Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф02-5077/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А33-28215/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Споткай Л.Е., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Тепло-Сбыт-Сервис": Тирских В.В., представителя по доверенности от 21.12.2019, диплом серии 102424 N 1062283, рег.N 16/226 от 20.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло-Сбыт-Сервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 03 марта 2020 года по делу N А33-28215/2019,
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тепло-Сбыт-Сервис" (далее - заявитель, апеллянт, ответчик, общество "Тепло-Сбыт-Сервис") о расторжении концессионного соглашения от 06.09.2011 N 3.
Определением арбитражного суда от 14.10.2019 исковое заявление принято к производству.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.03.2020 по делу N А33-28215/2019 исковые требования комитета удовлетворены, концессионное соглашение N 3 от 06.09.2011 расторгнуто.
С общества "Тепло-Сбыт-Сервис" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. - государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- арбитражным судом необоснованно отклонен довод ответчика о превышении объема инвестирования в объект реконструкции,
- комитетом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о невыполнении концессионером работ на объекте,
- перенос срока выполнение работ на объекте обусловлен объективными причинами, не связанными с действиями ответчика,
- материалами дела не подтверждены нарушения обязательств по реконструкции в 2018 году, зафиксированные по результатам заседания рабочей комиссии,
- ответчик не препятствовал доступу к переданному по соглашению имуществу, не уклонялся от проведения проверок.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 04.06.2020 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 05.06.2020 16:39:21 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных материалов дела, 06.09.2011 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Канска" (концедентом) и обществом "Тепло-Сбыт-Сервис" (концессионером) заключено концессионное соглашение N 3.
По условиям соглашения концессионер обязался реконструировать недвижимое имущество в рамках концессионного соглашения, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять оказание услуг по теплоснабжению населения на территории города Канска с использованием объекта соглашения. В свою очередь концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 объектом соглашения является теплотрасса, расположенная по адресу: Красноярский край, г. Канск, от ТЭЦ по ул. Красноярская, 13, строение 1 до ТК-1 во дворе дома по ул. Красноярская, д.21/1 через ТК 2, протяженностью 610 м., 1990 года постройки, с кадастровым номером 24:51:0000000:0:1710, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 соглашения, подлежащая реконструкции.
В пункте 11 соглашения указано, что концессионер обязан за свой счет осуществить в течение первого года срока действия концессионного соглашения реконструкцию объекта соглашения и иного имущества в объемах и формах, перечень которых определен в дополнительном соглашении к концессионному соглашению.
Ежегодно в срок до 01 апреля, следующего за отчетным годом, концессионер обязан предоставлять концеденту перечень работ, объемы, сроки реконструкции объекта соглашения и иного имущества, в обязательном порядке согласованный МКУ "УС и ЖКХ Администрации г. Канска", который определяется на основании дополнительного соглашения к концессионному соглашению.
Размер инвестиционных вложений по настоящему концессионному соглашению составляет:
* на объект концессионного соглашения - не менее 300 000 руб. (без учета налоговых вычетов) ежегодно, с учетом коэффициента инфляции, устанавливаемого законодательством Российской Федерации, в течение срока действия соглашения,
* на иное имущество - 500 000 руб. (без учета налоговых вычетов), ежегодно с учетом коэффициента инфляции, устанавливаемого законодательством Российской Федерации ежегодно, в течение срока действия соглашения.
Завершение концессионером работ по реконструкции объектов соглашения и иного имущества оформляется подписанием сторонами документов об исполнении концессионером своих обязательств по реконструкции объектов соглашения и иного имущества с обязательным согласованием с МКУ "УС и ЖКХ Администрации г. Канска" и предоставлением следующих документов:
- при выполнении работ подрядным способом - сметный расчет, акт о приемке выполненных работ по формам КС-2, КС-3, договор подряда, счет-фактура,
- при выполнении работ силами концессионера - акт о приемке объектов по форме ОС-3, акт о приемке выполненных работ, документация о проведении работ, ведомость объемов работ (пункт 12).
Пунктом 13 соглашения установлена обязанность концессионера по ежегодному предоставлению концеденту отчета о выполненных работах по реконструкции объекта соглашения и иного имущества в срок до 01 февраля, следующего за отчетным годом.
Концессионер обязан при проведении работ по реконструкции объекта соглашения ввести объекты соглашения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 19).
Концессионер обязан приступить к использованию (эксплуатации) объектов соглашения в срок, указанный в пункте 51 настоящего соглашения (пункт 20).
