г. Москва |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А41-5124/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судья Панкратьева Н.А., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ООО "Агентство недвижимости Регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2020 по делу N А41-5124/20, по заявлению ООО "Агентство недвижимости Регион" к Межрегиональному Управлению Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агентство недвижимости Регион" (далее - заявитель, общество, ООО "АН Регион") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрегиональному Управлению Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановления от 13.06.2019 N 07-19/86/60ПЮЛ1 по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.05.2020 по делу N А41-5124/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ. Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
26.03.2019 Ногинской городской прокуратурой, на основании Приказа прокурора Московской области N 48 от 12.04.2017 "О мерах по реализации приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 08.02.2017 N 87 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма" в порядке надзора проведена проверка соблюдения ООО "АН Регион" требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО "АН Регион" является деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (Код ОКВЭД - 68.31).
Согласно уставу ООО "АН Регион", общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: приобретение у юридических и физических лиц и отчуждение юридическим и физическим лицам объектов недвижимости, риэлторская деятельность; посредничество в сделках по купле-продаже, мене, аренде недвижимого имущества; управление недвижимым имуществом по договору с собственником этого имущества; услуги по подготовке и проведению операций с объектами недвижимости; оказание посреднических, представительских, консультативных, информационных, маркетинговых, рекламных и прочих услуг; осуществление других видов деятельности.
Прокуратурой, при проведении проверочных мероприятий выявлено, что ООО "АН Регион" при осуществлении деятельности допустило следующие нарушения: в организации отсутствуют правила внутреннего контроля, чем нарушена ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115); не организовывались и не проводились подготовка и обучение сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что является не соблюдением п.п. 2, 6-8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203; не реже чем один раз в три месяца не проводились проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, для чего не использовался в порядке п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804, Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет" (www.fedsfm.ru), что также является нарушением п.7 ч.1 ст.7 Закона N 115; не осуществило постановку на учет в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствии с местом нахождения в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, чем нарушены требования п.п. 2,3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".
27.03.2019 в связи с выявленными нарушениями Ногинской городской прокуратурой в присутствии генерального директора ООО "АН Регион" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
13.06.2019 административным органом в отношении ООО "АН Регион" вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, которым назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, ООО "АН Регион" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется не неисполнение требований п. 7, ч.1 ст. 7, ч. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, п.п. 2, 6-8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, п. п. 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество не является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения по смыслу статьи 5 Закона N 115-ФЗ, в связи с чем на него не распространяются вышеуказанные нормы права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и были им правомерно отклонены.
В соответствии со статьей 3 Закона N 115-ФЗ под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Из положений статьи 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Как следует из пункта 2.2. устава ООО "АН Регион", общество вправе осуществлять, в том числе посреднические услуги в сделках по купле, продаже, мене, аренде недвижимого имущества.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ на период проверочных мероприятий, общество осуществляет следующие виды деятельности: деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31); предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31.1); предоставление посреднических услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31.2); предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31.3).
Из административных материалов следует, что в соответствии с Договором оказания услуг от 12.03.2019 N 12/03/2019 заключенным с гр. Ястебовым О.О. (заказчик), обществом приняты на себя обязательства по сбору необходимой документации для предоставления на государственную регистрацию прав и сделки приобретения квартиры (п. 1.1. Договора), а также выдача доверенностей на совершение действий, связанных с выполнением поручения от имени заказчика (п.2.2. Договора).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к посредническим услугам на рынке сделок с недвижимостью отнесены риэлтерские услуги, заключающиеся, в частности, в подборе вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, помощи в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.
При этом посредник при совершении сделок с недвижимостью, не являясь собственником недвижимого имущества, в отношениях с клиентами является организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, доводы заявителя о том, что ООО "АН Регион" не оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а лишь оказывало консультационные услуги, отклоняются апелляционным судом как противоречащие материалам дела.
С учетом уставной деятельности общества, договорных обязательств, разъяснений Верховного суда, а также положений статьи 5 Закона N 115-ФЗ ООО "АН Регион" как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и обязана принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" постановке на учет в территориальном органе подлежат организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Из материалов дела следует, что обязанности ООО "АН Регион" о выполнении требований законодательства по постановке организации на учет не исполнены.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Как установлено пунктом 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Разделом 2 указанного положения установлен порядок проведения обучения.
Вместе с тем, вышеуказанные требований законодательства обществом не исполнены, в ООО "АН Регион" отсутствуют правила внутреннего контроля, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее квалификационным требованиям в проверяемом периоде не назначено; перечень сотрудников, которые должны проходить обучение, не утвержден.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
С 01 февраля 2013 года доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, осуществляется исключительно с помощью системы "Личный кабинет", имеющейся на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Поскольку ООО "АН Регион" не исполнены требования законодательства по постановке организации на учет в Федеральной службы по финансовому мониторингу ввиду соответствия общества организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что и повлекло за собой неисполнение требований по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
Из материалов дела следует, что обществом проверки своих клиентов не проводились, отчеты о проверки среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества по форме ФЭС-3 в Росфинмониторинг не направлялись.
Факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки от 26.03.2019 с приложениями, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.03.2019.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом доказан в действиях ООО "АН Регион" состав вменяемого правонарушения, что подтверждается материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, заявитель мог и должен был предпринять все необходимые меры для соблюдения норм и правил, установленных действующим законодательством, однако не проявил в необходимой степени заботливости и осмотрительности в целях исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, в связи с чем, и совершил правонарушение.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению вышеуказанных требований, а также свидетельствующих о том, что ООО "АН Регион" приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного правомерен вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "АН Регион" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
На момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (статьи 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ), нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2020 по делу N А41-5124/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в установленном порядке.
Судья |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5124/2020
Истец: ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ РЕГИОН"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