г. Москва |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А41-96327/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: Куртова А.Е., доверенность от 19.12.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" на решение (определение) Арбитражного суда Московской области от 29.01.2020 по делу N А41-96327/19, по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918); к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) об обязании освободить лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", ответчик) с уточнённым в порядке ст.49 требованием обязать ПАО "ФСК ЕЭС" освободить лесной участок от стрелеванной древесины в соответствии и в порядке с действующим законодательством РФ и окаймить минерализованной полосой охранную зону ЛЭП вдоль стены леса в квартале 10 выделы 38,34,31,37,26,11,10,9,15, и в квартале 59 выделы 24,23,18,1613,12,7,6,5,10 Орудьевского участкового лесничества Дмитровского лесничества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 31 мая 2018 г. при патрулировании территории лесного фонда в квартале 10 выделы 38,34,31,37,26,11,10,9,15, и в квартале 59 выделы 24,23,18,1613,12,7,6,5,10 Орудьевского участкового лесничества Дмитровского лесничества были выявлены нарушения лесного законодательства, а именно, ПАО "ФСК ЕЭС" в квартале 10 выделы 38,34,31,37,26,11,10,9,15, и в квартале 59 выделы 24,23,18,1613,12,7,6,5,10 Орудьевского участкового лесничества Дмитровского лесничества после выполнения работ по расширении и расчистке ЛЭП, допустило засорения лесного участка горючими материалами, древесина стрелеванная в штабеля, складированная у стены леса и неокоймленна минерализованной полосой, в пожароопасный период 2018 года, в условиях особого опасного пожароопасного режима, введенного Постановлением Губернатора области от 01.05.2018 года. В результате чего нарушены ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 34, 35 "Правил пожарной безопасности в лесах" утвержденные постановлением Правительства РФ N 417 от 30.06.2007 года.
Что послужило основанием для составления 21 и 22 июня 2018 года протоколов N 4179/2018 и N 4-189/2018 об административном правонарушении по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ - Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Предписанием N 4-179/2018 и N 4-189/2018 ПАО "ФСК ЕЭС" было обязано в срок до 17 августа 2018 года устранить нарушение лесного законодательства, а именно: в квартале 10 выделы 38,34,31,37,26,11,10,9,15, и в квартале 59 выделы 24,23,18,1613,12,7,6,5,10 Орудьевского участкового лесничества убрать стрелеванную древесина и окаймить минерализованной полоской охранную зону ЛЭП вдоль стены леса.
При патрулировании территории лесного фонда 20 августа 2018 года в квартале 10 выделы 38,34,31,37,26,11,10,9,15, и в квартале 59 выделы 24,23,18,1613,12,7,6,5,10 Орудьевского участкового лесничества Дмитровского лесничества старшим участковым лесничим Борисовым И.В. было обнаружено, что организация ПАО "ФСК ЕЭС" не исполнило требования законного предписания об устранении нарушения лесного законодательства N 4-179/2018 и N 4-189/2018.
В связи с чем, 24 сентября 2018 года были составлены протоколы N 4-301/2018 и N 4-302/2018 об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ - неисполнение в срок законного предписания. Выдано новое предписание, аналогичное предыдущему в срок до 29.11.2018.
При патрулировании территории лесного фонда 04 декабря 2018 года в квартале 10 выделы 38,34,31,37,26,11,10,9,15, и в квартале 59 выделы 24,23,18,1613,12,7,6,5,10 Орудьевского участкового лесничества Дмитровского лесничества старшим участковым лесничим Борисовым И.В. было обнаружено, что организация ПАО "ФСК ЕЭС" не исполнило требования законного предписания об устранении нарушения лесного законодательства N 4-301/2018 и N 4-302/2018.
В связи с чем, 14 января 2019 года были составлены протоколы N 4-004/2019 и N 4005/2019 об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ - неисполнение в срок законного предписания. Выдано новое предписание, аналогичное предыдущему в срок до 25.02.2019.
В связи с тем, что до настоящего времени ПАО "ФСК ЕЭС" работы по освобождению лесного участка от стрелеванной древесины не выполнены, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии со ст. 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
- наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
- организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
- организацию патрулирования лесов;
- прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
В соответствии со ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации разработаны Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила использования лесов). Пунктом 9 правил использования лесов предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (п. 11 Правил использования лесов).
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
Пунктом 34 Правил N 417 установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Согласно пункту 35 Правил N 417 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
При этом в период с 01 мая 2018 г. Постановлением Губернатора Московской области от 17.04.2018 г. N 155-ПГ "Об особом противопожарном режиме на территории Московской области" установлен особый противопожарный режим на территории Московской области. Указанное постановление на момент выявления правонарушения (31 мая 2018 г.) было официально опубликовано и действовало.
Между тем, в соответствии с подп. "а" п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, учитывая отсутствие доказательств объективной невозможности соблюдения ответчиком норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, тот факт, что законодателем на юридическое лицо, использующее лес, возложена обязанность содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Довод заявителя о том, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с чем решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества, признается апелляционным судом необоснованным.
На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу пункта 61 "Правил заготовки древесины", утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины), содержащемуся в четвертом разделе "Требования к организации и проведению работ по заготовке древесины", очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. В соответствии с приведенной нормой очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков возложена на лицо, ответственное за вырубку лесных насаждений, которым в рассматриваемом случае является ответчик.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2020 по делу N А41-96327/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96327/2019
Истец: Комитет лесного хозяйства МО
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ", ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Московское ПМЭС