По настоящему соглашению концессионер обязан на условиях, предусмотренных настоящим соглашением, осуществлять деятельность, указанную в пункте 1 настоящего соглашения (пункт 40).
Концессионер обязан осуществлять связанную с использованием объекта соглашения деятельность, указанную в пункте 1 настоящего соглашения, и не прекращать эту деятельность без согласия концедента (пункт 41).
Концессионер обязан осуществлять деятельность, указанную в пункте 1 настоящего соглашения, со дня, следующего за днем подписания акта приема-передачи объектов соглашения и иного имущества и до окончания срока, указанного в пункте 51 настоящего соглашения (пункт 44).
Концессионер обязан при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, осуществлять реализацию производимых услуг по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) (пункт 46 соглашения).
Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 05.09.2021 (пункт 48 соглашения).
Срок реконструкции объектов соглашения: ежегодно в течение срока действия настоящего соглашения, с момента передачи объекта соглашения (пункт 49 соглашения).
Концессионер обязан уплачивать концеденту концессионную плату в размере 2% чистой прибыли от осуществления деятельности по оказанию услуг по теплоснабжению населения на территории города Канска с использованием объектов соглашения, но не менее 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей в год (без НДС).
Концессионная плата вносится до 1 апреля года, следующего за которым должна осуществляться плата.
Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий настоящего соглашения, в том числе обязательств по осуществлению деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, обязательств по использованию (эксплуатации) объектов соглашения в соответствии с целями, установленными настоящим соглашением, сроков исполнения обязательств, указанных в разделе VIII настоящего соглашения (пункт 55 соглашения).
Концессионер обязан обеспечить представителям концедента, осуществляющим контроль за исполнением концессионером условий настоящего соглашения, беспрепятственный доступ на объекты соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения (пункт 56 соглашения).
Концедент имеет право запрашивать у концессионера информацию об исполнении концессионером обязательств по настоящему соглашению (пункт 57 соглашения).
При обнаружении концедентом в ходе осуществления контроля за деятельностью концессионера нарушений, которые могут существенно повлиять на соблюдение концессионером условий настоящего соглашения, концедент обязан сообщить об этом концессионеру в течение 3 календарных дней с даты обнаружения указанных нарушений (пункт 60 соглашения).
Настоящее соглашение может быть расторгнуто досрочно на основании решения суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой стороной условий настоящего соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами (пункт 76).
К существенным нарушениям концессионером условий настоящего соглашения относятся:
- нарушение сроков реконструкции объектов соглашения;
- нарушение установленных настоящим соглашением порядка распоряжением объектами соглашения, порядка использования (эксплуатации) объектов соглашения;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств настоящего соглашения, в том числе прекращение или приостановление концессионером соответствующей деятельности без согласия концедента;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по предоставлению потребителям работ и услуг, в том числе несоответствие их качества требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением (пункт 77).
По акту приема-передачи от 03.10.2011 концедент передал концессионеру объект соглашения - теплотрассу, расположенную по адресу: Красноярский край, г. Канск, от ТЭЦ по ул. Красноярская, 13, строение 1 до ТК-1 во дворе дома по ул. Красноярская, д.21/1 через ТК 2, протяженностью 610,00 м., год постройки 1990, кадастровый номер 24:51:0000000:0:1710.
На 2018 год сторонами согласованы перечень, объемы и сроки выполнения работ по реконструкции переданных объектов:
* переоборудование тепловых сетей по ул. Ушакова от ТК-1/25-3 до ТК-1/25-3в с объемом финансирования 505 289 руб. сроком до 01.09.2018,
* переоборудование участка теплотрассы на выходе из ТЭЦ ООО "Тепло-Сбыт-Сервис" с объемом финансирования 327 749 руб. сроком до 01.09.2018.
В связи с непредставлением ответчиком отчетов о выполненных работах, комитет 05.04.2019 направил в адрес общества "Тепло-Сбыт-Сервис" требование об устранении допущенных нарушений.
Общество "Тепло-Сбыт-Сервис" 03.07.2019 представило в комитет отчеты в виде актов о выполнении мероприятий по переоборудованию отдельных участков тепловых сетей:
* акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств N 1 от 03.10.2018,
* акт приемки выполненных работ по переоборудованию участка теплотрассы на выходе из ТЭЦ ООО "Тепло-Сбыт-Сервис",
* акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств N 2 от 03.10.2018,
- акт приемки выполненных работ по переоборудованию тепловых сетей по ул. Ушакова от ТК-1/25-3 до ТК-1/25-3в.
