Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф09-5876/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А60-5457/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, акционерного общества "Облкоммунэнерго",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 марта 2020 года по делу N А60-5457/2020,
принятое судьей Страшковой В.А.
по заявлению Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6672172548, ОГРН 1046604412161)
к акционерному обществу "Облкоммунэнерго" (ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - заявитель, УМТУ Росстандарта, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Облкоммунэнерго" (далее - заинтересованное лицо, АО "Облкоммунэнерго", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 17.03.2020 (резолютивная часть объявлена 11.03.2020) требования удовлетворены. Акционерное общество "Облкоммунэнерго" привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Общество с принятым по делу судебным актом не согласилось, обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях к жалобе общество приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вмененного правонарушения, поскольку предписание, за неисполнение которого общество привлечено к ответственности, является незаконным, у общества отсутствует обязанность по сертификации электрической энергии. Полагает, что судом необоснованно не приняты во внимание судебные акты по делу N А60-6642/2017, в котором содержится вывод об отсутствии у общества обязанности по сертификации электрической энергии. Считает необоснованной ссылку суда на ГОСТ Р 58289-2018, поскольку он не является нормативным правовым актом и не отменяет правила и процедуры, установленные нормативными актами РФ.
УМТУ Росстандарта представило отзыв с возражениями на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направил.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020, вынесенным по ходатайству АО "Облкоммунэнерго", судебное разбирательство отложено на 29.06.2020 на 14:30.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Васильевой Е.В., находящейся в отпуске, на судью Голубцова В.Г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
В связи с заменой в составе суда рассмотрение дела начато сначала.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением из Приемной Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе обращения гражданина о нарушении обязательных требований к качеству электрической энергии при осуществлении передачи электрической энергии в жилой дом N 36 по ул. Уральских рабочих в г. Верхняя Пышма Свердловской области, в отношении АО "Облкоммунэнерго" была проведена внеплановая документарная проверка на основании приказа от 30.09.2019 г. N 73В/154.
В ходе проверки установлено нарушение обществом обязательных требований к продукции (электрической энергии), установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" в части обязательной сертификации электрической энергии, а также статей 23, 28, 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", требований ГОСТ Р 58289-2018, а именно:
- АО "Облкоммунэнерго" осуществляет передачу электрической энергии потребителям, в частности, из ТП-34 потребителям, проживающим в жилом доме N 36 по ул. Уральских рабочих в г. Верхняя Пышма без сертификата соответствия на эту электрическую энергию, не осуществило обязательное подтверждение соответствия поставляемой (передаваемой) электрической энергии в форме обязательной сертификации (как заявитель не обратилось за получением сертификата соответствия и не получило сертификат соответствия на электрическую энергию).
По результатам проверки составлен акт от 30.09.2019 N 73В и АО "Облкоммунэнерго" выдано предписание от 30.09.2019 N 73В/154 с требованием в срок до 24.12.2019 устранить выявленные нарушения.
Данное предписание было предметом судебной проверки.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-67772/2019 от 21.02.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020, предписание признано соответствующим требованиям закона.
По результатам контроля исполнения предписания N 73В/83 от 30.09.2019 административным органом установлен факт неисполнения предписания в установленный срок (до 24.12.2019).
По факту установленного нарушения, уполномоченным должностным лицом УМТУ Росстандарта 29.01.2020, в присутствии представителя общества Бадовой Ю.И., действующей на основании доверенности, в отношении АО "Облкоммунэгнерго" составлен протокол об административном правонарушении N 4ЮС по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ заявление о привлечении общества к административной ответственности, протокол от 29.01.2020 и иные материалы административного производства направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого относится рассмотрение данной категории споров.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения и удовлетворил заявление административного органа.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном законом основании объектами электросетевого хозяйства. С использованием таких объектов сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуги по передаче электрической энергии сетевые организации оказывают на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики (подпункт "а" пункта 15 Правил N 861).
Требования к продукции, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Несоблюдение установленных законодательством о техническом регулировании обязательных требований создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статьи 1, 2, 18, 46 Закона N 184-ФЗ).
Исходя из положений статьи 28 Закона N 184-ФЗ продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, выпускается в обращение только после осуществления такого подтверждения.
