г. Саратов |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А06-14478/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Службы жилищного надзора Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 марта 2020 года по делу N А06-14478/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправление" (414042, г. Астрахань, 3-й Маршанский пр., д. 13, ОГРН 1143023001582, ИНН 3023008428)
к Службе жилищного надзора Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая, д. 75/48, офис 801-814, ОГРН 1143015002778, ИНН 3015103653)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправление" (далее - ООО "ЖЭК "Домоуправление", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными акта проверки от 25.06.2019 N 59, акта проверки от 31.10.2019 N 1466, предписания Службы жилищного надзора Астраханской области (далее - Служба, административный орган) от 14.11.2019 N 353 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, выданного на основании акта проверки от 25.06.2019 N 59.
До рассмотрения спора по существу ООО "ЖЭК "Домоуправление" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказалось от требований о признании недействительными акта проверки от 25.06.2019 N 59, акта проверки от 31.10.2019 N 1466.
Решением суда первой инстанции от 13 марта 2020 года производство по делу в части требований о признании недействительными и отмене акта проверки от 25.06.2019 N 59, от 31.10.2019 N 1466 прекращено, требования заявителя в остальной части удовлетворены. Суд признал недействительным и отменил предписание Службы жилищного надзора Астраханской области от 14.11.2019 N 353 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, выданное на основании акта проверки от 25.06.2019 N 59.
Кроме того, с административного органа в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Служба жилищного надзора Астраханской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ЖЭК "Домоуправление" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Службой жилищного надзора Астраханской области проведена внеплановая выездная проверка ООО "ЖЭК "Домоуправление" по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д. 45, корпус 4, по результатам которой составлен акт проверки от 18.01.2019 N 59 (л.д. 10-12).
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом пунктов 3.2.7, 3.2.8, 3.2.3, 3.2.9, 4.2.3.4, 4.8.6, 4.8.14, 4.6.33, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.10, 4.6.1.26, 4.6.2.23, 4.2.3.4, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), пунктов 3, 8, 9, 13, 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг и работ).
20.01.2019 Службой ООО "ЖЭК "Домоуправление" выдано предписание N 19 об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу надлежит в срок до 28.05.2019 устранить выявленные нарушения, провести восстановительные работы по текущему ремонту окрасочного слоя стен (пункт 1), в срок до 20.03.2019 устранить повреждения цокольной части здания (пункт 2), оштукатурить оголовки вентканалов (пункт 3), восстановить отделочный и штукатурный слой с внутренних и наружных сторон кровельных будок (пункт 4), восстановить отсутствующие плафоны в местах общего пользования (пункт 5), восстановить поручни в местах их отсутствия (пункт 6), устранить неисправность заполнения оконных проемов, установить штапики, фурнитуру на фрамугах (пункт 7), произвести влажную уборку мест общего пользования (пункт 8), восстановить отопительную систему в подъездах многоквартирного жилого дома по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д. 45, корп. 4 (пункт 9) (л.д. 14-15).
На основании распоряжения от 21.06.2019 N 948 с целью проверки исполнения предписания от 20.01.2019 N 19 Службой проведена внеплановая выездная проверка ООО "ЖЭК "Домоуправление" по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д. 45, корп. 4, по результатам которой составлен акт проверки от 25.06.2019 N 831 (л.д. 18-19).
В ходе проверки административным органом установлено частичное исполнение ранее выданного предписания, выявлены нарушения обществом требований пунктов 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9, 4.2.3.4, 4.8.6, 4.8.14, 4.6.33, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.10, 4.6.1.26, 4.6.2.23, 4.2.3.4, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации, пунктов 3, 8, 9, 13, 23 Минимального перечня услуг и работ.
27.06.2019 Службой обществу выдано предписание N 176 об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО "ЖЭК "Домоуправление" надлежит в срок до 27.08.2019 устранить повреждения цокольной части здания (пункт 1), восстановить отделочный слой крыльц (пункт 2), произвести работы по выравниванию верхней части оголовки вентканалов (пункт 3), выровнять по вертикали радиотрансляционные стойки (пункт 4), принять меры по демонтажу сплит-системы в уровне 6 подъезда на кровельной будке (пункт 5), произвести восстановительные работы отделки пола и ступеней (пункт 6), восстановить поручни в местах их отсутствия (пункт 7), устранить неисправность заполнения оконных проемов, установить штапики, фурнитуру на фрамугах (пункт 8), уложить провода интернет провайдеров в кабель каналы (пункт 9), восстановить отопительную систему в подъездах многоквартирного жилого дома по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д. 45, корп. 4 (пункт 10), произвести влажную уборку мест общего пользования (пункт 11), восстановить отсутствующие плафоны в местах общего пользования (пункт 12), произвести работы по восстановлению отделочного слоя стен в подъездах (пункт 13) (л.д. 20-22).