Комитетом указанные отчеты направлены Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска для согласования в соответствии с пунктом 12 концессионного соглашения.
Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска указало на невозможность согласования отчетов, поскольку специалисты управления на мероприятия по переоборудованию тепловых сетей не выезжали, не участвовали при проведении работ по реконструкции, о времени проведения работ концессионером не извещались.
В связи с отказом управления в согласовании представленных отчетов истец 16.07.2019 предложил ответчику организовать обследование реконструированных объектов с участием представителей комитета и управления.
Обществом не организовано обследование объекта (участка теплотрассы), доступ к реконструируемым объектам не предоставлен.
10.07.2019 комитет направил обществу претензионное письмо об устранении нарушений концессионного соглашения в 10-дневный срок с момента получения претензии. Комитет предупредил общество о возможности расторжения концессионного соглашения в судебном порядке в случае неисполнения требований претензии. Претензия получена ответчиком 15.07.2019, требования комитета в добровольном порядке не исполнены.
23.09.2019 истец обратился к ответчику с предложением расторгнуть концессионное соглашение, направив экземпляр соответствующего соглашения. Ответчик подписанный со своей стороны экземпляр соглашения о расторжении истцу не направил.
Распоряжением администрации города Канска от 02.12.2019 N 714 создана рабочая группа по проверке исполнения концессионерами условий концессионного соглашения.
По итогам проверки рабочей группы составлен акт от 12.12.2019 о результатах контроля за исполнением концессионного соглашения от 06.09.2011 N 3, заключенного с обществом "Тепло-Сбыт-Сервис". Рабочая группа пришла к выводу о том, что в 2018 году концессионером не исполнены обязательства по концессионному соглашению:
- инвестиции в реконструкцию (модернизацию) муниципального имущества в соответствии с перечнем работ, объемов, сроков реконструкции, определяемых дополнительным соглашением от 05.04.2018 к концессионному соглашению, за 2018 год не выполнены,
- концессионная плата за 2018 год не внесена,
- проверенное муниципальное имущество имеется в наличии, надежность эксплуатации тепловых сетей не обеспечивается в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.
17.12.2019 истец сообщил ответчику о назначении времени для приемки выполненных последним работ с участием представителей администрации г. Канска, комитета и управления. Ответчику предложено принять участие в приемке работ с предоставлением документов об исполнении обязательств по реконструкции объектов концессионного соглашения и иного имущества. Уведомление о дате и времени проведения мероприятий по приему работ направлено ответчику посредством электронной почты 17.12.2019.
19.12.2019 по результатам осмотра участка расположения теплотрассы комиссией в составе представителей администрации г. Канска, комитета и управления, в отсутствие представителя общества "Тепло-Сбыт-Сервис" составлен акт контроля за соблюдением условий концессионного соглашения о том, что:
* участок теплотрассы на выходе из ТЭЦ осмотреть не представилось возможным, доступ не обеспечен,
* установить факт исполнения обществом обязательств по концессионному соглашению в 2018 году не представляется возможным,
- управлением не согласовывались документы об исполнении концессионером обязательств по реконструкции объектов соглашения и иного имущества в 2018 году,
- осуществить контроль за выполнением работ по реконструкции объектов соглашения невозможно в связи с не обеспечением концессионером допуска к объектам соглашения и не предоставлением документов.
В акте контроля за соблюдением условий концессионного соглашения от 25.12.2019 указано на то, что после осмотра участка расположения тепловых сетей комиссией установлено:
- доступ не обеспечен представителями общества "Тепло-Сбыт-Сервис",
- осуществить приемку выполненных работ не представляется возможным, представители общества "Тепло-Сбыт-Сервис" уклонились от проведения комиссии.
Поскольку принятые по концессионному соглашению обязательства ответчиком в добровольном порядке не исполняются, доступ к переданному по соглашению имуществу ответчиком не обеспечивается, от проведения комиссии ответчик уклоняется и не предпринимает действий, направленных на проверку соблюдения им условий заключенного концессионного соглашения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении исковые требования комитета удовлетворил, пришел к выводу о том, что концессионером допущены существенные нарушения условий концессионного соглашения, что является основанием для расторжения указанного соглашения в судебном порядке.
При вынесении обжалуемого судебного акта арбитражный суд руководствовался положением статей 1, 3, 13, 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), статей 401, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Предметом настоящего иска является материально-правовое требование истца к ответчику о расторжении концессионного соглашения.
