Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф04-4497/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А45-41144/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Хайкиной С.Н., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В. |
|
|
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гурман" (N 07АП-4510/2020) на решение от 24.03.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-41144/2019 (судья Хорошилов А.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гурман" (633011, Новосибирская область, город Бердск, улица Ленина, дом 15 в, ОГРН1065445012533, ИНН 5445123133) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) о признании недействительным предписания от 05.11.2019 N08-03-015/4160-1.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Резникова Элеонора Владимировна (633010, Новосибирская область, город Бердск)
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещено
от третьих лиц: без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гурман" (далее - заявитель, ООО "Гурман", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным предписания от 05.11.2019 N 08-03-015/4160-1 (далее - оспариваемое предписание).
Определением суда от 17.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Резникова Элеонора Владимировна (далее - третье лицо).
Решением от 24.03.2020 Арбитражного уда Новосибирской области по делу N А45-41144/2019 в удовлетворении требования заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Гурман" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции при принятии решения ошибочно расценил платежи по программе "Формирование современной среды города Бердска на 2018-2022 годы" как плату за содержание жилья; данная программа является целевой и не относится к статье содержание жилья; судом не указаны нормы права возлагающие на управляющую компанию обязанность проводить собрание собственников помещений с утверждением конкретной суммы участия собственников в финансировании программы.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судбеное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд рассмотрел дела в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Судом установлено, из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что управляющая организация ООО УК "Гурман" на основании договора управления и лицензии N 054-0000127 от 30.04.2015. осуществляет управление многоквартирным домом N 26 по улице Лелюха в г. Бердске.
В соответствии с приказом N 08-01-015/4160 от 25.10.2019 в период с 31.10.2019 по 07.11.2019 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, установлено нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 05.11.2019 N 08-02-015/4160, в котором зафиксировано, что плата за услугу по "благоустройству дворовых территорий" (1208,07 рублей) была начислена в августе 2019 года по жилому помещению N 55 дома N 26 в отсутствие протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, в представленных обществом протоколах общего собрания от 17.04.2017, 26.12.2018, 28.08.2019 отсутствуют сведения о размере платы за "благоустройство дворовых территорий", о периодичности выплат, а также отсутствуют сведения об источнике финансирования указанных выплат, что является нарушением лицензионных требований.
По результатам проверки 05.11.2019 обществу выдано предписание N 08-03-015/4160-1, в котором указано на обязанность по устранению нарушений требований части 7 статьи 156 ЖК РФ, пункта 31 Правил N 491 в части начисления платы за услуги по "Благоустройству дворовых территорий" по жилому помещению N 55 многоквартирного дома N 26 за август 2019 года, установлен срок для исполнения - до 13.01.2020.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание заинтересованного лица соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьей 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 31 Правила N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Бердска от 26.03.2018 N 740 утверждена муниципальная программа "Формирование современное среды города Бердска на 2018-2024 годы" в соответствии с которой реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет субсидии, предоставленной бюджету города Бердска из федерального и областного бюджетов Новосибирской области, средств местного бюджета и за счет средств собственников многоквартирных домов в размере не менее 5% от стоимости затрат, и не менее 20 процентов стоимости таких работ при включении дворовых территорий в муниципальную программу после 20.02.2019 (вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2019 г. N 106 "О внесении изменений в приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Постановлением администрации города Бердска от 14.05.2018 N 1170 утвержден порядок предоставления и расходования субсидий из бюджета города Бердска в целях формирования современной городской среды на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Бердска (далее - Порядок N 1170), порядок аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовых территорий города Бердска (далее - Порядок аккумулирования).
В соответствии с Порядком N 1170 собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее - Заинтересованные лица) являются заинтересованными лицами от лица которых вправе выступать Управляющие организации (пункт 5).
Управляющие организации многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству, - получатели субсидий в текущем финансовом году определяются согласно Адресному перечню дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству на территории города Бердска в соответствующем финансовом году, утвержденному Программой ( пункт 6).
Субсидия предоставляется Управляющим организациям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения реализации мероприятий Программы (пункт 7).
Предоставление субсидий производится на основании договора о предоставлении из бюджета города Бердска субсидии в целях формирования современной городской среды на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Бердска, заключенного МКУ "УЖКХ" с Управляющей организацией (пункт 13).
В соответствии с пунктом 16 для получения субсидии Управляющая организация предоставляет в МКУ "УЖКХ" в течение 10 календарных дней после подписания актов выполненных работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов следующие документы: в произвольной форме письменное заявление о перечислении управляющей организации средств субсидии с указанием суммы реквизитов Договора, адреса многоквартирного дома; копии учредительных документов (все изменения к ним); копию документа, подтверждающего полномочия руководителя либо иного уполномоченного лица, подписавшего заявление; договор подряда; акт приемки выполненных работ по унифицированной форме КС-2, согласованный с МКУ "УЖКХ"; справку о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3; счет, счет-фактуру на выполненные работы; исполнительную документацию, подтверждающую выполнение работ по осуществлению мероприятий строительного контроля; итоговый расчет размера субсидии на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории города Бердска; справку с информацией по учету средств, поступивших от Заинтересованных лиц в качестве доли софинансирования выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, и информацией о списании средств при оплате за выполненные работы с учетом сроков, предусмотренных договорами подряда, с приложением справки кредитной организации.
