город Ростов-на-Дону |
|
26 июня 2020 г. |
дело N А32-48656/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от заявителя: представитель Гришина В.С., доверенность N 1121/2020/363 от 06.02.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Краснодаргоргаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2020 по делу N А32-48656/2019
по заявлению открытого акционерного общества "Краснодаргоргаз"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Сотириадис Эдуарда Трифоновича
о признании незаконными и отмене постановления от 26.09.2019 о наложении
штрафа по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Дуб С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене постановления от 26.09.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-867/2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2020 по делу N А32-48656/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Открытое акционерное общество "Краснодаргоргаз" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что открытое акционерное общество "Краснодаргоргаз" надлежащим образом исполнило обязательства, предусмотренные договором о подключении N 85928-Т.П.(т) от 15.10.2015, заказчик претензий к исполнителю не имеет. В ходе производства по делу об административном правонарушении управление не установило, когда общество нарушило срок, установленный договором N 105060 от 23.05.2018, чем подтверждается, что общество нарушило пп. "г", "в" п. 98 Правил N 1314, а также не указаны установленные управлением обстоятельства, на основании которых оно пришло к выводу о нарушении обществом срока, указанного в пункте пп. "г", "в" п. 98 Правил N 1314, фактически ограничилось при описании события административного правонарушения, совершение которого вменено обществу, указанием на положения Правил N 1314 и диспозицию части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В решении суда также отсутствует оценка доводов АО "Краснодаргоргаз", суд в своем решении указывает только доводы Управления, изложенные в постановлении, при этом отсутствует оценка суда всех указанных сторонами доводов и доказательств.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что АО "Краснодаргоргаз" по независящим от него причинам не осуществило фактическое присоединение объекта капитального строительства. Заказчик не исполнил обязательства, принятые им по договору подключения (технологического присоединения) и не доказал факт создания и безопасность, созданной им сети газопотребления.
В судебное заседание заинтересованное лицо и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение Сотириадис Э.Т. (вх. от 21.06.2019 N 6297) на действия АО "Краснодаргоргаз".
26 сентября 2019 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Войченко Е.Г. вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-867/2019, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации (КоАП РФ), выразившегося в не соблюдении срока, установленного п. 5, п. 3 Договора N 105060-Т.П. (т.) от 23.05.2018, а также нарушении пп. "г", пп. "в" п. 98 Правил 1314.
АО "Краснодаргоргаз" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Заявитель считает, что вышеуказанное постановление нарушает законные права и интересы общества и должно быть признано незаконным по основаниям, изложенным в заявлении.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В соответствии с пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
В соответствии частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в действующей редакции) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются, в том числе юридические лица.
Как следует из материалов дела, между Сотириадис Э.Т. и АО "Краснодаргоргаз" заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 1005060-Т.П. (т) от 23.05.2018 (далее - Договор).
Предметом договора является обязанность АО "Краснодаргоргаз" выполнить действия по подключению (технологическому присоединению) жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, Пашковский сельский округ, п. Знаменский, ул. Крайняя, д. 36 (далее - объект) к сети газораспределения, а Сотириадис Э.Т. обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Со стороны Сотириадис Э.Т. в адрес АО "Краснодаргоргаз" направлены письма от 15.08.2018 (вх. N 15/8587), от 22.11.2018 (вх. N 15/14696), от 28.02.2019 (вх. N 15/3115) о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) со стороны АО "Краснодаргоргаз".
Ответов на указанные письма Сотириадис Э.Т. от АО "Краснодаргоргаз" не получил.
Также, в соответствии с п. 3 договора, срок исполнения мероприятий составляет 274 дня с момента заключения настоящего договора.
Таким образом, АО "Краснодаргоргаз" необходимо было осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) Объекта Сотириадис Э.Т. в срок до 23.02.2019.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.20 13 N 1314 (далее - Правила N 1314).
В силу пункта 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
На основании пункта 60 Правил N 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии с п. 81 Правил N 1314 договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
В соответствии с п. 98 Правил N 1314 исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа, не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Таким образом, АО "Краснодаргоргаз" необходимо было направить в адрес заявителя информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта к газораспределительным сетям согласно письму от 15.08.2018 (вх. N 15/8587), в срок до 27.08.2018 (с учетом выходных дней); от 22.11.2018 (вх. N 15/14696), в срок до 03.12.2018 (с учетом выходных дней), от 28.02.2019 (вх. N 15/3115) в срок до 11.03.2019 (с учетом выходных дней), а также осуществить мероприятия по подключению в срок до 25.02.2019 (с учетом праздничных и выходных дней).
Таким образом, Краснодарским УФАС сделан правильный вывод о не соблюдении срока АО "Краснодаргоргаз", установленного п. 5, п. 3 договора N 105060-Т.П. (т) от 23.05.2018, а также нарушен пп. "г", пп. "в" п. 98 Правил N 1314.
АО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
Согласно статье 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Управлением учтено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений пункта 2 части 1 ст. 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Ранее АО "Краснодаргоргаз" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ (дело N А32-35328/2018).
Срок давности привлечения АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления, не истек.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
При рассмотрении дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-867/2019, Краснодарским УФАС России не установлены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая вмененного АО "Краснодаргоргаз" административного правонарушения, не установлены такие обстоятельства и судом.
При рассмотрении дела обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении от 26.09.2019 по делу N 023/04/9.21-867/2019 по статье части 2 статьи 9.21 КоАП РФ не имеется.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2020 по делу N А32-48656/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48656/2019
Истец: АО "Краснодаргоргаз", ОАО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Сотириадис Э. Т.