К правоотношениям сторон применимы положения специального закона N 115-ФЗ, а также общие положения главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной,
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статья 15 Закона N 115-ФЗ содержит специальные основания расторжения концессионного соглашения на основании решения суда.
Концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной концессионного соглашения своего обязательства по концессионному соглашению другая сторона концессионного соглашения направляет ей предупреждение в письменной форме о необходимости исполнения такого обязательства в разумный срок. Требование об изменении или о досрочном расторжении концессионного соглашения может быть заявлено в суд другой стороной концессионного соглашения только в случае, если в указанный срок такое обязательство не было исполнено надлежащим образом.
Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:
1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера;
2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
3) приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также положениями иных нормативных правовых актов;
5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.
Таким образом, пункт 1 части 2 статьи 15 Закона N 115 -ФЗ к числу существенных нарушений концессионного соглашения концессионером относит нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера.
Другими словами, квалифицирующим признаком существенности нарушения условий концессионного соглашения концессионером в последнем случае является специфика принятых им на себя обязанностей, заключающихся в создании и (или) реконструкции объекта, каковые, в числе прочего, содержатся в соглашении, заключенном сторонами настоящего спора и были нарушены ответчиком. Значительность ущерба для концедента в этой ситуации заменяется презюмируемой важностью для него инвестиционной составляющей обязанностей концессионера, которая отлична от любой другой деятельности, подпадающей под действие пункта 3 части 2 статьи 15 Закона N 115-ФЗ.
Исковые требования комитета обоснованы неисполнением обществом обязательств по концессионному соглашению, которые выразились в неисполнении мероприятий по реконструкции объекта (теплотрассы) в 2018 году.
Общество обязалось выполнить следующие работы по реконструкции переданных объектов в 2018 году:
* переоборудовать тепловые сети по ул. Ушакова от ТК-1/25-3 до ТК-1/25-3в с объемом финансирования 505 289 руб., срок реализации - до 01.09.2018,
* переоборудовать участок теплотрассы на выходе из ТЭЦ общества "Тепло-Сбыт-Сервис" с объемом финансирования 327 749 руб., срок реализации - до 01.09.2018.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о нарушении концессионером следующих условий концессионного соглашения:
- несвоевременное представление в комитет отчетности о выполненных работах по реконструкции теплотрассы. По условиям концессионного соглашения концессионер обязался представлять отчеты в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным, то есть за 2018 год отчет должен быть представлен до 01.02.2019. Вместе с тем, в установленный срок ответчик отчет добровольно в комитет не представлен. Отчетная документация (акты о выполненных работах по форме ОС-3) направлена в комитет только 03.07.2019 после получения запроса о ее направлении. При этом судебная коллегия принимает во внимание тот факт, что акты о выполненных работах составлены и подписаны обществом в одностороннем порядке, к ним не приложены первичные документы, раскрывающие объем финансирования и сроки фактического выполнения работ,
- ответчиком не подтвержден факт действительного выполнения работ по переоборудованию участков теплосетей в 2018 году. Работы, о проведении которых заявлено ответчиком, не согласованы Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска. Между тем, необходимость такого согласования предусмотрена пунктом 12 концессионного соглашения.
Постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 N 70 одобрены "СНиП 12-01-2004. Организация строительства", то есть установленные для добровольного применения общие правила ведения строительства, сложившиеся в практике и обусловленные действующим законодательством.
В пунктах 5.13 - 5.13.2 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" указано на то, что работы, связанные с вскрытием поверхности в местах расположения действующих подземных коммуникаций и сооружений, должны производиться с соблюдением специальных правил, установленных министерствами и ведомствами, эксплуатирующими эти коммуникации, а также следующих дополнительных правил.
В соответствии с действующими правилами охраны подземных коммуникаций исполнитель работ должен заблаговременно вызвать на место работ представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные коммуникации и сооружения, а при их отсутствии - представителей организаций, согласовавших проектную документацию.
Прибывшим на место представителям эксплуатирующих организаций предъявляются проектная документация и вынесенные в натуру оси или габариты намеченной выемки. Совместно с эксплуатирующей организацией на месте определяется (шурфованием или иным способом), обозначается на местности и наносится на рабочие чертежи фактическое положение действующих подземных коммуникаций и сооружений. Представители эксплуатирующих организаций вручают подрядчику предписания о мерах по обеспечению сохранности действующих подземных коммуникаций и сооружений и о необходимости вызова их для освидетельствования скрытых работ и на момент обратной засыпки выемок.