Условием предоставления финансовой поддержки на выполнение минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома за счет средств субсидии, предоставленной из областного бюджета Новосибирской области и средств местного бюджета города Бердска, является долевое софинансирование работ по благоустройству за счет средств Заинтересованных лиц, в размере не менее чем 5 процентов общего объема средств, предусмотренных на проведение благоустройства дворовой территории.
Решение о финансовом или трудовом участии Заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий по минимальному и дополнительному перечням работ благоустройства принимается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, собственников каждого здания и сооружения, расположенных в границах дворовой территории.
Сумма денежных средств на выплату долевого софинансирования на выполнение минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома для каждого собственника определяется в зависимости от доли собственности каждого собственника помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязанность по оплате расходов на выполнение минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме с момента принятия решения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Сбор денежных средств Заинтересованных лиц на выплату долевого софинансирования на выполнение минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома осуществляется после принятия решения об участии многоквартирного дома в конкурсе, оформленного в протоколе общего собрания собственников в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, из анализа нормативных актов определяющих порядок реализации Программы (постановление администрации города Бердска от 26.03.2018 N 740 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной среды города Бердска на 2018-2024 годы", постановление администрации города Бердска от 28.02.2017 N 497 "Об утверждении Порядка и сроков предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Формирование современной среды города Бердска", Постановления администрации города Бердска от 14.05.2018 N 1170), следует необходимость принятия собственниками многоквартирного дома решения о форме и доли финансирования в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории, финансовое участие не менее 5% в общем объеме финансирования работ в соответствии со сметой.
Указанные нормативные акты регулируют порядок и долю участия собственников в муниципальной программе и не устанавливают конкретного размера платы за "благоустройство дворовых территорий" для собственников многоквартирных домов и не подменяют собой порядка расчета и установления такой платы в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Вместе с тем стоимость работ, а соответственно и размер доли в денежном выражении могут быть определены уже на стадии принятия собственниками решения о включении дома в программу на основании представленной управляющей организаций сметы и отражены в протоколе общего собрания.
Как следует из материалов дела и не отрицается Обществом в протоколах общего собрания от 17.04.2017, 26.12.2018, 28.08.2019 отсутствуют сведения о конкретном размере платы за "благоустройство дворовых территорий", о периодичности выплат, а также отсутствуя сведения об источнике финансирования указанных выплат.
С учетом изложенных норм права суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости согласования собственниками многоквартирного дома конкретной суммы их участия в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории и установление периодичности ее выплаты, установление только процентной составляющей (5% в общем объеме финансирования) не обеспечит соблюдение требований части 7 статьи 156 ЖК РФ пункта 31 Правил N 491 и может повлечь нарушение прав собственников многоквартирного дома.
Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка в протоколе решения собственников только на то, что доля финансового участия собственников помещений многоквартирного дома составляет 5% от общего объема средств, необходимых на проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий, что не позволяет установить конкретную сумму подлежащую уплате по данной услуге (периодичность ее выплаты), в том числе по жилому помещению N 55.
На основании изложенных выше норм права судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества об отсутствии у управляющей компании обязанности проводить собрания собственников помещений с утверждением конкретной суммы участия собственников в финансировании программы.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные доводы апелляционной жалобы об ошибочном отнесении судом первой инстанции платежей по целевой программе к плате за содержание жилья.
Исходя из положений части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 ЖК РФ).
Из анализа положений указанных норм следует, что одной из составляющих структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги является плата за содержание и ремонт жилого помещения, элементами которой, в свою очередь, являются плата за услуги по управлению многоквартирным домом и плата по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При этом законодательство не предусматривает возможность установления различного порядка исчисления указанных элементов платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме вносится собственниками помещений соразмерно своей доле в праве общей собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктами "ж" и "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
- содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, плата за содержание и уход за элементами благоустройства входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Учитывая конкретные обстоятельства дела и нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения между сторонами, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том что, оспариваемое Обществом предписание является законным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание Инспекции соответствует жилищному законодательству РФ, Правилам N 491 и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных в материалы дела доказательств не усматривается несоответствия оспариваемого предписания вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у Инспекции имелись все основания для вынесения оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей (подпункты 3,12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ) относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.03.2020 Арбитражного уда Новосибирской области по делу N А45-41144/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гурман" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-41144/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ГУРМАН"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Новосибирской области
Третье лицо: Резникова Элеонора Владимировна