г. Краснодар |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А32-51284/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой" (ИНН 3906969689, ОГРН 1153926027420) - Попова С.А. (доверенность от 16.01.2020), от ответчика - федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (ИНН 7702352454, ОГРН 1037702023831) - Королева И.А. (доверенность от 16.03.2020), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Анкор", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 по делу N А32-51284/2019, установил следующее.
ООО "Гидрострой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФГУП "Росморпорт" (далее - предприятие) о признании незаконными действий предприятия по начислению портового (канального) сбора за выход земснаряда "Иманта" с территории морского порта Кавказ для отвала грунта на морскую свалку и вход судна в указанный порт при выполнении дноуглубительных работ по договору подряда от 20.09.2019 N К-541/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Анкор".
Решением от 06.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.06.2020, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. Заявитель указывает на то, что спор между обществом и предприятием вытекает из публично-правовых отношений, связанных с взиманием портового (канального) сбора, и подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец ссылается на неправильное применение апелляционным судом норм материального права (пунктов 1.3 и 1.8 Правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2016 N 223/16; далее Правила N 223/16) и, как следствие, на ошибочность выводов апелляционного суда о наличии оснований для начисления канального сбора. Заявитель отмечает, что плавание судна не являлось каботажным, судно перевозило отходы производства, а не груз (товар), следовательно, портовый (канальный) сбор начислен незаконно.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, состоявшемся 29.09.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 06.10.2020, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судами, 20.09.2019 предприятие (заказчик) и общество (генподрядчик) заключили договор подряда N К-541/19 на выполнение ремонтных дноуглубительных работ на объекте "Акватория порта Кавказ", в рамках которого обществом производился отвал выбираемого донного грунта на морскую свалку, расположенную за пределами порта.
Общество "Анкор" является агентом общества в отношении судна - земснаряд "Иманта" (агентский договор от 23.11.2018 N 23/18) и оплачивает портовые сборы за услуги предприятия по обеспечению судоходства в морских портах (договор от 14.12.2018 N АГ-785/19).
Земснаряд "Иманта", судовладельцем которого является общество, с 01.09.2019 по 08.09.2019 осуществлял переходы под проводкой лоцмана между участком N 4 порта Кавказ и причалами, расположенными в участке N 1 указанного порта, в связи с этим предприятием начислен портовый (канальный) сбор в размере 28 090 рублей 44 копеек по ставке, установленной для каботажного рейса.
Полагая, что действия предприятия по начислению портового (канального) сбора не соответствуют действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды исходили из отсутствия оснований для освобождения общества от уплаты канального сбора при производстве дноуглубительных работ, поскольку земснаряд "Иманта" выходил из порта для отвала грунта, возвращаясь к месту работ.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными и обоснованными, соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
Частью 1 статьи 18 Федеральный закон N 261-ФЗ предусмотрено, что тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В силу статьи 19 Федерального закона N 261-ФЗ оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы).
Портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Министерством транспорта Российской Федерации, являющимся согласно пункту 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, утвержден Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2012 N 387).
В соответствии с пунктом 24 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2012 N 387 в морском порту Кавказ взимаются следующие сборы: корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, транспортной безопасности акватории морского порта сборы.
Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) указанный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 5 Федеральный закон N 147-ФЗ).
В соответствии с абзацем шестым статьи 10 Федерального закона N 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных этим федеральным законом методов регулирования.
Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение N 331), установлено, что ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Согласно Положению N 331 ФАС России формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов), а также вправе принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, применении методов регулирования, предусмотренных законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) (пункты 5.3.4(2) и 6.1(1)).
Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.03.2016 года N 223/16 (далее - Правила N 223/16).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 223/16 канальный сбор взимается за прохождение судна по каналу при заходе в порт и выходе из порта, проходе акватории порта транзитом.
В пунктах 1.11, 1.12, 1.14, 1.15 Правила N 223/16 установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых портовые сборы не подлежат уплате.
Ставки портовых сборов утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы от 06.06.2016 N 711/16 "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП "Росморпорт" в морских портах Российской Федерации". Согласно примечаниям к ставкам портовых сборов за услуги, оказываемые в морском порту Кавказ, абзац 4 пункта 1.8 Правил N 223/16 при расчете канального сбора не применяется.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы общества о неправильном применении и толковании судами пунктов 1.3 и 1.8 Правил N 223/16, поскольку, по его мнению, плавание судна не являлось каботажным, судно перевозило отходы производства, а не груз (товар), следовательно, портовый (канальный) сбор начислен незаконно.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 11.03.2008 N ЕВ-1192/10 "О терминах, используемых в правилах применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации" под каботажным рейсом понимается законченный процесс перевозки грузов и (или) пассажиров судном между портами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1.12 Правил N 223/16 ставки портовых сборов, кроме лоцманского сбора, не применяются для судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, объектов инфраструктуры морского порта и работающих в акватории одного морского порта или смежных акваториях нескольких морских портов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 261-ФЗ под объектами инфраструктуры морского порта понимаются здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень таких объектов утверждается Минтрансом России. Подходные каналы включены в Перечень объектов инфраструктуры морского порта, утвержденный приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 475.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 1150-р "Об установлении границ морского порта Кавказ (Краснодарский край)" установлены границы территории и акватории порта.
Между тем судами установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что земснаряд общества выходил из акватории порта Кавказ (отвал грунта производился на расстоянии 34 км от порта в районе морской свалки N 7-А (974) в акватории Азовского моря).
Оснований применения особых условий о портовых сборах, установленных Правилами N 223/16, при заходе земснаряда "Иманта" в порт Кавказ судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не допускается.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 по делу N А32-51284/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 261-ФЗ под объектами инфраструктуры морского порта понимаются здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень таких объектов утверждается Минтрансом России. Подходные каналы включены в Перечень объектов инфраструктуры морского порта, утвержденный приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 475.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 1150-р "Об установлении границ морского порта Кавказ (Краснодарский край)" установлены границы территории и акватории порта.
...
Оснований применения особых условий о портовых сборах, установленных Правилами N 223/16, при заходе земснаряда "Иманта" в порт Кавказ судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 октября 2020 г. N Ф08-7806/20 по делу N А32-51284/2019