г. Пермь |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А50-2828/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуляковой Г.Н.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу
ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 апреля 2020 года по делу N А50-2828/2020,
принятое судьей Седлеровой С.С. путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по иску ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532)
к профессиональному образовательному учреждению "Пермская автошкола общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ОГРН 1165958065085, ИНН 5904332658)
о взыскании финансовых санкций в сумме 7 500,00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее - истец, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с профессионального образовательного учреждения "Пермская автошкола общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ответчик, страхователь, должник) финансовых санкций в общем размере 7 500 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.04.2020, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, (мотивированное решение от 07.05.2020), в удовлетворении заявленных требований о взыскании с должника финансовых санкций в общем размере 6 500 руб., в том числе за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2017 года в размере 1 000 руб., за отчетный период февраль 2017 года в размере 500 руб., за отчетный период апрель 2017 года в размере 1 500 руб., за отчетный период май 2017 года в размере 500 руб., за отчетный период июнь 2017 года в размере 500 руб., за отчетный период июль 2018 года в размере 500 руб. 00 коп., за отчетный период август 2017 года в размере 1 500 руб., за отчетный период сентябрь 2017 года в размере 500 руб. отказано в связи с нарушением заявителем совокупных процессуальных сроков обращения в арбитражный суд. В удовлетворении заявленных требований о взыскании с должника финансовых санкций за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в размере 1 000 руб. отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права. выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что должником не представлены в установленный срок сведения по форме СЗВ-М, предусмотренные пунктом 2.2. статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ, в отношении двух застрахованных лиц за январь 2017 года, в отношении одного застрахованного лица за февраль 2017 года, за период с мая по июль 2017 года, сентябрь 2017 года, в отношении трех застрахованных лиц за апрель и август 2017 года. Кроме того должником нарушен порядок представления сведений, а именно: сведения в отношении 24 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за май 2017 года в нарушение положений ФЗ N 27-ФЗ представлены страхователем на бумажном носителе 15.06.2017, а 10.07.2019 страхователем лично представлена форма СЗВ-М с типом дополняющая за май 2017 года в отношении одного застрахованного лица на бумажном носителе. Заявитель жалобы настаивает на том, что Управление обратилось в суд в пределах установленного срока.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Пенсионным фондом 10 июля 2019 года были проведены проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в отношении должника.
По результатам проведенных проверок 10 июля 2019 года Управлением составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S18190026041, N 203S18190026043, N 203S18190026051, N 203S18190026052, N 203S18190026053, N 203S18190026054, N 203S18190026080, N 203S18190026081, в которых указано, что страхователем в установленный законодательством срок сведения по форме СЗВ-М в отношении указанных застрахованных лиц за отчетные периоды январь, февраль, апрель, май, июнь, июль и сентябрь 2017 года не представлены.
15 августа 2019 года Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций в общем размере 6 500 руб. N 203S19190027010, N 203S19190027011, N 203S19190027012, N 203S19190027013, N 203S19190027014, N 203S19190027015, N 203S19190027017.
Основанием для вынесения указанных решений послужило то, что должник за указанные выше отчетные периоды не представил в установленный срок сведения о застрахованных лицах.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику 16 сентября 2019 года выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S01190029105, N 203S01190029100, N 203S01190029106, N 203S01190029101, N 203S01190029102, N 203S01190029103, N 203S01190029107, N 203S01190029104 со сроком исполнения до 04 октября 2019 года.
В связи с тем, что сумма штрафов осталась не уплаченной, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что акт о выявлении правонарушения составлен с нарушением срока - 10.07.2019, следовательно, процессуальные сроки проверки повлекли за собой смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций, в связи с чем, обращение Управления в суд 07.02.2020 произведено с нарушением срока взыскания финансовой санкции. Кроме того суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов.
Управление по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ работодатели в отношении застрахованных лиц обязаны ежемесячно представлять в ПФР форму СЗВ-М.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управлением не соблюден предусмотренный пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ 10-дневный срок для составления акта проверки.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Правовая позиция о применении указанных положений изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 302-КГ18-6775.
