Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 октября 2020 г. N Ф08-8235/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2020 г. |
дело N А53-31576/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Горшковой Инны Алексеевны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2020 по делу N А53-31576/2019 по иску администрации Миллеровского района к индивидуальному предпринимателю Горшковой Инне Алексеевне о сносе самовольно возведенных построек,
УСТАНОВИЛ:
администрация Миллеровского района (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Горшковой Инне Алексеевне (далее - ответчик, ИП Горшкова И.А.) о сносе самовольно возведенных объектов - нежилого здания площадью 352 кв.м и нежилого здания 158,7 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 61:22:0070701:23 по адресу: Ростовская область, Миллеровский район, х. Ленина, ул. Ленинская, 23 (с учетом уточнения первоначальных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования основаны на положениях статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик указывает на то, что судом первой инстанции не выяснялся вопрос о возможности приведения объектов в соответствии с установленными требованиями, а также вопрос о том, создают ли спорные объекты угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, по мнению заявителя, администрация района не является надлежащим истцом.
От администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06.05.2019, земельный участок с кадастровым номером 61:22:0070701:23, расположенный по адресу: Ростовская область, Миллеровский район, х. Ленина, ул. Ленинская, 23, принадлежит на праве собственности Горшковой Инне Алексеевне, с видом разрешенного использования земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства.
Межмуниципальным отделом по Миллеровскому, Тарасовскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области выявлено, что на указанном земельном участке расположены самовольно возведенные постройки, эксплуатируемые ответчиком в качестве гостиничных номеров, территория земельного участка используется под стоянку, т.е. не по назначению, что подтверждено актом осмотра территории от 29.04.2019, актом проверки органом государственного надзора от 06.05.2019 (т. 1, л.д. 16-30).
27.06.2019 проведено заседание рабочей группы по решению проблем, связанных с самовольным строительством на территории Миллеровского района, в ходе которого принято решение в отношении объектов - одного двухэтажного и двух одноэтажных зданий, обладающих признаками самовольного строительства, в срок до 27.07.2019 добровольно снести самовольно возведенные объекты.
Горшковой И.А. 03.07.2019 (исх. 83/02/1837) направлено письмо, в котором ответчику предлагалось в срок до 27.07.2019 добровольно снести самовольно возведенные строения (т. 1, л.д. 49).
31.07.2019 отделом по вопросам градостроительства и архитектуры Администрации Миллеровского района проведена проверка исполнения решения протокола заседания N 1 рабочей группы по решению проблем, связанных с самовольным строительством на территории Миллеровского района от 27.06.2019 в части исполнения решения о добровольном сносе самовольно возведенных зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 61:22:0070701:23 по адресу: Ростовская область, Миллеровский район, х. Ленина, ул. Ленинская, 23, в ходе выезда по указанному адресу.
По результатам проведенной проверки установлено, что работы по сносу самовольно возведенных объектов не ведутся, о чем составлен акт осмотра и фототаблица.
Полагая, что спорные объекты являются самовольными постройками, возведенными в отсутствие разрешительной документации, администрация обратилась в суд с рассматриваемым иском.
При принятии решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Возведение самовольной постройки является правонарушением, в силу чего не порождает правовых последствий, предусмотренных пунктом 1 статьи 218 ГК РФ в виде возникновения права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
Напротив, согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Общим правовым последствием создания самовольной постройки является снос такой постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что спорные здания возводились ответчиком в качестве гостиничного комплекса, что подтверждается также техническими паспортами, фотоматериалом, актами обследования. На момент рассмотрения спора в сети Интернет является актуальной информация (реклама) об оказании по спорному адресу гостиничных услуг.
Как установил суд первой инстанции, на момент рассмотрения дела на земельном участке с кадастровым номером 61:22:0070701:23 также расположен жилой дом, в нем проживает родственник ответчика, что подтверждается копией паспорта, пояснениями представителя ответчика.
Из материалов дела следует, что ответчик обращался за разрешением на строительство только в 2018 году в целях легализации уже возведенных им зданий, тогда как спорные объекты возведены в 2014 году.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель.
Согласно п. 1 ст. 37 Закона об организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из приведенных норм права следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель, строительством и соблюдением порядка размещения движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация, как орган местного самоуправления.
Доводы апеллянта со ссылкой на то, что администрация района является ненадлежащим истцом судебной коллегией отклоняются.
Легитимация истца на заявленные требования предопределяется полномочиями по землеконтролю на территории муниципального образования вне зависимости от принадлежности конкретных участков, включающими контроль за недопущением самовольного строительства и реконструкции на территории муниципального образования.
Согласно статьи 3 Устава Миллеровского района с состав Миллеровского района входит, в том числе, муниципальное образование "Мальчевское сельское поселение".
В соответствии с пунктом 7 статья 2 устава Миллеровского района к вопросам местного значения Миллеровского района, осуществляемым на территориях сельских поселений, входящих в состав Миллеровского района, относятся следующие вопросы местного значения городского поселения: осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Пунктом 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель.
Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения. Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством и соблюдением порядка размещения объектов осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
Следовательно, администрацией данный иск заявлен также в рамках реализации общих функций муниципального землеконтроля.
Из приведенных норм права следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель, строительством и соблюдением порядка размещения движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация, как орган местного самоуправления.
Доводы заявителя о том, что судом не выяснялся вопрос о возможности приведения объектов в соответствии с установленными требованиями, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку ответчик возвел спорные объекты в отсутствие разрешительной документации в полном объеме; документов, подтверждающих возведение объектов (частей) в соответствии с действующим законодательством, ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2020 по делу N А53-31576/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31576/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МИЛЛЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ МИЛЛЕРОВСКОГО РАЙОНА
Ответчик: Горшкова Инна Алексеевна