На основании распоряжения от 29.10.2019 N 1654 с целью проверки исполнения предписания от 27.06.2019 N 176 Службой проведена внеплановая выездная проверка ООО "ЖЭК "Домоуправление" по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д. 45, корп. 4, по результатам которой составлен акт проверки от 31.10.2019 N 1466 (л.д. 28-29).
В ходе проверки административным органом установлено частичное исполнение ранее выданного предписания, выявлены нарушения обществом требований пунктов 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.6, 4.8.14, 4.6.33, 4.7.1, 4.8.10, 4.6.2.3, 4.2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации, пунктов 3, 8, 9, 13, 23 Минимального перечня услуг и работ: со стороны уличного и дворового фасада в цокольной части здания наблюдается отслоение окрасочного слоев, местами до кирпичной кладки, частичное разрушение пояса между цоколем и 1-ым этажом, местами наблюдаются трещины в цокольной части здания по отделочному слою стен; на крыльцах местами наблюдаются трещины по отделочному слою; на поверхности кровли местами наблюдается неровная поверхность оголовок вентканалов; наблюдается частично отклонение от вертикали радиотрансляционных стоек; в уровне 6 подъезда на кровельной будке установлена сплит-система; в подъезде N 1 на 1-ом этаже наблюдаются сколы ступеней на лестничном марше, в подъезде N 6 на 4-ом этаже наблюдается повреждение отделки пола; в цокольной части со стороны дворового фасада местами отсутствует 1-е заполнение окон, в подъезде N 1 частично отсутствует фурнитура на фрамугах, в подъезде N 2 на 1-ом этаже отсутствует вторая фрамуга, частично отсутствует фурнитура на фрамугах, в подъезде N 3 частично наблюдается повреждение оконного заполнения, частично отсутствуют штапики и фурнитура на фрамугах, в подъездах N 4, N 5, N 6 частично отсутствует фурнитура на фрамугах; в подъездах N 2, N 4, N 6 отсутствует обогревающий элемент (батарея), в подъезде N 3 на 1 этаже обогревающий элемент (батарея) не закреплен и отключен от центральной системы отопления; влажная уборка в подъездах не проводилась; стены подъездов N 2, N 5, N 6 окрашены неравномерно, наблюдается просвечивание нижележащих слоев шпаклевки.
14.11.2019 Службой обществу выдано предписание N 353 об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу в срок до 15.01.2020 надлежит выровнять по вертикали радиотрансляционные стойки (пункт 4), принять меры по демонтажу сплит системы в уровне 6-го подъезда на кровельной будке (пункт 5), произвести восстановительные работы по отделки пола и ступеней (пункт 6), устранить неисправность заполнения оконных проемов, установить штапики, фурнитуру на фрамугах (пункт 7), восстановить отопительную систему в подъездах многоквартирного жилого дома (пункт 8), произвести влажную уборку мест общего пользования (пункт 9), в срок до 06.04.2020 устранить повреждения цокольной части здания (пункт 1), восстановить отделочный слой крыльц (пункт 2), произвести работы по выравниванию верхней части оголовков вентканалов (пункт 3), произвести работы по восстановлению отделочного слоя стен в подъездах (пункт 10).
ООО "ЖЭК "Домоуправление", полагая, что предписание от 14.11.2019 N 353 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано без проведения проверки, содержит требования о проведении работ, относящихся к капитальному ремонту здания и не входящих в Минимальным перечнем услуг и работ.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "ЖЭК "Домоуправление" на основании договора от 30.07.2016 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д. 45, корп. 4.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил содержания общего имущества ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктами 16, 17 Правил содержания общего имущества определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации, являющимися обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В Правилах и нормах технической эксплуатации перечислено, какие именно виды работ должны быть включены в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами организаций по обслуживанию жилищного фонда, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10 разъяснил, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание выдано административным органом в нарушение пункта 5 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок осуществления капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта.
При этом, как указал суд первой инстанции, решения о ремонте фасада многоквартирного дома, восстановлении отделочного и штукатурного слоя с внутренних и наружных сторон кровельных будок, финансируемого из специального фонда капитального ремонта, невозможно провести капитальный ремонт фасада дома в целях устранения повреждений, образовавшихся в связи с длительной эксплуатацией дома, общим собранием собственников помещений в доме не принимались.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что оспариваемое предписание содержит требования о проведении работ, не предусмотренных Минимальным перечнем услуг и работ, в связи с чем выполнение данных работ возможно только на основании решения общего собрания собственников помещений.