В соответствии с положениями ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом (часть 6 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица (часть 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение (часть 11 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 12 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 15 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как установлено судами и следует из представленных документов, по результатам сверки формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год и информации налогового органа из расчета по страховым взносам за отчетные периоды: 1 квартал 2017 года; полугодие 2017 года; 9 месяцев 2017 года Пенсионным фондом установлено, что страхователем в отношении указанных застрахованных лиц в установленный законодательством срок не представлены сведения по форме СЗВ-М, в том числе: за отчетный период январь 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц; за отчетный период февраль 2017 года в отношении 1 застрахованного лица; за отчетный период апрель 2017 года в отношении 3 застрахованных лиц;, за отчетный период май 2017 года в отношении 1 застрахованного лица; за отчетный период июнь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица; за отчетный период июль 2017 года в отношении 1 застрахованного лица; за отчетный период август 2017 года в отношении 3 застрахованных лиц; за отчетный период сентябрь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица.
Таким образом, с учетом имеющихся сведений налогового органа, представленных в 2017 году, а также формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год, представленной 01.03.2018 и срока проведения проверки Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S18190026041, N 203S18190026043, N 203S18190026051, N 203S18190026052, N 203S18190026053, N 203S18190026054, N 203S18190026080, N 203S18190026081 составлены с нарушением срока - 10.07.2019, что свидетельствует о нарушении Пенсионным фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций, что повлекло правомерный отказ суда в удовлетворении заявленных требований.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, сроки выявления правонарушения и осуществления процедуры фиксации правонарушения, а также наложения штрафных санкций за их совершение и, как следствие, обращения с требованиями о взыскании штрафных санкций в судебном порядке, не могут быть поставлены в зависимость от факта предоставления страхователем сведений за тот или иной период. Правонарушение в виде непредставления сведений о застрахованных лицах в установленный срок, считается совершенным с даты истечения такого срока, а не с даты фактического исполнения обязанности по представлению сведений.
Поскольку сведения о застрахованных лицах за указанные отчетные периоды в силу подпункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ должны были быть представлены в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, правонарушение считается совершенным при пропуске указанного срока, начиная с 16 февраля 2017 года, с 16 марта 2017 года, с 16 мая 2017 года, с 16 июня 2017 года, с 16 июля 2017 года, с 16 августа 2017 года, с 16 сентября 2017 года, с 16 октября 2017 года. Следовательно, акты о выявлении правонарушения за указанные отчетные периоды должны были быть составлены Пенсионным фондом в течение 10 дней со дня выявления указанных нарушений.
При изложенных обстоятельствах суд отказал в иске о взыскании финансовых санкций (штрафа) в общем размере 6 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за перечисленные отчетные периоды.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении должника 17 сентября 2019 года была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проведенной проверки был составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.09.2019 N 203S18190031251, в котором указано, что страхователем не соблюден порядок представления сведений в форме электронных документов, поскольку в целом за отчетный период май 2017 года представлена отчетность на 25 застрахованных лиц на бумажном носителе.
24 октября 2019 года Пенсионным фондом было вынесено решение N 203S19190032059 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в размере 1 000 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20 ноября 2019 года N 203S01190033818 со сроком исполнения до 10 декабря 2019 года.
В связи с тем, что сумма штрафа осталась не уплаченной, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Отказывая в иске о взыскании финансовой санкции (штрафа) в размере 1 000 руб. за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что страхователем не соблюден порядок предоставления сведений в форме электронного документа, поскольку в целом за отчетный период май 2017 года представлена отчетность на 25 застрахованных лиц на бумажном носителе.
Между тем судами установлено и, по сути, подтверждено заявителем жалобы, что изначально сведения за отчетный период май 2017 года по форме СЗВ-М в отношении 24 застрахованных лиц с кодом "исх" (тип формы - исходная) представлены страхователем в законодательно установленный срок и с соблюдением порядка представления отчетности (на бумажном носителе).
10.07.2019 страхователем на бумажном носителе за отчетный период май 2017 года представлена форма СЗВ-М с типом "ДОП" на 1 застрахованное лицо.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку в отношении одного застрахованного лица самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, оставляя в силе постановление суда нижестоящей инстанции, которым суд признал незаконным привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ по основанию того, что общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, откорректировав ошибку путем представления дополнительных сведений за указанный период, отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При этом из буквального толкования положений статьи 8 Закона N 27-ФЗ не следует, что лицами, у которых работает 25 и более человек, любые формы отчетности, в том числе содержащие сведения менее чем о 25 лицах, должны представляться в управление в электронном виде.
С учетом изложенного, оснований для привлечения страхователя к ответственности за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов у Пенсионного фонда также отсутствовали.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 апреля 2020 года по делу N А50-2828/2020, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2828/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ
Ответчик: Профессиональное образовательное учреждение "Пермский региональный центр общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"