г. Красноярск |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А33-2099/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии: от ответчика директор Пузырев В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Сибсервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 09 марта 2020 года по делу N А33-2099/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТрансВудСервис" (далее - истец, общество "ТрансВудСервис") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Сибсервис" (далее - заявитель, апеллянт, ответчик, предприятие, МУП "Сибсервис") о взыскании 5 765 510,26 руб. - задолженности за поставленную тепловую энергию по договору теплоснабжения от 15.09.2011 N РШТ 211 за период с 01.11.2019 по 30.11.2019.
Определением арбитражного суда от 28.01.2020 исковое заявление принято к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.03.2020 по делу N А33-2099/2020 с предприятия в пользу общества "ТрансВудСервис" взыскано 5 765 510, 26 руб. - долга, 51 828 руб. - расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- для расчета объема потребленной теплоэнергии не могут применяться показания теплосчетчика КМ-5-4. В данном случае для расчета потребленного ресурса должна применяться Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утвержденная приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр,
- узел учета, расположенный по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, пос. Нижняя Пойма, ул. Смолозаводская, 46 не соответствует требованиям пункта 32 Методики N 99/пр,
- теплосчетчик КМ-5-4 не позволяет определить количество теплоносителя (холодной воды), использованного на подпитку.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 29.05.2020 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 30.05.2020 11:06:56 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 в удовлетворении заявления общества "ТрансВудСервис" о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства предприятия отказано.
Определением от 03.06.2020 изменена дата проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы с 24.06.2020 с 11 час. 20 мин. на 25.06.2020 на 12 час. 30 мин., о чем информация размещена на официальном сайте апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел", а также копии определения направлены сторонам по почте.
От общества "ТрансВудСервис" 09.06.2020 поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела. По мнению истца, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.
От истца 18.06.2020 поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
23.06.2020 от МУП "Сибсервис" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копий следующих документов: запроса от 29.05.2020 N 895 о возможности применения теплосчетчика КМ-5-4 в закрытой системе теплоснабжения с диаметром 320 мм., ответа общества "ТБН энергосервис" о том, что теплосчетчики модификации КМ-5-4 предназначены для применения в открытых системах теплоснабжения.
Рассмотрев ходатайство заявителя о приобщении перечисленных документов к материалам дела, апелляционный суд с учетом положения части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нашел оснований для его удовлетворения. Запрос направлен ответчиком обществу "ТБН энергосервис" после вынесения обжалуемого судебного акта, документы являются новыми, не были предметом судебного исследования в суде первой инстанции. На основании изложенного, судебной коллегией отказано в удовлетворении заявленного ходатайства.
В судебном заседании директор ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных материалов дела, 15.09.2011 между обществом "Трансвудсервис" (энергоснабжающей организацией) и предприятием "Сибсервис" (абонентом) заключен договор на теплоснабжение N РШТ211.
Предметом договора является подача энергоснабжающей организацией абоненту тепловой энергии в горячей воде через присоединенную сеть, а также оплата абонентом принятой тепловой энергии в горячей воде, режим ее потребления, на условиях, определяемых настоящим договором, а также обеспечение абонентом условий безопасной эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей.
Обязанности и права энергоснабжающей организации определены в разделе 3 договора, обязанности и права абонента - в разделе 4.
Пунктом 6.1 предусмотрено, что плата за потребление тепловой энергии в горячей воде осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации до 20 числа месяца, следующего за расчетным, на основании предъявленного энергоснабжающей организацией счета-фактуры и подписанного сторонами акта. Расчетным периодом является месяц.
Во исполнение условий договора в ноябре 2019 года истцом поставлена тепловая энергия на объекты ответчика на общую сумму 5 765 510,26 руб.
Расчет произведен истцом в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 01.12.2016 N 274-п (в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края N 284-п от 17.12.2018).
Истцом ответчику выставлен соответствующий счет-фактура на оплату потребленной тепловой энергии.
Потребленная тепловая энергия ответчиком не оплачена.
Претензией от 23.12.2019 истец обратился к ответчику с требованием оплатить имеющуюся задолженность. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении исковые требования удовлетворил, пришел к выводу о доказанности истцом факта поставки тепловой энергии ответчику в спорный период, не установил оснований для применения расчетного способа определения стоимости потребленной тепловой энергии.
При вынесении обжалуемого судебного акта арбитражный суд руководствовался положением статей 8, 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Предметом настоящего иска является материально-правовое требование истца к ответчику о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной ответчику в ноябре 2019 года.
Заключенный между сторонами договор является договором энергоснабжения, отношения по которому регулируются параграфами 1, 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки в спорный период истцом тепловой энергии по договору подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Довод апеллянта о незаконности применения показаний теплосчетчика КМ-5-4 с заводским номером 369676/369671 для расчета стоимости тепловой энергии, поставленной истцом в тепловую сеть ответчика (трубопровод, на котором установлен прибор учета, имеет диаметр 320 мм, его показания неверные, не позволяют определить количество теплоносителя (холодной воды), использованного на подпитку, водяная система теплоснабжения, в которую истец поставляет тепловую энергию является закрытой). Апеллянт полагает, что для расчета следует применить Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденную Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
Апеллянтом указано на то, что в узле учета тепловой энергии, расположенном по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, пос. Нижняя Пойма, ул. Смолозаводская, д.46 в основной трубопровод, по которому производится снабжение тепловой энергией, вмонтирована изготовленная кустарным способом труба, на которую смонтирован входной патрубок теплосчетчика КМ-5-4 N 369676/369671, что является нарушением требований СНиП 3.05.03-85 "Тепловые сети. Строительство новых, расширение и реконструкция действующих тепловых сетей".