Согласно разделу 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
Правила проведения сертификации электрооборудования, в которые включены положения раздела VIII "Особенности обязательной сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям", утверждены Постановлением государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 16.07.1999 N 36 (далее - Правила N 36).
Согласно пунктам 8.1, 8.2 и 8.6 Правил N 36 объектом сертификации является электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, - лица, участвующие в электроснабжении потребителей.
При этом вышеуказанными нормативными актами получение сертификата не ставится в зависимость от принадлежности этих электрических сетей.
Процедура и порядок проведения работ по сертификации электрической энергии установлены ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2018 N 1038-ст и введенный в действие с 1 февраля 2019 года.
Согласно пункта 4.1, 4.2 ГОСТ Р 58289-2018 объектом обязательной сертификации является электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, включенная в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный [1] (далее - Единый перечень), и поставляемая потребителям на территории Российской Федерации. Обязательная сертификация электрической энергии проводится на соответствие ГОСТ 32144-2013 (пункты 4.2.1, 4.2.2).
Показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТ 32144-2013 (раздел 1). Требования настоящего стандарта применяются во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.
Система электроснабжения общего назначения: совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей (пункт 3.1.1 ГОСТ 32144-2013).
Из приведенных норм следует, что производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса. Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе сетевые организации, обеспечивающие передачу электрической энергии, обязаны поставить (передать) потребителю электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов. Поскольку электрическая энергия является товаром, подлежащим обязательной сертификации, то субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, является лицо, участвующее в электроснабжении потребителей, в том числе сетевая организация.
Из акта проверки N 73В и предписания N 73В/83 от 30.09.2019 следует, что АО "Облкоммунэнерго" осуществляет передачу электрической энергии потребителям (в том числе при осуществлении передачи электрической энергии от ТП-34 потребителям, проживающим в жилом доме N 36 по ул. Уральских рабочих в г. Верхняя Пышма) без сертификата соответствия на эту электрическую энергию в нарушение требований статей 23, 28, 46 Федерального закона N 184-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии".
При отсутствии сертификата на электрическую энергию, передачу которой осуществляет АО "Облкоммунэнерго", отсутствует гарантия качества и безопасности поставляемой обществом электрической энергии, чем нарушаются права потребителей.
Судебными актами по делу N А60-67772/2019 (решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020) выданное АО "Облкоммунэнерго" предписание от 30.09.2019 N 73В/154 признано соответствующим требованиям законодательства. Указанные судебные акты в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Поскольку в срок, установленный для исполнения (до 24.12.2019) предписание не исполнено, в действиях общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ссылки заявителя, оспаривающего событие правонарушения, на судебные акты по делу N А60-6642/2017, в том числе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2018 N 309-АД18-503, подлежат отклонению, поскольку судебные акты по указанному делу вынесены по иным фактическим обстоятельством. Обстоятельства, установленные при рассмотрении указанного дела, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае из материалов дела усматривается, что общество не предприняло всех зависящих от него необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение нарушения требований закона и своевременное исполнение предписания. Доказательств обратного в материалы дела подателем жалобы не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает обоснованным и поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Административный штраф наложен судом в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Основания для замены штрафа на предупреждение не имеется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения, в частности, административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ. В данном случае Общество привлечено к административной ответственности по части 15 указанной статьи.
Совершенное обществом правонарушение не является длящимся, совершено обществом 25.12.2019 и с указанной даты исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ.
Решение вынесено судом первой инстанции в срок, установленный для привлечения к административной ответственности, который составляет три месяца с даты совершения правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, в апелляционной жалобе отсутствуют доводы о наличии процессуальных нарушений в ходе производства по административному делу.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений, обеспечивающих как качество, так и безопасность поставляемой электроэнергии для жизни и здоровья людей, сохранности имущества (электроприборов), и с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Резолютивная часть решения суда первой инстанции, мотивированное решение, протокол судебного заседания имеются в материалах дела, подписаны судьей (л.д. 139, 141 - 154).
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2020 года по делу N А60-5457/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Облкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-5457/2020
Истец: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Ответчик: АО ОБЛКОММУНЭНЕРГО