Не явившиеся и не уведомившие об отсутствии на месте работ эксплуатируемых ими коммуникаций и сооружений организации вызываются повторно за сутки с одновременным уведомлением об этом органов местного самоуправления, которые принимают решение о дальнейших действиях в случае повторной неявки представителей указанных организаций. До принятия соответствующего решения приступать к работам нельзя.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств извещения управления о времени проведения работ по переоборудованию участков теплотрассы, о необходимости направления управлением представителя для согласования (принятия) указанных работ.
С учетом сложившейся ситуации комитетом и управлением предприняты попытки согласования работ после их выполнения путем осмотра места расположения теплотрассы. Вместе с тем, ответчик на осмотр не явился, не предъявил объект для осмотра, на претензии концедента не ответил, что свидетельствует о недобросовестности поведения концессионера. Перечисленные действия ответчика можно квалифицировать как уклонение от исполнения обязанностей, возложенных на него соглашением и Законом N 115-ФЗ.
Представители комитета и управления не могли самостоятельно в одностороннем порядке в отсутствие концессионера осуществить проверку выполненных им работ на теплотрассе, поскольку специфика объекта такова, что для его осмотра необходимо провести земляные работы, снять поверхностный слой земли и снова изолировать тепловые сети от внешнего воздействия.
В материалы дела не представлены доказательства согласования проведенных ответчиком работ с Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска.
В соответствии с пунктом 3.15 Положения об управлении, оно осуществляет контроль за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, монтажом оборудования и соблюдением всех правил ведения работ согласно техническим условиям на строительстве.
Теплотрасса представляет собой объект социального жилищно-коммунального назначения, поэтому все выполняемые на нем работы подлежат обязательному согласованию с контролирующим органом - управлением. Не согласованные в установленном порядке работы не могут свидетельствовать о надлежащем исполнении концессионером обязательств по концессионному соглашению (качественной реконструкции). Некачественное выполнение ремонтных работ тепловых сетей способно привести к негативным последствиям для потребителей, в том числе в период отопительного сезона (граждане могут остаться без тепла).
В отсутствие согласования с управлением проведенных обществом работ они не могут быть оценены апелляционным судом как выполненные качественно.
Ответчик не реализовал предоставленное ему комитетом и управлением право на последующее согласование работ после проведения осмотра участков тепловых сетей. На осмотр представитель общества не явился, доступ к теплотрассе членам комиссии не предоставил.
Комитет неоднократно направлял обществу претензии (05.04.2019, 10.07.2019), в которых обращал внимание на необходимость устранения нарушений условий соглашения (просил предоставить отчеты, явиться на осмотр, произвести оплату по соглашению).
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Ответчик, являясь профессиональным участником гражданского оборота, должен подтвердить реальное совершение им действий, направленных на исполнение условий соглашения, опровергнуть установленную пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпцию.
Между тем, презумпция вины заявителем не опровергнута, равно как и не представлены доказательства оплаты по концессионному соглашению.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о существенном нарушении заявителем положений Закона N 115-ФЗ (статьи 15) и условий концессионного соглашения, которые выразились в выполнении несогласованных с контролирующим органом работ по реконструкции объекта, несвоевременном предоставлении отчетов по итогам 2018 года, невнесении платы по соглашению.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что постановлением администрации города Канска от 01.11.2019 N 1036 общество "Тепло-Сбыт-Сервис" утратило статус единой теплоснабжающей организации. Отсутствие статуса единой теплоснабжающей организации лишает возможности ответчика формировать инвестиционную программу, развивать и поддерживать жизнедеятельность централизованной системы теплоснабжения.
Возражения представителя ответчика о том, что проведенные работы по реконструкции не подлежали согласованию с Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска, основаны на неправильном толковании условий концессионного соглашения, в частности, пунктов 11-13.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о принятии им всех разумных и достаточных мер по организации проверки объекта как документально не подтвержденный. При проведении проверочных мероприятий общество занимало пассивную позицию, на контакт с концедентом и управлением не выходило.
В связи с тем, что в материалах дела нашел подтверждение факт существенного нарушения ответчиком условий концессионного соглашения и норм Закона N 115-ФЗ, требование истца о расторжении концессионного соглашения обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей относятся на заявителя (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 марта 2020 года по делу N А33-28215/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28215/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА КАНСКА
Ответчик: ООО "Тепло-Сбыт-Сервис"
Третье лицо: Администрация города Канска для Игнатовой А.В.