Апелляционным судом отклоняются заявленные доводы ввиду следующего.
В подпункте "д" пункта 18 Правил N 124 предусмотрены обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1 -го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период. Нормативы потребления применяются для расчета объема коммунального ресурса, поставленного только в многоквартирные дома, не оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации.
В пункте 25.1 Правил N 124 указано, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется следующим образом:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию;
в) в случае поставки коммунального ресурса в домовладение, не оборудованное индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Порядок определения объема горячей воды, как коммунального ресурса, предусмотрен в пункте 22 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 642 от 29.07.2013, регулирующих правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией (исполнителем): объем полученной горячей воды определяется, исходя из объема потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени.
Исходя из статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ, до установки приборов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих. Количество тепловой энергии и теплоносителя определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный договором период. К учетным данным, помимо прочих, отнесен объем тепловой энергии, израсходованной потребителем, определенный по показаниям теплосчетчика. Коммерческому учету подлежит также количество тепловой энергии, используемой, в том числе в целях горячего водоснабжения (пункт 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034).
Исходя из изложенных норм, законодательство о теплоснабжении предусматривает оплату фактически поставленного объема тепловой энергии. При этом приоритетным и наиболее достоверным способом определения этого объема является учетный - по прибору учета.
Коммерческий учет тепловой энергии осуществляется расчетным путем в случае неисправности прибора учета.
Согласно акту установки узла учета тепловой энергии от 16.06.2014 N 52 узел учета смонтирован в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. Технический осмотр узла учета тепловой энергии проведен с участием ответственного представителя ответчика МУП "Сибсервис" - главного инженера Агеева В.М.
Как следует из акта установки узла учета тепловой энергии от 16.06.2014 N 52, установлен прибор учета КМ-5 N 369676/369671.
В материалы дела представлен паспорт на теплосчетчик КМ-5 N 369676/369671.
В соответствии с пунктом 1.1.1 паспорта теплосчетчики КМ-5 являются измерительными системами вида ИС-1 по ГОСТ Р 8.596 и предназначены для измерений, технологического и коммерческого учета тепловой энергии, количества и параметров теплоносителя на источниках тепловой энергии и у потребителей. С помощью КМ-5 могут измеряться расход, количество и параметры среды в системах горячего и холодного водоснабжения.
Также указано, что КМ-5 применяются как в закрытых, так и в открытых водяных системах теплоснабжения (по ГОСТ 26691), в составе измерительных систем вида ИС-2 по ГОСТ Р 8.596 (автоматизированные диспетчерские системы контроля, учета, регулирования количества энергоресурсов и т.п.). КМ-5 внесены в Государственный реестр средств измерений N 18361 -10. Кроме того, согласно пункту 1.2.7 паспорта на теплосчетчик КМ-5 длина прямолинейного участка трубопровода без арматуры до ПРЭ должна быть не менее трех DN, после - не менее одного DN.
Таким образом, в паспорте теплосчетчика напрямую указано на возможность его установки в закрытых водяных системах.
Апелляционным судом установлено, что с момента установки прибора учета тепловой энергии (с 2011 года) и по сентябрь 2019 года ежегодно проводились комиссионные технические осмотры с участием представителей МУП "Сибсервис", проверялась комплектность технической документации прибора учета, акты установки узла учета тепловой энергии, акты допуска подписаны без замечаний.
Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты, достоверные и убедительные доказательства обратного в материалы дела не представлены.
13.09.2019 комиссией с участием представителей МУП "Сибсервис" перед началом отопительного сезона 2019 - 2020 годов проведена проверка узла учета тепловой энергии на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, являющихся собственностью общества "Трансвудсервис" и тепловых сетей, переданных на праве хозяйственного ведения предприятию "Сибсервис". Результаты проверки оформлены актом от 13.09.2019, в котором указано на то, что на входящие в узел учета тепловой энергии теплосчетчик КМ-5, датчики давления и комплекты термометров сопротивления представлены свидетельства о поверке N 041019488, N 1708227, N 1708226.
С учетом изложенного, заявителем не подтвержден факт неисправности теплосчетчика КМ-5-4. Соответственно, начисления за тепловую энергию не подлежат определению расчетным путем.
Поверка теплосчетчика КМ-5 проводилась в августе 2017 года, действительна по август 2021 года. При таких обстоятельствах основания для неприменения в расчетах показаний прибора учета отсутствуют.
Истец обоснованно рассчитал объем потребленной ответчиком тепловой энергии по показаниям прибора учета, установленного на границе раздела балансовой принадлежности сторон и допущенного в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Расчет истца проверен судом, является верным, так как произведен истцом, исходя из согласованных сторонами условий договора и в соответствии с действующим законодательством. Арифметическая правильность расчета задолженности ответчиком не оспорена. Доказательства оплаты задолженности ответчиком в материалы дела не представлены.
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей относятся на заявителя (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 марта 2020 года по делу N А33-2099/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2099/2020
Истец: АО "ТРАНСВУДСЕРВИС"
Ответчик: МУП "СИБСЕРВИС"
Третье лицо: АС ВСО