Суд апелляционной инстанции признает данные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Ни один из пунктов обжалуемого предписания не содержит требования о проведении капитального ремонта здания, устранение выявленных административным органом нарушений направлено на соблюдение требований и нормативов по содержанию и обслуживанию жилого фонда, обеспечение надлежащего состояния общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 3.2.7. Правил и норм технической эксплуатации установлено, что периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке.
При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Согласно пункту 3.2.8. Правил и норм технической эксплуатации Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9. Правил и норм технической эксплуатации).
В соответствии с пунктом 4.2.3.4. Правил и норм технической эксплуатации повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Пунктом 4.6.2.3. Правил и норм технической эксплуатации установлено, что необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д.
Согласно пункту 4.7.1. Правил и норм технической эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
Деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми. Мелкие повреждения (заусенцы, неровная поверхность) следует устранять путем зачистки поверхности или замены отдельных негодных частей вставками с последующей отделкой поручня. Поврежденные участки поливинилхлоридного поручня следует вырезать и заменять новыми такой же формы и такого же цвета. Стыки вставок поручня должны быть сварены и зачищены (пункт 4.8.6 Правил и норм технической эксплуатации)
В соответствии с пунктом 4.8.10. Правил и норм технической эксплуатации входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
Как установлено пунктом 4.8.14. Правил и норм технической эксплуатации должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
В соответствии с пунктом 3 Минимального перечня услуг и работ работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов включают в себя: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Пунктом 8 Минимального перечня услуг и работ к работам, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов отнесены, в том числе, выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, являются, в том числе, выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 9 Минимального перечня услуг и работ).
Согласно пункту 13 Минимального перечня услуг и работ к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, отнесены проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 15 Минимального перечня услуг и работ работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, включают в себя, в том числе, техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; при выявлении повреждений и нарушений - разработку плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относено восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включают в себя сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов (пункт 23 Минимального перечня услуг и работ).
Кроме того, согласно подпункту 3.1.3 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1614/пр, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, необходимо обеспечивать надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов, в том числе самостоятельно или по договору с организацией, имеющей Лицензию, своевременно и качественно осуществлять проверку состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, наличие тяги, а также при необходимости очистку и (или) ремонт дымовых и вентиляционных каналов (в том числе оголовков каналов).
Таким образом, все работы, на необходимость выполнения которых административный орган указал в оспариваемом предписании, предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, их выполнение не требует принятия отдельного решения собственниками помещений.
Факт нарушения требований обществом Правил и норм технической эксплуатации, а также невыполнения работ, предусмотренных Минимальным перечнем услуг и работ установлен административным органом в ходе проверки, зафиксирован в акте проверки.
Доказательств исполнения обязательств по надлежащему содержанию имущества в спорном многоквартирном доме заявителем не представлено, наличие выявленных нарушений не опровергнуто.
Суд первой инстанции в решении также указал, что в предписании от 14.11.2019 N 353 в качестве основания проверки указан акт проверки от 25.06.2019 N 59, составленный без участия представителя заявителя и не направлен в адрес общества.
Данное обстоятельство, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Апелляционная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Из материалов дела усматривается, что предписание от 14.11.2019 N 353 фактически выдано Службой на основании акта проверки от 31.10.2019 N 1466, составленного в присутствии представителя ООО "ЖЭК "Домоуправление" и врученного обществу (л.д. 28-29).
При этом в материалах дела отсутствует акт от 25.06.2019 N 59.
Службой по результатам проверок общества составлялся акт от 18.01.2019 N 59 (л.д. 10-12), от 25.06.2019 N 831 (л.д. 18-19).
Указанные акты также составлялись в присутствии представителя ООО "ЖЭК "Домоуправление" и получены им.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое предписание административного органа соответствует закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы общества, выдано инспекцией в пределах его компетенции, грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проведенной административным органом проверки, не установлено.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований ООО "ЖЭК "Домоуправление" не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества о признании недействительным и отмене предписания Службы жилищного надзора Астраханской области от 14.11.2019 N 353 об устранении выявленных нарушений.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в части прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 марта 2020 года по делу N А06-14478/2019 в части признания недействительным и отмены предписания Службы жилищного надзора Астраханской области от 14.11.2019 N 353 об устранении выявленных нарушений отменить.
Принять по делу в данной части новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправление" требований о признании недействительным и отмене предписания Службы жилищного надзора Астраханской области от 14.11.2019 N 353 об устранении выявленных нарушений отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 марта 2020 года по делу N А06-14478/2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-14478/2019
Истец: ООО "ЖЭК "Домоуправление"
Ответчик: Служба жилищного надзора Астраханской области
Третье лицо: ООО "Жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправление"