту Кавказ, утвержденным приказом Минтранса России от 23.03.2018 N 110 Морской порт расположен в северо-восточной части Керченского пролива на Таманском полуострове в южной оконечности косы Чушка, на ее западном побережье и состоит из следующих участков:
участок N 1 акватории морского порта (далее - участок N 1). Включает в себя северный район (внутренний ковш северного района с разворотным кругом, подходной канал к северному району, район перспективного развития северо-восточного грузового района, фарватер N 28 (участок акватории юго-восточного колена направлением 323,5° - 143,5° до пересечения с коленом направлением 67° - 247° фарватера N 50), южный район, фарватер подхода к южному району;
участок N 2 акватории морского порта (далее - участок N 2). Включает в себя глубоководный рейдовый перегрузочный район N 2;
участок N 3 акватории морского порта (далее - участок N 3). Включает в себя глубоководный рейдовый перегрузочный район N 3;
участок N 4 акватории морского порта (далее - участок N 4). Включает в себя якорную стоянку N 455
Из изложенного следует, что участок акватории морского порта включает подходной канал.
В данном случае необходимость уплаты портовых сборов возникает не по договору от 20.09.2019 N К-541/19, а в связи с получением услуг по использованию объектов инфраструктуры морского порта и установлением в порту Кавказ, в том числе канального сбора, который взимается за прохождение подходного канала к северному району (участок N1) при заходе в порт и выходе из порта.
Общество полагает, что поскольку заход и выход из порта осуществляется судном "Иманта" для отвала грунта на морскую свалку в связи с производством дноуглубительных работ, что не является ни загранплаванием, ни каботажным плаванием, поэтому не подлежит оплате канальный сбор.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, размер оплаты услуг в морском порту, не относящихся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 утверждены Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы N 223/16 от 10.03.2016 (далее - Правила N 223/16).
В соответствии с пунктом 1.3 Правил N 223/16 портовые сборы в морских портах Российской Федерации устанавливаются для российских судов, осуществляющих плавание под государственным флагом Российской Федерации (далее - российские суда), и судов, осуществляющих плавание под флагами иностранных государств (далее - иностранные суда).
Ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации устанавливаются для российских судов в загранплавании и иностранных судов, а также для российских судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов:
1.3.1. все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных;
1.3.2. накатные, наплавные суда и контейнеровозы;
1.3.3. наливные суда.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 223/16 канальный сбор взимается за прохождение судна по каналу при заходе в порт и выходе из порта, проходе акватории порта транзитом.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил N 223/16 портовые сборы при заходе судна в порт уплачиваются по рейсу, каким судно зашло в порт. При выходе судна из порта портовые сборы уплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта. Экологический сбор уплачивается по рейсу (каботажному или загранплавания), каким судно зашло в порт.
Судно, заходящее в порт без груза, уплачивает портовые сборы (в том числе и экологический сбор) по рейсу, для выполнения которого оно зашло. Судно, выходящее из порта без груза, уплачивает портовые сборы по рейсу, которым оно зашло в порт.
Судно, заходящее в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, а также проходящее акваторию порта транзитом, уплачивает портовые сборы по ставкам текущего рейса (каботажного или загранплавания).
Ставки портовых сборов (за исключением ставок лоцманского сбора и навигационного сбора в части системы управления движения судов (далее - СУДС) для судов, заходящих в порт без осуществления операций с грузами и обслуживания пассажиров, проходящих акваторию порта транзитом, за исключением случаев, оговоренных в пунктах 1.12, 1.14, применяются с коэффициентом 0,5.
Учитывая изложенное, портовые сборы дифференцируются по ставкам рейса (каботажного или заграничного).
В силу абзаца 3 пункта 1.8. Правил N 223/16 оплата портовых сборов в данном случае согласно счетам по портовым сборам подлежала по ставкам каботажного рейса.
Факт неоднократного захода и выхода из порта земснаряда "Иманта" обществом не оспаривается.
Предприятие пояснило, что земснаряд "Иманта" осуществлял переходы между несмежными участками порта Кавказ, а именно между причалами, расположенными на участке N 1 (акватория) и участком N 4 (якорная стоянка).
Из материалов дела следует, что земснаряд "Иманта" выходил из порта от места проведения дноуглубительных работ, шtл до места отвала грунта, потом возвращалсz в порт.
В материалы дела представлены реестры лоцманских квитанций, счета по портовым сборам, в которых указано в графе "рейс (загран, каботаж)" - каботаж; в графе "наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)" - канальный сбор на вход от ПБ буксирные работы/канальный сбор на выход к ПБ (т.1 л.д. 106-136).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, в рассматриваемом случае подлежал уплате канальный сбор, который направлен на компенсацию за оказанные услуги, обеспечение порядка и безопасности в порту, в связи с чем судом верно отказано в удовлетворении требования общества.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2020 по делу N А32-51284/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51284/2019
Истец: ЗАО "Гидрострой", ООО "Гидрострой", ФГУП "РОСМОРПОРТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ФГУП "Росморпорт"
Третье лицо: ООО "Анкар", ООО "Анкор", ФГУП Азово-Черноморский бассейновый филиал "Росморпорт"