г. Самара |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А55-29834/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием: от Акционерного общества "Тандер" - до перерыва и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - до перерыва и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Русконтроль" - до перерыва и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2020 года по делу NА55-29834/2019, по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, к Акционерному обществу "Тандер", г. Краснодар, Краснодарский край, (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Русконтроль", о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении Акционерного общества "Тандер" (далее - ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей "Русконтроль" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2020 года Акционерное общество "Тандер" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 700 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с выводами суда, АО "Тандер" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В удовлетворении заявления Управления Роспотребнадзора по Самарской области о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, отказать в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание 17.06.2020 представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 17.06.2020 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09 час. 25 мин. на 22.06.2020. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: oinfo@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
В судебное заседание 22.06.2020 представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела в Управление Роспотребнадзора по Самарской области поступило обращение МОО по защите прав потребителей "Русконтроль" (вход. N 63-9560-2019 от 04.07.2019 г.), в котором содержалось сообщение том, что вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Самары дело N 2-1720/19 от 29.04.2019 г., установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в магазине "Магнит" АО "Тандер", расположенном по адресу: г. Самара, ул. Коммунистическая, 105. В судебном акте указано, что в магазине осуществляется продажа пищевых продуктов с истекшими сроками годности, а именно:
- шоколад молочный "Апельсин Гольд" "МаксФан Шоккарам" в количестве 1 шт., массой 160 гр. По цене 139,90 руб., штрих - код 7622210210913, изготовитель ООО "Мондэлис" дата производства 06.04.2019 г., срок годности до 06.01.2019 г., у приобретенного товара истек установленный срок годности на 15 суток;
- картофельные чипсы соломкой "Pomsticks" с солью, в количестве 1шт., по цене 89,90 руб., штрих - код 4018077721472, изготовитель ООО "Лоренц Снэк-Уорлд Раша" дата производства 10.03.2018 г., срок годности до 08.12.2018 г., у приобретенного товара истек установленный срок годности на 44 суток. (т. 1, л.д. 15-20).
По данному факту в отношении Акционерного общества "Тандер" административным органом 11.09.2019 г. составлен протокол об административном правонарушении N 03/631 по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ (т.1, л.д. 7-8)
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ.
Судом первой инстанции, в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи.
Частью 2 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, заключается в повторном совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
На основании п. 1 ст. 36 указанного Федерального закона за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В соответствии со ст. 2 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" целями принятия настоящего регламента являются, в том числе защита жизни и (или) здоровья человека. Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии Техническому регламенту.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (ч. 1 ст. 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции").
Согласно положениям ч. 12 ст. 17 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" установлено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
В статье 3 Федерального закона от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) определено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном данным Федеральным законом (пункт 1). Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (пункт 2).
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений (пункт 1 статьи 15 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов).
Исходя из положений ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли.
Пунктом 8.24 Санитарных Правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" в организациях торговли запрещается реализация продукции с истекшими сроками годности.
Таким образом, реализация пищевых продуктов с истекшими сроками годности является нарушением ч. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880), ч. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 8.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Судом установлено, что ранее АО "Тандер" привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с нормами частей 1 - 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно указано на то, что материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 11.09.2019 г. N 03/631 и решением Промышленного районного суда г. Самары от 29.04.2019 г., подтверждается факт совершения АО "Тандер" административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ.
Однако, судом первой инстанции выявленное правонарушение неправомерно квалифицировано как длящееся, срок давности привлечения к ответственности за совершение которого следует исчислять с момента, когда Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области стало известно о нарушении, то есть при поступлении в Управление решения Промышленного районного суда г. Самары дело N 2-1720/19 от 29.04.2019 г., а именно с 04.07.2019 г. (т.1, л.д.15).
Согласно ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, заключается в повторном совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В силу части 6 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение, суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Материалами дела и судом установлено, что в действиях заявителя установлены признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ за реализацию товара с истекшим сроком годности.
Факт совершения правонарушения материалами дела установлен и не оспаривался заявителем.
Из материалов дела усматривается, что вменяемое правонарушение совершено ответчиком 21.01.2019 г., на что также указано в протоколе N 03/631 от 11 сентября 2019 г. ( т.1 л.д.7-8).
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, протоколом N 03/631 от 11 сентября 2019 зафиксировано не длящееся правонарушение, а констатируется факт совершения ответчиком правонарушения, которое окончено 21.01.2019 г.
Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Самары дело N 2-1720/19 от 29.04.2019 г., которым установлен факт нарушения заявителем именно 21.01.2019 г. законодательства Российской Федерации в магазине "Магнит" АО "Тандер", расположенном по адресу: г. Самара, ул. Коммунистическая, д. 105.
В судебном акте указано, что в магазине осуществляется продажа пищевых продуктов с истекшими сроками годности, а именно:
- шоколад молочный "Апельсин Гольд" "МаксФан Шоккарам" в количестве 1 шт., массой 160 гр. По цене 139,90 руб., штрих - код 7622210210913, изготовитель ООО "Мондэлис" дата производства 06.04.2019 г., срок годности до 06.01.2019 г., у приобретенного товара истек установленный срок годности на 15 суток;
- картофельные чипсы соломкой "Pomsticks" с солью, в количестве 1шт., по цене 89,90 руб., штрих - код 4018077721472, изготовитель ООО "Лоренц Снэк-Уорлд Раша" дата производства 10.03.2018 г., срок годности до 08.12.2018 г., у приобретенного товара истек установленный срок годности на 44 суток.
Следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения решения судом первой инстанции истек.
В силу части 6 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из оценки обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ о полномочиях суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права и принимает новый судебный акт, которым отказывает Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в удовлетворении заявления о привлечении Акционерного общества "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2020 года по делу N А55-29834/2019 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29834/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Ответчик: АО "Тандер"
Третье лицо: Межрегиональная по защите прав потребителей "Русконтроль"
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3682/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29834/19
23.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20889/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-29834/19